Структура и функции политической системы. Понятие политической системы общества Понятие политическая система и ее структура

И иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Иначе, политическая система общества - система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты – государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удерживание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системо-образующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Понятие "политическая система общества" показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Характерные черты политической системы:
    1. именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
    2. она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
    3. она обладает относительной самостоятельностью.
Типы политических систем:
    • тоталитарные политические системы закрытого характера фор­мирует социальная среда распределительного типа. В таких поли­тических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государст­венной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет резуль­таты коллективного труда в зависимости от места в системе рас­пределения. В тоталитарных политических системах господствуют идеи вождизма, культа лидера государства, происходит слияние государственного и партийного аппарата;
    • либерально-демократические политические системы как правило, являются открытыми: обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями становится их характерной чертой. В этих системах судебная власть, правовые установления приобретают определяющее значение. Государственная власть действует в организационно-правовых формах. Взаимоотношения государства, партий, профсоюзов и иных организаций в таких политических системах обеспечиваются, как правило, конституционным регулированием;
    • конвергенционная политическая системы (смешанная) . Характерна для периода реформ. В рамках такой системы которых плюрализм соседствует с реликтами политической нетерпимости, призывы к обновлению, реформам сопровождаются попытками реставрации старых порядков, прежней политической системы. Отличается нестабильностью, противоречивостью, эволюционирует, как правило, в иные системы.
Структура политической системы:
    1. государство,
    2. пар­тии,
    3. профсоюзы,
    4. молодежные организации,
    5. политические движе­ния и
    6. другие социальные институты.

Особая роль государства в политической системе общества:

    • именно через государство все остальные элементы данной системы приобщаются к власти;
    • государство высту­пает как единственная организация, объединяющая всех ;
    • государство обладает публичной властью и в необходимых слу­чаях может применять принуждение;
    • обладает моно­польным правом издания законов и установления правил поведе­ния;
    • обладает

Учебные и воспитательные цели: рассмотреть понятие, структуру и функции политической системы общества, охарактеризовать роль государства и права в политической системе общества, выделить субъекты политической системы. Политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет своё предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения и связывает все субъекты политики в единое целое.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст-венных органов, политических партий, движений, общественных ор-ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об-щества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы , как формируется и функционирует полити-ческая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодейст-вие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Кате-гория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе ис-пользования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру политической системы составляют следующие компоненты:

1) субъекты политической организации общества, к которым относятся - госу-дарство, политические партии , общественные организа-ции и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и т.п.;

2) политическое сознание , характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической систе-мы;

3) социально-политические и правовые нормы , регулирующие по-литическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения , складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика , состоящая из политической деятель-ности и совокупного политического опыта.

Сущность политической системы общества наиболее ярко прояв-ляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической систе-мы будет неполной без их рассмотрения.


Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социаль-ной группы или для большинства членов данного общества (полити-ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократи-ческие, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает поста-новку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов , необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и зада-чи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выра-жения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы раз-нообразных общностей людей);

6) интеграция общества , создание необходимых условий для взаи-модействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, сни-мать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (т.е. формирование политического сознания индивида и "включение" его в работу конкрет-ных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроиз-водство политической системы путем обучения все новых членов об-щества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определен-ной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Легитимность, другими словами законность).

Основная литература:

Конституция РФ. М, 1993.

Закон РСФСР "О милиции" от 18.04.1991.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: Омега-Л, 2005.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.

Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт, 2005.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник - М.: ПБОЮЛ, 2001.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. - СПб., Юридический центр пресс, 2005.

Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова - М.: ЦОКР МВД России, 2005.

Дополнительная литература:

Алексеев С.С. Государство и право. -М.,1998.

Вебер М. Избранные произведения. - М.1990.

Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право.1994. №7.

Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом

Введение

Тема «Политическая система общества» занимает важное место в курсе политологии: ее изучение позволяет составить представление об обществе как сложном организме, усвоить характерные особенности его функционирования, преодолеть односторонний подход в анализе политики.

Проблема формирования политической системы имеет актуальное значение для современной России, переживающей переход в качественно иное состояние. Знание структуры и функций политической системы дает возможность понять происходящие политические процессы, определить их тенденции.

1 Структура

Преобладающей точкой зрения в политической науке на структуру является выделение таких подсистем как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная. Кратко раскроем содержание каждой из подсистем.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой государственной, партийной, общественно-политической, представляющей, в свою очередь, частные подсистемы.

Фундаментальной основой политической системы в целом и ее институциональной подсистемы является государство. Оно представляет собой властную опору существующей общественной системы, оказывает значительное воздействие на деятельность других подсистем. Государство обладает монопольным правом на контролируемой им территории осуществлять от имени всего общества внутреннюю и внешнюю политику, издавать законы, нормативные акты, обязательные для всего населения, взимать налоги, различные платежи, контролировать соблюдение законов и правовых норм вплоть до применения или угрозы применения физического принуждения.

В границах политической системы действуют различные политические партии, общественно-политические движения, профессиональные союзы, молодежные организации, организации предпринимателей, творческие объединения, всевозможные лоббистские организации в структурах законодательной и исполнительной ветвей власти, группы давления.

Особое место в политической системе занимают религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан с политической жизни.

Нормативную подсистему составляют всевозможные нормы. Особое место занимают нормы права, Конституция, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность последних. Нормативная подсистема включает политические традиции, мораль, этику политической жизни.

Функциональная подсистема выражается в формах и направления политической деятельности, в способах и методах осуществления власти, связи государства, общества, индивида, то есть политическом режиме. Современная наука выделяет такие режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный.

Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политическими системами стран. Важным элементом коммуникативной подсистемы являются средства массовой информации, выступающие в качестве государственных учреждений и как органы партий, массовых общественных организаций. Велико их воздействие на политическую жизнь как важного канала формирования и выражения общественного мнения и гласности, а также информирования населения о событиях, деятельности государства, партий, движений.

Культурная подсистема представляет собой комплекс ценностей и образцов поведения, отвечающих потребностям развития данной политической системы и предполагающих участие граждан в политической жизни, одобрение и поддержку ими существующей власти, участие в процессах принятия решений, выборах и т.п. На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическое сознание – восприятие и осознание мира политики, политических процессов и событий личностью, социальной группой, обществом в целом. Одной из форм общественного сознания является политическая идеология, выражающая интересы определенных социальных групп и оправдывающая способы достижения поставленных целей.

Скрепляющим фактором структуры политической системы являются политические отношения , в процессе которых обеспечивается функционирование всех сфер жизнедеятельности общества. Особая роль политических отношений заключается в том, что они выражают отношения по поводу публичной власти больших групп людей – классов, наций, социальных групп.

2 Функции

Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития. Исходные объективные требования к политической системе состоят в обеспечении ее сохранности и стабильности. Функции суть все, что способствует самосохранению и результативности политической системы. Функции политической системы не являются неизменными, они постоянно развиваются, обновляются с учетом конкретной исторической обстановки. Можно выделить следующие функции:

1) определение целей развития общества;

2) властно-политическая интеграция;

3) регулирование режима общественно-политической деятельности;

4) легитимация политического режима;

5) обеспечение целостного управленческого воздействия на общество;

6) разрешение конфликтов;

7) мобилизация ресурсов и др.

Иначе указанные функции можно обозначить как «координирующую, интегративную, направленную на достижение адекватного отражения приоритетных социальных интересов в принимаемых политических решениях» (см. Фарукшин М. Политическая система общества. // Социально-политические науки, 1991, № 5).

Американский политолог Г.Алмонд предложил разделить функции политической системы на «входящие» и «исходящие».

«Входящие» функции:

1) политическая социализация и вовлечение в политику;

2) артикуляция (выражение) интересов;

3) агрегирование (интеграция) интересов;

4) политическая коммуникация.

«Исходящие» функции:

1) нормотворчество;

2) использование правил и норм;

3) контроль за соблюдением правил и норм

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Направление юриспруденция

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет: Политология

Тема: Понятие и структура политической системы

Выполнил: студент 2 курса

Казаков В.В

Проверил: к.и.н. доцент

Кальсина А.А.

Пермь - 2014

Введение

1. Понятие и структура политической системы

3. Функции политической системы

Заключение

Список литературы

Введение

Политическая система - одна из наиболее важных центральных курса «Политология». Она представляет собой совокупность институтов, идей, норм, и отношений, с помощью которых работает политическая власть.

Понятие «политическая система» неразрывно с понятием «государство», т.к. является главным элементом структуры политической системы. Предполагается, что возникновение политической системы связано как с возникновением государства, так и с его еще не государственными образованиями. Политическую систему составляет большое количество структур, подсистем и процессов. Все они взаимодействуют с другими подсистемами, такими как экономическая, социальная, культурная и идеологическая.

От политической системы во многом зависит, как общество будет реагировать на растущие потребности индивидов, как будет адаптироваться к непростым и изменяющимся условиям жизни. Благодаря деятельности политических институтов, выполнению людьми особых ролей в политике осуществляется управление политической системой, ее целенаправленные властные полномочия на все сферы жизнедеятельности человека в обществе.

Основное назначение политической системы состоит в выполнении двух функций:

1) распределять ценности в обществе;

2) побуждать большинство членов общества принять это распределение как обязательное.

1. Понятие и структура политической системы

Понятие политической системы

Политическая система - упорядоченная совокупность институтов, которая подкреплена нормами позитивного права и других социальных регуляторов поведения общества. Понятие политической системы вошло в научный мир во второй половине XX века, однако встречается еще в труде Аристотеля «Политика» .

В основе термина «политическая система» лежат такие научные понятия как «политика» и «система». Второе обращает внимание, что речь идет действительно о системе, т.е. о целостности, и органическом взаимодействии всех структурных элементов. Структурный компонент системы можно рассматривать и в качестве подсистемы, но в рамках целого, и в качестве системы, которая имеет свои компоненты, специфику и организацию.

Слово «политическая» обращает на наше внимание на характер изучаемой нами системы. Оно дает определение, какую именно сферу человеческой жизни мы будем рассматривать. Ведь помимо политической сферы существуют и экономическая, духовная и социальная .

Политическая система как бы говорит, что она связана именно с политической жизнью общества, и не с какой иной более. В основе этой системы лежит политика, политическая власть, политические отношения. Политика - главный предмет функционирования политической системы.

В разные времена, разные политологи и ученые обращались к понятию политической системы. Так появился ряд теорий и концепций, отражающих их понимание этого понятия.

Т. Парсонс, считал, что общество взаимодействует в четырех сферах, соответственно, включает в себя четыре подсистемы: политическую, экономическую, духовную и социальную. Каждая из подсистем выполняет свои функции. Так экономическая подсистема направлена на реализацию потребностей людей в товарах и услугах. Социальная обеспечивает поддержание образа жизни, стабильность в обществе, передачу ценностей другим поколениям. Политическая подсистема направлена на удовлетворение коллективных интересов, мобилизует ресурсы. Духовная нацелена на интеграцию общества, сохранность солидарности между этими элементами.

Г. Алмонд представляет политическую систему и как возможность осуществлять преобразования в обществе для поддержании стабильности, и как совокупность зависимых друг от друга элементов.

Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм функционирования политической власти в обществе по поводу распределения ценностей. Такой подход позволил более детально определить место политики в жизни общества.

К. Дойч основатель кибернетической теории. Он рассматривал политическую систему как процесс управления человеческих усилий, направленных на достижение целей. В свою очередь система осуществляет формулировку, и корректировку курса осуществления общественных целей, путем расчета расстояния до цели и результатов предыдущих действий. Работоспособность политической системы зависела от поступающей информации о состоянии окружающего мира, а так же информации определяющей прогресс в реализации поставленных целей.

Таким образом, под политической системой можно понимать характерные взаимоотношения между обществом и государством. Важно учитывать то, что политическая система определяется, прежде всего, природой государства, будь то форма правления (страна президентского или парламентского типа), политический режим (демократизм, тоталитаризм, деспотизм), или же тип государства (республиканский или монархический).

Итак, политическая система - есть особенная система управления общественными процессами, структурные компоненты которой, органически взаимосвязаны друг с другом, и благодаря этому осуществляется влияние на все социальные группы, поддерживает порядок, опираясь на государственную поддержку .

2. Структура политической системы общества

Понятие системы предполагает наличие структурные элементов (компонентов), которые взаимообусловливают, и зависят друг друга. Любая система, будь то социальная политическая или экономическая регулируют отношения между своими элементами . Так, в зависимости от выполняемых функций можно выделить такие структурные компоненты, которые характеризуют различные стороны деятельности системы:

1. Институционный компонент, называющийся еще организационным. Он выражает внешние проявления политической системы общества, т.е. все входящие в него организации: государство, политические объединения, СМИ. Ядром политической системы и основным политическим институтом, сосредотачивающим максимальную силу и власть, выступает государство. Все эти институты корректируют общественные цели, направляют в нужное русло, тем самым осуществляя политическое развитие.

Институциональный компонент представляется самым важным, т. к. поддерживает стабильность политической системы, посредством нормативного воздействия на общество.

2. Регулятивный компонент является совокупностью правовых и политических норм, т.е. средствами регулирования взаимодействия относительно субъектов политической системы. Регулятивный компонент образуют нормы, выработанные государством, и направленные на контроль поведения людей в рамках дозволенности и запретов. Номы заключаются в праве, основном законе страны - Конституции, традициях. Так же базой можно считать и истоически сложившиеся обычай, принципы и убеждения, имеющие влияние на политическую систему.

3. Коммуникативный компонент представляет совокупность отношений, которые возникают при функционировании политической системы. В основном они возникают между субъектами по поводу осуществления политической власти. Базой этому компоненту служат каналы, по которым правительство может получать информацию - комиссии по расследованию, средства массовой информации, журналы, газеты, книги, Internet, т.е. все те средства, рассчитанные на огромную аудиторию, и которые используются ежедневно.

В основном этот компонент нацелен на завоевание, удержание, и поддерживание авторитета той или иной политической власти.

4. Идеологический компонент являет собой политическое сознание, которое господствует в данном обществе, при данной политической идеологии, системе взглядов, представлений, и идей. Данный компонент базируется на политических теориях, политических доктринах и политической культуре.

Этот структурный компонент лежит в основании политико - общественных институтов, политических норм, отношений в политической системе.

Таким образом, каждый из компонентов политической системы по- своему важен, так как все элементы находятся в единстве и тесной взаимосвязи. Если взять любой из компонентов политической системы, можно увидеть, что каждый имеет структуру, способы выражения, а так же признаки внутренней и внешней организации.

3. Функции политической системы

Политическая система, как и любая другая имеет ряд специфических выполняемых функций. Функция - характеризует проявление свойств в определенной совокупности отношений, и направлена на поддержание работоспособности системы и поддержание ее в устойчивом состоянии .

Главной политической функцией является руководство и управление человеческим обществом , которая осуществляется руководством государства. Он заключается в определении целей и путей общественного развития, а так же способах их реализации.

Регулятивная функция направлена на установление порядка и принятии правил политического поведения, а так же отношений между обществом и государством. Обычно данную функцию связывают и с системой ценностей, которые существуют, или буду привиты обществу. Они отражаются в представлениях, воззрениях и взглядах.

Мобилизационная функция обеспечивает максимальное использование человеческих, материальных и духовных ресурсов, с целью поддержания и развития политической власти. политический государство общество

Воспитательная функция заключается в интеллектуальном развитии личности, расширение политического и жизненного кругозора благодаря получению «свежих» политических знаний. Особое воспитательное воздействие оказывает политическая культура. Еще в детстве мы получает установки, которыми руководствуемся всю жизнь. Так и политические установки формируют устойчивый интерес граждан к политической жизни страны.

Функция легитимизации определяется достижением определенного уровня доверия политической власти, а так же соответствия реальной политической власти ожиданиям общества, и правовым нормам.

Таким образом, политическая система отражает состояние общества, его отношение к политике государства. Через политическую систему выражаются основные потребности социальных групп. А благодаря функциям государство способно реализовать потребности общества. Рассмотрев основные функции политической системы можно судить о ее механизмах взаимодействия с обществом. Именно с помощью функций проявляется активность политической системы.

Заключение

Итак, благодаря политической системы в обществе создаются предпосылки для нормального функционирования политической власти. Политическая система является основополагающей не только политической, но и социальной, экономической, духовной сфер общественной жизнедеятельности. Политическая система регулирует взаимоотношения общества и государства, а так же отдельных индивидов в политическом взаимодействии.

Основным регулятором политических отношений выступают нормы права. Они вырабатывались на протяжении всей правовой и политической практики государств. А каждое государство - это своя политическая система, обладающая своими специфическими чертами.

Сейчас политическая система представляется как соединение государства с другими социальными элементами, выполняющими сходные с политическими функции, т.к. политические и социальные функции тесно переплетены. Главной функцией политики в любом государстве является захват и удержание власти и властных полномочий партией или отдельной личностью.

Политическая система призвана обеспечивать активное проведение внутренней и внешней политики, а так же направлена на формирование и реализацию интересов отдельных групп, и общества в целом.

Список литературы

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права, 3-е-изд. - М.: Юриспруденция, 2000г.

2. Гаджиев К.С. Введение в политологию. - М., 2008г.

3. Зеркин Д.П. "Основы политологии". - Ростов-на-Дону, "Феникс", 2008г.

4. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. - М.: Наука, 1974г.

5. Мухаев Р. Т. Политология. - М., 1997 г.

6. Муштук О.З., Политология. - М., 2003г.

7. Панарин А.С. "Политология". М., Проспект, 2009.

8. Политология: учебное пособие для вузов /Отв. ред. Радугин А.А. - М.: Центр, 1999г.

9. Попов П.Б. "Политология". - СПб. - Чита, 2007г.

10. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, структура и виды политической системы общества, закономерности ее развития и характеристика. Особенности политической системы РФ. Государство как основной институт политической системы, его место и роль, суть правового и социального государства.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2010

    Понятие политической системы общества, ее структура и функции. Взаимодействие государства с политическими партиями, общественными объединениями и другими субъектами политической системы общества. Роль государства в политической системе общества.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Понятие политической системы общества. Функции политической системы. Основные структурные элементы политической системы. Роль средств массовой информации и церкви в политике. Теория политических систем в науке о политике.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2004

    Понятие и признаки политической системы. Выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп. Структура политической системы общества и тенденции ее развития. Видовые и функциональные характеристики политической системы.

    реферат , добавлен 14.11.2011

    Институциональный и системный подход к описанию политической системы общества. Структура, функции, типология политической системы общества, государство как ее основной структурный элемент. Элементы политической системы общества в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Понятие и структура политической системы. Характеристика взаимоотношений между государством и обществом. Государство как главный институт политической системы. Структура государства, полномочия власти и принуждения. Виды государственного устройства.

    реферат , добавлен 17.03.2009

    Понятие и теория политической системы общества. Структура и функции политических систем общества. Место и роль государства в политической системе. Нейтрализация негативных тенденций в развитии общества. Смена государственно-политических режимов.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Понятие, значение, структура и функции политической системы общества. Теории политической системы (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд). Типы систем политической организации общества. Формирование институциональной подсистемы политической системы Казахстана.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Характеристики политической системы. Эволюция политической системы. Институциональные, т.к. неинституциональные формы политической жизни. Виды политической системы. Структура политической системы. Политические нормы и политические традиции.

    реферат , добавлен 18.03.2004

    Понятие, структура и основные функции политической культуры. Типы политической культуры. Понятие, структура и функции политической системы. Современная теория государства. Модель политической системы Д. Истона. Эффективность политической деятельности.

Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, то есть установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

В юридической литературе выделяют следующие компоненты, или подсистемы , политической системы, которые связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти.

1. Институциональная;

2. Нормативная;

3. Функциональная;

4. Коммуникативная;

5. Культурно-идеологическая.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой – государственной, партийной, общественно-политической, состоящей в свою очередь, из частных подсистем. Ведущим политическим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе профсоюзам, организациям предпринимателей всевозможным лоббистским организациям, создаваемым при структурах законодательной и исполнительной власти. С одной стороны, они являются важным участниками политического процесса, осуществляют своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. По этой причине их иногда объединяют под общим понятием «политическая инфраструктура». Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и Церковь, которые способны существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, а через него – оказывать давление на политическую власть.

Нормативная подсистема образует всевозможные нормы – правовые и моральные, политические традиции, ценности, обычаи. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан, определяя правила их взаимоотношений.

Функциональная подсистема выражается в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах, в способе и методах осуществления власти. Она составляет основу политического режима, задача которого состоит в обеспечении функционировании, преобразовании и защите механизма власти и общества.

Коммуникативная подсистема предполагает совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. При этом это и отношения, основанные на нормах права, так и неформальные нормы и отношения, не закрепленные в нормах права.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.


Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым , относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Культурно-идеологическая подсистема представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая каккомплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения.

Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в которой соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.

В современной политологии принята типологизация политической культуры, предложенная учеными С. Вербой и Г. Алмондом. Избрав в качестве критерия степень ориентации людей на участие в политической жизни, они выделили три «чистых» типа политической культуры.

1. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные ценности, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Этот тип политической культуры характерен для развивающихся стран Азии и Африки.

2. Подданническая политическая культура отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Ее носители имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.

3. Гражданская политическая культура присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на выработку принятия решений государственными органами.

На сегодняшний день редко можно встретить «чистый» тип политической культуры. Для большинства современных обществ характерны смешанные типы : патриархально-подданническая, подданническо-гражданская ипатриархально-гражданская политическая культура.

Политическая система выступает в единстве всех указанных подсистем, которые тесно взаимосвязаны и не могут функционировать, если хотя бы одна из подсистем не работает надлежащим образом.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечении ее жизнедеятельности.

Можно выделить следующиефункции политической системы:

1. Функция политической социализации , т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти. Этот процесс подразумевает формирование политического сознания индивида, когда последний включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем приобщения все новых членов общества к политическому участию и деятельности. Таким образом, политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике.

2. Функция адаптации . Подготовка и отбор субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

3. Функция реагирования . С помощью этой функции политическая система реагирует на сигналы, поступающие извне или изнутри системы. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих требований может привести к дезинтеграции и распаду общества.

4.Экстракционная функция . Извлечение ресурсов из внешней и внутренней (природной, экономической, социальной и т.д.) среды.

5 . Дистрибутивная (распределительная) функция . Предполагает распределение функциональной нагрузки между различными политическими институтами и компонентами политической системы, Распределение ресурсов среди групп внутри общества; поддержание нормальной жизнедеятельности политической системы и обеспечение ее повседневного действия и дальнейшего развития.

6.Функция регуляции , т.е. воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.