В. Костомаров

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ 1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. 2)То же происходит и с языком. 3)Он изменяется. 4)Но мы не чувствуем, как это происходит. 5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. 6)И это не может не пугать. 7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. 8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». 9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка». 10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. 11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. 12)А мера утеряна. 13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». 14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. 15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. 16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». 17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо. 18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». 19)Закон, конечно же, нужен. 20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. 21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. 22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. 23)Были уже такие тщетные попытки. 24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. 25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. 26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. 27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. 28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. 29)А современным дикторам нравится американская интонация. 30)И молодёжь начинает им подражать. 31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. 32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде. 33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. 34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. 35)Он приспосабливается к потребностям общества. 36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. 37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. 38)За что его ругать? 39)Он отражает состояние общества. 40)Так что не язык надо сейчас исправлять. (По В. Костомарову)

Показать текст целиком

Почему меняется русский язык? Что способствует его изменению? Над этими и многими другими вопросами меня заставило задуматься произведение В.Костомарова.
С развитием общества изменяется не только экономическая и политическая сферы , но и культура. И в первую очередь язык . Наше стремление отойти от предшествующей эпохи и построить новые общество, приводит к языковым метаморфозам, которые пугают нас фактом своего возникновения. Приход новых слов и "отмежевание" старых происходит потому, что русский язык "изменчив"и "общежителен". Как отмечает автор, язык принимает новые слова, если они нужны. И это явление не имеет отрицательной стороны, если оно контролируется. В языке не должно присутствовать избыточное количество иностранных слов, жаргонной и сленговой лексики. "Всё должно быть в меру". Чтобы избежать перенасыщения языка ненужными новыми словами, следует, в первую очередь, найти источник их появления.
По мнению В.Костомарова, "язык делает народ". Именно люди, в процессе взаимодействия друг с другом, оказывают влияние на язык. Язык же приспосабливается потребностям общества . Нормирование языка или отступление от правил зависит от тенденции развития общества.
С мнение автора нельзя не согласиться. Ведь язык является отражением культуры общества. Все метаморфозы, происходящие в языке, напрямую связаны с уровнем развития общества. "Язык подчиняется людям, которые им пользуются". Поэтому прежде всего

по В. Костомарову* «Все знают, что часовая стрелка на циферблате…»

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) изОгнутый 3) создАлась

2) дОлжностей 4) красивЕе

А2. В каком предложении вместо слова ЖИЛИЩНЫЙ нужно употребить ЖИЛОЙ?

1)Перед многими молодыми семьями встает ЖИЛИЩНАЯ проблема.

2)Этот многоквартирный ЖИЛИЩНЫЙ дом был построен довольно быстро.

3)Ответ на вопрос о праве собственности на квартиру можно найти в ЖИЛИЩНОМ кодексе.

4)ЖИЛИЩНЫЕ условия семьи были весьма неблагоприятными.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) с пятидесятью рублями 3) высохла

2) оденьтесь теплее 4) спелых абрикосов

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Используя языковые средства выразительности,

1) речь наполняется яркими красками.

2) писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.

3) подчёркивается индивидуальность стиля.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.

4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В одиннадцатом классе мы после уроков заходили в кафе, которое находилось на площади у Дворца культуры.

2) Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.

3) Так как мы не смогли отменить встречу в Лондоне, которая состоится завтра, то было принято решение обменять билеты.

4) По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стал первоклассным военным врачом.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)... (2)Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетий до н. э. (З)Примерно на восемь веков моложе сходные по тематике рисунки, сохранившиеся на стенах гробниц древнегреческого города Фивы. (4) В V веке до н. э. афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. (5)Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в средиземноморские воды: таким путем он лично знакомился с подводными заграждениями финикийского города Тира, готовясь напасть на него с моря. (6)... после успешной подводной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Нередко моря и океаны служили и ареной жестоких сражений, в которых решались судьбы целых государств.

2) Попытки проникнуть в морские глубины предпринимались людьми еще в древности.

3) Как полагают историки, только за последние пять столетий океан поглотил восьмую часть всей мировой добычи золота и серебра.

4) Океанское дно за тысячелетия превратилось в богатейший музей мира, в беспредельных залах которого словно засты¬а сама История.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Потому что 2) Однако 3) Несмотря на это, 4) Вскоре

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного предложения текста?

1) моложе рисунки (предложение 3)

2) использовали (предложение 4)

3) Александр Македонский знакомился (предложение 5)

4) город был (предложение 6)

А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) сложное бессоюзное

2) сложносочинённое

3) простое, осложнённое

4) сложноподчинённое

А11. В каком(-их) предложении(-ях) есть страдательные причастия?

1) 3, 5 2) 2 3) 3, 5, 6 4) 2, 6

А12. Укажите значение слова ВОДЫ в предложении 5.

1) полезные минеральные источники

2) питательная жидкость, заполняющая защитную оболочку плода

3) водные пространства морей

4) водный раствор вещества

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) обозн…чение, задр..жать, т…инственный

2) обог…щаться, к…ричневый, прик…сновение

3) зап..х, г..реть, раск…ленный

4) обл…котиться, б..гровый, прил…жение

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) под…брать, пр…образ, н…илучший

2) пр…обретенье, пр…светлый, пр..рост

3) в..лелеять, обе…доленный, ра…грести

4) вз…скательный, от..скать, по…сковый

А16. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

1) люб…щие разговаривать, пассажиры дремл…т

2) стро…щийся дом, иголки кол…тся

3) крас…щие вещества, травы стел…тся

4) пен…щиеся волны, соседи разбуд…т

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. приветл…вый

Б. обид..ться

В. ноздр…ватый

Г. благоустра…вать

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4)А, Г

А18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.

1) 2, 4, 5 2) 2 3) 1, 2, 3 4) 4, 5

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!

2) Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения.

3) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.

4) Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами () и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

1) 1,3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3)3,4 4)1,3

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.

2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.

3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры.

4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

1) 1,3 2) 1,4 3) 2,3,4 4) 2,4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.

1) 1,3 2) 2,3 3)1,4 4)1,2,3,4

Прочитайте текст.

Каждый из нас связан с другими людьми системой коммуникаций. Эта плотная сеть буквально пронизывает человечество. Именно она делает нас одним целым: мы можем обмениваться мнениями не только с соседом, но и с жителями другой стороны земного шара, и при этом совсем необязательно вступать в прямой контакт.

А 27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Коммуникативная система пронизывает все человеческие отношения.

2) В современном мире можно общаться, не вступая в прямой контакт.

3) Человечество воспринимается как единое целое благодаря развитой системе коммуникаций.

4) Развитая система коммуникаций объединяет человечество, позволяя людям прямо общаться друг с другом.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30. В1-В8

(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит.

(5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. (15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

(18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». (19)Закон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки. (24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)За что его ругать? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять. (По В. Костомарову)

А28. Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?

1) Негативные изменения в языке ведут к негативным изменениям в обществе.

2) Нужно оберегать язык от каких бы то ни было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.

3) Негативные изменения в обществе ведут к негативным изменениям в языке.

4) Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 33-40?

1) повествование

2) описание

3) рассуждение

4) рассуждение и описание

А30. Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.

1) бесцельные

2) безуспешные

3) старательные

4) вредные

В1. Из предложений 26-29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 1-5 выпишите все указательные местоимения.

ВЗ. Из предложений 33-35 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4. Среди предложений 2-11 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные предложения. Напишите номера этих сложных предложений.

В5. Среди предложений 22-32 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 1 - 10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 24-31 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. «…Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а скорее социальным проблемам. Задача автора – дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такой приём, как _____ (например, в предложениях 36 – 37), и троп- _____ (в предложениях 1 – 4). Выразить авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как _____ («сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13), _____ («что ни говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».

Список терминов:

1) метонимия

2) сравнение

3) сравнительный оборот

5) разговорные слова и фразеологизмы

6) заимствованные слова

8) риторический вопрос

9) синтаксический параллелизм

В1 - современным

В3 - что-то другое

В2 - то, это, такой

Негативные процессы в языке: засилье новыми словами ограниченной лексики.

Процесс заимствования в языке

Язык меняется

Эти слова не нужны в языке

Утеряна мера

Настораживает то, что нам «хотелось бы иметь новый язык».

Сочинение

Язык - великое дело. Великое потому, что словом можно объединить людей для благодарных, больших дел. Словом можно выразить любовь и всё тончайшее движение души. Но порой мы не замечаем то, какие процессы происходят сегодня в русском языке, к чему они могут привести.

Именно эту проблему поднимает В. Костомаров в своей статье. Он рассуждает о том, что русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. А мера утеряна. Текст строится как рассуждение о том, что сейчас происходит с русским языком. Автор приводит множество примеров замены исконно русских слов современной лексикой: “Когда-то говорили «отмежеваться», теперь «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим » мы говорим «крыша поехала». Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка»”.
Но чаще всего мы заимствуем слова из уголовного жаргона или же иностранные слова, которые нам совершенно не нужны, а радио и телевидение приучают молодежь к американской интонации.

В. Костомаров заставляет нас задуматься о том, что мы не ценим родной язык, хотя он является нашим культурным наследием, и позволяем ему изменяться за счет заимствования иноязычных и жаргонных слов.

Трудно не согласиться с мнением автора текста. Людям следует ценить и беречь родной язык. Да, язык должен развиваться, но не с такой скоростью, не нужно внедрять в наш лексикон иностранные слова, которые есть в великом и могучем русском языке.

Данная проблема волновала многих великих русских писателей. В своем стихотворении « Русский язык» И. С. Тургенев называет русский язык великим, могучим, правдивым и свободным. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» он был для писателя поддержкой и опорой.

Огромную ценность представляет для нас "Толковый словарь живого великоруссского языка" В. И. Даля. За полвека известный писатель, этнограф не только собрал более двухсот тысяч русских слов, но и объяснил их значение, привел примеры пословиц, поговорок. Неужели в этом труде нет подходящих слов!

Мы должны быть внимательны к своей речи, стараться использовать русские слова там, где нет необходимости заменять их жаргоном или иностранными словами. Должны понять: прекрасен русский язык! И на нем ещё споют самые лучшие песни о будущем.

http://spishy.ru.com/spishi-ru/spishi-ru-russkiy-yazyik-ege-15.html

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ 1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. 2)То же происходит и с языком. 3)Он изменяется. 4)Но мы не чувствуем, как это происходит. 5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. 6)И это не может не пугать. 7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. 8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». 9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка». 10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. 11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. 12)А мера утеряна. 13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». 14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. 15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. 16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». 17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо. 18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». 19)Закон, конечно же, нужен. 20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. 21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. 22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. 23)Были уже такие тщетные попытки. 24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. 25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. 26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. 27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. 28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. 29)А современным дикторам нравится американская интонация. 30)И молодёжь начинает им подражать. 31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. 32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде. 33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. 34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. 35)Он приспосабливается к потребностям общества. 36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. 37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. 38)За что его ругать? 39)Он отражает состояние общества. 40)Так что не язык надо сейчас исправлять. (По В. Костомарову)

Показать текст целиком

Почему меняется русский язык? Что способствует его изменению? Над этими и многими другими вопросами меня заставило задуматься произведение В.Костомарова.
С развитием общества изменяется не только экономическая и политическая сферы , но и культура. И в первую очередь язык . Наше стремление отойти от предшествующей эпохи и построить новые общество, приводит к языковым метаморфозам, которые пугают нас фактом своего возникновения. Приход новых слов и "отмежевание" старых происходит потому, что русский язык "изменчив"и "общежителен". Как отмечает автор, язык принимает новые слова, если они нужны. И это явление не имеет отрицательной стороны, если оно контролируется. В языке не должно присутствовать избыточное количество иностранных слов, жаргонной и сленговой лексики. "Всё должно быть в меру". Чтобы избежать перенасыщения языка ненужными новыми словами, следует, в первую очередь, найти источник их появления.
По мнению В.Костомарова, "язык делает народ". Именно люди, в процессе взаимодействия друг с другом, оказывают влияние на язык. Язык же приспосабливается потребностям общества . Нормирование языка или отступление от правил зависит от тенденции развития общества.
С мнение автора нельзя не согласиться. Ведь язык является отражением культуры общества. Все метаморфозы, происходящие в языке, напрямую связаны с уровнем развития общества. "Язык подчиняется людям, которые им пользуются". Поэтому прежде всего

Сочинение в формате ЕГЭ по тексту В. Костомарова

(1) Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2) То же происходит и с языком. (3) Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит.

(5) Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6) И это не может не пугать. (7) Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8) Когда-то говорили «отмежеваться», теперь - «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». (9) Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

(10) Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11) И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12) А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14) Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю.

(15) Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16) Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17) Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

(18) В Думе несколько лет обсуждался «Закон о русском языке». (19) 3акон, конечно же, нужен. (20) Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21) Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22) Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23) Были уже такие тщетные попытки.

(24) В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25) Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26) Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27) Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28) Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29) А современным дикторам нравится американская интонация. (30) И молодёжь начинает им подражать. (31) Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32) Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

(33) Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться - язык в этом виноват или что-то другое. (34) Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35) Он приспосабливается к потребностям общества. (36) Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей - то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37) Если у нас главное - как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38) 3а что его поносить? (39) Он отражает состояние общества. (40) Так что не язык надо сейчас исправлять.

(По В. Костомарову)

Сочинение в формате ЕГЭ

ученицы 11 класса МБОУ СОШ № 28 города Воронежа

Сагач Ирины

Проблема негативных изменений в русском языке – одна из распространённых в литературе, так как касается вопросов бытия. Почему меняется русский язык, как бороться с «непечатными» словами, что формирует наш языковой вкус, что виновно в негативных изменениях русского языка – вопросы, которые анализирует В.Г.Костомаров в публицистическом тексте. Размышляя над данной проблемой, известный языковед приводит в своей статье примеры того, как меняется наш язык («отмежеваться» – «дистанцироваться», «сойти с ума» - «крыша поехала»). Костомаров акцентирует наше внимание на том, что по отношению к заимствованным словам и жаргонизмам «мера утеряна». Однако языковед подчёркивает, что язык лишь «приспосабливается к потребностям общества» и «отражает» его состояние. Нельзя не согласиться с мнением автора в том, что перемены должны начаться в обществе и тогда язык сам пойдёт в лучшую сторону. Действительно, социальные проблемы напрямую связаны с лингвистическими. И чтобы их разрешить, необходимо начать с себя. Например, читать классическую литературу, которая во все времена учила не только грамотно и красиво говорить, но и жить. Избегать скверных и бранных слов. Невольно вспоминается пример грубости и хамства госпожи Простаковой и её сына Митрофана в замечательной комедии «Недоросль» Д. Фонвизина, в которой высмеиваются эти пороки. Но это антиперсонаж, который помогает понять, как поступать нельзя. И совсем другие ощущения рождает в нас образованность и любовь к чтению у главного героя произведения М.Горького «Мои университеты», который считает, что именно книги помогли ему с достоинством пройти жизненные испытания, которые встречались ему на пути. Эти великие примеры бессмертной классической литературы, на которых мы учимся жить, подтверждают, что только от нас зависит состояние нашего «великого и могучего», «правдивого и свободного» русского языка. Так берегите же его! На ум приходят пламенные строки стихотворения Анны Ахматовой:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!


В тексте, предложенном для анализа, В.Костомаров поднимает проблему развития и сохранения русского языка.

Рассуждая над данной проблемой, автор приходит к выводу, что люди не чувствуют изменений, происходящих в русском языке. Писателя приводит в ужас то, что люди хотят "во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, что нам даже хотелось бы иметь новый язык". В. Костомаров также обращает внимание на то, что русский язык легко принимает иностранные слова, в этом нет ничего страшного, если только это делается в меру. Писатель уверен, что создание законов о русском языке, введение штрафов за ошибки не имеют смысла. Так, автор подводит нас к тому, что язык делает только народ.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


"Так что не язык сейчас надо исправлять".

Я полностью согласна с автором и считаю, что изменения, происходящие в русском языке, не могу не волновать людей. Ведь состояние современной устной и письменной речи с каждым днём вызывает все больше беспокойства. В то же время "язык" и "люди" являются неразделимыми понятиями. Так как язык отражает состояние общества.

Над этой проблемой рассуждали многие писатели. Вспомним книгу М.Крангауза "Русский язык на грани нервного срыва". Известный ученый рассказывает об изменениях в современной устной и письменной речи. Он приходит к выводу, что язык изменяется очень быстро и что о состоянии языка надо беспокоиться, его надо любить, но главное- это говорить на нем, писать и читать.

Обратимся к стихотворению А.Ахматовой "Мужество", написанному в годы Великой Отечественной войны. Для нее понятие "язык" и "народ" являются неразделимыми. Она уверена, что будущее Родины зависит напрямую от сохранения русской самобытности, от целостности языка.

В заключение хочу отметить, что сохранение языка, забота о его развитии являются обязательными условиями сбережения национальной культуры.

Обновлено: 2017-07-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.