Реформирование китая под руководством дэн сяопина началось. Политическая реформа в кнр

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

В.Г. ГЕЛЬБРАС

30 лет реформ открытости Китая

В декабре 1978 г. третий пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва принял решение, открывшее эпоху "реформ и открытости". Новая политика проводилась постепенно, в ходе поисков путей и форм ее реализации, осознания достижений и упущений, преодоления проблем и противоречий, возникавших на каждом новом этапе решения поставленных задач. Приходилось, порой существенно, менять многие взгляды и установки, уточнять сложившиеся представления о процессах, происходивших в стране и в мире. За прошедшие годы в Китае произошли огромные изменения, по достоинству названные в стране и за ее пределами "историческими".

Этапы социально-экономического обновления страны

Первый этап охватил 1979-1984 гг. Главное его достижение - упомянутый пленум ЦК КПК объявил о завершении "культурной революции" и переходе к решению актуальных проблем развития страны. Власти обеспечили нормализацию положения во всех областях общественной жизни после разрушительной "культурной революции", но никаких новаторских мер, не говоря уже о революционных преобразованиях, пленум не предусмотрел. На нем был провозглашен лишь категорический отказ от идейно-политических догматов партии периода "культурной революции". В центр деятельности поставлен подъем производительных сил. Экономическая политика партии мыслилась в точном соответствии с традиционными нормами плановой экономики. Вместе с тем в коммюнике пленума содержались фразы, предвосхищавшие масштабы и глубину последующих преобразований, "подобных революции".

Огромное значение имело подтверждение стратегической цели развития страны. Пленум потребовал, по сообщению агентства Синьхуа от 24 декабря 1978 г., "в полном единодушии и дальше развивать политическую обстановку стабильности и сплоченности, немедленно мобилизоваться и, напрягая все силы и энергию, совершить новый великий поход во имя превращения нашей страны к концу нынешнего столетия в современную социалистическую державу". Дэн Сяопин был радикальнее: "Мы должны к концу нынешнего столетия достичь и превзойти передовой мировой уровень, то есть в течение 22 лет пройти путь, который прошли другие за 40-50 лет и даже больше" (агентство Синьхуа, 20 марта 1978 г.).

Тем временем в стране началось стихийное крестьянское движение. По официальным данным тогда голодало 250 млн крестьян и, вероятно, не меньшее их число вы-

Гелъбрас Виля Гдалиевич - доктор исторических наук, профессор Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.

нуждено было вести полуголодное существование. Крестьянство добивалось отказа от уравнительного распределения результатов труда в рамках "коммун" и перехода к уравнительному распределению земельных угодий. Власти долго не могли согласиться с этим требованием. Уж очень оно противоречило марксистско-ленинским догматам и идеологии партии. Однако, убедившись в положительных результатах крестьянской инициативы, в 1984 г. партия объявила о закреплении подрядных земельных наделов за крестьянскими дворами. "Коммуны", "большие", "малые" бригады были распущены. Тем самым преданы забвению былые представления о "народных коммунах" как готовой форме перехода к коммунизму.

Восстановлены волостные органы власти. Вместо дарованной в результате аграрной реформы собственности на землю крестьянам было предоставлено право хозяйствования на подрядных земельных участках. Сама земля вне городов была объявлена собственностью "коллектива сельских жителей". Это понятие не конкретизировано до сих пор. Сохранение коллективной собственности на землю позволило объявить подворный подряд частью социалистической экономики.

Второй этап охватил 1984-1992 гг. В 1984 г. была конкретизирована стратегическая задача роста экономики. К концу столетия намечено добиться увеличения ВВП в 4 раза и обеспечить выход Китая в состав ведущих экономик мира.

Третий пленум ЦК КПК двенадцатого созыва принимает решение об экономической реформе. Провозглашается переход к созданию в стране планово-рыночной системы хозяйства под девизом "план - главное, рынок - вспомогательное". На практике начали широко использоваться подрядные формы хозяйственных связей в финансовой системе, в отношениях между органами власти и предприятиями, между предприятиями и другими структурами реального сектора экономики. Мелкие и средние предприятия разрешено сдавать в аренду, передавать в собственность трудового коллектива, на условиях подряда частным лицам.

Расширены права государственных предприятий. Им разрешено после выполнения плана выпускать сверхплановую продукцию и самостоятельно реализовывать ее на рынке. Введена "двухуровневая" система цен: государственных, плановых, и договорных, рыночных. Эти нормы вызвали появление разнообразных отношений между органами власти и управления, производителями, торгово-сбытовыми организациями и потребителями, но одновременно - распространение спекулятивных и незаконных предпринимательских операций, способствовавших быстрому росту цен.

Государство взяло курс на резкое увеличение темпов роста экономики. Подъем сельскохозяйственного производства, сбор в 1984 г. максимальных объемов основных культур стали мощным фактором оживления всей хозяйственной жизни страны, заметного повышения уровня жизни населения, прежде всего крестьянства. В страну ввозится большое количество комплектного оборудования, позволившего создать совершенно новые отрасли тяжелой и легкой промышленности. В 1987 г. на три года раньше намеченного срока ВВП увеличен в 2 раза по сравнению с 1980 г. Тем самым была достигнута первая важная стратегическая цель.

Для обеспечения форсированного роста производства государство резко увеличивает капиталовложения в основной капитал, вводит в экономику чрезмерную массу ликвидности, что вызывает резкий рост цен. В результате в 1989 г. вспыхивают волнения населения. Наиболее крупная демонстрация на площади Тяньаньмэнь в Пекине подавляется с помощью армии. 1989-1992 гг. стали годами растерянности власти, затормаживания хозяйственных преобразований, наведения порядка в экономике и разрешения возникших проблем.

Третий этап охватывает 1992-2002 гг. В 1992 г. происходит отказ от ориентации на "планово-товарную" экономику. Страна переходит к строительству "социалистической рыночной экономики" и реализации стратегии ее экспортной ориентации. Начинается кропотливая работа по модернизации основ хозяйственной деятельности предприятий и их взаимоотношений с органами управления и финансовой системой. Стимулируется приток в страну иностранного капитала. Создаются районы по

производству экспортной продукции, где концентрируются прямые иностранные инвестиции. В эти же районы направляется преобладающая часть национальных капиталовложений. Ориентация деятельности предприятий на удовлетворение потребностей в первую очередь зарубежного рынка вызвала множество перемен в системе освоения новой техники и технологий, во внутризаводском управлении. Возникла система изучения мирового рынка. Экспортная ориентация экономики получает расширительное толкование под лозунгом "Идти вовне!". Начинается экспорт капитала.

Экспортная ориентация экономики потребовала концентрации гигантских средств на создании и расширении районов экспортного производства. Его наращивание привело к превращению экспорта в один из главных устоев роста экономики. В то же время произошла задержка роста экономики во внутренних регионах, нацеленной на удовлетворение внутреннего спроса и внутреннего рынка. Затормозилось повышение доходов населения. Власти предельно ограничили поддержку сельскохозяйственного производства, деревни, крестьянства, увеличив изъятие ресурсов из аграрной сферы.

В 1995 г. на пять лет раньше намеченного срока ВВП был снова увеличен в два раза. Тем самым была реализована очередная стратегическая цель роста экономики. В стране складывается система предприятий, принадлежащих государству и негосударственным собственникам. Происходит становление частного предпринимательства. Разрушается система пожизненной занятости. Государственные предприятия в целях повышения эффективности производства приступили к освобождению от излишнего персонала. Возникла необходимость создания систем социального страхования и социального обеспечения, ликвидации многих политико-экономических и социальных барьеров между предприятиями разных форм собственности, между населением города и деревни. Крестьяне получили возможность поиска работы в городах. Возникли мощные миграционные потоки внутри страны.

Четвертый этап датируется 2002-2008 гг., которые ознаменовали собой начало новой стадии индустриализации. С одной стороны, продолжает реализовываться стратегия "Идти вовне!" с наращиванием экспортного потенциала. Темпы его роста настолько высоки, что в стране возникают излишние производственные мощности в некоторых отраслях тяжелой промышленности. С другой стороны, развитие промышленности оказалось скованным из-за неразвитости внутреннего рынка.

Вступление Китая в ВТО вызвало изменения в развитии промышленности, в ее экспортной ориентации. Испытывая дефицит многих ресурсов, добиваясь овладения новыми международными рынками, Китай официально приступил к "транснациональному хозяйствованию", формированию собственных транснациональных корпораций, к активным действиям на мировых рынках капитала, сырья, сбыта продукции. Одной из таких мер явилось заключение договора со странами АСЕАН о создании в течение 10 лет зоны свободной торговли.

С середины 1990-х гг. велась работа по созданию "системы современных предприятий". Ее цель и содержание определялись потребностями преобразования государственных предприятий как ячеек единого государственного планового хозяйства в самостоятельные хозяйствующие структуры, находящиеся в собственности государства. В марте 2003 г. был сформирован Госкомитет по контролю и управлению государственным имуществом в составе Госсовета КНР. Его органы образованы на пров

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Комплексные проблемы общественных наук»

  • РЕФОРМА СОБСТВЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ КНР

    ЧЭНЬ ХАО - 2012 г.

  • ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИТАЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В БУДУЩЕМ

    ЧЖАН БЭЙБЭЙ - 2007 г.

  • СИНОФОБИЯ - РУСОФОБИЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ИЛЛЮЗИИ

    ЯНКОВ АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ - 2010 г.

  • КИТАЙ. ЧЕМ НЕДОВОЛЬНЫ УЙГУРЫ

    ГЕЛЬБРАС ВИЛЯ ГДАЛИВИЧ - 2010 г.



Социально-экономическое обновление страны началось в декабре 1978 года. Оставаясь верным идеологии Коммунистической партии, Китай в то же время ослабил роль госсектора в экономике, открыл дверь иностранным инвестициям, вложил огромные средства в развитие современной инфраструктуры. Результатом преобразований, которые продолжаются по сей день, стала полная модернизация и переориентация китайской экономики и заметный рост благосостояния китайского населения.

Как выглядят последствия реформ для Китая в цифрах - НВ рассказывает на примере восьми трендов и графиков, подготовленных порталом Quartz

1. Резкое падение уровня бедности
В 1981 году, вскоре после того, как Дэн Сяопин начал воплощать свои реформаторские замыслы, почти 90% китайцев жили в условиях крайней нищеты (по определению Всемирного банка). К 2013 году этот показатель опустился ниже 2%.
По данным ООН, только за период с 1990 по 2005 года число жителей планеты, страдающих от крайней нищеты, сократилось более чем на миллиард - до 840 млн, причем на Китай пришлось около половины этого сокращения.
Многие исследователи полагают, что таких уникальных результатов Китаю удалось добиться благодаря проведению необходимых реформ в наиболее подходящее для них время - в эпоху глобализации, развития мировой торговли, электроники и высоких технологий.

2. Рост доходов населения
Китайцы не только избавились от нищенского существования, но и могут позволить себе вполне приемлемый уровень жизни - по крайней мере, многие из них. С 1978 по 2017 год ВВП на душу населения в Китае вырос почти в 24 раза.
Первые шаги к росту благосостояния были сделаны еще в 1978 году, когда Дэн Сяопин начал внедрять свою "политику реформ и открытости", сосредоточившись поначалу на прозябающем сельскохозяйственном секторе страны, составлявшем основу китайской экономики. На смену "коммунам" и "бригадам" Мао Цзэдуна пришла система семейных подрядов в сельском хозяйстве. Это привело к существенному росту доходов и сбережений в аграрном секторе, что способствовало дальнейшему финансированию промышленности и урбанизации.


Кроме того, сыграла свою роль открытость Китая иностранным инвестициям на фоне низких зарплат в стране относительно западных экономик. Предприятия и фабрики, открытые западными компаниями, создали миллионы рабочих мест. Этому процессу способствовала также образованность населения - в 1980-м около 80% взрослых мужчин в Китае имели базовое образование. В итоге ВВП на душу населения, составлявший менее $200 в 1980-м году (хуже Бангладеш), вырос до $8 тыс. сегодня.
Привлечению иностранных денег в Китай помогло и стремительное развитие инфраструктуры страны. В 1980-х годах Китай приложил огромные усилия для строительства автомагистралей, плотин, ирригационных проектов. Благодаря программе Продовольствие за труд, обспечившей бесплатное питание работникам, была построена обширная сеть шоссе в сельских районах. В период с 1994 по 2000 год за год строилось около 42 тыс. км сельских автомагистралей в год.

3. Увеличение социального неравенства
Коэффициент Джини в Китае - наиболее широко используемый показатель расслоения общества - вырос с 0,3 в начале 1980-х до почти 0,5 в 2010 (0 означает абсолютное равенство, 1 - абсолютное неравенство).

4. Изменение структуры китайской экономики
В 1980 году сельское хозяйство в составе китайской экономики преобладало над промышленностью (например, строительством и производством), и сферой услуг (к примеру, здравоохранением и образованием). Сегодня на сельское хозяйство приходится менее 10% экономики КНР.
Переориентации экономики КНР во многом способствовала поддержка частного предпринимательства с привлечением иностранного капитала. По инициативе Дэн Сяопина с начала 1980-х руководители предприятий получили гораздо большую автономность по сравнению с дореформенной эпохой.
К 1990-м годам крупномасштабная приватизация заметно увеличила долю частного сектора на рынке. Доля госсектора в промышленном производстве сократилась с 81% в 1980 году до 15% в 2005-м.
Будучи отсталой в плане промышленности страной в 1978-м, Китай на сегодня стал крупнейшим в мире производителем бетона, стали, кораблей и текстиля, а также имеет самый большой в мире автомобильный рынок.

5. Ускорение урбанизации
С уменьшением роли сельского хозяйства началася массовый приток китайцев в города. Доля населения, живущего в сельских районах, едва заметно уменьшилась с 1960 года до конца 1970-х, однако резко сократилась после 1978 года.
Приток прямых иностранных инвестиций создал огромные возможности для трудоустройства в крупных населенных пунктах, которые способствовали росту городского населения.
Процесс урбанизации продолжается и сегодня. По оценкам Министерства жилья, городского и сельского строительства КНР, с 2010 по 2025 год около 300 млн китайцев, проживающих в сельской местности, станут городскими жителями. Быстрые темпы урбанизации, как предполагается, приведут к созданию инвестиционных возможностей объемом более 1 трлн юаней в сфере строительства водоснабжения, переработки отходов, отопления и других коммунальных услуг в городах. КНР также озвучила цель, чтобы к 2025 году объединить в городах около 70% населения Китая - т. е. порядка 900 млн человек.


В 1979 году в Шэньчжэне, промышленном центре близ границы с Гонконгом, проживало менее полумиллиона человек. В 1980 году он стал первой специальной экономической зоной Китая, открыв иностранным инвестициям доступ в город. В настоящее время это один из крупнейших городов мира, где в 2016 году было построено больше небоскребов, чем в США и в Австралии вместе взятых. Город стал символом подъема прибрежных мегаполисов Китая.
Городской и промышленный "пояс" Китая сконцентрирован на юго-восточном побережье страны - от Харбина на северо-востоке, включительно с Пекином и до крупнейшего китайского города - Шанхая - на юге.

6. Разворот экономики на внешние рынки
Успех Шэньчжэня и других китайских промышленных центров стал результатом приверженности Дэн Сяопина идее глобализации. Экспорт увеличился с небольшой доли в экономике Китая в 1970-х годах до более чем одной трети ВВП в середине 2000-х.
С самого начала программы реформ в конце 1970-х годов Китай стремился децентрализовать свою систему внешней торговли, чтобы интегрироваться в международную торговую систему. Уже к 1988 году объем внешней торговли Китая впервые достиг $100 млн, а к 2013-му превысил $4 трлн.
Около 80% экспорта Китая приходится на товары промышленности, большинство из которых - текстиль и электронное оборудование, важную роль играют также сельскохозяйственные продукты и химикаты. Из пяти самых загруженных портов в мире три находятся в Китае.
В ноябре 1991 года Китай присоединился к группе Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, которая способствует свободной торговле и сотрудничеству в экономической, торговой, инвестиционной и технологической сферах.

7. Снижение уровня рождаемости
Вдобавок к реформированию экономики под руководством Дэн Сяопина в Китае также была введена политика одного ребенка - с целью снижения рождаемости, поскольку население Китая приблизилось к 1 миллиарду. (В 2015 году КНР смягчила это правило до политики двух детей). Политика одного ребенка, вероятно, обусловила значительное сокращение уровня рождаемости, хотя некоторые исследователи полагают, что он неотвратимо снижался бы в любом случае, поскольку семьи, как правило, реже рожают детей по мере того, как их благосостояние растет.
По данным китайского правительства, из-за политики одного ребенка на семью в стране не родилось примерно 400 млн детей. Для тех, кто хотел завести второго ребенка, были предусмотрены штрафы и другие виды наказания.

В мае 2018 года агентство Bloomberg сообщило, что вскоре Китай планирует снять все ограничения по рождаемости. Таким образом власти Китая хотят снизить темпы старения населения, отмечает издание. Из-за этого процесса многие семьи в Китае можно описать формулой 4:2:1 - четверо бабушек и дедушек, двое работающих родителей и один ребенок, что является чрезмерным бременем для работающих.

8. Рост выбросов CO2
Огромные экологические проблемы Китая на сегодняшний день являются результатом стремительного роста, толчком к которому послужили реформы Дэн Сяопина. Количество выбросов CO2 в пересчете на одного китайца с 1970-х годов увеличилось более чем в семь раз. Для решения этой проблемы современным лидерам КНР придется быть столь же радикально открытыми для перемен, как и Дэн Сяопин, отмечает Quartz.


После распада СССР и мировой системы социализма продолжалось строитель­ство нового общества в Китае, Северной Корее, во Вьетнаме, на Кубе. «Китайский социализм» строится более пятидесяти лет. Большие изменения в стране начались после смерти авторитетнейшего лидера Мао Цзэдуна. Его похоронили в хрусталь­ной усыпальнице на площади Тяньаньмынь. Но новые руководители КНР не стали заниматься разоблачением ошибок умершего вождя и оправдывать ими свою соб­ственную несостоятельность. В 1978 г. под влиянием Дэн Сяопина, продолжившего традицию Конфуция, руководство Коммунистической партии Китая начало одну из величайших экономических революций современности.

В сельском хозяйстве трудовые крестьянские коммуны (аналог советских колхозов) были разделены на индивидуальные, семейные крестьянские хозяй­ства. Земля осталась общенародной собственностью. Небольшие группы адми­нистраторов следили за выполнением необременительных повинностей в пользу государства. Крестьяне получили возможность самостоятельно реализовывать большую часть своей продукции, приобретать сложную сельскохозяйственную технику, объединялись в кооперативы в зависимости от назревших потребностей. В промышленности была расширена самостоятельность предприятий. В городах разрешалось создание мелких и средних частных предприятий, которые стали не столько составлять конкуренцию, сколько дополнять работу крупных предпри­ятий. При проведении конверсии военных заводов китайцы предпочитали сначала создать новое перспективное предприятие, способное выпускать конкурентоспо­собную продукцию, и обеспечить работой высвобождающихся работников, а уж потом ломали сам военный завод. В портовых городах были созданы свободные экономические зоны с особыми условиями для предпринимателей, прежде всего за­рубежных. Исключительно важным фактором для успехов экономических реформ в Китайской Народной Республике были традиционные трудолюбие, дисципли­нированность, рационализм и привычка подчиняться руководству, свойственные китайскому народу и его менталитету.

В течение первых десяти лет реформ промышленное и сельскохозяйственное производство выросло вдвое, а по некоторым показателям утроилось. Среднего­довой прирост валового национального продукта составлял не менее 9%, что в три раза превосходило среднемировые темпы прироста. В последующее десятилетие китайская экономика столкнулась с проблемами «перегрева» и «перегрузки».

Как и во времена нэпа в Советской России, китайское общество столкнулось с проблемами резкой имущественной дифференциации, усилением коррумпиро­ванности чиновников, недовольством работников государственных предприятий и т. д. Однако руководство Коммунистической партии Китая не стало сворачивать реформ, как это сделал Сталин после смерти Ленина. Не вступило китайское ру­ководство и на путь политической и идеологической либерализации по примеру Горбачева. Более того, в мае 1989 г. оппозиционное выступление студентов и других групп, требовавших ослабления партийного диктата и политических реформ, было беспощадно подавлено правительственными войсками с применением танков. Рез­ко критические выступления в защиту китайских диссидентов со стороны ведущих западных стран, некоторые меры, направленные на ограничение торговли с Китаем, были проигнорированы китайским руководством с присущим ему чувством соб­ственного достоинства. В Китае сохраняется смертная казнь. Регулярно казнят чиновников-взяточников. На государственных предприятиях были проведены очередные реорганизации. Серьезным стимулом для китайской экономики было обслуживание огромного советско-российского рынка.

К настоящему времени КНР занимает 1-е место в мире по добыче угля, произ­водству зерновых, цемента, хлопчатобумажных тканей, шелка, хлопка, яиц; 2-е ме­сто - по производству мяса, чугуна; 3-е - по производству проката, химического волокна. По объему ВНП Китай в 2010 г. перегнал Японию, а при сохранении или даже некотором снижении темпов прироста ВНП по этому показателю к 2020 г. он может догнать США. Во всяком случае знаменитая формула недавно умершего Дэн Сяопина - «Не важно, какого цвета кошка, черная или белая. Главное, чтобы она ловила мышей» - помогла Китаю продвинуться далеко вперед и впервые за 2000 лет своего существования обеспечить продуктами и промышленными това­рами собственного производства нормальный прожиточный минимум для 1 млрд 300 млн человек, что составляет 1/5 часть всех жителей планеты.

Серьезные проблемы в Китае вызвали меры руководства страны по ограниче­нию рождаемости. Разрешалось иметь не более одного ребенка в семье. Эти дети стали вырастать избалованными эгоистами. Обозначилась проблема обеспечения увеличившегося числа пенсионеров, так как в Китае в силу целого ряда причин высокая продолжительность жизни. В 2010 г. появились сообщения об отмене демографических ограничений, что чревато самыми серьезными последствиями и для самого Китая, и для всего мира.

Россия в 90-е гг. XX в.

Задача совершенствования партийного и государственного руководства Китая была в принципиальном плане поставлена III пленумом ЦК КПК одиннадцатого созыва (1978 г.), от которого в КНР ведется отсчет реформенного процесса.

По мере осуществления в Китае радикальных экономических реформ в городе и деревне, раскрепощения сознания и инициативы трудящихся все в большей степени стало ощущаться и прогрессирующе обостряться противоречие между высокоцентрализованной политико-административной системой с весьма сильными феодально-бюрократическими проявлениями и динамично развивавшимися процессами становления социалистического товарного хозяйства в условиях растущей открытости страны внешнему миру.

Под реформой политической системы в КНР понимают необходимость опоры в этом процессе на «конкретные, весьма специфические» условия страны, сочетание основных положений марксизма с китайской действительностью, абстрагирование от книжных догм и отказ от копирования опыта других стран, не исключая «творческого» изучения последнего.

Принципиально важно, что концепцией реформы не предусматривается создание какой-либо новой модели политической системы. Речь идет именно о «самосовершенствовании и саморазвитии» социализма с сохранением сильной роли партии, государства, повышением эффективности их деятельности.

Стержневым элементом реформы названо разделение функций партийных и государственных органов. Надлежит уточнить место и роль компартии в общественной структуре и политическом механизме, формы и методы ее руководства, а также нормы внутрипартийной жизни. В документах XIII съезда указывается, что Компартия Китая «является руководящим ядром дела социализма». Резко отвергается как неприемлемая для Китая многопартийная система поочередного правления. Подчеркивается, что она может привести лишь к социальным волнениям и «создать помехи на пути политической демократизации».

Из реально осуществляемых мероприятий на этом направлении можно отметить процесс ликвидации отделов партийных комитетов, дублирующих работу органов государственного управления (в аппарате ЦК КПК отраслевых отделов нет). Упраздняются и должности секретарей-парткомов, ранее курировавших деятельность государственных учреждений. Аналогичным образом ликвидируются отделы территориальных партийных комитетов, курировавшие деятельность функциональных подразделений местных органов государственного управления.

В рамках реформы в министерствах и ведомствах упразднены так называемые группы руководства, которые раньше назначались вышестоящими партийными органами и, по существу, руководили всей повседневной работой. Вводится единоначалие руководителей учреждений при повышении роли их парткомов как проводников политики партии.

Происходят изменения и в других сферах партийной жизни, в том числе в работе руководящих органов КПК. Принято решение об увеличении числа ежегодно созываемых пленумов ЦК, заслушивании на них отчетов Политбюро. Новым моментом является публикация в китайской печати сообщений о заседаниях Политбюро ЦК КПК и принимаемых на них решениях.

Важным шагом в направлении демократизации внутрипартийной жизни явилось введение многомандатной системы выборов секретарей и членов бюро (комитетов) всех парторганизаций снизу доверху, вплоть до ЦК КПК.

Вместе с тем при всей значимости перечисленных мероприятий они дали пока ограниченный эффект.

Важным направлением реформы является перестройка правительственных органов с целью создания гибкой и высокоэффективной управленческой системы с рациональной структурой, отвечающей потребностям развития социалистической товарной экономики.

В рамках этой линии упрощается аппарат управления, ликвидируются его промежуточные инстанции, создаются укрупненные отраслевые хозяйственные органы, использующие преимущественно косвенные экономические (налоги, кредит, нормативы и т.д.) и правовые рычаги. Часть функций, ранее выполнявшихся государственными органами, передается отраслевым корпорациям или ассоциациям.

Перестройку политической системы в КНР связывают, прежде всего, с кадровой политикой. В 80-е годы взят курс на омоложение партийного и государственного аппарата, поиск эффективных форм обновления и сменяемости кадров. По словам Дэн Сяопина, мыслится полностью омолодить кадровый состав партии и государства в течение ближайших 15 лет. Ставка делается на 30-40-летних «сильных политических деятелей», хозяйственных руководителей, ученых, литераторов и других специалистов. В соответствии с этой линией состоявшегося в октябре-ноябре 1987 г. XIII съезда КПК на омоложение партийного руководства состав ЦК КПК претерпел существенные изменения. В подборе кадров, как указывалось на съезде, неизменно следует делать акцент на высокую квалификацию руководителя или специалиста, на поощрение состязательности, демократический и гласный контроль.

К числу основных направлений реформы относится повышение роли собраний народных представителей как главного политического института страны.

Поставлена задача создания «социалистического законопорядка», поставлена цель «постепенного и поэтапного строительства высокоразвитой социалистической политической демократии», обеспечения прав трудящихся как полновластных хозяев страны путем совершенствования форм представительной демократии, преодоления отчужденности институтов политической системы от массовой социальной базы, создания такой атмосферы в обществе, когда дисциплина сочеталась бы со свободой, а единая воля не препятствовала живой деятельности людей. Имеется в виду поставить социалистическую демократию на прочный фундамент законов, отладить механизм выявления и учета интересов и мнений всех общественных классов и групп.

Совершенствуется система «общественных консультаций и диалога» как механизм неформальной связи между руководителями и руководимыми, коммунистами и беспартийными, центральными и местными органам, как канал своевременного доведения социально значимой информации снизу вверх и сверху вниз. Придается значение также повышению авторитета и усилению контрольных функций профсоюзов, комсомола, федерации женщин, других массовых общественных организаций. Возникают и новые формы общественного контроля, например, общественные комитеты по контролю за неоправданным и произвольным повышением розничных цен.

III пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва также выдвинул задачу всемерного развития производительных сил. Несовместимость прежнего курса с задачами социалистической модернизации стала основной причиной, которая привела к пересмотру внешнеполитической стратегии КНР. Практика последующих нескольких лет показала: для решения внутренних проблем нужны соответствующие внешние условия - приглушение споров с зарубежными странами, обеспечение спокойной обстановки на границах КНР. Модернизация вызывала необходимость в диверсификации внешнеэкономических связей, ориентированных в то время в основном на капиталистический мир. Логичными новыми партнерами в этом плане представлялись Советский Союз и другие социалистические государства.

Потребность в сотрудничестве с социалистическим миром усиливалась по мере того, как накапливались негативные экономические и идеологические последствия контактов с Западом. Появилась необходимость пересмотра и регулирования внешнеполитического курса страны.

На состоявшемся осенью 1982 г. XII съезде КПК была официально закреплена новая стратегия Китая, которая в последующие годы развивалась и углублялась. Суть объявленных изменений сводилась к следующему:

1. Был снят тезис о том, что Советский Союз является «главным источником опасности новой мировой войны и угрожает всем странам, в том числе США».

2. Исключено положение о необходимости создания единого фронта во всемирных масштабах (включая Соединенные Штаты) для противодействия «советскому гегемонизму». Вместо этого было провозглашено, что КНР проводит независимую и самостоятельную внешнюю политику, не примыкает ни к какой крупной державе или группе государств, не вступает с ними в союз, не склоняется перед нажимом никакой крупной державы.

3. Заявлено, что Китай будет стремиться к нормальным отношениям со всеми странами на основе принципов мирного сосуществования, в том числе и с обеими «сверхдержавами» (СССР и США).

4. Сделан упор на важность развивающихся стран в китайской внешней политике.

5. Впервые за многие годы выражена готовность налаживать отношения с зарубежными компартиями. В качестве базы взаимоотношений положены четыре принципа: независимость и самостоятельность, полное равноправие, взаимное уважение, невмешательство во внутренние дела друг друга.

6. Поставлена задача направить внешнюю политику страны на «создание международного окружения», способствующего установлению прочного мира во всем мире, в условиях которого Китай мог посвятить всю свою энергию социалистическому строительству». Подчеркнуто, что КНР объективно заинтересована в разоружении и разрядке напряженности и считает возможным сохранение мира, предотвращение всеобщего конфликта.

В позициях китайского руководства сохранялись и некоторые прежние моменты. Так, борьба за мир неразрывно увязывалась с противодействием «гегемонизму двух сверхдержав». Оставалось различие в подходе Китая к СССР и США. Москва обвинялась в создании «серьезной угрозы» безопасности КНР, без устранения чего нормализация советско-китайских отношений не представлялась возможной. Речь шла о так называемых «трех препятствиях».

Тем не менее, не смотря на упомянутые моменты, изменения в китайской политике выглядели разительными. Был взят курс на переход от конфронтации к преодолению разногласий и сотрудничеству на мировой арене.

Установки XII съезда КПК открыли путь к осуществлению новой политической линии, но она закреплялась постепенно, в борьбе мнений, через мучительное преодоление стереотипов, трудное урегулирование конфликтов.

На американском направлении перемены выразились в ужесточении китайских позиций по спорным вопросам и в дистанционировании КНР от США на международной арене. Пекин перестал идти навстречу американским предложениям и призывам стратегического характера, все настойчивее фиксируя независимость и самостоятельность собственного внешнеполитического курса.

Параллельно намечались сдвиги и в советско-китайских отношениях. Осенью 1982 г. была достигнута договоренность о проведении политических консультаций между КНР и СССР. Объем двустороннего товарооборота вырос в том же году на 50 %, состоялись первые после длительного перерыва взаимные визиты делегаций. Пекин взял курс на расширение связей со всеми странами социалистического содружества (исключая Вьетнам), на восстановление связей с большинством коммунистических и рабочих партий. Было заявлено, что КПК строит свои взаимоотношения с зарубежными коммунистами независимо от их близости к КПСС. Компартия Китая признала, что в прошлом допускала в отношении других партий ошибки и промахи, которые повлекли за собой отрицательные последствия.

Энергичные усилия предприняло китайское руководство по укреплению позиций КНР в развивающемся мире. Китай все активнее взаимодействовал с движением неприсоединения, «группой 77», организовывал мероприятия по налаживанию сотрудничества «Юг -- Юг». Углублялись связи со странами АСЕАН, были внесены коррективы в подход к Индии. Улучшились отношения с рядом левых правительств и движений (Анголой, Эфиопией, Никарагуа, Африканским национальным конгрессом и другими).

Изменяя многие параметры своей политики, Китай не хотел, однако, портить связи с Западом. В 1983-1984 гг. КНР удалось добиться от США и их союзников важных уступок в политических и экономических вопросах. Отношения между сторонами стабилизировались и продолжали наполняться материальным содержанием. Контакты развивались в различных областях, в том числе и военной.

Однако, не смотря на перечисленные изменения, баланса в отношениях КНР и Западом и Востоком, а главное, с США и СССР, достигнуто не было. Основное препятствие заключалось в том, что в китайской столице Советский Союз все еще рассматривали как «главную угрозу» национальной безопасности КНР.

Ближе к концу 1988 г. китайское руководство выдвинуло концепцию нового международного политического порядка, предусматривающую перевод отношений между всеми государствами на принципы мирного сосуществования. На этом фоне развивались и укреплялись советско-китайские отношения. По словам Дэн Сяопина, больше всего КНР на тот момент интересовало смягчение напряженности в мире.

Трагические события весны 1989 г., произошедшие на площади Тяньаньмэнь, на несколько лет отодвинули решение проблемы демократизации китайского общества на задний план. Сдвиги наметились только в 1992 г., на XIV съезде Компартии, признавшей необходимость политических преобразований в КНР.

Однако многое из того, за что боролись студенты весной 1989 г., сегодня в Китае реализовано на практике. Экономические реформы шаг за шагом приближают Китай к реальному, пусть управляемому «социалистическому», но к рынку. Политические преобразования, пусть медленно, но осуществляются. Может быть, это и верно: здесь поспешность может только навредить. И что самое главное, жива и набирает силу консолидирующая китайское общество идея «возрождения Великого Китая», ради реализации которой, по мнению большинства китайцев, можно смириться с временными «недемократическими неудобствами».

Одержимая именно этой идеей китайская молодежь яростно протестовала в мае 1999-го против НАТО после ракетных ударов по Посольству КНР в Югославии. Ущемленное национальное достоинство, равно как и действия стран «подлинной демократии», затмили «демократические амбиции» китайской молодежи. А десятилетняя годовщина событий на площади Тяньаньмэнь была отмечена на удивление спокойно.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что политическая реформа в КНР началась значительно позднее социально-экономических преобразований. Важным направлением реформы явилась перестройка правительственных органов, упрощение аппарата управления, разделение функций партийных и государственных органов, кадровая политика и т. д. Однако трагические события 1989 г., ознаменовавшие кризис политической системы КНР, свидетельствовали как о развитии демократических тенденций в китайском социуме, так и о неудовлетворенности общества процессом политических преобразований.

Подводя итог третьей главе, важно отметить и тот факт, что концепцией реформы не предусматривалось создание новой модели политической системы, речь шла именно о «самосовершенствовании и саморазвитии» социализма с сохранением доминирующей роли партии, государства, повышением эффективности их деятельности. Политическая реформа КНР была вызвана объективной необходимостью, связанной с несоответствием требований динамично развивающейся исторической, социально-экономической действительности существующей политической системе.

Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.

Приход к власти

Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.

Особенности политики

Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".

Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.

Аграрная сфера

Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.

Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.

Последствия реформ в сельском хозяйстве

Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились

Конец международной изоляции

Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.

Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

Изменения в управлении промышленностью

Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.

Утверждение многообразия форм собственности

Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.

Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.

Значение

Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.