Социальная структура – это определенный способ связи и взаимодействия элементов социальной системы, т.е. индивидов и соц. групп, общностей, занимающих определенные социальные позиции (статусы) и выполняющих определенные социальные функции (роли) в соответствии с принятой в данной соц. системе совокупности норм и ценностей. Социальная структура выражает объективное деление общества на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, группы, слои и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый элемент социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. В социологии существует большое количество концепций соц. структуры общества, исторически одной из первых является марксистская. Главное место здесь отводится социально-классовой структуре. Согласно этому учению социально-классовая структура представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Деление общества на классы обусловлено есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. В основе развития соц. структуры общества лежат: 1. общественное разделение труда и 2. отношения собственности на средства производства и его продукты. Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, а также умственного и физического труда. Отношения собственности на средства производства экономически закрепили эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.
Элементами социальной структуры являются:
1. индивиды и соц. общности
2. связи и отношения между ними
3. соц. институты
Соц. общности – это структуры, объединяющие ее членов по признаку принадлежности к объединяющему их критерию.
Социальные институты – это высокоорганизованные соц. системы, характеризующиеся устойчивой структурой, интегрированностью элементов и функциональностью.
Социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологии, но и такой науки, как социальное управление, а также политиков, государственных деятелей. Без уяснения соц. структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, то есть в каком направлении они будут действовать, нельзя эффективно руководить делами общества. Взаимосвязь существующих в обществе соц. групп и общностей отнюдь не статическая, а скорее динамическая и проявляется в их взаимодействии по поводу удовлетворения их потребностей и реализации их интересов. В этом взаимодействии имеются две основные стороны. Во-первых, сама деятельность каждого из субъектов общества, направляемая отдельными побуждениями. Во-вторых, те общественные отношения, в которые вступают соц. субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов.
В социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах.
Под структурой общества может пониматься:
1) совокупность разнообразных социальных общностей и групп, отражающих социальное неравенство людей в обществе, в связи с их неодинаковыми статусами и социальными ролями (это так называемая «социальная структура общества»);
2) система основных сфер жизнедеятельности общества (каждой из которых соответствуют определенные социальные отношения и институты):
Ø материально-экономическая,
Ø социальная,
Ø политическая,
Ø духовно-культурная).
1. Совокупность разнообразных социальных общностей и связей между ними составляют социальную структуру общества.
Основными элементами социальной структуры общества являются:
Ø классы;
Ø страты;
Ø сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);
Ø люди города и деревни;
Ø представители физического и умственного труда;
Ø социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);
Ø национальные общности.
По отношению к социальной труктуре имеется два основных подхода:
классовый (распространен в марксистской философии: для К. Маркса основным критерием социального структурирования было отношение к средствам производства, к собственности; на этом основано классовое деление общества – на рабов и рабовладельцев, крестьян и феодалов, пролетариат и буржуазию);
стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т.д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.
Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина – в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции, интеллигента – в число предпринимателей и т.д.).
Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.
Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество – общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.
Тенденций развития современного общества является:
превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;
усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых «малых групп».
2. В структуре общества выделяют основные сферы общественной жизни (материально–экономическую, социальную, политическую и духовно-культурную).
I. Экономическая сфера (материальное производство ) является исходной структурой общества. Это базовая, определяющая в жизни общества. Материальное производство – это деятельность людей, направленная на производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Таким образом, компонентами материального производства являются:
непосредственное производства;
распределение;
потребление материальных благ.
Экономическая сфера определяется способом производства (производство материальных благ всегда происходит в определенной общественной форме, это единство производственного содержания и его общественной формы обозначается понятием «способ производства»).
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
производительные силы;
производственные отношения.
Производительные силы - это:
люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками;
и средства производства.
Средства производства складываются:
из средств труда ; это все то, с помощью чего осуществляется производство:
Ø орудия труда(инструменты, механизмы, машины);
Ø сырье и материалы;
Ø здания, сооружения;
Ø транспорт и т.д.
из предметов труда (это те вещи, на которые направлена трудовая деятельность человека).
Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства. Структура производственных отношений :
Ø отношения собственности на средства производства (своеобразный центр всех экономических отношений);
Ø отношения собственно производства;
Ø отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
Ø отношения по поводу распределения производственных материальных благ;
Ø отношения потребления.
Взаимодействие производительных сил и производственных отношений подчинено общему диалектическому закону взаимодействия содержания и формы. Согласно ему содержание (производительные силы) играет определяющую роль по отношению к форме (производственным отношениям). На этом строится основной социологический закон – «закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил». Данный закон был сформулирован классикой марксизма.
Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:
Ø создает материальную базу существования общества;
Ø способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
Ø непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);
Ø влияет на политические процессы;
Ø влияет на духовную сферу – как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).
II. Социальная сфера понимается в двух значениях:
как аналог «социальной структуры общества» - сферы взаимоотношений социальных групп и общностей, системы внутреннего устройства общества;
как сфера производства и воспроизводства человека; это здравоохранение и образование, это общение человека с культурой, это продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения; здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо.
III. Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Элементами политической системы общества являются:
государство и государственные органы Главным элементом политической системы общества;
политические партии;
общественные организации;
профсоюзы;
иные институты.
Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти .
Основная функция политической сферы - функция организации, упорядочения, нормализации общественных отношений.
IV. Духовно-культурная сфера является сферой духовного производства, сферой формирования и функционирования культурных ценностей, общественных целей и идеалов, искусства, морали, религии, философии, науки и др.
В зависимости от сфер жизнедеятельности выделяют такие социальные институты :
Экономические (разделение труда, собственность, заработная плата и т. п.);
Политические, или институты власти (государство, армия, институт права, партии, профсоюза и др.);
Институты в сфере культуры (традиции и привычки, мораль, институты образования, семьи, церкви).
Подходя к изучению социальной структуры и ее элементов, следует помнить об определенной ограниченности данных знаний. Так, по мнению Б. Рассела, исследование структуры объекта является недостаточным для его полного познания. Даже при полном анализе структуры мы имеем дело только с характером отдельных частей единого целого и характером отношений между ними. При этом мы неминуемо упускаем из виду характер отношений данного объекта с другими объектами, не являющимися составными элементами его структуры. Социальная структура, элементы социальной структуры - данные категории не являются конечными, самозамыкающимися функциональными единицами. Напротив, их полноценное функционирование определяется связями с другими структурами человеческого бытия.
Основные понятия
Понятие структуры в широком смысле данного слова означает совокупность функционально зависимых элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта.
В свою очередь, социальная структура образована упорядоченной совокупностью взаимодействующих, связанных между собой социальных групп, институтов и отношений между ними, внутренним устройством общества (социальной группы). Таким образом, общество является основным смысловым центром, определяющим понятие «социальная структура».
Элементы социальной структуры и характер связей между ними
Структура объекта характеризуется составом элементов, порядком их расположения, характером зависимости друг от друга. Связи между ними могут иметь положительный, отрицательный, а также нейтральный характер. В первом случае речь идет о повышении уровня организации структуры за счет данных связей, во втором имеет место снижение организованности, в третьем - связи не оказывают влияния на уровень организации в структуре.
Основные элементы социальной структуры общества можно разделить на три большие группы:
Биологическая сущность индивида
Человек, рассматриваемый в качестве единичного природного существа, представителя вида Homo sapiens, определяется как индивид.
Б.Г. Ананьев выделяет две группы свойств, характеризующих индивида - первичные и вторичные.
Первичные свойства подразумевают наличие:
- возрастных особенностей (соответствующих конкретному возрасту);
- полового диморфизма (половая принадлежность);
- индивидуально типических характеристик (нейродинамические свойства мозга, специфика функциональной геометрии больших полушарий, конституциональные особенности).
В совокупности первичные свойства индивида определяют его вторичные свойства:
- динамика психофизиологических функций;
- структура органических потребностей.
Таким образом, речь в данном случае идет о биологической сущности индивида.
Общественная сущность индивида. Понятие личности
В других случаях понятие индивида используется для представления его в качестве социального существа - представителя человеческого общества. При этом его биологическая сущность также не исключается.
Тем не менее когда необходимо подчеркнуть общественную понятие индивида чаще заменяется понятием «личность». Личность характеризует субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. В других трактовках данное понятие используется для обозначения системного свойства индивида, формирующегося в совместной деятельности и общении.
Существует множество определений, трактующих понятие личности с той или иной стороны, однако во всех них ключевым моментом является социальная выступающего элементом социальной структуры общества. Является ли в данном случае биологическая сущность индивида менее значимой, чем общественная - вопрос неоднозначный, требующий рассмотрения с учетом специфики конкретной ситуации.
Понятие социальной общности
Данное понятие представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, для которых характерны относительно сходные условия и образ жизни, а также интересы.
Выделяют два основных типа социальных общностей:
- статистические;
- реальные.
В первом случае речь идет о номинальных группах, употребляемых в качестве во втором - о реально функционирующих в обществе. В свою очередь, реальные социальные общности могут быть 3 видов:
- массовые;
- групповые (малые/большие социальные группы).
Так, сведения о прописке, демографические данные, предоставляемые жителями определенного города, являются примером статистической социальной общности. С другой стороны, если речь идет об условиях существования той или иной категории граждан в действительности, мы можем говорить о реальной социальной общности.
К массовым социальным общностям принято относить формально не связанных друг с другом людей, но объединенных в определенную совокупность на основе некоторых поведенческих характеристик.
Классификация социальных групп
К социальным группам принято относить совокупность взаимодействующих друг с другом людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемых другими в качестве определенного сообщества.
Групповые социальные общности включают в себя большие и малые группы. Примерами первых являются:
- этнические общности (народности, племена, нации, расы);
- социально-демографические (половозрастные характеристики);
- социально-территориальные (проживающие длительное время на одной и той же территории, имеющие относительно сходный образ жизни по отношению друг к другу);
- социальные классы/слои (страты) общества (общие социальные функции относительно общие социальные признаки).
Разделение общества по классовому признаку имеет в своей основе критерий отношения группы к собственности на средства производства, а также характер присвоения благ. Классы отличаются общими социально-экономическими и психологическими характеристиками, ценностными ориентациями, собственным «кодексом» поведения.
Классификация по осуществляется исходя из особенностей образа жизни и труда членов общества. Страты являются промежуточными (переходными) социальными группами, не отличающимися ярко выраженным специфическим отношением к средствам производства (в отличие от класса).
Первичные и вторичные социальные группы
К первичным социальным группам принято относить небольшие по численности совокупности людей, вступающих в непосредственное взаимодействие друг с другом, в соответствии с индивидуальными особенностями участников данного общения. Таковым элементом социальной структуры является прежде всего семья. Также сюда можно отнести клубы по интересам, спортивные команды и др. Отношения внутри таких коллективов, как правило, неформальные, в определенной степени интимные. Первичные группы выступают в качестве связующего звена между личностью и обществом, отношения между которыми определяет социальная структура.
Элементы социальной структуры, вторичные социальные группы отличаются большим объемом, чем первичные, и более формальным, безличностным взаимодействием между участниками. Приоритетными в данных группах являются возможности участников группы выполнять определенные общественные функции и достигать соответствующих целей. Что же касается индивидуальных особенностей участников, то они отодвигаются на второй план. К таким группам можно отнести, например, рабочий коллектив.
Социальные институты
Еще одним значимым элементом социальной структуры общества является социальный институт. К данной общности относят устойчивые, исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности индивидов. К таковым могут относиться, собственно, институт государства, образования, семьи и др. Задача любого социального института - реализация определенной социальной потребности общества. В случае когда данная потребность становится неактуальной, институт прекращает свое функционирование либо остается в качестве традиции. Так, например, в советский период правления в России религиозный институт претерпел существенные изменения и практически перестал функционировать как полноценный социальный институт. В настоящее же время он восстановил свой статус в полной мере и свободно функционирует, наряду с другими социальными институтами.
Выделяют следующие виды социальных институтов:
- политические;
- экономические;
- образовательные;
- религиозные;
- семейные.
Все социальные институты как элементы социальной структуры общества имеют собственную идеологию, систему норм и правил, а также контроля за исполнением данных правил.
Несмотря на определенную схожесть, социальный институт и социальная группа как основные элементы социальной структуры не являются тождественными понятиями, хотя и могут описывать одну и ту же социальную общность людей. Социальный институт направлен на формирование отношений определенного вида между людьми за счет институционных норм. С помощью же данных норм индивиды, в свою очередь, образуют социальные группы. При этом деятельность каждого социального института направлена на множество различных социальных групп, определяющих в обществе соответствующее институционное поведение.
Таким образом, социальная структура, элементы социальной структуры определяются сложной системой связей, начиная с уровня отдельных индивидов и заканчивая крупными социальными группами. При этом важную роль играют не только обезличенные общественные связи, но и неформальные, характерные для референтных групп.
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности.Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.
Работа содержит 1 файл
1)Понятие общества
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности.Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.
После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности(Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал, в особенности 1 18 века политико-философской проблемой, исчёрпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии.
В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.
Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное,которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.
Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром.
Это последнее определение рассматривается в этой работе как основное.
2)Структура и исторические типы обществ.
Понятие структуры употребляется и в ином, более широком смысле как
совокупность элементов и их взаимосвязей. В этом случае понятие структуры,
по существу, отождествляется с понятием целого, так как, например,
«элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие предметы и явления,
будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры.
Структура - это упорядоченность, организованность системы. Естественно
поэтому, что существенной характеристикой структуры является мера
упорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле,
выступает как степень отклонения от состояния ее термодинамического
равновесия. Социальные системы стремятся повышать степень упорядоченности,
собственного функционирования и развития.
В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняя
организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества - это
совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и
любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система
в рамках «глобального» целого - общества - обладает своей специфической
структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей
структуры, структуры, господствующей в обществе.
Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются
люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее
центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные
отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни -
экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда
наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества -
экономической структуры, социально-политической структуры, структуры
духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает
своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и
определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.
Структура общественной системы выступает но только как отношения
людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни -
экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения
других общественных сфер - это тоже элементы структуры.
Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя
забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например,
такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь,
порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических
процессов и т. д.
Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к
средствам, производства, то ость в формах собственности, которые
представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может
выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия,
распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют
место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К
примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными
формами, они, эти формы,- наука, политические идеи, искусство и др.-
находятся в определенной связи, отношениях.
Структура есть и отношение людей к процессам- экономическим,
политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем
революции и реформ, экономических и социально- политических процессов и т.
Основные элементы структуры общества
Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые
человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые
и регуляторные механизмы.
Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты
социальной деятельности можно разделить на два класса:
1. Вещи, "орудия" с помощью которых люди оказывают воздействие на
окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди
осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде
путем её вещественно- энергетической переделки,
целенаправленного преобразования.
2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы
служат не непосредственному изменению реальности, а изменению
наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание,
стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на
отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать
в себе особым образом закодированную информацию, служить
средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям
согласовывать цели своей коллективной деятельности.
Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы,
чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать
это, и лишь в том случае обретут некоторую "телесную оболочку"
становясь материальными проводниками, "перевозчиками
Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают
целенаправленность человеческой деятельности.
3)Социальная структура общества.
Социальная
структура и социальные институты.
В социологии понятие социальная
структура (упорядоченные в одно целое отдельные
части общества) трактуется в широком
и узком смыслах.
В узком смысле социальная структура - это социальная стратификация, т.е.
распределение в иерархическом порядке
групп и слоев, выделенных по какому-либо
признаку (экономическому, политическому,
профессиональному и др.).
В широком смысле социальная
структура совокупность социальных институтов,
статусных отношений, групп, слоев, классов
данного общества.
Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений - социально - экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и др.
Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических, духовных условий их жизнедеятельности.
В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты.
Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.
Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально - экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.
На большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении разнообразных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры обоснованно указывали в свое время О. Конт и Э.Дюркгейм, русские мыслители М.И. Туган - Барановский, М.М. Ковалевский, П. А. Сорокин и др. Развернутое учение о роли общественного разделения труда в историческом процессе, содержится в социально - экономической теории марксизма, которая раскрывает также роль отношений собственности в этом процессе.
К основным элементам социальной структуры общества можно отнести: классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений; жителей города и деревни; представителей умственного и физического труда; сословия; социально - демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы).
Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.
Так что социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе и области экономики, социальной, политической и духовной жизни.
Таково значение проблемы социальной структуры общества. К ее решению необходимо подходить на основе глубокого понимания социальной диалектики, научного обобщения исторических и современных данных общественной практики.
Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь трех фундаментальных понятий социологии - социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобить ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном - множество статусов и высок уровень организации разделения труда.
Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны и связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие - социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.
Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство - это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Стратификация - это определенным образом «ориентированный» состав населения.
В социологии выделяют четыре главных измерения стратификации - доход, власть, престиж, образование. Они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ, а каналов доступа к ним.
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.