Повышение зарплаты бюджетникам. Каким категориям бюджетников повысят зарплату? Насколько вырастут зарплаты после увеличения мрот

В избранном В избранное

Печать

Трохименко Людмила, заместитель главного редактора (e-mail: [email protected])

Март, 2016/№ 5

https://сайт/journals/ot/2016/march/issue-5/article-16093.html Скопировать

Крылатая фраза французского короля Людовика XVIII «Точность - вежливость королей» в нашу бытность - синоним пунктуальности. Точность и умелое обращение со своим и чужим временем с тех пор в цене. Относительно королевских указов судить не беремся, но нашему Правительству, судя по принятым им постановлениям, до этой точности, мягко говоря, очень далеко. Как в своевременности, так и в четкости изложения нормативных предписаний...
Для бюджетных работодателей постановление № 1013 в последнее время стало наиболее обсуждаемым. Ведь именно они столкнулись с массой вопросов по его применению. Этот «упорядоченно-структурно-зарплатный» документ срочно требовал разъяснений. Прошло почти 3 месяца… И вот они - долгожданные уточняющие нормы - появились! Постановлением от 11.02.2015 г. № 77 Кабмин внес изменения в постановление № 1013. Даны ли теперь ответы на все сложные вопросы? Выяснены ли все недомолвки? Давайте разбираться вместе.

Дождались! Наконец-то «уточняющие ремарки» от Кабмина увидели свет! Речь идет об изменениях к «революционному» постановлению № 1013 , предписания которого бюджетные учреждения и госорганы должны были применять с 1 декабря 2015 года. И именно эта аудитория столкнулась с множеством вопросов, связанных с их внедрением.

Повысить с 1 декабря 2015 года размеры должностных окладов работников согласно п. 1 постановления № 1013 ;

Пересмотреть размеры надбавок, доплат, премий, направив на эти цели всю сумму индексации,сложившуюся в декабре 2015 года, с тем, чтобы размер повышения всех составляющих зарплаты в суммарном выражении для каждого работника в декабре 2015 года превысил сумму индексации, которую ему должны были выплатить в декабре 2015 года.

Повышение окладов должно было быть проведено в пределах расходов на оплату труда, утвержденных в сметах этих госорганов и учреждений, за счет выплат, связанных с индексацией, надбавок, доплат и премий работников ( п. 1 постановления № 1013 ).

Отсюда делали вывод, что основной бюджетный девиз для декабря-2015 звучал так: в пределах утвержденных сметных назначений 2015 года на оплату труда работников учреждений, заведений, госорганов изменить структуру заработной платы работников - сумму индексации «трансформировать» в повышение оклада, надбавок, доплат и премий (подробности найдете в статье «Повысить оклады и «обнулить» индексацию: декабрьский сюрприз бюджетникам от Кабмина» // «ОТ», 2015, № 24, с. 21).

В целом высокая идея чиновников - «перенаправить» зарплатную индексацию, сложившуюся в декабре-2015, на повышение должностных окладов - имела смысл. Ведь так за счет увеличения удельного веса постоянных составляющих действительно должна была бы быть исправлена структура бюджетных зарплат. Но в том и проблема: оказалось, что оклады повысили не всем работникам и по большей части сумма такого окладного повышения оказалась мизерной.

По мнению Минсоцполитики (см. консультацию «Индексация бюджетных зарплат за январь 2016 года: для всех работников - с «чистого листа» // «ОТ», 2016, № 2, с. 4), во исполнение нормы п. 3 постановления № 1013 в декабре 2015 года индексацию следовало «обнулить» всем работникам госорганов, бюджетных учреждений и заведений. Даже тем работникам, у которых должностные оклады в декабре 2015 года не повышались , индексацию следовало обнулить за счет установления премии (надбавки) в сумме, равной или превышающей сумму индексации, которая должна была быть начислена в этом месяце. В частности, это касалось работников 1 - 3-го тарифных разрядов по ЕТС (последнее повышение окладов - в сентябре 2015 года).

Декабрьские оклады для «обнуления» индексации бюджетникам

Львиная доля вопросов бюджетников касалась, в частности, определения новых окладов работников с 1 декабря 2015 года в соответствии с требованиями п. 1 постановления № 1013 . Давайте освежим в памяти, кому из бюджетников повезло оказаться среди названных в п. 1 постановления № 1013 .

ЕТС. По поводу окладов работников с оплатой по Единой тарифной сетке (ЕТС) все было ясно и вопросов не возникало. К такой категории работников-бюджетников относятся работники медицинских заведений, учреждений образования, учреждений соцзащиты и др. с оплатой по «основополагающему» постановлению № 1298 (ср. 025069200) . Их новые размеры должностных окладов (тарифных ставок) с 01.12.2015 г. для всей ЕТС (1 - 25-й тарифные разряды) привели непосредственно в п.п. 1 п. 1 постановления № 1013 . В среднем такие оклады повысились на 9,98 % (от 0,8 % до 10 %). Отметим: фактически в декабре 2015 года повысились оклады всех работников тарифной сетки (за исключением окладов работников 1 - 3-го тарифных разрядов , которые остались на уровне сентября 2015 года).

Отдельные бюджетные учреждения. Отдельным категориям работников бюджетных учреждений и организаций, не подпадающих под действие постановления № 1298 , должностные оклады увеличили на 10 % . Речь идет о работниках, условия оплаты труда которых определены отдельными нормативными документами (постановлениями КМУ), указанными в п.п. 2 п. 1 постановления № 1013 . Среди них значатся работники:

Государственных нотариальных контор и государственных нотариальных архивов;

Центра адаптации государственной службы к стандартам Европейского Союза и его региональных отделений;

Национальной школы судей Украины;

Координационного центра по предоставлению правовой помощи и его территориальных отделений.

В дальнейшем, во исполнение постановления № 1013 , в соответствии с п. 2 приказа № 1264 *с 1 декабря 2015 года повысили на 10 % должностные оклады работникам учреждений, подведомственных Минсоцполитики:

* Этот приказ и комментарий к нему от специалиста Минсоцполитики см. в «ОТ», 2016, № 3, с. 5 - 8 .

Государственного учреждения «Правительственный контактный центр»;

Фонда социальной защиты инвалидов и его территориальных отделений;

Контактных центров АР Крым, области, гг. Киева и Севастополя.

Госслужба и ОМС. Некоторым категориям госслужащих и работников органов местного самоуправления (ОМС), указанным в , должностные оклады повысили на 25 % . В частности, речь идет о:

Руководящих работниках, специалистах и служащих, размеры окладов которых утверждены приложениями 1 - 37, 43 1 , 43 2 , 48 - 55 к постановлению № 268 ;

- работников органов прокуратуры, региональных служб государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора на государственной границе и транспорте; госслужащих госорганов контроля в семеноводстве и питомничестве, Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов ЦИК и т. п. Все постановления КМУ, которыми определяются условия оплаты труда и размеры должностных окладов таких работников, указаны в п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 .

Спустя некоторое время, во исполнение постановления № 1013 , в соответствии с п. 1 приказа № 1264 с 1 декабря 2015 года приписали повысить на 25 % должностные оклады работников, условия оплаты труда которых определены приказами самого же «трудооплатного» ведомства. Итак, повысили на 25 % должностные оклады работников учреждений, подведомственных Минсоцполитики:

Структурных подразделений территориальных органов государственной статистики, содержащихся за счет специальных средств Госбюджета;

Комитета по Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко;

Секретариата Комитета по Государственным премиям Украины в сфере науки и техники;

Секретариата Комитета по Государственной премии Украины в сфере архитектуры;

Центров по начислению и осуществлению социальных выплат;

Центров социальных служб для семьи, детей и молодежи;

Государственной службы занятости.

Схемный или штатный: какие именно оклады повысить госслужащим и работникам ОМС

Дилеммой оказалось определение новых окладов с декабря 2015 года для работников госорганов и учреждений, указанных в п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 . В частности, выполнение предписания об увеличении на 25 % должностных окладов руководящих работников, специалистов и служащих, размеры которых утверждены приложениями 1 - 37, 43 1 , 43 2 , 48 - 55 к постановлению № 268.

Применение этой нормы на практике вызывало такой вопрос: от какого оклада нужно отталкиваться, определяя 25-процентное повышение, - от схемного оклада (указанного в данных приложениях ) или от оклада, установленного в штатном расписании?

Сложность в том, что должностные оклады, утвержденные постановлением № 268 , несколько раз повышались. Сначала согласно постановлению № 34 с 01.02.2008 г. повысились на 45 % должностные оклады руководящих работников, специалистов и служащих. Потом согласно постановлению № 504 с 30.05.2009 г. увеличились на 50 % должностные оклады сельских, поселковых голов, их заместителей и руководящих работников и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов, указанных в приложении 54 к постановлению № 268.

С тех пор должностные оклады не повышались, и п. 1 постановления № 482 была введена следующая норма: в случае, когда размер должностного оклада работников аппарата органов исполнительной власти и других органов, финансируемых из бюджета, ниже установленного законом размера минимальной заработной платы, должностной оклад устанавливают на уровне размера минзарплаты.

Так какие же именно оклады следовало повышать в декабре 2015 года? На решение этой проблемы в определении новых окладов Минсоцполитики среагировало оперативно: в появилось разъяснение специалистов ведомства о применении постановления № 1013 . Чиновники объяснили, что повышению на 25 % согласно п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 подлежат должностные оклады, установленные в штатных расписаниях , в размерах согласно постановлению № 482 . Поэтому госслужащим, специалистам и служащим, должностным лицам ОМС, оклады которых в сентябре 2015 года были установлены на уровне 1378 грн., повышать на 25 % следует именно этот размер должностного оклада. То есть для них повышенный оклад составит 1723 грн.

Но известно, что на практике финуправления департаментов на местах не принимали к сведению разъяснения, предоставленные в этом письме , руководствуясь прописанной буквально нормой п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 (в действующей редакции на дату восстановления штатных расписаний). Большое количество обращений наших подписчиков свидетельствует, что у многих госслужащих и должностных лиц ОМС в декабре-2015 фактически оклады остались на уровне сентября-2015, т. е. декабрьское повышение окладов не состоялось.

Урегулировали ли эти вопросы на сегодняшний день - читайте далее.

Правительственные уточнения по декабрьским окладам

Наконец имеем официальные изменения к постановлению № 1013 . Они утверждены постановлением № 77 (см. с. 3 этого номера), вступившим в силу 24.02.2016 г. (опубликовано в «Урядовому кур’єрі», 2016, № 36, 24.02.2016 г.), но для откорректированного п. 1 постановления № 1013 измененияприменяются с 1 декабря 2015 года .

Правительство упорядочило нормативно-правовые акты , регулирующие повышение должностных окладов. Именно так на Правительственном портале* 23.02.2016 г. анонсировали принятое на заседании Кабмина постановление № 77 .

В частности, на веб-портале отметили, что этим постановлением (применяем с 1 декабря 2015 года ):

- внесли технические правки по распространению повышения на 25 % должностных окладов главы, первого заместителя главы, заместителя главы Национальной службы посредничества и примирения и ее отделений, должностные оклады которых определены отдельными постановлениями Кабинета Министров Украины;

- уточнили , что повышение должностных окладов (имеется в виду повышение на 25 % должностных окладов руководящих работников, специалистов и служащих согласно п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 ) не распространяется на военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и полицейских ;

Привели в соответствие с законодательством порядок проведения индексации денежных доходов населения. В частности, изменили порог индексации со 101 % на 103 % (внесли изменения в п. 1 1 Порядка № 1078 ) в соответствии со ст. 4 Закона об индексации (применяем с 1 января 2016 года , на это указывает п. 2 постановления № 77 ).

Мы подробно проанализировали все изменения в п. 1 постановления № 1013 , внесенные постановлением № 77 . Для наглядности и удобства в использовании мы привели их (п. 2 Изменений ) в таблице ниже.

Как видим, основной акцент таких изменений - обновленная редакция п. 1 постановления № 1013 , а именно:

1) дополнение отдельным абзацем п.п. 2 п. 1 постановления № 1013 - относительно 10 % -го повышение окладов работников Украинского национального информационного агентства «Укринформ» (для работников, не являющихся государственными служащими и журналистами, дополнили ссылкой на приложение 2 к постановлению КМУ от 03.07.2006 г. № 904 );

2) уточнение по руководящим работникам, специалистам и служащим , что повышение окладов на 25 % согласно п.п. 3 п. 1 постановления № 1013:

- не касается военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и полицейских ;

Нужно осуществлять согласно перечню нормативно-правовых актов, которыми определены размеры должностных окладов работников государственных органов(указаны в п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 ) с учетом постановлений № 34 (о повышении должностных окладов на 45 %) и № 482 (об установлении должностного оклада на уровне минзарплаты для тех работников, у которых размер должностного оклада ниже, чем определенный законом размер минзарплаты).

Повышение должностных окладов работникам государственных органов с 1 декабря 2015 года

Стало ли теперь все на свои места с принятием постановления № 77 ? Насколько прописанные уточнения являются совершенными?

От себя резюмируем: однозначно утверждать, что отныне нормы прописаны прозрачно и двоякого толкования уже не будет, не можем.

Давайте проанализируем, почему и какие упущения от Правительства «бросаются в глаза».

Во-первых, Кабмин не уточнил, что для должностных лиц ОМС при определении окладов по приложению 54 к постановлению № 268 , кроме повышения с 01.02.2008 г. «схемных» окладов на 45 % в соответствии с постановлением № 34 , нужно учесть и последующее увеличение с 30.05.2009 г. на 50 % окладов в соответствии с постановлением № 504 . Это касается должностных окладов сельских, поселковых голов, их заместителей и руководящих работников и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов (указаны в приложении 54 к постановлению № 268 ).

Во-вторых, формулировка уточняющей нормы «с учетом постановлений № 34 и № 482 »не дает однозначного ответа на вопрос: что считать первоочередным при применении повышения с 1 декабря 2015 года? Остается вариант трактовки этой нормы, что повышение окладов согласно постановлению № 482 не может рассматриваться как основное повышение и должно применяться неоднократно как дополнительное в зависимости от ситуации (когда определенные законом оклады оказались меньше минзарплаты).

Но поставленные перед специалистами Минсоцполитики вопросы с конкретными примерами определения должностных окладов для госслужащих и должностных лиц ОМС и их ответы на них свидетельствуют, что «трудооплатное» ведомство не изменило свою позицию (см. комментарий специалиста Минсоцполитики Светланы Коновал на с. 5 этого номера).

Важно! С 1 декабря 2015 года повышению подлежат должностные оклады, которые были установлены в штатных расписаниях по состоянию на 30.11.2015 г., с учетом требований постановлений № 34 и № 482 .

То есть повышаются на 25 % должностные оклады руководящих работников, специалистов и служащих (кроме военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и полицейских ), размеры которых утверждены, в частности, приложениями 1 - 37, 43 1 , 43 2 , 48 - 55 к постановлению № 268 (с учетом постановлений № 34 и № 482 ), по сути ,как и указывало Минсоцполитики, от оклада, который был в штатном расписании .Таким образом, Минсоцполитики считает, что все точки над «і» расставлены.

С учетом виденья Минсоцполитики на рисунке на с. 13 покажем, как выглядит алгоритм определения окладов с 1 декабря 2015 года в соответствии с п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 для должностей, указанных в приложениях 1 - 37, 43 1 , 43 2 , 48 - 55 к постановлению № 268.

Алгоритм определения должностных окладов в соответствии с п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 для должностей, указанных в приложениях 1 - 37, 43 1 , 43 2 , 48 - 55 к постановлению № 268

Теперь приведем примеры определения таких должностных окладов.

Пример 1. Должностной оклад руководителя управления райгосадминистрации согласно приложению 34 968 грн.

С учетом 45 %-го повышения, предусмотренного постановлением № 34 , должностной оклад составляет 1404 грн. (968 грн. х 1,45 = 1403,60 грн., с округлением 1404 грн.). Такой размер должностного оклада действовал до 01.12.2015 г.

После повышения такого оклада на 25 % в декабре 2015 года он будет равен 1755 грн. (1404 грн. х 1,25).

Таким образом, с 01.12.2015 г. согласно п.п. 3 п. 1 постановления № 1013 в штатном расписании необходимо установить должностной оклад в размере 1755 грн.

Пример 2. Должностной оклад специалиста-землеустроителя 1 категории сельского совета согласно приложению 54 к постановлению № 268 составляет 513 грн.

Увеличенный на 45 % с 01.02.2008 г. согласно постановлению № 34 должностной оклад составляет 744 грн. (513 грн. х 1,45).

Увеличенный на 50 % с 30.05.2009 г. согласно постановлению № 504 должностной оклад составляет 1116 грн. (744 грн. х 1,5).

С 01.09.2015 г. «дотянутый» согласно постановлению № 482 до нового законодательно установленного размера минзарплаты (1378 грн.) должностной оклад в штатном расписании установлен в размере 1378 грн.

До 09.09.2015 г. в соответствии с предыдущей редакцией п. 1 постановления № 520 должностной оклад Председателя Высшего совета юстиции составлял 18,4; заместителя Председателя - 15; секретаря секции - 13 размеров МЗП.

Кстати отметим, что с 01.09.2015 г. должностные оклады руководящих работников и специалистов аппаратов судов разного уровня (Секретариат КСУ, Аппарат ВСУ, аппараты высших специализированных, апелляционных и местных (общих специализированных) судов) ( приложения 42 - 47 к постановлению № 268 ), которые менее МЗП (1378 грн.), были установлены на уровне 1378 грн.

В дальнейшем, в соответствии с постановлением № 644 с 09.09.2015 г. их должностные оклады привязали к должностному окладу судьи местного суда с соответствующим коэффициентом ( приложения 42 - 47 к постановлению № 268 в редакции постановления № 644 ).

Вот и выходит, что должностные оклады руководящих работников и специалистов аппаратов судов в сентябре 2015 года повысились два раза : с 1 сентября - до нового уровня МЗП, а затем с 9 сентября - пропорционально должностному окладу судьи местного суда с соответствующим коэффициентом.

Следовательно, работники судов остались без декабрьского-2015 повышения окладов (последнее повышение - в сентябре 2015 года).

Вместо послесловия

Какими штрихами Правительство дополнило картину с «бюджетными» окладами, мы уже рассмотрели. Согласны, что в нынешних условиях инфляционных процессов имеем «копеечно-окладное» повышение.

Тем бюджетным работодателям, у которых не принимали штатные расписания с учетом позиции Минсоцполитики, изложенной в письме от 16.12.2015 г. № 19113/0/14-15/13 , придется провести перерасчет зарплаты с 1 декабря 2015 года, поскольку эти разъяснения с появлением постановления № 77 приобрели статус официальных норм.

Следовательно, если во исполнение нормы п. 3 постановления № 1013 индексацию декабря 2015 года «обнулили» только за счет выплаты премии (надбавки) в повышенном размере, то следует осуществить перерасчет зарплаты указанным работникам:

1) увеличить с 01.12.2015 г. должностные оклады согласно пп. 2 и 3 п. 1 постановления № 1013 (с учетом изменений, внесенных постановлением № 77 );

2) пересмотреть размеры доплат, надбавок, премий с учетом того, чтобы установленные размеры таких выплат позволили превысить надлежащую сумму индексации (в случае, если само по себе повышение должностных окладов не превышает сумму индексации).

Таким образом, выплаченную премию (надбавку) или ее часть необходимо заменить на повышение должностного оклада с 1 декабря 2015 года.

Отметим: после «обнуления» индексации в декабре-2015 право на новую зарплатную индексацию за период январь - март 2016 года не наступило (индекс инфляции за январь 2016 года (100,9 %) не превысил новый порог индексации 103 %).

И возвращаясь к нашему заявленному в начале статьи «направлению точности», подведем черту. Есть мнение, что полная версия крылатой фразы звучит так: «Точность - вежливость королей, но обязанность для их подданных». То есть пунктуальность короля - это не что иное, как любезность.

И согласитесь: каждый человек независимо от социального статуса предпочитает, чтобы к нему относились любезно, не вынуждали ждать «под часами» энное количество времени, которое становится потерянным.

Поэтому в который раз пожелаем нашему законодателю и Правительству формулировать свою волю максимально точно и прозрачно, чтобы на практике не возникали проблемы, обусловленные разным прочтением юридических предписаний. Ведь за этим стоит самый ценный ресурс государства - люди и их «наболевшие» вопросы, особенно оплата труда. И так важно, чтобы мы друг друга правильно понимали.

использованные документы

Закон об индексации - Закон Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 г. № 1282-ХII (в редакции от 06.02.2003 г. № 491-IV).

Постановление № 34 - постановление КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» от 06.02.2008 г. № 34.

Постановление № 268 - постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Постановление № 482 - постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов, финансируемых из бюджета» от 20.05.2009 г. № 482.

Постановление № 504 - постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 27.05.2009 г. № 504.

Постановление № 520 - постановление КМУ «Об оплате труда членов Высшего совета юстиции и членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины» от 30.06.2005 г. № 520.

Постановление № 644 - постановление КМУ «О внесении изменений в некоторые акты Кабинета Министров Украины» от 02.09.2015 г. № 644.

Постановление № 1013 - постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 09.12.2015 г. № 1013.

Постановление № 1298 - постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Приказ № 1264 - приказ Минсоцполитики «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной политики Украины и Министерства социальной политики Украины» от 30.12.2015 г. № 1264.

Порядок № 1078 - Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Владимир Путин предложил проиндексировать зарплаты работников бюджетных организаций, не охваченных майскими указами. В Минтруде «Газете.Ru» пояснили, что речь идет об административном и вспомогательном персонале: экономистах, юристах, инженерах, программистах, техниках, электромонтерах, слесарях, сантехниках, уборщиках и др. Президент оговорился, что индексацию надо провести с учетом «реальных возможностей» . Вероятнее всего, новые расходы опять переложат на регионы.

В среду на совещании с членами правительства президент Владимир Путин обсудил, как идет работа в сфере повышения зарплат бюджетников.

«Это очень значимая, чувствительная для миллионов людей тема», - подчеркнул Владимир Путин. В 2018 году нужно выйти на заданные параметры по «указным» категориям бюджетников, напомнил он.

Путин предложил проиндексировать зарплаты работников бюджетных организаций, не охваченных майскими указами 2012 года.

«Майскими указами были охвачены не все работники бюджетной сферы, не все бюджетники. У целого ряда категорий работников бюджетных организаций заработная плата давно не повышалась, в течение нескольких лет», - отметил Путин на совещании с правительством и попросил министров проработать варианты и представить предложения на этот счет.

«Предлагаю провести индексацию заработных плат как раз этих категорий работников бюджетной сферы, еще их называют «неуказными категориями бюджетников». Безусловно, с учетом и реальных возможностей как федерального, так и региональных бюджетов», - сказал президент.

«И прошу не затягивать, мы должны обсудить это в ближайшее время, имея в виду, что сейчас активно идет работа над подготовкой бюджета на 2018 год», - отметил глава государства.

Категории работников, которым повысят зарплату в 2017 году

В Минтруде «Газете.Ru» пояснили, что в социальной сфере к категориям работников, которым не повышается зарплата в соответствии с указами президента Российской Федерации, относятся административные работники (экономисты, юристы, бухгалтеры, кадровики), инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование (инженеры, программисты, техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений), и другие.

Путин также отметил, что есть трудности с повышением зарплат бюджетникам в некоторых регионах, и предложил сделать все для исправления этой ситуации.

Премьер-министр Дмитрий Медведев заверил, что власти предпринимают все усилия и ищут дополнительные ресурсы, чтобы добиться повышения зарплат россиянам, в первую очередь тем, кто работает в сфере образования, здравоохранения и культуры, что и было заложено в президентских майских указах.

Стоит отметить, что основная тяжесть по выполнению майских указов лежит на регионах. Во многом это привело к увеличению долга субъектов Федерации. Как отмечал в интервью «Газете.Ru» замминистра финансов Леонид Горнин, за последние годы темп роста расходов консолидированных бюджетов субъектов опережал темпы роста по собственным доходам.

«Как следствие, с 2012 года у нас отмечался и рост государственного долга. С 1 января 2012 года он увеличился с 1 трлн 171 млрд до 2 трлн 318 млрд руб. по состоянию на 1 января 2016 года. Это оказалось максимальной отметкой, а долг субъектов на начало 2016 года составил 36,5% от собственных доходов», - отмечал он.

Средств на помощь регионам для дополнительного повышения зарплат бюджетникам в федеральном бюджете, конечно, не предусмотрено. Но министр финансов Антон Силуанов 24 мая заявил, что в 2017 году наблюдается положительная тенденция превышения региональных доходов над расходами.

«В текущем году ситуация с доходами и расходами субъектов также неплохая. Доходы выросли на 9,8% за период с начала года по 15 мая, расходы - на 5,4%, в результате мы видим сейчас существенный профицит бюджета, который, безусловно, будет сокращаться по мере исполнения принятых плановых обязательств», - сказал он (цитата по RNS).

Вероятно, что именно этот рост доходов и позволил федеральному центру высказаться за индексацию зарплат «неуказным» бюджетникам. Такой маневр добавит очков властям перед грядущими в марте следующего года президентскими выборами, но вряд ли облегчит долговое бремя регионов.

В соответствии с майскими указами, обнародованными в 2012 году по итогам избирательной кампании, зарплата врачей, учителей и соцработников должна вырасти до 200% от средней по региону к 2018 году. А у младшего и среднего персонала - до 100%. В марте сообщалось, что данный показатель достиг 180%.

Майские указы не выполнялись!

Майские указы в части повышения зарплат врачей, учителей и соцработников в 2016 году «выполнялись наоборот», подсчитала «Газета.Ru» в январе, используя данные Росстата: зарплаты не только не росли, но даже в некоторых случаях уменьшались.

Существующий отрыв вряд ли удастся нагнать за 2017 год, считают эксперты.
Даже по итогам трех кварталов 2015 года ситуация выглядела лучше, чем по последним данным Росстата: за девять месяцев прошедшего года зарплаты учителей и врачей по отношению к средним снизились. В отсутствие полной статистики за 2016 год «Газета.Ru» сравнила данные Росстата за три квартала с аналогичным периодом 2015 года и убедилась, что по всем ключевым категориям работников положительные изменения зарплат отсутствовали.

Росстат не публиковал данные о средней зарплате

Отношение к средней зарплате по региону - основной маркер майских указов - Росстат в прошлом году публиковать перестал. Последний раз такие данные были опубликованы по итогам 2015 года: тогда средняя зарплата врачей составляла 156% к средней зарплате в России.

За три квартала 2016 года картина изменилась к худшему: отношение к средней зарплате по России за этот период составило 137%, подсчитала «Газета.Ru». Зарплаты педагогов и соцработников также не приближаются к целевым показателям указов, если верить Росстату.

Если исходить из достигнутых 137% за три квартала 2016 года, получается, что зарплаты врачей за год - с 1 октября 2016 года до 1 октября 2017 года - должны показать рост на 63 процентных пункта к средней зарплате, которая, по расчетам правительства, тоже будет расти. Такой разрыв слишком велик, чтобы считать выполнение майских указов возможным, полагают эксперты.

Последние заявления чиновников о необходимости выполнения майских указов Президента обнадеживают. Это означает, что повышение зарплаты бюджетникам в 2018 году все-таки состоится. Когда это произойдет точно, пока не известно. Будем надеяться, что улучшение материального положения работников бюджетной сферы произойдет уже с 1 января 2018 года.

Как утверждают официальные представители Правительства, несмотря на сложности экономической ситуации в стране зарплата бюджетников будет повышаться постепенно, примерно на 16% каждый год. Так как средняя з/п по регионам различная, то и подъем ее произойдет по-разному.

Кто относится к бюджетникам

Как не странно, не все знают, кто же из работающих граждан относится к бюджетной сфере и чем они отличаются от работников частных компаний.

Бюджетниками называют тех, кто работает на государственных предприятиях. К ним относятся:

  • работники дошкольных и учебных заведений, за исключением частных;
  • граждане, работающие в медицинской сфере, кроме частных организаций;
  • служащие таможенных служб;
  • налоговики;
  • работники правоохранительных и судебных органов (прокуратуры, полиции, армии);
  • лица, работающие в социальных службах;
  • работники казначейства;
  • служащие миграционной службы;
  • чиновники министерств и административного аппарата;
  • все, кто работает в области культуры.

Зарплата работникам таких учреждений идет из государственного бюджета страны. Работа в таких организациях регламентируется КЗоТом и внутриотраслевыми нормативно-правовыми актами.

Условия работы определяются:

  • Правительством России — для тех организаций, финансирование которых производится через федеральный бюджет;
  • органами власти субъектов федерации и местного самоуправления, если финансы идут из их казны.

Самыми привилегированными государственными служащими являются:

  1. налоговики;
  2. таможенники;
  3. служащие Роспотребнадзора; Росреестра;
  4. пограничники;
  5. работники миграционных служб.

Размер зарплат в таких структурах полузасекречен. О них можно узнать только, пообщавшись с теми, кто там работает. Дело в том, что доход в таких организациях включает в себя не только оклад, но и всевозможные премии, дотации и бонусы. Если брать в среднем, то зарплата в подобных структурах составляет примерно сто тысяч рублей.

Численный состав

В настоящее время в бюджетной сфере трудится около 33 миллионов человек. Это примерно треть трудоспособного населения страны – 83 млн. граждан. А вот, так бюджетники распределяются по разным отраслям:

Таким образом, в России на 10 тысяч работающих приходится сто два чиновника. Государственные служащие составляют два процента от всех занятых трудом в России. Они трудятся:

Нынешняя зарплата

Сегодня средняя заработная зарплата в бюджетной сфере составляет 36,5 тыс. рублей. Однако, если брать зарплату в небольших городках, то она имеет намного скромные размеры – 12-15 тыс. рублей. Средний доход по отдельным специальностям выглядит так:

Работники науки: 37 тыс. руб.
Представители области культуры: 19 тыс. руб.
Социальные работники: 25 тыс. руб.
Работники медицинской сферы: 13-40 тыс. руб.
Преподаватели вузов: 36 тыс. руб.
Школьные учителя: 30 тыс. руб.
Работники дошкольных учреждений: 22 тыс. руб.

Надо отметить, что в некоторых северных районах эти показатели несколько выше. Самые малые заработки наблюдаются в центральных и западных регионах.

Будет ли повышение зарплаты бюджетникам с 1 января 2018 года?

Ориентиром для повышения уровня оплаты труда бюджетникам по-прежнему являются одиннадцать указов В. Путина, которые он подписал еще в 2012 году. Согласно «майским указам» Президента, в 2018 году средняя зарплата медицинских работников с высшим образованием и преподавателей вузов должна достигнуть 200% относительно средних показателей по региону.

Чтобы осуществить намеченные планы, Правительством разработано ряд актов, регламентирующих повышение заработной платы. Они касаются:

  • контроля доходов руководящих работников;
  • реформ, повышающих производительность и эффективность работы;
  • усиления контроля за расходом бюджетных средств.

Работа была разбита на два периода 2012-14 гг. и на 2015-18гг. За прошедшее время на повышение зарплат было израсходовано 200 млрд. рублей государственных бюджетных денег и 900 млрд. рублей поступило из казны субъектов РФ.

С первого января 2017 года уменьшили разницу между зарплатами руководителей и обычных работников государственных учреждений.

За последнее время изменили НДС с восемнадцати до двадцати двух процентов. В то же время уменьшили страховые платежи с тридцати процентов до двадцати двух процентов. Предполагается, что такие налоговые изменения помогут бюджетным организациям сэкономить средства и перенаправить их на поднятие зарплат. Предварительные расчеты показывают, что «манёвр 22х22» позволит сэкономить до 230 млрд. руб. в год. Также планируется реорганизовать бюджеты малоэффективных государственных учреждений.

Усилия Правительства дали уже первые результаты. Так в 2016 году были подняты оклады медицинским работникам в среднем на тридцать пять процентов.

В 2017 году планируют поднять зарплату еще одиннадцати категориям, работающих в государственном секторе. Это, прежде всего, коснется:

  1. научных работников;
  2. преподавателей и учителей;
  3. работников культуры;
  4. воспитателей детских дошкольных учреждений.

С 1 декабря зарплаты бюджетников вырастут. Эксперты: ситуацию изменит к лучшему ставка и доплаты за переработки,

С 1 декабря должно произойти третье за год повышение соцстандартов, которое коснется и бюджетной сферы — минимальный тарифный оклад (1 разряд) вырастет на 150 грн. На столько же повысится и минимальная зарплата, которая с 1 декабря не может быть меньше 1600 грн (без вычета налогов), на руки получается 1444 грн. А вот с 1 января малооплачиваемые станут получать почти вдвое больше: по проекту закона о госбюджете на 2017 г., минзарплата не может быть меньше 3200 грн без вычета налогов, или 2576 на руки. Как изменятся заработки у разных профессий, выяснила "Сегодня".

ЧИНОВНИКИ. Как видно из инфографики, с 1 декабря плановое повышение заработков в бюджетной сфере будет небольшим. Например, уборщица или подсобник получат больше на 84 грн, врач-терапевт — на 260 грн, доцент вуза — на 546 грн. Основной рост зарплат ожидается с 2017 г.: как нам подтвердили в департаменте зарплаты и условий труда Минсоцполитики, в бюджетной сфере не будет зарплат ниже 3200 грн. Но в эту сумму войдут не только оклады, они с 1 января не изменятся, но и различные доплаты и премии. Например, учитель 1 категории (10 разряд) после повышения тарифных ставок с 1 декабря будет иметь оклад 2430 грн, или на 273 грн больше, чем сейчас. Кроме того, он по-прежнему получит доплаты: 20% от оклада за классное руководство, 10% — за проверку тетрадей, плюс на всю эту сумму начислят надбавку за выслугу лет (10%). В итоге получится 3475 грн против 3085 грн зарплаты в ноябре. То есть с декабря прибавка составит 390 грн. Но за январь учитель получит такую же сумму. Другой пример: младшая медсестра (3 разряд) в больнице сейчас имеет оклад 1532 грн и надбавку за интенсивность работы 30%, в сумме 1992 грн. С 1 декабря ее оклад вырастет до 1615 грн, а зарплата — до 2100 грн (+108 грн). Но с 1 января 2017 г. ей государство доплатит еще 1100 грн "просто так", т. к. меньше чем 3200 теперь платить нельзя. По словам министра соцполитики Андрея Ревы, повышение минзарплаты до 3200 грн с 1 января 2017 г. выравняет зарплаты у бюджетников 1—6 разрядов. "Нужно начинать с самых бедных, потому что пока мы будем заниматься другими зарплатами, они вынуждены будут выживать, — сказал Рева. — Что касается более высоких разрядов, то врачи и учителя — это 9-й и 10-й разряды и выше. Так что их зарплаты будут выше, чем 3200 грн. Напомню, что в следующем году мы им еще и на 30% повысим зарплаты. Фельдшер высшей категории по 10 разряду получит от 3960 грн до 4230 грн".

ЭКСПЕРТЫ. Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский считает, что стоило бы не просто повышать минзарплаты, а проводить их полную перезагрузку. "Это не совсем правильно, когда в следующем году низкооплачиваемые тарифы будут выравниваться до минзарплаты в 3200 грн. Условно, уборщица и фельдшер могут получать за свою работу одинаковое вознаграждение, несмотря на то, что они специалисты разной квалификации. Это несправедливо. Эффективнее было бы вместо ЕТС ввести минимальную почасовую оплату труда согласно квалификации сотрудников. И, исходя из этого, например, учитывая дополнительные нагрузки и сверхурочные, насчитывать людям больше денег. Это бы привело к реальному росту зарплат бюджетников, которые станут выплачиваться за конкретно выполненную работу, а не за чаепития".