Столица персии в древности название. Столицы Ахеменидов (Древней Персии)

На юге от столицы Ирана, в центральной части государства, находится третий по величине город этой страны - город Исфахан, древняя столица Персии, а ныне административный центр одноименного остана (провинции). Этот полуторамиллионник, по меркам иранцев, является настоящим мегаполисом: в его «орбиту» входят близлежащие города Наджафабад, Ханэ-Исфахан, Хомейни-Шахр, Шахин-Шахр, Заррин-Шахр и Фулад-е-Мобараке. Старинный город расположился на берегу реки Заянде (что переводится как «рождающая», «дающая жизнь река») - самой крупной в центральной части Иранского плато, на котором на высоте примерно 1575 м и находится Исфахан. На фоне остальных иранских рек Заянде вполне многоводна. Это истинная кормилица обширного района, дающая 2700 км 2 орошаемых земель. Именно здесь, на берегах Заянде - в пещерах Калех Бози, - найдены одни из самых ранних местных следов пребывания человека: пелеолитические охотники облюбовали эти места еще 40 000 лет назад. Заянде играла важную роль в жизни Исфахана: она превратила этот город в цветущий оазис посреди довольно пустынной гористой местности (система каналов, ведущих воду в пригороды, существует с XVII в.), она же способствовала развитию торговли и экономическому росту города, кормила и защищала его жителей. И даже подстегивала развитие технических и архитектурных решений: разрастаясь, город занял оба берега, что привело к необходимости строить мосты, которых в Исфахане 11. Все, кроме одного, выполняют функцию дамб. Но восточный человек не мог построить просто мост - он непременно занимался украшением даже самых обычных функциональных построек. Поэтому мосты Исфахана по праву числятся в его достопримечательностях.
Самый старый (XI-XII вв.) - Шахрестан, или «Государственный», построен на месте древнего (III-VII вв.) моста и по сравнению со своими «коллегами» смотрится скромно, зато капитально и надежно, давая представление о ранних принципах строительства. Роскошный Си-о-Се-Поль («Мост 33 арок»), состоящий как бы из 33 соединенных мелких мостиков общей длиной почти 300 м, возведен в самом начале XVII в. для того, чтобы связать с городом армянскую колонию Джульфа. Настоящий армянский город Джульфу разрушил шах Аббас I Великий (1571-1629 гг.) в стремлении разделить свои и османские владения пустыней. Он переселил жителей с левого берега Аракса на правый берег исфаханской Заянде, а их город уничтожил. Армяне до сих пор составляют в Исфахане многочисленную общину. Другое название Си-о-Се-Поль - мост Аллаверди-хана (руководителя его строительства).
Самый известный и один из красивейших на Востоке и в мире, конечно, мост Кхаджу (ок. 1650 г.) - творение шахаАббаса II (1632-1666 гг.), позволявшее перемещаться пешеходам (нижний ярус), лошадям и телегам (верхний ярус) по проезжей части в 7,5 м. Мост высотой 14 м состоит из 23 арок. Как раз эти арки, украшенные орнаментом и подсвечиваемые вечером, и привлекают к Кхаджу внимание.
История города насчитывает более 2500 лет Одно из ранних упоминаний встречается у великого ученого эпохи эллинизма Клавдия Птолемея (ок. 87-165 гг.). Город входил в состав Эламской империи (2700-539 гг до н. э.), под названием Аспандана, был частью Мидийского царства (670-550 гг до н. э.), затем - империи Ахеменидов (VI-IV вв. до н. э.) и Парфянской державы (ок. 250 г до н. э. - 220-е гг н. э.). Удачное географическое расположение - на пересечении торговых путей привело к расцвету города, который продлился вплоть до VII в., когда его захватили арабы, господствовавшие там до X в.
С VIII по XIII в. Исфахан возрождался на торговле, ему хватило сил восстановиться даже после разгрома, который принесли в 1237 г войска монголов. Но богатый Исфахан привлекал к себе внимание многих полководцев, и в 1387 г его завоевал Тамерлан (1336-1405 гг.). Особый расцвет городу принесло правление иранской шахской династии Сефевидов (1501-1722 гг.). Благодаря им в ХVI-VII вв. Исфахан являлся одним из крупнейших городов мира, а могучие правители делали все, чтобы он считался еще и красивейшим. В этом влиятельном политическом и экономическом центре, находящемся прямо на Шёлковом пути, развиваются искусства. Особое покровительство художники и архитекторы получили при уже упоминавшемся шахе Аббасе I. При его дворе сложилась исфаханская школа иранской миниатюры, для которой был особенно важен виртуозный рисунок с легкой подсветкой, стремление передать объем и движение, детализация и широкое использование золота для фона и орнамента на одежде. Крупнейшим представителем исфаханской школы стал мастер жанровых сценок и портретов Реза Аббаси (ок. 1575-1635 гг.). При Аббасе I перепланируется, заново застраивается и вновь расцветает сам Исфахан.
Возводятся новые дворцы и мечети, базары и общественные парки - все, что пристало иметь столице, которой вновь становится Исфахан. Город и сегодня украшают Имперский дворец Али-Гапу и начавший строиться в конце правления этого выдающегося шаха Чехель-Сотун. При Аббасе I сформировался и знаменитый ансамбль площади Имама, внесенной в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Крупнейшая в Исфахане (1611-1641 гг.) с уникальной акустикой украшает ее на юге, Большой базар - на севере, дворец Али-Гапу замыкает площадь на западе, а выдающийся памятник персидской архитектуры, мечеть шейха Лютфаллы (1603-1617 гг.), - на востоке. В это же время расцветает характерное для Ирана искусство ковроткачества - мастерские Исфахана славятся на весь мир. На востоке ковер представляет в символическом плане мини-модель мира, отсюда внимание к качеству производства и содержанию изображения. Традиционно центр исфаханских ковров украшает медальон из сложного растительного орнамента - это священный цветок или же всевидящее божественное око. Изображение усложнялось, появились сцены охоты, а современные мастера нередко изображают романтические сцены в духе произведений Омара Хайяма. Исфаханские ковры можно узнать по любви их мастеров к красному или синему фону, а также по срезанной до нескольких миллиметров шерсти. Кстати, Иран до сих пор производит ковров больше, чем все, вместе взятые, прочие центры ковроделия.
В 1722 г Исфахан разграбили афганцы: город был частично разрушен, а население значительно сократилось. С развитием морской торговли уменьшилось значение Шёлкового пути. Перенесение столицы в , произошедшее в XVIII в., окончательно затормозило дальнейшее развитие города, хотя в культурном плане и в этом веке он испытал определенный подъем. В дальнейшем жители Исфахана вместе со всей страной пережили войны с Российской империей и период британского владычества. Независимость Ирана РСФСР признала в 1921 г и с тех пор поддерживала с ним весьма дружеские отношения. Например, в 1960-1970-х гг при поддержке советских инженеров в Исфахане был построен один из крупнейших в регионе сталелитейных заводов, а затем - нефтеперерабатывающий и металлургический. На авиастроительном предприятии Хеса собирается украинско-иранский самолет Ир-Ан-140. В Исфахане имеется экспериментальный ядерный реактор и вся инфраструктура для производства ядерного топлива.
Но не этим привлекателен Исфахан. Город буквально утопает в зелени, его парки особая гордость: к числу знаменитых относятся парк вокруг Чехель-Сотуна («Дворца сорока колонн») и дворца Хашт-Бехешт («Восемь дверей рая»). Последний представляет собой остаток знаменитой аллеи Чор-Баг («Улица Четырех садов»), которая имела длину более 3 км, ширину около 32 м, благоухала жасмином и розами и спускалась от резиденции шаха террасами, украшенными фонтанами и каскадами. Сегодня в саду птиц на берегу реки обитает более 5000 особей, а город повсюду украшают фонтаны, парки, сады и пышные клумбы недаром один из самых роскошных сортов роз назвали в честь этого фантастического по красоте города «Исфахан».

Общая информация

Административный центр остана Исфахан.
Другие варианты названия: Аспандана (древнее), Испагань.
Язык: персидский (фарси).
Этнический состав: более 50% - персы, ок. 50% - прочие (азербайджанцы, гилаки, курды, арабы).
Религия: ислам.
Денежная единица: иранский риал.
Крупнейшая река: Заянде.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Исфахан.

Цифры

Площадь: ок. 106 км 2 .
Население: 1 583 609 чел.
Плотность населения: 14 939 чел/км 2 .
Высота над уровнем моря: 1590 м.

Экономика

Промышленность: текстильная, пищевая (маслобойная, сахарная), цементная, обувная, металлургическая, нефтеперерабатывающая, экпериментальный ядерный реактор.
Сельское хозяйство: растениеводство (выращивание цитрусовых, плодоводство), животноводство.
Сфера услуг: туризм, торговля, транспорт.

Климат и погода

Умеренный. Засушливый.
Средняя температура января: +3°С.
Средняя температура июля: +28°С.
Среднегодовое количество осадков: 122,8 мм.

Достопримечательности

Культовые сооружения : мечеть Джаме, или Пятничная (IХ-ХХ вв.), минарет Чехель-Дохтаран (1107 г.), минареты Саребан (к. XII е.), мечеть Лютфаллы (1603-1617 гг.), мечеть Имама (1611-1641 гг.), собор Святого Христа Всеспасителя (Ванкский, 1655-1664 гг.);
Мавзолеи имамзаде Джафара (XIV в.), Харуне-Велая (1512 г., рест. в 1656 г.);
Кейсарие-базар (XVII в.);
Комплекс медресе Мадаре-Шах (1706-14 гг.);
Площадь Имама - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО;
Дворец Али-Гапу (XV в., расширен в XVII в.), за ним - шахский сад с дворцовыми павильонами (Чехель-Сотун, 1590 г., с росписью и зеркальной мозаикой, и др.); сад птиц;
Мосты : Кхаджу (ок. 1650 г.), Си-о-Се-Поль, или Аллаверди-хана (около 1600 г.), Шахрестан (ХI-XII в.).

Любопытные факты

■ Уникальная акустика мечети Имама позволяет слышать даже шепот из противоположного угла. А вот во дворце Али-Гапу («Ворота Али») акустика проявляет себя по-другому: во дворцовом зале за века два противоположных угла затерты любопытствующими почти до черного, ведь если из них поговорить друг с другом, то каким-то удивительным образом говорящие (даже полушепотом) слышать друг друга будут, а вот окружающие их люди - нет.
■ От эпохи Савафидов Исфахану досталась удивительная достопримечательность - качающиеся минареты Минар Джомбан. Они возвышаются над могилой дервиша XIV в. Абу Абдуллы, которого почитают до сих пор. Каким-то чудесным образом, если раскачать одну башню, вторая начинает сама собой вторить ей. Минареты на радость наблюдающим ежедневно раскачивают вручную служители: поднявшись в одну иэ башен, они просто начинают толкать ее стены, пока не почувствуют амплитуду колебаний.
■ Недалеко от Исфахана до сих пор существует зороастрийский храм IV-VII вв., священный огонь в котором, по словам местных жителей, поддерживается уже сотни лет.
■ Косметическая достопримечательность Исфахана - высококачественная розовая вода из настоящих персидских роз. Аромат цветов собирают методом дистилляции.
■ Самый дорогой, персидский, ковер XVI в. был продан в Лондоне в 1928 г. за 111 555 долларов. Он был сделан в Исфахане.
■ Большинство ковров в городе выполнены из шерсти на основе из хлопка, известны также мастера по шелковым коврам.
■ Современную игру в поло английские военнослужащие когда-то завезли с востока, и с тех пор она воспринимается вполне английским развлечением. Мало кто знает, что эта игра возникла в Иране: знаменитая площадь Имама Исфахана ранее являлась не чем иным, как местом для игры в поло. До сих пор высокие столбы оригинальной формы украшают обе стороны площади - это бывшие ворота придворных игроков, которых нередко возглавлял сам шах Аббас I - страстный поклонник поло. От иранцев игру переняли монголы и разнесли по миру, а уже потом ее возродили англичане и подарили поло вторую жизнь.
■ Великий таджикский ученый, философ и врач Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.) последние несколько лет своей жизни провел в Исфахане.
■ Ранее в Исфахане было около 3000 голубиных башен: голубей использовали для естественного удобрения полей. Осталось около 700 голубятен: они представляют собой весьма оригинальные архитектурные сооружения XIII-XVII вв.

Персия существовала больше двух с половиной тысяч лет. Некогда это было великое и могущественное государство с богатыми культурными достижениями. Но сегодня не каждый знает, что с ним стало и где оно сегодня расположено.

Сегодня современная страна Персия, как и в прежние времена, является довольно развитым в экономическом и культурном плане государством. Но давайте заглянем в прошлое…

Вконтакте

История Персии

В VI веке до нашей эры на территории Ближнего Востока появились племена персов. За короткий период под предводительством царя Кира II им удалось добиться значительных военных успехов. Мощь персидской армии стала настолько великой, что персам без боя сдался Вавилон.

Кир II лично участвовал в сражениях и в одном из них погиб в 530 году до нашей эры. Его приёмник Камбису второй повёл армию персов и она успешно покорила древний Египет. Территории Персии стали простираться от Индии до Эгейского моря. Persia удерживала огромное количество земель под своим влиянием больше двух сотен лет до IV века до нашей эры. История этой древней страны хорошо описана Википедии.

Тёмные времена для Персии настали с походами Александра Македонского . Желание отомстить за грабёж Афин привело к крупномасштабным сражениям, в которых Персия потерпела много поражений. Весь царский род Ахеменидов перестал существовать, а Persia на долгие два века подверглась унизительному гнёту со стороны греков.

Парфянам удалось свергнуть греков, после чего правителем стал Артаксеркс. Он пытался вернуть былое величие землям древней Персии и возродил империю.

Фактически это начало эпохи второй персидской империи. В таком формате Персия существовала до седьмого века нашей эры, после чего её влияние сильно ослабело и она была поглощена Арабским халифатом .

После прихода исламского периода, Персия разделилась на несколько отдельных земель со своими правителями, приходящих к власти насильственным путём, и враждовавших друг с другом. Раздробленность позволила монгольскому нашествию с лёгкостью совершать набеги и грабить персидские города.

Официально страна стала называться с 1935 года. Для многих название стало совершенно неизвестным и не все всегда понимают, что это за государство. Но только не для самих персов. Такое решение было принято в довольно непростые времена, чтобы освободиться от прошлого следа персидской империи. Само слово Aryān появилось около VI века нашей эры. Так персы сами себя называли, поскольку были Арийцами или ария. Со временем язык изменялся и название тоже изменилось до нынешнего вида.

Где находится Персия

Точно ответить, где расположена Персия на современной карте довольно сложно. Ведь страны постоянно претерпевали территориальные изменения. В эпоху расцвета своего влияния Persia контролировала значительные территории таких современных стран:

Это неполный список стран, на территории которых когда-то существовала Персия. Но в наши дни, говоря о Персии, чаще всего идёт отсылка к Ирану. Именно так сейчас называется . Именно на земле этой страны происходили ключевые события существования персидского государства.

Здесь осталось наибольшее культурное влияние некогда великой империи. Более подробную карту расположения древних персидских владений можно изучить на Википедии.

Страна в наши дни

Современный – это не страшная революционная страна с ядерными разработками как её описывают во многих СМИ. Здесь сосредоточенно переплетение сразу нескольких культур: западной, исламской и собственно персидской.

Жители Ирана очень обходительны и дружелюбны к гостям. Тысячелетние захваты разными народами научили коренных иранцев ладить практически со всеми. Но за внешним дружелюбием скрывается намерения подробно выяснить с какой целью прибыл собеседник.

Такая манера поведения позволила иранскому народу сохранить свои богатые культурные традиции , при этом взяв лучшее каждой из культур пришлых народов.

Находясь веками под контролем Арабского халифата, иранцам удалось сохранить свой язык. В наше время в стране хоть и доминирует исламская культура, но персы продолжают хранить знания о своей древней самобытности .

Сегодня Персия – это самобытная страна с большим количеством древних достопримечательностей и памятников культуры.

Персеполь — древняя столица Персии, один из знаменитых городов древности и одно из чудес света, пусть и неофициальных. Его можно смело поставить в один ряд с пирамидами в Египте, развалинами Колизея и другими подобными памятниками истории.

Сегодня это самое популярное туристическое место в Иране, куда каждый день устремляются тысячи туристов, кроме этого он внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Персеполь находится в 55 км к северо-востоку от Шираза, и о том как добраться сюда, я подробно написал в конце поста. Там же подробная информация о стоимости входа и времени работы.

Город был основан в 560 году до н.э. древнеперсидским царем Дарием I, именно он сделал его столицей всей могущественной империи Ахаменидов (первой столицей был Пасаргады, находящийся в 70 км севернее). Над строительством больше 60 лет трудились лучшие архитекторы, скульпторы и строители своего времени. Они возвели стены десятиметровой высоты вокруг города, так что попасть внутрь можно было только через главные «ворота всех наций» (или ворота Ксеркса). А еще здесь были великолепные дворцы с колоннами, водопровод и другие инженерные коммуникации, и все это во времена до н.э!

Примерно так это выглядело:

На входе вас встречают огромные колонны. Интересно, что на камнях можно разглядеть надписи типа «здесь был Вася», только сделали их высокочтимые графы и лорды. Есть надписи начала 20-го века!

Сейчас все огорожено стеклом, так что не только написать, но и прикоснуться к истории не получится.

Дворец Ападана выделяется своими размерами. Он был настолько огромен, что свод поддерживали 72 массивные колонны, здесь проходили встречи с делегациями, торжественные приемы и праздники.

Остатки дворца Ападана

Во дворец ведет пологая лестница. Она так сделана специально, чтобы можно было въехать на колеснице. Возможно, я пересмотрел сериал «Игра Престолов», но почему-то ходил по этим развалинам и вспоминал сцены из фильма:-)

А вот и клинопись. Вспоминаете уроки истории?

На лестнице сохранились и другие барельефы, изображающие сцены жизни или мифы.

Вторым по величине сооружением в Персеполе был дворец ста колонн, где в подземельях хранились золото-драгоценности, завоеванные персами.

Рельефы на лестницах во дворец удивительно хорошо сохранились. Возможно они изображают реальные сцены подношения даров царю.

Рядом с дворцом Апандана находились частные жилые дворцы для царей Дария и Ксеркса, сейчас можно только рисовать в воображении, насколько это было великолепно.

Присмотритесь внимательнее к колоннам и увидите символ зороастризма и неофициальный символ всего Ирана — Фаравахар. Древние персы считали его ангелом-проводником для души.

Изначально это был символ окрыленного солнца, но потом к нему добавили человека. Наклейки с Фаравахаром встречаются даже на заднем стекле машин, совсем как у нас «Спасибо деду за Победу».

На холме над городом возвышаются гробницы царей Артаксеркса I и Артаксеркса II.

Гробницы царей

В 330 году до н.э, то есть всего после 200 лет после основания, город был завоеван и сожжен войском Александра Македонского. Историки полагают, что это была месть за сожжение персами Акрополя в Афинах.

То, что можно увидеть сейчас — лишь тень от былого величия города и империи, но даже это впечатляет.

Полезная информация

Стоимость входа в Персеполь — 200 тыс. риалов (чуть больше 5$). К слову, для местных эта цена в несколько раз меньше.

Время работы: с 08:00 до 17:30. Летом возможно дольше.

Что взять с собой: возьмите солнцезащитные очки, шляпу, крем и воду. На территории почти нет тенька, и в жаркий день довольно душно. Между кассой и входом в специальной камере придется оставить рюкзак, если он у вас есть.

Большинство туристов приезжают в древний город организованными группами на автобусах или по 3-4 человека на такси. Например, в моем гестхаусе в Ширазе висело объявление, что вся машина в Персеполь+Накше-Рустам стоит 40$, то есть по 10$ с человека, если набрать четверых. Таксисты на улице вообще соглашаются за 30$. Почему-то в тот день, когда мне надо было ехать, народ не набрался — пришлось опробовать способы добраться самостоятельно — теперь я вам могу рассказать:)

1. Такси из Шираза (30-40$ за машину)

2. На маршрутке или общем такси (савари) от Шираза до городка Марвдашт, а оттуда на такси.

Маршрутки и савари отправляются от небольшой станции рядом с главным автовокзалом, она прямо на берегу реки. Маршрутка стоит 25000 риалов (0,7$, 40 минут), а савари 50000 (1,4$, 30 минут в пути). На выходе в Марвдаште вас сразу поймают местные таксисты, не соглашайтесь ехать больше чем за 100000 риалов (2,7$, 10-15 минут). Обратный путь проделывается в том же порядке.

Местный микроавтобус

3. На савари сразу из Шираза в Персеполь.

На том же маленьком автовокзале можно попробовать найти савари сразу до конца пути. По цене точно не скажу, но не сильно дороже, чем если ехать с пересадкой.

ПЕРСИЯ древняя
Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном. Прежде использовались оба названия, и сегодня название "Персия" все еще употребляется, когда речь заходит об Иране. В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до р. Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи - египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов. Более поздняя империя Александра Македонского почти не включала территорий, которые бы до этого не принадлежали персам, при этом она была меньше, чем Персия при царе Дарии. С момента возникновения в 6 в. до н.э. до завоевания Александром Македонским в 4 в. до н.э. в течение двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Греческое господство продлилось примерно сто лет, и после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов (Парфянское царство) и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более семи веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию, пока в 7 в. н.э. государство Сасанидов не было покорено исламскими завоевателями.
География империи. Земли, населенные древними персами, лишь приблизительно совпадают с границами современного Ирана. В глубокой древности таких границ просто не существовало. Были периоды, когда персидские цари являлись владыками большей части известного тогда мира, в иные времена основные города империи находились в Месопотамии, к западу от собственно Персии, а случалось и так, что вся территория царства оказывалась поделенной между враждовавшими местными правителями. Значительную часть территории Персии занимает высокое засушливое нагорье (1200 м), пересеченное горными хребтами с отдельными вершинами, достигающими 5500 м. На западе и севере расположены горные массивы Загрос и Эльбурс, которые обрамляют нагорье в виде буквы V, оставляя его открытым к востоку. Западные и северные границы нагорья приблизительно совпадают с нынешними границами Ирана, но на востоке оно выходит за пределы страны, занимая часть территории современного Афганистана и Пакистана. От плато изолированы три области: побережье Каспийского моря, побережье Персидского залива и юго-западные равнины, представляющие собой восточное продолжение Месопотамской низменности. Непосредственно к западу от Персии расположена Месопотамия, родина самых древних мировых цивилизаций. Месопотамские государства Шумер, Вавилония и Ассирия оказали значительное влияние на раннюю культуру Персии. И хотя персидские завоевания завершились спустя почти три тысячи лет после расцвета Месопотамии, Персия во многих отношениях стала наследницей месопотамской цивилизации. Большинство важнейших городов Персидской империи располагались в Месопотамии, а персидская история в значительной мере представляет собой продолжение месопотамской истории. Персия лежит на путях самых ранних переселений из Центральной Азии. Медленно продвигаясь на запад, переселенцы огибали северную оконечность Гиндукуша в Афганистане и поворачивали на юг и запад, где через более доступные районы Хорасана, к юго-востоку от Каспийского моря, попадали на Иранское нагорье к югу от гор Эльбурса. Веками позже параллельно раннему маршруту пролегла главная торговая артерия, связывавшая Дальний Восток со Средиземноморьем и обеспечивавшая управление империей и переброску войск. На западной оконечности нагорья она спускалась на равнины Месопотамии. Другие важные пути связывали юго-восточные равнины через сильно пересеченные горы с собственно нагорьем. В стороне от нескольких главных дорог по длинным и узким горным долинам были разбросаны поселения тысяч сельскохозяйственных общин. Они вели натуральное хозяйство, в силу изолированности от соседей многие из них оставались в стороне от войн и нашествий и в течение многих веков выполняли важную миссию по сохранению преемственности культуры, столь характерной для древней истории Персии.
ИСТОРИЯ
Древний Иран. Известно, что самые древние обитатели Ирана имели иное происхождение, нежели персы и родственные им народы, создавшие цивилизации на Иранском нагорье, а также семиты и шумеры, цивилизации которых возникли в Месопотамии. При раскопках в пещерах вблизи южного побережья Каспийского моря были обнаружены скелеты людей, датированные VIII тыс. до н.э. На северо-западе Ирана, в местечке Гей-Тепе, были найдены черепа людей, живших в III тыс. до н.э. Ученые предложили назвать коренное население каспиями, что указывает на географическую связь с народами, населявшими Кавказские горы к западу от Каспийского моря. Сами кавказские племена, как известно, мигрировали в более южные районы, в пределы нагорья. "Каспийский" тип, по-видимому, сохранился в сильно ослабленном виде среди кочевых племен луров в современном Иране. Для археологии Среднего Востока центральным вопросом является датировка появления здесь сельскохозяйственных поселений. Памятники материальной культуры и другие свидетельства, найденные в каспийских пещерах, говорят о том, что населявшие регион племена с VIII до V тыс. до н.э. занимались преимущественно охотой, затем перешли к скотоводству, которое, в свою очередь, ок. IV тыс. до н.э. сменилось земледелием. Постоянные поселения появились в западной части нагорья еще до III тыс. до н.э., а скорее всего - в V тыс. до н.э. К главнейшим поселениям можно отнести Сиалк, Гей-Тепе, Гиссар, но самым крупным были Сузы, ставшие впоследствии столицей персидского государства. В этих небольших селениях вдоль петляющих узких улочек теснились друг к другу глинобитные хижины. Умерших хоронили либо под полом дома, либо на кладбище в скрюченном ("утробном") положении. Реконструкция жизни древних обитателей нагорья производилась на основании изучения утвари, орудий труда и украшений, которые помещались в могилы, чтобы снабдить усопшего всем необходимым для загробной жизни. Развитие культуры в доисторическом Иране происходило поступательно в течение многих веков. Как и в Месопотамии, здесь начали строить кирпичные дома больших размеров, изготавливать предметы из литой меди, а затем и из литой бронзы. Появились печати из камня с вырезанным рисунком, которые являлись свидетельствами появления частной собственности. Найденные большие кувшины для хранения продуктов позволяют предположить, что на период между урожаями делались запасы. Среди находок всех периодов встречаются статуэтки богини-матери, часто изображавшейся с супругом, который был ей одновременно и мужем и сыном. Самым примечательным является огромное разнообразие расписных глиняных изделий, стенки некоторых из них не толще скорлупы куриного яйца. Изображенные в профиль фигурки птиц и животных свидетельствуют о таланте доисторических ремесленников. На некоторых глиняных изделиях изображен сам человек, занятый охотой или совершающий какие-то ритуалы. Около 1200-800 до н.э. расписная керамика сменяется одноцветной - красной, черной или серой, что объясняют вторжением племен из пока еще не установленных регионов. Керамика такого же типа была найдена очень далеко от Ирана - в Китае.
Ранняя история. Историческая эпоха начинается на Иранском нагорье в конце IV тыс. до н.э. Большая часть сведений о потомках древних племен, живших на восточных границах Месопотамии, в горах Загроса, почерпнута из месопотамских летописей. (О племенах, населявших центральные и восточные районы Иранского нагорья, в летописях никаких сведений нет, потому что они не имели связей с месопотамскими царствами.) Самыми крупными из народов, населявших Загрос, были эламиты, захватившие древний город Сузы, расположенный на равнине у подножий Загроса, и основавшие там могущественное и процветающее государство Элам. Эламские летописи начали составляться ок. 3000 до н.э. и велись две тысячи лет. Далее к северу жили касситы, варварские племена конников, которые к середине II тыс. до н.э. завоевали Вавилонию. Касситы восприняли цивилизацию вавилонян и правили Южной Месопотамией несколько столетий. Менее значимыми были племена Северного Загроса, луллубеи и гутии, обитавшие в районе, где великий трансазиатский торговый путь спускался от западной оконечности Иранского нагорья на равнину.
Нашествие ариев и Мидийское царство. Начиная со II тыс. до н.э. на Иранское нагорье одна за другой обрушивались волны нашествий племен из Центральной Азии. Это были арии, индоиранские племена, говорившие на диалектах, являвшимися праязыками нынешних языков Иранского нагорья и Северной Индии. Они же дали Ирану его имя ("родина ариев"). Первая волна завоевателей нахлынула ок. 1500 до н.э. Одна группа ариев осела на западе Иранского нагорья, где основала государство Митанни, другая группа - на юге среди касситов. Однако основной поток ариев миновал Иран, повернув резко на юг, перевалил через Гиндукуш и вторгся в Северную Индию. В начале I тыс. до н.э. по тому же пути на Иранское нагорье прибыла вторая волна пришельцев, собственно иранских племен, причем куда более многочисленная. Часть иранских племен - согдийцы, скифы, саки, парфяне и бактрийцы - сохранили кочевой образ жизни, другие ушли за пределы нагорья, но два племени, мидяне и персы (парса), обосновались в долинах хребта Загрос, смешались с местным населением и восприняли их политические, религиозные и культурные традиции. Мидяне осели в окрестностях Экбатаны (современный Хамадан). Персы расселились несколько южнее, на равнинах Элама и в горном районе, примыкающем к Персидскому заливу, который позднее получил название Персида (Парса или Фарс). Возможно, первоначально персы обосновались к северо-западу от мидян, западнее озера Резайе (Урмия), и лишь позднее переместились к югу под давлением Ассирии, переживавшей тогда пик своего могущества. На некоторых ассирийских барельефах 9 и 8 вв. до н.э. изображены сражения с мидянами и персами. Постепенно набирало силу Мидийское царство со столицей в Экбатане. В 612 до н.э. мидийский царь Киаксар (правил с 625 по 585 до н.э.) вступил в союз с Вавилонией, захватил Ниневию и сокрушил ассирийскую державу. Мидийское царство простиралось от Малой Азии (современная Турция) почти до р.Инд. На протяжении всего лишь одного царствования Мидия из маленького княжества-данника превратилась в сильнейшую державу Среднего Востока.
Персидское государство Ахеменидов. Могущество Мидии не продержалось дольше жизни двух поколений. Персидская династия Ахеменидов (названная так по имени своего основателя Ахемена) еще при мидянах стала господствовать в Парсе. В 553 до н.э. Кир II Великий, Ахеменид, правитель Парсы, поднял восстание против мидийского царя Астиага, сына Киаксара, в результате которого был создан могущественный союз мидян и персов. Новая держава угрожала всему Среднему Востоку. В 546 до н.э. царь Лидии Крез возглавил направленную против царя Кира коалицию, в которую помимо лидийцев вошли вавилоняне, египтяне и спартанцы. Согласно легенде, оракул предсказал лидийскому царю, что война закончится крушением великого государства. Обрадованный Крез даже не удосужился спросить, какое именно государство имелось в виду. Война закончилась победой Кира, который преследовал Креза до самой Лидии и там захватил его в плен. В 539 до н.э. Кир занял Вавилонию, а к концу своего правления расширил границы государства от Средиземного моря до восточных окраин Иранского нагорья, сделав столицей Пасаргады, город на юго-западе Ирана. Камбис, сын Кира, захватил Египет и провозгласил себя фараоном. Умер он в 522 до н.э. Некоторые источники утверждают, что он покончил жизнь самоубийством. После его смерти персидским троном завладел мидийский маг, но несколько месяцев спустя он был свергнут Дарием, представителем более молодой ветви династии Ахеменидов. Дарий (правил с 522 по 485 до н.э.) - величайший из персидских царей, в нем сочетались таланты правителя, строителя и полководца. При нем под власть Персии перешла северо-западная часть Индии вплоть до р. Инд и Армения до гор Кавказа. Дарий даже организовал поход во Фракию (современная территория Турции и Болгарии), но скифы отбросили его от Дуная. В годы правления Дария греки-ионийцы в западной части Малой Азии подняли восстание. Поддержанное греками в самой Греции, оно положило начало борьбе против персидского господства, которая закончилась только через полтора столетия из-за падения Персидского царства под ударами Александра Македонского. Дарий подавил ионийцев и начал поход против Греции. Однако буря разметала его флот у мыса Афон (Халкидонский п-ов). Через два года он предпринял второй поход против Греции, но греки разгромили огромную армию персов в битве при Марафоне, недалеко от Афин (490 до н.э.). Сын Дария Ксеркс (правил с 485 по 465 до н.э.) возобновил войну с Грецией. Он захватил и сжег Афины, но после разгрома персидского флота при Саламине в 480 до н.э. был вынужден вернуться в Малую Азию. Оставшиеся годы своего правления Ксеркс провел в роскоши и забавах. В 485 до н.э. он пал от руки одного из своих придворных. В долгие годы царствования его сына Артаксеркса I (правил с 465 по 424 до н.э.) в государстве воцарился мир и процветание. В 449 до н.э. он заключил мир с Афинами. После Артаксеркса власть персидских монархов над их обширными владениями стала заметно ослабевать. В 404 до н.э. отпал Египет, одно за другим восставали горные племена, началась борьба за трон. Самым значительным в этой борьбе был мятеж, поднятый Киром Младшим против Артаксеркса II и завершившийся поражением Кира в 401 до н.э. в сражении при Кунаксе, недалеко от Евфрата. Большая армия Кира, состоявшая из греческих наемников, с боями пробилась через разваливавшуюся империю к себе на родину, в Грецию. Греческий полководец и историк Ксенофонт описал это отступление в своем произведении Анабасис, ставшем классикой военно-художественной литературы. Артаксеркс III (правил с 358/359 по 338 до н.э.) с помощью греческих наемников ненадолго восстановил империю в ее прежних границах, но уже вскоре после его смерти Александр Македонский уничтожил былую мощь Персидского государства.

Организация государства Ахеменидов. Если не считать нескольких кратких ахеменидских надписей, основные сведения о государстве Ахеменидов мы черпаем из работ древнегреческих историков. Даже имена персидских царей вошли в историографию так, как их писали древние греки. Например, имена царей, известных сегодня как Киаксар, Кир и Ксеркс, по-персидски произносятся как Увахштра, Куруш и Хшаяршан. Главным городом государства были Сузы. Вавилон и Экбатана считались административными центрами, а Персеполь - центром ритуальной и духовной жизни. Государство было разделено на двадцать сатрапий, или провинций, во главе которых стояли сатрапы. Сатрапами становились представители персидской знати, а сама должность передавалась по наследству. Такое сочетание власти абсолютного монарха и полунезависимых наместников составляло характерную особенность политического устройства страны на протяжении многих веков.
Все провинции соединялись почтовыми дорогами, самая значительная из которых, "царская дорога" длиной 2400 км, пролегала от Суз до средиземноморского побережья. Несмотря на то, что по всей империи были введены единая административная система, единая денежная единица и единый официальный язык, многие подвластные народы сохраняли свои обычаи, религию и местных правителей. Период правления Ахеменидов отличался терпимостью. Долгие годы мира при персах благоприятствовали развитию городов, торговли и сельского хозяйства. Иран переживал свой Золотой век. Персидская армия по составу и тактике отличалась от прежних армий, для которых были типичны колесницы и пехота. Главной ударной силой персидских войск стали конные лучники, засыпавшие противника тучей стрел, не вступая при этом с ним в прямое соприкосновение. Армия состояла из шести корпусов по 60 000 воинов в каждом и элитных соединений численностью 10 000 человек, отобранных из членов знатнейших семейств и называвшихся "бессмертными"; они же составляли личную охрану царя. Однако во время походов в Грецию, а также во время правления последнего царя из династии Ахеменидов Дария III в бой шла огромная, плохо управляемая масса конников, колесниц и пехотинцев, не способная маневрировать на небольших пространствах и зачастую значительно уступавшая дисциплинированной пехоте греков. Ахемениды очень гордились своим происхождением. Бехистунская надпись, выбитая на скале по приказу Дария I, гласит: "Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, населенных всеми народами, давно уже царь этой великой земли, простирающейся еще дальше, сын Гистаспа, Ахеменид, перс, сын перса, арий, и предки мои были ариями". Однако цивилизация Ахеменидов представляла собой конгломерат обычаев, культуры, общественных институтов и идей, существовавших во всех частях Древнего Мира. В то время Восток и Запад впервые вступили в непосредственный контакт, и возникший в результате обмен идеями никогда после этого не прерывался.



Эллинское владычество. Ослабленное нескончаемыми мятежами, восстаниями и междоусобицей, государство Ахеменидов не устояло перед армиями Александра Великого. Македонцы высадились на Азиатском континенте в 334 до н.э., нанесли поражение персидским войскам на р. Граник и дважды разгромили огромные армии под командованием бездарного Дария III - в битве при Иссе (333 до н.э.) на юго-западе Малой Азии и при Гавгамелах (331 до н.э.) в Месопотамии. Овладев Вавилоном и Сузами, Александр направился к Персеполю и предал его огню, очевидно, в отместку за сожженные персами Афины. Продолжая двигаться на восток, он нашел тело Дария III, убитого его собственными воинами. Более четырех лет Александр провел на востоке Иранского нагорья, основывая многочисленные греческие колонии. Затем он повернул на юг и завоевал персидские провинции на территории, которая в настоящее время является Западным Пакистаном. После этого он отправился в поход в долину Инда. Вернувшись в 325 до н.э. в Сузы, Александр стал активно поощрять своих солдат брать себе в жены персиянок, лелея идею о едином государстве македонцев и персов. В 323 до н.э. Александр в возрасте 33 лет умер от лихорадки в Вавилоне. Завоеванная им огромная территория была тут же поделена между его военачальниками, соперничавшими между собой. И хотя замысел Александра Македонского слить воедино греческую и персидскую культуру так и не был осуществлен, многочисленные колонии, основанные им и его преемниками, в течение веков сохраняли своеобразие своей культуры и оказывали значительное влияние на местные народы и их искусство. После смерти Александра Великого Иранское нагорье вошло в состав государства Селевкидов, получившего свое название по имени одного из его полководцев. Вскоре местная знать начала борьбу за независимость. В сатрапии Парфия, расположенной к юго-востоку от Каспийского моря в местности, известной под названием Хорасан, восстало кочевое племя парнов, изгнавшее наместника Селевкидов. Первым правителем Парфянского государства стал Аршак I (правил с 250 по 248/247 до н.э.).
Парфянское государство Аршакидов. Период, последовавший за восстанием Аршака I против Селевкидов, называют либо периодом Аршакидов, либо парфянским периодом. Между парфянами и Селевкидами велись постоянные войны, закончившиеся в 141 до н.э., когда парфяне под предводительством Митридата I взяли Селевкию, столицу Селевкидов на реке Тигр. На противоположном берегу реки Митридат основал новую столицу Ктесифон и распространил свое владычество на большую часть Иранского нагорья. Митридат II (правил с 123 по 87/88 до н.э.) еще больше расширил пределы государства и, приняв титул "царь царей" (шахиншах), стал властителем обширной территорией от Индии до Месопотамии, а на востоке до Китайского Туркестана. Парфяне считали себя прямыми наследниками государства Ахеменидов, и их сравнительно бедная культура восполнялась влиянием эллинистической культуры и традициями, привнесенными ранее Александром Македонским и Селевкидами. Как и раньше в государстве Селевкидов, политический центр переместился к западу от нагорья, а именно в Ктесифон, поэтому в Иране в хорошем состоянии сохранилось немного памятников, свидетельствующих о том времени. В годы царствования Фраата III (правил с 70 по 58/57 до н.э.) Парфия вступила в период практически непрерывных войн с Римской империей, который длился почти 300 лет. Противоборствующие армии сражались на обширной территории. Парфяне разгромили армию под командованием Марка Лициния Красса при Каррах в Месопотамии, после чего граница между двумя империями пролегла по Евфрату. В 115 н.э. римский император Траян взял Селевкию. Несмотря на это, парфянская держава устояла, а в 161 Вологес III опустошил римскую провинцию Сирию. Однако долгие годы войны обескровили парфян, а попытки одолеть римлян на западных границах ослабили их власть над Иранским нагорьем. В ряде районов вспыхнули мятежи. Сатрап Фарса (или Парсы) Ардашир, сын религиозного лидера, объявил себя правителем как прямой потомок Ахеменидов. Разбив несколько парфянских армий и убив в битве последнего парфянского царя Артабана V, он взял Ктесифон и нанес сокрушительное поражение коалиции, пытавшейся восстановить власть Аршакидов.
Государство Сасанидов. Ардашир (правил с 224 по 241) основал новую персидскую империю, известную как государство Сасанидов (от древнеперсидского титула "сасан", или "командир"). Его сын Шапур I (правил с 241 по 272) сохранил элементы прежней феодальной системы, но создал в высшей степени централизованное государство. Армии Шапура сначала двинулись на восток и заняли все Иранское нагорье до р. Инд, а затем повернули на запад против римлян. В битве при Эдессе (близ современной Урфы, Турция) Шапур захватил в плен римского императора Валериана вместе с его 70-тысячной армией. Пленных, среди которых были архитекторы и инженеры, заставили работать на строительстве дорог, мостов и ирригационных систем в Иране. На протяжении нескольких веков в династии Сасанидов сменилось около 30 правителей; часто преемников назначали высшее духовенство и феодальная знать. Династия вела непрерывные войны с Римом. Шапур II, вступивший на трон в 309, за 70 лет своего правления трижды воевал с Римом. Величайшим из Сасанидов признается Хосров I (правил с 531 по 579), которого называли Справедливым или Ануширван ("Бессмертная душа"). При Сасанидах была установлена четырехступенчатая система административного деления, введена фиксированная ставка поземельного налога и осуществлялись многочисленные проекты искусственного орошения. На юго-западе Ирана до сих пор сохранились следы этих ирригационных сооружений. Общество делилось на четыре сословия: воинов, жрецов, писцов и простолюдинов. К последним относились крестьяне, торговцы и ремесленники. Первые три сословия пользовались особыми привилегиями и, в свою очередь, имели несколько градаций. Из высшей градации сословия, сардаров, назначались наместники провинций. Столицей государства был Бишапур, важнейшими городами - Ктесифон и Гундешапур (последний славился как центр медицинского образования). После падения Рима место традиционного врага Сасанидов заняла Византия. Нарушив договор о вечном мире, Хосров I вторгся в Малую Азию и в 611 захватил и сжег Антиохию. Его внук Хосров II (правил с 590 по 628), прозванный Парвиз ("Победоносный"), ненадолго вернул персам былую славу времен Ахеменидов. В ходе нескольких походов он фактически разгромил Византийскую империю, но византийский император Ираклий совершил смелый бросок по персидским тылам. В 627 армия Хосрова II потерпела сокрушительное поражение при Ниневии в Месопотамии, Хосров был низложен и зарезан собственным сыном Кавадом II, умершим несколько месяцев спустя. Могущественное государство Сасанидов оказалось без правителя, с разрушенной социальной структурой, истощенным в результате долгих войн с Византией на западе и с центральноазиатскими тюрками на востоке. В течение пяти лет сменилось двенадцать полупризрачных правителей, безуспешно пытавшихся навести порядок. В 632 Йездегерд III на несколько лет восстановил центральную власть, но этого оказалось недостаточно. Истощенная империя не могла противостоять натиску воинов ислама, неудержимо рвавшихся на север с Аравийского п-ова. Первый сокрушительный удар они нанесли в 637 в битве при Кадиспи, вследствие чего пал Ктесифон. Окончательное поражение Сасаниды потерпели в 642 в битве при Нехавенде в центральной части нагорья. Йездегерд III бежал как затравленный зверь, его убийство в 651 ознаменовало конец эпохи Сасанидов.
КУЛЬТУРА
Технология. Ирригация. Вся экономика древней Персии основывалась на сельском хозяйстве. Количество осадков на Иранском нагорье недостаточно для ведения экстенсивного сельского хозяйства, поэтому персам приходилось полагаться на ирригацию. Немногочисленные и неполноводные реки нагорья не обеспечивали арыки достаточным количеством воды, и летом они пересыхали. Поэтому персы разработали уникальную систему подземных каналов-канатов. У подножия горных хребтов вырывались глубокие колодцы, проходившие сквозь твердые, но пористые слои гравия до подстилающих их водонепроницаемых глин, которые образуют нижнюю границу водоносного горизонта. В колодцах собирались талые воды с горных вершин, покрывающихся зимой толстым слоем снега. От этих колодцев прорывались подземные водоводы высотой в рост человека с расположенными через равные промежутки вертикальными шахтами, через которые поступали свет и воздух для рабочих. Водоводы выходили на поверхность и круглый год служили источниками воды. Искусственное орошение с помощью дамб и каналов, зародившееся и широко использовавшееся на равнинах Месопотамии, распространилось и на сходную по природным условиям территорию Элама, по которой протекает несколько рек. Эта область, известная ныне как Хузистан, густо изрезана сотнями древних каналов. Ирригационные системы достигли своего наивысшего развития в Сасанидский период. В наши дни еще сохранились многочисленные остатки дамб, мостов и акведуков, возведенных при Сасанидах. Поскольку они были спроектированы захваченными в плен римскими инженерами, то как две капли воды напоминают подобные сооружения, встречавшиеся по всей Римской империи. Транспорт. Реки Ирана несудоходны, но в других частях империи Ахеменидов водный транспорт был хорошо развит. Так, в 520 до н.э. Дарий I Великий реконструировал канал между Нилом и Красным морем. В Ахеменидский период велось широкое строительство сухопутных дорог, однако мощеные дороги сооружались в основном в болотистых и горных районах. Значительные участки узких, вымощенных камнем дорог, построенных при Сасанидах, встречаются на западе и юге Ирана. Необычным для того времени был выбор места сооружения дорог. Они прокладывались не по долинам, вдоль берегов рек, а по гребням гор. В долины дороги спускались только для того, чтобы дать возможность перейти на другой берег в стратегически важных местах, для чего возводились массивные мосты. Вдоль дорог на расстоянии дневного пути одна от другой были построены почтовые станции, где меняли лошадей. Действовала очень эффективная почтовая служба, причем почтовые курьеры покрывали до 145 км в день. Центром разведения лошадей с незапамятных времен была плодородная область в горах Загроса, расположенная по соседству с трансазиатским торговым путем. Иранцы с древности начали использовать верблюдов в качестве вьючных животных; в Месопотамию этот "вид транспорта" попал из Мидии ок. 1100 до н.э.
Экономика. Основой экономики Древней Персии было сельскохозяйственное производство. Процветала и торговля. Все многочисленные столицы древних иранских царств располагались вдоль важнейшего торгового пути между Средиземноморьем и Дальним Востоком или на его ответвлении в сторону Персидского залива. Во все периоды иранцы играли роль промежуточного звена - они охраняли этот путь и оставляли у себя часть перевозимых по нему товаров. При раскопках в Сузах и Персеполе найдены прекрасные изделия из Египта. На рельефах Персеполя изображены представители всех сатрапий государства Ахеменидов, подносящие дары великим властелинам. Со времени Ахеменидов Иран экспортировал мрамор, алебастр, свинец, бирюзу, ляпис-лазурь (лазурит) и ковры. Ахемениды создали сказочные запасы золотых монет, отчеканенных в разных сатрапиях. В отличие от них Александр Македонский ввел единую серебряную монету для всей империи. Парфяне вернулись к золотой денежной единице, а во времена Сасанидов в хождении преобладали серебряные и медные монеты. Система больших феодальных поместий, сложившаяся при Ахеменидах, дожила до периода Селевкидов, но цари в этой династии существенно облегчили положение крестьян. Затем, в парфянский период, огромные феодальные поместья были восстановлены, и при Сасанидах эта система не изменилась. Все государства стремились получить максимальные доходы и устанавливали налоги на крестьянские хозяйства, скот, землю, вводили подушные подати, производили сборы за проезд по дорогам. Все эти налоги и сборы взимались либо имперской монетой, либо натурой. К концу Сасанидского периода число и величина поборов превратились в невыносимое бремя для населения, и этот налоговый пресс сыграл решающую роль в распаде социальной структуры государства.
Политическая и социальная организация. Все персидские правители являлись абсолютными монархами, управлявшими подданными по воле богов. Но абсолютной эта власть была лишь теоретически, на деле же она ограничивалась влиянием наследственных крупных феодалов. Правители старались добиться стабильности с помощью браков с родственниками, а также беря в жены дочерей потенциальных или действительных врагов - как внутренних, так и иноземных. Тем не менее правлению монархов и преемственности их власти угрожали не только внешние враги, но и члены их собственных семейств. Мидийский период отличался весьма примитивной политической организацией, что весьма типично для народов, переходящих к оседлому образу жизни. Уже у Ахеменидов появляется концепция унитарного государства. В государстве Ахеменидов сатрапы несли полную ответственность за положение дел в своих провинциях, но могли подвергнуться неожиданной проверке инспекторами, которых называли глазами и ушами царя. Царский суд постоянно подчеркивал важность отправления правосудия и поэтому непрерывно переезжал из одной сатрапии в другую. Александр Македонский женился на дочери Дария III, сохранил сатрапии и обычай простираться ниц перед царем. Селевкиды переняли от Александра идею слияния рас и культур на гигантских просторах от Средиземного моря до р. Инд. В этот период происходило быстрое развитие городов, сопровождавшееся эллинизацией иранцев и иранизацией греков. Однако среди правителей не было иранцев, и их всегда считали чужаками. Иранские традиции сохранялись в районе Персеполя, где строились храмы в стиле эпохи Ахеменидов. Парфяне попытались объединить древние сатрапии. Они сыграли также важную роль в борьбе с наступавшими с востока на запад кочевниками из Центральной Азии. Как и раньше, во главе сатрапий стояли наследственные наместники, новым же фактором стало отсутствие естественной преемственности царской власти. Легитимность парфянской монархии перестала быть неоспоримой. Преемник выбирался советом, составленным из знати, что неизбежно приводило к нескончаемой борьбе между соперничавшими группировками. Сасанидские цари предприняли серьезную попытку возродить дух и первоначальную структуру государства Ахеменидов, отчасти воспроизведя его жесткую социальную организацию. В нисходящем порядке располагались вассальные князья, наследственные аристократы, знать и рыцари, жрецы, крестьяне, рабы. Государственным административным аппаратом руководил первый министр, которому подчинялось несколько министерств, в том числе военное, юстиции и финансов, каждое из которых имело свой штат умелых чиновников. Верховным судьей был сам царь, правосудие же отправлялось жрецами.
Религия. В глубокой древности был широко распространен культ великой богини-матери, символа деторождения и плодородия. В Эламе ее называли Кирисиша, и на протяжении всего парфянского периода ее изображения отливались на луристанских бронзовых изделиях и выполнялись в виде статуэток из терракоты, кости, слоновой кости и металлов. Жители Иранского нагорья поклонялись и многим божествам Месопотамии. После того как первая волна ариев прошла через Иран, здесь появились такие индоиранские божества, как Митра, Варуна, Индра и Насатья. Во всех верованиях непременно присутствовала пара божеств - богиня, олицетворявшая Солнце и Землю, и ее супруг, олицетворявший Луну и природные стихии. Местные боги носили имена племен и народов, которые им поклонялись. В Эламе были свои божества, в первую очередь богиня Шала и ее супруг Иншушинак. Ахеменидский период ознаменовался решительным поворотом от политеизма к более универсальной системе, отражающей вечную борьбу между добром и злом. Самая ранняя из надписей этого периода - металлическая дощечка, изготовленная до 590 до н.э., - содержит имя бога Агурамазды (Ахурамазды). Косвенным образом надпись может являться отражением реформы маздаизма (культа Агурамазды), осуществленной пророком Заратуштрой, или Зороастром, о чем повествуется в Гатах, древних священных гимнах. Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Майню), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Майню могло появиться и позднее. В надписях Дария упоминается Агурамазда, а рельеф на его могиле изображает поклонение этому божеству у жертвенного огня. Летописи дают основание полагать, что Дарий и Ксеркс верили в бессмертие. Поклонение священному огню происходило как внутри храмов, так и на открытых местах. Маги, первоначально члены одного из мидийских кланов, превратились в наследственных жрецов. Они надзирали за храмами, заботились об укреплении веры, исполняя определенные ритуалы. Почиталась этическая доктрина, основанная на добрых помыслах, добрых словах и добрых делах. На протяжении всего Ахеменидского периода правители весьма терпимо относились к местным божествам, а начиная с правления Артаксеркса II древний иранский бог Солнца Митра и богиня плодородия Анахита получили официальное признание. Парфяне в поисках собственной официальной религии обратились к иранскому прошлому и остановились на маздаизме. Традиции были кодифицированы, а маги вновь обрели прежнюю власть. Официальным признанием, а также популярностью в народе продолжал пользоваться культ Анахиты, а культ Митры перешагнул западные границы царства и распространился на большей части Римской империи. На западе Парфянского царства терпимо относились к христианству, получившему здесь широкое распространение. В то же время в восточных областях империи греческие, индийские и иранские божества соединились в едином греко-бактрийском пантеоне. При Сасанидах преемственность была сохранена, но при этом произошли и некоторые важные изменения в религиозных традициях. Маздаизм пережил большинство ранних реформ Заратуштры и оказался связанным с культом Анахиты. Чтобы соперничать на равных с христианством и иудаизмом, была создана священная книга зороастрийцев Авеста, сборник древних стихов и гимнов. Маги по-прежнему стояли во главе жрецов и были хранителями трех великих национальных огней, а также святых огней во всех важных поселениях. Христиане к тому времени уже давно подвергались преследованиям, их считали врагами государства, поскольку отождествляли с Римом и Византией, но к концу правления Сасанидов отношение к ним стало более терпимым и в стране процветали общины несториан. В Сасанидский период возникли также и другие религии. В середине 3 в. проповедовал пророк Мани, который развивал идею объединения маздаизма, буддизма и христианства и особенно подчеркивал необходимость освобождения духа от тела. Манихейство требовало от жрецов безбрачия, а от верующих добродетельности. Последователи манихейства должны были соблюдать посты и возносить молитвы, но не поклоняться изображениям и не совершать жертвоприношений. Шапур I благосклонно относился к манихейству и, возможно, намеревался сделать его государственной религией, но этому резко воспротивились все еще могущественные жрецы маздаизма и в 276 Мани был казнен. Тем не менее манихейство еще на протяжении нескольких столетий сохранялось в Центральной Азии, Сирии и Египте. В конце 5 в. проповедовал еще один религиозный реформатор - уроженец Ирана Маздак. Его этическая доктрина соединяла как элементы маздаизма, так и практические представления о ненасилии, вегетарианстве и общинной жизни. Кавад I поначалу поддержал секту маздакийцев, но и на этот раз официальное жречество оказалось сильнее и в 528 пророк и его последователи были казнены. Появление ислама положило конец национальным религиозным традициям Персии, но группа зороастрийцев бежала в Индию. Их потомки, парсы, все еще исповедуют религию Заратуштры.
Архитектура и искусство. Ранние изделия из металла. Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горах Загроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющие аналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы с изображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они были изготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с 15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего - касситами или скифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаются от луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному и тому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшими находками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находки случайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденный во время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9-7 вв. до н.э., в их стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское и скифское влияние.
Ахеменидский период. Архитектурных памятников доахеменидского периода не сохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранском нагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах население нагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянные постройки. Действительно, монументальные сооружения Кира в Пасаргадах, включая его собственную гробницу, напоминающую деревянный дом с остроконечной крышей, а также Дария и его преемников в Персеполе и их гробницы в соседнем Накши-Рустеме представляют собой каменные копии деревянных прототипов. В Пасаргадах царские дворцы с колонными залами и портиками были разбросаны по тенистому парку. В Персеполе при Дарии, Ксерксе и Артаксерксе III залы приемов и царские дворцы строились на приподнятых над окружающей местностью террасах. При этом характерны были не арки, а типичные для этого периода колонны, перекрытые горизонтальными балками. Рабочую силу, строительные и отделочные материалы, а также украшения доставляли со всей страны, стиль же архитектурных деталей и резных рельефов представлял собой смесь художественных стилей преобладавших тогда в Египте, Ассирии и Малой Азии. При раскопках в Сузах найдены части дворцового комплекса, строительство которого было начато при Дарии. План сооружения и его декоративное убранство обнаруживают гораздо большее ассиро-вавилонское влияние, чем дворцы в Персеполе. Ахеменидское искусство также отличалось смешением стилей и эклектикой. Оно представлено резьбой по камню, бронзовыми фигурками, статуэтками из драгоценных металлов и ювелирными изделиями. Лучшие ювелирные изделия были обнаружены в сделанной много лет назад случайной находке, известной как Амударьинский клад. Всемирно известны барельефы Персеполя. На некоторых из них изображены цари во время торжественных приемов или побеждающие мифических зверей, а вдоль лестниц в большом зале приемов Дария и Ксеркса выстроилась царская охрана и видна длинная процессия народов, приносящих дань владыке.
Парфянский период. Большинство архитектурных памятников Парфянского периода найдены к западу от Иранского нагорья и имеют мало иранских черт. Правда, в этот период появляется элемент, который будет широко использоваться во всей последующей иранской архитектуре. Это т.н. айван, прямоугольный сводчатый зал, открытый со стороны входа. Парфянское искусство было еще более эклектичным, чем искусство Ахеменидского периода. В различных частях государства изготавливались разные по стилю изделия: в одних - эллинистические, в других - буддистские, в третьих - греко-бактрийские. Для украшения использовались гипсовые фризы, резьба по камню и настенная живопись. В этот период популярностью пользовались глазурованные глиняные изделия, предтеча керамики.
Сасанидский период. Многие сооружения Сасанидского периода находятся в сравнительно хорошем состоянии. Большинство из них были сложены из камня, хотя использовался и обожженный кирпич. Среди сохранившихся зданий - царские дворцы, храмы огня, дамбы и мосты, а также целые кварталы городов. Место колонн с горизонтальными перекрытиями заняли арки и своды; квадратные помещения увенчивались куполами, широко использовались арочные проемы, многие постройки имели айваны. Купола поддерживали четыре тромпа, сводчатые конструкции конусообразной формы, которые перекрывали углы квадратных помещений. Руины дворцов сохранились в Фирузабаде и Сервестане, на юго-западе Ирана, и в Касре-Ширине, на западной окраине нагорья. Самым большим считался дворец в Ктесифоне, на р. Тигр, известный как Таки-Кисра. В центре его находился гигантский айван со сводом высотой 27 и расстоянием между опорами, равным 23 м. Сохранилось более 20 храмов огня, основными элементами которых являлись квадратные помещения, увенчанные куполами и иногда окруженные сводчатыми коридорами. Как правило, такие храмы воздвигались на высоких скалах, чтобы открытый священный огонь был виден на большом расстоянии. Стены зданий покрывались штукатуркой, на которую наносился выполненный техникой насечки рисунок. Многочисленные высеченные в скалах рельефы встречаются по берегам водоемов, питаемых весенними водами. На них изображены цари перед Агурамаздой или побеждающие своих врагов. Вершиной Сасанидского искусства являются ткани, серебряные блюда и кубки, большинство из которых изготавливались для царского двора. На тонкой парче вытканы сцены царской охоты, фигуры царей в торжественном убранстве, геометрические и цветочные орнаменты. На серебряных чашах встречаются выполненные техникой выдавливания или аппликации изображения царей на троне, батальных сцен, танцовщиц, дерущихся зверей и священных птиц. Ткани, в отличие от серебряных блюд, выполнены в стилях, пришедших с запада. Кроме того, найдены изящные бронзовые курильницы и широкогорлые кувшины, а также глиняные изделия с барельефами, покрытыми блестящей глазурью. Смешение стилей до сих пор не позволяет точно датировать найденные предметы и определить место изготовления большинства из них.
Письменность и наука. Древнейшая письменность Ирана представлена пока еще не расшифрованными надписями на протоэламском языке, на котором говорили в Сузах ок. 3000 до н.э. Гораздо более развитые письменные языки Месопотамии быстро распространились в Иране, и в Сузах и на Иранском нагорье много веков население пользовалось аккадским языком. Пришедшие на Иранское нагорье арии принесли с собой индоевропейские языки, отличные от семитских языков Месопотамии. В Ахеменидский период царские надписи, высеченные на скалах, представляли собой параллельные колонки на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках. На протяжении всего Ахеменидского периода царские документы и частная переписка велись либо клинописью на глиняных табличках, либо письмом на пергаменте. При этом в ходу были по меньшей мере три языка - древнеперсидский, арамейский и эламский. Александр Македонский ввел греческий язык, его учителя обучили около 30 000 молодых персов из знатных семей греческому языку и военной науке. В великих походах Александра сопровождала большая свита географов, историков и писцов, которые записывали все происходящее день за днем и знакомились с культурой всех встречавшихся по пути народов. Особое внимание уделялось мореходству и установлению морского сообщения. Греческий язык продолжал использоваться и при Селевкидах, в то же время в районе Персеполя сохранился древнеперсидский язык. В качестве языка торговли греческий служил на протяжении всего Парфянского периода, но основным языком Иранского нагорья стал среднеперсидский, представлявший собой качественно новую ступень развития древнеперсидского. За многие столетия арамейское письмо, использовавшееся для записей на древнеперсидском языке, преобразовалось в пехлевийское письмо с неразвитым и неудобным алфавитом. В Сасанидский период среднеперсидский язык стал официальным и основным языком жителей нагорья. Его письменность была основана на варианте пехлевийской графики, известной как пехлевийско-сасанидское письмо. Священные книги Авесты записывались особым образом - вначале на зенде, а потом - на авестском языке. В Древнем Иране наука не поднялась на те высоты, которых она достигла в соседней Месопотамии. Дух научного и философского поиска пробудился только в Сасанидский период. С греческого, латинского и других языков были переведены важнейшие труды. Именно тогда на свет появились Книга Великих Подвигов, Книга чинов, Страны Ирана и Книга Царей. Другие работы этого периода сохранились только в позднейшем арабском переводе.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Что такое Персеполь знали все жители времен могущества Персии. Собственно, название государство Персия благодаря иносказаниям греков берет от имени города-столицы. Но Персеполь стал известен нынешнему миру не сразу, лишь в 1767 году стали известны сведения о текущем положении дел бывшей столицы Ирана, сожженной Александром Македонским.

Персеполь. Описание легендарного города

Возведение города началось в период могущества Персии – времени правления Дария I . Примерно в 515 году до н.э. началось строительство новой столицы Ирана города Парса. Но так сложилось, что греки в своих названиях стали использовать другую форму – Персеполь, а все государство Персией. Так что, ответ на вопрос, в какой стране располагался Персеполь, является двусмысленным.

На строительство города ушло полвека. Сюда были вовлечены лучшие строители огромной персидской империи, что сделало новый город удивительно красивым и роскошным. Общая площадь Персеполя оценивается в 135 тысяч кв. м. Город был обнесен с трех сторон стеной (5 м толщиной и до 15 метров высотой), оставшуюся часть подпирала скала. Внутри располагалось множество сооружений от казарм и конюшен до дворца царя.

Реконструкция Персеполя

Центральное место в Персеполе занимает Ападана – парадный зал с множеством стройных колонн. Начало ее строительства было положено при Дарии I , а закончено уже при его сыне Ксерксе. По форме ападана представляет собой квадрат со стороной 60 метров. Сооружение было окружено с трех сторон двенадцатиколонными портиками, а по углам нагромождались башни с лестницами. В ападану вели две лестницы, обильно украшенные разными рельефами. В связи со своей важностью, ападана была связана и с двумя царскими дворцами – Дария и Ксеркса.

Апанада

Персепольские дворцы Дария (тачара) и Ксеркса (хадиш) были украшены рельефами и золотыми обшивками. Одним словом, дворцовый комплекс и убранство дворцов Персеполя соответствовало всем сложившимся тенденциям своего времени. Также уже при Ксерксе город пополнился зданием гарема.

Еще одно важное сооружение Персеполя – Стоколонный (Тронный) зал. Его постройку относят к 466 году до н.э. Но начало работ над ним приписывают еще самому Дарию. По своему функциональному назначению здание представляет собой царскую сокровищницу, где располагались ценнейшие экспонаты правителя, а также преподносимых ему подарков.

Строительство фактически завершилось при внуке Дария Артаксерксе I , лишь позже Артаксеркс III построил еще один царский дворец в Персеполе. Но на поддержание сохранности столицы по прежнему выделялось много людей, ведь все это было построено из сырцового кирпича, что подвергалось удару стихии во время сезона дождей. И все это поддерживалось в великолепном убранстве только ради одного дня в году – день Нового Года. Именно в этот день царь вместе со своей свитой и гвардией «бессмертных» приезжал в этот город, все остальное свое время он проводил в других резиденциях.

Конец всему этому великолепию положил пожар, устроенный по преданию самим Александром Македонским, завоевавшим этот город в 330 г. до н.э. В средние века за Персеполем еще сохранялось небольшое внимание, но после определенного периода город пришел в полное запустение и начал подвергаться разбору местных обитателей. Лишь в 30-х годах XX века было произведено первое серьезное обследование руин столицы Персии, что предотвратило полное разрушение города и способствовало дальнейшему изучению и реставрации зданий.