Особенности государственного устройства великобритании. Государственный строй Великобритании в XX в Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Великобританию принято считать родиной конституционализма: именно здесь возникли идеи о конституционном строе как о системе ограниченного правления, а так же появились первые правовые акты и институты, ограничивающие власть монарха. Тем не менее, до настоящего времени в стране нет конституции в общепринятом на сегодняшний день смысле: здесь не существует единого документа наивысшей юридической силы.

Английские правоведы характеризуют конституцию Соединенного Королевства Великобритании как неписаную, подчеркивая ее главную особенность - наличие в ней устных источников права (конституционных обычаев). При этом общее количество источников британской конституции огромно. Оно не поддается точному исчислению. Все они обладают одинаковой юридической силой и изменяются в том же порядке, что и источники других отраслей права.

Последнее обстоятельство означает, что по способу изменения английская конституция является гибкой. Тем не менее, гибкость не значит ее нестабильность. Эффективной гарантией стабильности британской конституции выступает знаменитый британский консерватизм. Вместе с тем, возможность создания, изменения и отмены правовых норм судами обеспечивает оперативное приспособление конституционных положений к изменяющимся условиям жизни.

Охарактеризованные особенности британской конституции позволяют утверждать, что в данной стране существует лишь материальная конституция. Конституции же в формальном смысле здесь нет.

1. Характеристика конституции и источников конституционного права Великобритании

В отличие от других стран, где действующая писаная конституция четко определяет предмет конституционного права, в Великобритании строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом нет.

Характерными чертами конституции Великобритании, являются то, что:

1. Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии;

2. Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих британской конституции: Статутное право (Statute Law); Общее право (Common Law); Конституционные соглашения (Constitutional conventions). Соответственно источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные соглашения. Общее влияние на формирование этих источников оказывали и оказывают труды авторитетных юристов;

3. Конституция Великобритании является «гибкой» конституцией, поскольку в английском праве нет различия между «конституционным» и «текущим» законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными .

Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников:

Ш Статут -- акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства -- монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы (они в отличие от США официально называются здесь актами) обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати). Хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шотландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их, было несколько). Несколько актов о гражданских правах, акты о министрах короны, о местном управлении (последний акт принят в 1985 г.), хотя в Англии по традиции нормы о местном самоуправлении чаще относят не к конституционному, а к административному праву. Впрочем, конституционное и административное право обычно рассматривается как единая отрасль. Одни авторы насчитывают несколько десятков конституционных актов, другие, учитывая некоторые конституционные положения в актах, относящихся к иным отраслям права, говорят о почти трех с половиной сотнях таких законов. На деле многие акты средних веков и более позднего времени хотя и публикуются как конституционные документы, но не являются действующими: их положения поглощены или отменены более поздними документами.

Ш Судебный прецедент -- это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда. Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, Вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к судам канцлера, и получило название «право справедливости»). В нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).

Ш Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров).

Ш Доктринальные источники -- это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании .

2. Государственные органы Великобритании

В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется разными государственными органами. И формально, и фактически такого строгого разделения властей нет. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти: Правительство Ее Величества; министры Ее Величества; Королевская подпись на законопроекте; судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха.

Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе государственных органов, но и в том, что:

а) члены Правительства являются членами законодательного органа власти, а также обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. Лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета, Спикером Палаты лордов и Председателем Апелляционного Суда;

б) Палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и высшей судебной апелляционной инстанцией Великобритании;

в) Тайный совет - совещательный, исполнительный орган при монархе - в лице своего Судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицинских трибуналов. Он обладает также специальной юрисдикцией высказывать в связи с обращением монарха свое мнение по вопросам права .

В настоящее время Парламент Великобритании состоит из монарха и двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Нижняя палата - Палата общин - представляет собой общенациональный представительный орган, избираемый одновременно на пять лет по мажоритарной системе относительно большинства. Руководит палатой спикер. Важную роль в работе палаты играют парламентские комитеты.

Палата лордов - это верхняя палата английского парламента. В настоящее время палата находится в состоянии существенного реформирования. Принят закон об упразднении членства в ней наследственных пэров.

Функции, роль и полномочия палат различны. Наиболее значимую роль в законодательном процессе и в осуществлении парламентского контроля играет Палата общин. Только она может выразить правительству недоверие. Палату лордов можно охарактеризовать как слабую верхнюю палату: при несогласии с законопроектом, принятым нижней палатой, она может лишь отсрочить его принятие, так как Палата общин вправе преодолеть выражения верхней палаты.

Исполнительная власть Великобритании имеет сложную структуру. В стране имеет Правительство, включающее Премьер-министра и около 100 министров. Правительство никогда вместе на заседании не собирается. В рамках Правительства действует Кабинет - гораздо меньшее по численности собрание министров (около 20). Именно Кабинет принимает от имени Правительства все решения .

Судебная система Соединенного Королевства является весьма сложной. Фактически в стране сосуществуют три судебные системы: Англии и Уэльса, Шотландии, а также Северной Ирландии. При этом свободными инстанциями, действующими в масштабах всей страны, являются только Палата лордов и Тайный совет (коллегиальный орган, традиционно действующий при монархе и формируемый монархом, помимо судебных полномочий осуществляет совещательные функции при монархе.)

Территориальное устройство Соединенного Королевства является унитарным. Исторически Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех регионов: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Политико-административное деление регионов различно. Англия и Уэльс делятся на графства, графства в Англии делятся на административные округа, а округа - на общины (приходы). Графства Уэльса непосредственно делятся на общины. Северная Ирландия состоит из графств, они - из округов, округа- из общин. Шотландия территориально поделена на округа, состоящие из общин.

В большинстве местных единиц действуют органы местного самоуправления. Это, прежде всего, выборные непосредственно населением советы. Каждый совет ежегодно выбирает из своего состава председателя, а также комитеты, которым делегируются многие полномочия совета и которые осуществляют исполнительную деятельность. Следовательно, особых исполнительных органов местного самоуправления в Великобритании нет. Чиновники, назначаемые центральной властью и осуществляющие местное управление, тоже отсутствуют. Компетенция органов местного самоуправления традиционна, однако на практике возникают сложности по вопросу о ее разграничении между органами местного самоуправления различных уровней.

Особый статус имеет столица Соединенного Королевства - Лондон. Вместе с прилегающими пригородами он образует единый конгломерат, именуемый Большим Лондоном. В настоящее время органами управления Большим Лондоном являются состоящая из 25 депутатов Ассамблея и Мэр, избираемые непосредственно населением столицы.

Соединенному Королевству принадлежат также островные и зависимые территории, которые, однако, не рассматриваются как его части.

Островные территории - это принадлежащие Англии с феодальных времен остров Мен и острова пролива Ла-Манш. Они являются «коронными» владениями и подчиняются суверенитету Соединенного Королевства. Острова имеют собственные органы управления, но по вопросам обороны, внешних сношений и таможенного дела законы принимает английский парламент.

Зависимые территории - это бывшие колонии Великобритании, сохранившие государственно-правовую связь с ней. В каждой колонии имеется собственный парламент, но он не решает вопросы безопасности .

3. Правовой статус личности Великобритании

Правовое регулирование гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Это исторически обусловлено местом прецедентного права в правовой системе страны и статутом крупнейшей колониальной державы, после распада, которой образовалось Содружество, повлиявшее на традиционное для других стран регулирование вопросов гражданства.

В соответствии с Законом 1981г. устанавливаются в Великобритании следующие категории гражданства:

1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (British).

2. Граждане британских зависимых территорий (British Dependent Terrirories).

3. Граждане британских заморских территорий (British Oversears.)

Специальный статус предусматривается для:

1) лиц под британской защитой (British protected persons);

2) лиц, проживающих в третьих странах и имевших британское гражданство по закону 1948г., но утративших его в связи с принятием законов о гражданстве в государствах их постоянного проживания (в основном проживающие в Шри-Ланке, Индии, Пакистане.)

1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии составляют основную категорию граждан, обладающих всеми правами и свободами, и, прежде всего, правом свободного въезда и выезда из страны.

Способы приобретения гражданства:

1) по рождению;

2) по происхождению;

3) путем натурализации.

В случае вступления в брак с британским гражданином закон предусматривает меньшие требования к желающему получить гражданство путем натурализации.

4) путем регистрации приобретают гражданство:

1. несовершеннолетние лица, родившиеся на и вне территории Великобритании, но не ставшие британскими гражданами по разным причинам, однако имеющие на это право по закону;

2. совершеннолетние лица, являющиеся гражданами британских зависимых и заморских территорий, лица, находящиеся под британской защитой и проживающие в третьих странах, но имевшие британское гражданство по Закону о гражданстве 1948г .

Утрата гражданства происходит двумя способами:

1. путем отказа от гражданства;

2. в результате лишения гражданства.

2. Гражданство британских зависимых территорий представляет собой специфическую правовую связь лиц, проживающих в ряде бывших британских колоний. Этот статут не предусматривает права свободного въезда на территорию Великобритании, но позволяет в упрощенном порядке (в порядке регистрации) получить гражданство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

3. Гражданство британских заморских территорий представляет собой переходный, временный правовой статус лиц, которые не приобрели гражданства Великобритании или гражданства британских зависимых территорий до января 1983г.

Лицами под британской защитой могут быть граждане бывших английских колоний или территорий, находившихся под протекторатом Великобритании, которые в соответствии с Законом о гражданстве 1981г. И на основании Приказа в Совете по решению монарха объявляются лицами под британской защитой. Этот правовой статус позволяет получить британское гражданство путем регистрации.

Британское понимание прав человека имеет две основные характеристики:

1) юридические права индивидуума - это остаток его свобод, после того как они были формализованы законом и правоприменительной практикой;

2) главным в институте прав человека является неформальное закрепление их обширного перечня в законе, а эффективные судебные и внесудебные средства их защиты.

В британском конституционном праве не существует единой классификации прав и свобод граждан. Традиционное деление наличные, политические, экономические и социальные права и свободы применимо в Великобритании с оговорками. Для англичан права и свободы - это, прежде всего, индивидуальные права, ограничиваемые государством в силу общественного договора и вытекающие из принципа: каждый может делать то, что не запрещено правовыми нормами.

Свобода личности в понимании англичан означает право не подвергаться тюремному заключению, аресту или любому другому физическому ограничению свободы без надлежащих юридических оснований и гарантий от произвола.

Основой защиты прав граждан от произвола является:

1) право задержанного выяснить причины его задержания и потребовать от судьи их проверки в течение 24 часов;

4) право на обычный, а не чрезвычайный или с особыми полномочиями суд.

Свобода личности означает не только личную неприкосновенность, но и свободу частной жизни. Это понятие включает в себя тайну переписки и телефонных переговоров; защиту от электронных средств контроля над личной жизнью; свободу совести и вероисповедания.

Социальные права получили свое развитие и закрепление в законодательстве лишь в самую последнюю очередь. Среди них выделяются: право на равную плату за равный труд; право на отдых, право на социальное обеспечение; право на образование; право на здоровье и др. .

великобритания конституция монарх гражданство

Заключение

В заключение данной работы можно сделать ряд выводов:

I. Характерные черты конституции Великобритании:

1. она является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии;

2. она является неписаной. Выделяются три составляющие британской конституции:

· Статутное право;

· Общее право;

· Конституционные соглашения.

3. Она является «гибкой» конституцией. В ней действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться не конституционными.

II. Источники британской конституции: статуты, конституционные обычаи, судебные прецеденты и доктринальные источники.

III. В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляются разными государственными органами. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти.

Список используемой литературы

1. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю.И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л.М. Энтина. -- М.: Норма, 2004. -- 832с.

2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Чиркин В.Е.- «Юристъ», 1997. - 568с.

3. Шестакова К.Д. Конституционное право зарубежных стран.: Учеб. пособие.- М.: Издательство РИОР, 2004.

4. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций.- М.: Юрайт- М, 2002.

5. Конституционное право зарубежных стран / О.В. Афа-К64 насьева, Е.В. Колесников, Г.Н. Комкова, А.В. Малько; Под общ. ред. д. ю. н., проф. А.В. Малько. -- М.: Норма, 2004. -- 320с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принцип разделения властей, понятие и особенности. Система государственных органов Российской Федерации. Органы законодательной власти. Основная видовая особенность органов прокуратуры. Проблема реализации принципа разделения властей в Конституции РФ.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Исторические особенности развития британской "Конституции", не четкий принцип разделения власти. Основы конституционного статуса личности: права, свободы и обязанности человека. Территориальное устройство Великобритании. Органы государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Отражение принципа разделения властей и механизма системы сдержек и противовесов в Конституции РФ и Конституции США. Становление и развитие конституционного строя, устанавливающего основные положения правопорядка. Демократические права и свободы.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Ветви государственной власти и их органы, единство и взаимодействие. Разделение властей как основа конституционного строя. Понятие и признаки принципа "сдержек и противовесов". Соотношение принципа разделения властей и данной системы в государстве.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Характерные черты и источники британской конституции. Конституционно-правовое положение личности. Политические партии и партийная система. Система органов государственной власти. Виды источников британской конституции.

    контрольная работа , добавлен 03.08.2007

    Историко-правовые корни принципа разделения властей. Основное содержание принципа разделения властей. Практика осуществления принципа разделения властей. Принцип разделения властей на примере Конституционного Суда Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Понятие и сущность конституции в различных странах. Особенности конституции и правовой системы Французской Республики и Великобритании, статус президента и монарха. Парламент и правительство во Франции и Великобритании: порядок формирования, полномочия.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2011

    Историко-правовые основы и реализация принципа разделения властей в Российской Федерации и в Республике Башкортостан. Президент, исполнительная, законодательная и судебная власть, прокуратура в системе разделения властей; роль местного самоуправления.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2010

    Историческое развитие принципа разделения властей, особенности его реализации в современной России по Конституции 1993 года. Государственные органы, функции которых определены в Конституции. Виды разделения властей в субъектах Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2016

    История развития Конституции Японии. Структура и особенности Конституции 1947 года. Права, свободы и обязанности граждан. Система государственных органов. Демократическая основа обеспечения принципа разделения властей. Принцип народного суверенитета.

Великобританию принято считать родиной конституционализма: именно здесь возникли идеи о конституционном строе как о системе огра- ниченного правления, а также появились первые правовые акты и институты, ограничивающие власть монарха. Тем не менее до настоящего времени в стране нет конституции в общепринятом на сегодняшний день смысле: здесь не существует единого документа наивысшей юридической силы .

При этом общее количество источников британской конституции огромно. Оно не поддается точному исчислению. Все они обладают одинаковой юридической силой, принимаются и изменяются в том же порядке, что и источники других отраслей права.

Британская Конституция - уникальное явление в современном мире. Главные ее особенности состоят в историческом характере, гибкости и в том, что она является неписаной.

  • 1. Конституция Великобритании представляет собой совокупность норм и практик, регулирующих организацию и функционирование государственной власти, а также отношения между государством и гражданами в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии. Конституция складывалась постепенно, именно в этом смысле она историческая, составляющие ее элементы появились в разное время.
  • 2. В Великобритании акты конституционного характера отличаются от обычных только предметом регулирования, они не имеют юридических отличий и особого положения в иерархии правовых актов, в силу этого они могут быть в любой момент отменены парламентом, именно поэтому англичане так любят говорить, что они могут «утром проснуться с новой конституцией».
  • 3. Конституция Великобритании является неписаной. Английские правоведы характеризуют конституцию Соединенного Королевства как неписаную, подчеркивая ее главную особенность - наличие в ней устных источников права (конституционных обычаев) . Это надо понимать в переносном смысле, поскольку в нее включают множество писаных актов, старых и новых. Термин «неписаная» подчеркивает отличие от других европейских государств: отсутствие единого, «кодифицированного» акта ©соответствующим названием, в этом смысле она как бы не

«записана». Кроме того, большую роль в ней играют конституционные обычаи, принципы и практики, которые известны, но действительно не зафиксированы официально.

Все эти разнородные элементы не структурированы и не соотнесены официально друг с другом по большей части, их соотношение складывалось «естественным путем» в процессе государственно-политической практики. Считается, что конституционное право Великобритании включает все нормы, которые прямо или косвенно определяют осуществление суверенной власти государства, но поскольку по конкретным вопросам здесь существуют разные мнения, описание конституции дается по источникам .

Итак, отличительной характеристикой британской Конституции является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Это вызвано особым (по сравнению с другими странами Европы) характером права Великобритании, которое относится к англосаксонской системе, отличительной особенностью которой является использование в качестве источника права судебного прецедента, его главенствующий характер, а также длительным самостоятельным развитием британского права.

Выделяют три составляющих Конституции: статутное право, общее право и конституционные соглашения, которым соответствуют следующие источники права: статуты, судебные прецеденты и конституционные обычаи.

Судебный прецедент - это решения так называемых высоких (высших) судов, публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Совокупность установленных прецедентов является фундаментом общего права и права справедливости. Прецедентное право состоит из норм и принципов, созданных и применяемых судьями в процессе вынесения ими решений .

Принцип «обязательности прецедента» обеспечивает его принудительный характер. Довольно высокую гибкость и относительный динамизм по сути стабильной и консервативной системе судебного прецедента в Великобритании придают принципы доктрины судебного прецедента:

  • 1) для нижестоящего суда обязательны решения вышестоящего;
  • 2) суды связаны своими собственными решениями;
  • 3) апелляционные суды не должны следовать принятым по «невнимательности» решениям .

Конституционные обычаи (конвенционные нормы) сложились в процессе деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти государства. Они регулируют главным образом условия, связанные с Кабинетом Министров в широком смысле этого понятия, отношения органов государственной власти между собой . К ним можно отнести следующие обычаи: «Монарх должен согласиться с биллем (законопроектом), прошедшим через обе палаты Парламента»; «лидер партии большинства - премьер-министр»; «министры выходят в отставку, если перестают пользоваться доверием палаты общин»; «Палате лордов не принадлежит инициатива финансовых биллей» и др.

Доктринальные источники - это мнения выдающихся ученых-юри- стов (Блэкстона (1723-1780), Бэджгота (1826-1877), Дайси (1835- 1922) и др.) по вопросам конституционного права, к которым обращаются парламент и суды в случае пробелов в конституционном регулировании.

Следует остановиться на характеристике высших органов власти Великобритании, которым и посвящены все указанные части конституции.

Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии - британский монарх, ныне - Королева Елизавета II. Монарх - источник суверенной власти, он является составной частью парламента наряду с Палатой общин и Палатой лордов. Монарх возглавляет Содружество , включающее около 50 государств, 17 из которых (в том числе Канада, Австралия, Новая Зеландия) признают монарха и своим главой государства. Так, он промульгирует конституции этих государств, по представлению их правительств назначает генерал-губернаторов, которые действуют от его имени. Монарх - главнокомандующий Вооруженными силами, осуществляет амнистию и помилование, назначает послов и консулов, заключает международные договоры, объявляет войну и заключает мир. Кроме того, монарх возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую - в Шотландии.

Несмотря на большие полномочия монарха, все его акты подлежат контрасигнатуре Премьер-министра . Между тем в иерархии органов власти Великобритании после монарха следует охарактеризовать парламент.

Парламент возглавляется Монархом. Верхняя палата, Палата лордов, в основном состоит из назначенных членов («Лордов Парламента»). Формально палата называется Достопочтенные Духовные Лорды и Светские Лорды, собравшиеся в Парламенте. Духовные Лорды - это духовенство англиканской церкви, а Светские Лорды - члены пэрства. Духовные Лорды и Светские Лорды считаются представителями разных сословий, но они заседают, обсуждают различные вопросы и голосуют вместе. Палата общин формально называется Почтенные Простолюдины, собравшиеся в Парламенте. В настоящее время Палата состоит из 646 членов. Право голосовать имеют все лица, достигшие 18 лет, граждане Соединенного Королевства и граждане Ирландии и стран британского содружества, постоянно проживающие в Соединенном Королевстве.

Каждая из двух палат Парламента возглавляется спикером, причем спикер палаты общин при назначении выходит из состава своей партии, так как должен быть лицом беспристрастным. Спикера может заменять один из трех заместителей.

Парламент в основном занимается принятием законов. Некоторые акты Парламента действуют на всей территории королевства, включая Шотландию, но так как Шотландия имеет свою законодательную систему, многие акты не действуют в Шотландии и либо сопровождаются такими же актами, но действующими только в Шотландии, либо законами, принятыми Парламентом Шотландии.

Новый закон, в его черновой форме называемый биллем, может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения. Первое чтение представляет собой чистую формальность. Во втором чтении обсуждаются общие принципы законопроекта. После второго чтения законопроект отправляется в комитеты палат. Комитет рассматривает законопроект постатейно и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. После того как палата рассмотрела законопроект, следует третье чтение. В Палате общин поправки больше не вносятся, однако поправки могут быть еще внесены в Палате лордов. После прохождения третьего чтения Палата Лордов должна проголосовать за предложение. После прохождения в одной палате законопроект посылается в другую палату. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен монарху на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.

Таким образом, законопроект, прежде чем стать законом, получает согласие всех трех частей Парламента. Следует подчеркнуть и тот факт, что парламент (Палата общин) является и прямым адресатом обращений (петиций) граждан .

Премьер-министр Великобритании разделяет с монархом и парламентом функции по управлению государством. Он является лидером партии,

получившей большинство мест в Палате общин. Премьер-министр возглавляет Кабинет (состоящий из глав наиболее значимых министерств), который наряду с департаментами считается правительством Великобритании. Основной обязанностью премьер-министра является координация работы этих частей правительства. Наиболее важные решения в исполнительной сфере принимаются Кабинетом, который заседает в резиденции премьер-министра. Между тем основные вопросы внутренней политики государства решаются на уровне департаментов.

Министерские департаменты возглавляются министрами и занимаются вопросами, требующими прямого политического контроля. В большинстве департаментов министр называется государственным секретарем и является членом кабинета министров. Административное управление департаментом осуществляется гражданским служащим (чиновником), называющимся постоянным секретарем. Министерским департаментам подчиняются исполнительные агентства. Исполнительное агентство - это неправительственный государственный орган, располагающий частичной автономией для выполнения своих функций. Они обычно отчитываются перед одним или несколькими правительственными департаментами, которые устанавливают финансирование и стратегические цели этого агентства. Неминистерские департаменты занимаются вопросами, не требующими прямого политического контроля. Они возглавляются гражданским служащим (чиновником). Некоторые выполняют регулирующие или проверочные функции, и поэтому их статус должен защищать их от политического вмешательства. Некоторые возглавляются постоянным секретарем или вторым постоянным секретарем 60 ".

Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась реформам и упрощению, но осталась все-таки сильно децентрализованной - по существу действуют разные системы в Англии, Шотландии, Северной Ирландии, на островных территориях.

Низшая судебная инстанция по гражданским делам - помощники судей в графствах. Они могут рассматривать дела с незначительной ценой иска. По малозначительным уголовным делам такую роль выполняют общественные магистраты - граждане, не являющиеся профессиональными судьями. На них возложены функции мировых судей, причем вознаграждение за свою деятельность они, как правило, не получают. Магистраты (мировые судьи), имеющие юридическое образование, рассматривают дела единолично, не имеющие - коллегиально (по два-три судьи).

Более крупные гражданские дела (с суммой иска до 1 тыс. фунтов) рассматривают коллегиальные суды графств. Те уголовные дела, которые неподсудны общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматриваются Судом короны, который может действовать в трех формах: дело может рассматривать окружной судья, судья Высокого (столичного) суда и адвокат, имеющий специальное образование и полномочия - барристер или солиситор.

Если обвиняемый не признает обвинение, дело рассматривается с участием присяжных заседателей (10-12 человек) .

Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать коллегия Высокого суда правосудия. Этот суд состоит из трех отделений - королевской скамьи, канцлерского суда (суда справедливости) и отделения по семейным делам. Вышестоящей судебной инстанцией здесь является Апелляционный суд, состоящий из коллегий.

Таким образом, все три упомянутых судебных органа - Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд - обобщенно называют высшими судами. Они вправе создавать судебные прецеденты. Решения апелляционного суда, в свою очередь, могут быть обжалованы в Верховный суд, созданный в 2004 г.

В Великобритании имеются также военные суды, церковные суды, промышленные трибуналы, но они действуют при органах исполнительной власти и состоят не из судей, а из общественных деятелей, юристов. Решения этих судов могут быть обжалованы в вышеуказанные органы юстиции. Интересно, что с 2001 г. существует и Административный суд, рассматривающий жалобы на чиновников.

Каждая страна Соединенного Королевства имеет свою собственную систему административного и географического деления, которое часто исходит еще от времен до появления государства Великобритания. Соответственно, «не существует стандартного уровня административной единицы, связывающего всю Великобританию». До XIX в. практически никаких изменений старых делений не происходило, однако затем началась постоянная эволюция ролей и функций. Однако эти изменения не были универсальны, а дальнейшая передача возможностей Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии означает, что и в дальнейшем они вряд ли будут универсальными.

Организация местного правительства Англии очень сложна, с распределением функций, зависящих от местных распоряжений. Законодательная база относительно английского правительства устанавливается парламентом и правительством Великобритании, поскольку у Англии нет своего собственного парламента.

Высший уровень деления Англии составляют девять правительственных регионов или правительственных регионов Европейского Союза. Один регион, Большой Лондон, имеет свою выборную ассамблею и мэра с 2000 г. после поддержки этого вопроса на референдуме в 1998 г. Предполагалось, что и другие регионы также получат свои региональные ассамблеи, однако отказ от таковой в Северо-Восточной Англии на референдуме в 2004 г. остановил эту идею. Ниже регионального уровня идет либо совет графства и затем районные советы, или унитарные советы, Лондон же имеет свою систему из 32 Лондонских боро. Члены совета выбираются но мажоритарной системе.

Местное правительство Шотландии разделено на основе 32 областей Шотландии с большой разницей в размерах и населении среди них.

Города Глазго, Эдинбург, Абердин и Данди являются отдельными областями, точно так же как и Страна Гор, которая включает в себя территорию трети Шотландии, но имеет население всего чуть больше 200 000 человек. Права местного управления управляются выборными депутатами, которые получают зарплату на полставки. Выборы проводятся по системе единого непереходного голоса и выбирают трех или четырех депутатов, которые затем выбирают председателя, который возглавляет заседания и выступает от имени всего региона.

Правительство Уэльса состоит из 22 унитарных образований, включая Кардифф, Суонси и Ньюпорт, каждый из которых является отдельным образованием. Выборы проводятся раз в четыре года по мажоритарной системе. Северная Ирландия с 1973 г. была разделена на 26 районов. Их права ограничены только обслуживающими функциями, как, например, уборка мусора, контроль за домашними животными и уход за парками. 13 марта 2008 г. было принято решение создать 11 новых районов и заменить существующую систему. Следующие местные выборы были отменены до 2011 г. для организации новой системы.

Соединенное Королевство имеет суверенитет над 17 территориями, которые не являются составной частью Великобритании: 14 Британских Заморских Территорий и три Коронных Земли.

В целом неписаная конституция Великобритании, в отличие от многих других документов конституционного и иных отраслей британского права, является единой для всего Соединенного Королевства: для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Она исключительно гибкая, что позволяет приспосабливать ее к изменяющимся условиям. Однако в связи с почтением к традициям это делается зачастую путем применения юридических фикций, без нарушения сложившихся норм.

Конституционный строй Великобритании имеет во многом архаичный характер, поэтому в 2003 г. был создан Департамент по реформе британской конституции, возглавляемый государственным секретарем по конституционным вопросам.

  • Петиции граждан могут быть посланы по почте, переданы через депутата парламента отданного округа, положены в специальную сумку, которая висит сзади кресла спикера. В годпоступает приблизительно 1000 таких петиций
  • См. подробнее: Википедия (http://ru.wibpedia.org/wiki).
  • Присяжными в Великобритании могут быть лица в возрасте 18-70 лет, постоянно проживающие в стране не менее пяти лет.
  • Великобритания - унитарное государство с конституционной монархией. Королева Елизавета II является главой государства Соединённого Королевства и ещё пятнадцати независимых стран Содружества. Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение». Великобритания не имеет конституции как единого документа, как и всего лишь у трёх стран в мире - Новой Зеландии, Израиля и Сан-Марино. Это вызвано особым (по сравнению с другими странами Европы) характером права Великобритании, которое относится к англо-саксонской системе, отличительной особенностью которой является использование в качестве источника права судебного прецедента, его главенствующий характер, а также длительным самостоятельным развитием британского права.

    Выделяют три составляющих Конституции: статутное право; общее право и конституционные соглашения, которым соответствуют следующие источники права: статуты, судебные прецеденты и конституционные соглашения.

    Статуты: к ним относят акты парламента и акты делегированного законодательства (когда часть полномочий парламента передается другим органам государственной, обычно исполнительной, власти).

    Всего к статутам конституционного характера относят более двух десятков документов, которые формально никак не выделяются из общего массива правовых актов; в научной доктрине их выделяют лишь по предмету регулирования. Это акты, определяющие форму правления и форму государственного устройства; систему, порядок формирования и компетенцию высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; правовой статус личности:

    1) правовые акты, принятые до XX века, но действующие до настоящего времени;

    2) законы, принятые в XX веке: законы о Парламенте; законы о пэрах; Закон о Палате общин; законы о народном представительстве; законы о гражданстве; Иммиграционный акт; Закон о королевской санкции; Вестминстерский статут; законы о министрах Короны и др.



    3) акты, принятые исполнительной властью на основе прав, делегированных Парламентом (акты министров Короны, местных органов власти и публичных корпораций, среди которых наиболее важными считаются приказы Тайного совета, издаваемые от имени британского монарха, которыми оформляются все решения Кабинета).

    Судебный прецедент: судебными прецедентами регулируются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.

    Конституционный обычай: регулирует сферу деятельности монарха, парламента, правительства и их взаимоотношений.

    Поскольку нет никакой технической разницы между обычными статутами и «конституционным правом», парламент Великобритании может провести «конституционную реформу» просто приняв очередной закон, и, таким образом, имеет возможность изменить или отменить практически любой письменный или неписаный элемент конституции. Однако стоит отметить, что ни один парламент не сможет принять закон, который следующий созыв не смог бы изменить.

    Основные принципы и институты современного государственного управления в Великобритании складывались на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому отличительной особенностью этой системы является ее архаичность, влияние авторитета традиций и норм, не имеющих законодательного оформления, однако влияющих на реальный процесс управления страной.

    Одним из наиболее значимых факторов, который оказывал и продолжает оказывать влияние на систему государственного управления в Великобритании является отсутствие формального и фактического разделения властей в его классическом понимании. Великобритания является монархией, и Монарх всегда был и остается частью законодательной, исполнительной и судебной власти. Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе органов государственного управления, но и, например, в том, что члены Правительства Ее Величества (исполнительная ветвь власти) являются членами парламента (законодательная ветвь власти) и обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. Например, лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета министров, Спикером палаты лордов и Председателем Апелляционного суда.

    В системе государственного управления Великобритании можно выделить три основных политических института: Монарх, Парламент, Правительство.

    Монарх

    По форме правления Великобритания является парламентарной монархией. Монарх официально является главой государства и олицетворяет единство страны. Формально монарх обладает значительными полномочиями (назначает премьер-министра и членов правительства, судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служителей англиканской церкви, созывает и распускает парламент по представлению премьер-министра, обладает правом законодательного вето, является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет право помилования и т.д.) и еще большим влиянием на функционирование органов государственного управления.

    Большинство полномочий британского монарха определяется понятием «королевская прерогатива», другие полномочия закрепляются законом. Королевская прерогатива – это совокупность полномочий монарха по общему праву. Своеобразие исторического развития страны выразилось в том, что с конца XVII века происходил процесс передачи королевских прерогатив (законодательных и исполнительных) парламенту и правительству. В настоящее время любая из королевских прерогатив может в случае необходимости стать предметом законотворчества парламента. Если парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым.

    В британском праве различают два вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические. Личные прерогативы сводятся к ряду неписанных правил обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Примерами подобных личных прерогатив являются правила «монарх никогда не умирает» (по британскому общему праву между царствия быть не может, так как существующая система престолонаследия обеспечивает постоянное функционирование института монархии) и «монарх не может поступать неправильно» (закрепляет личный судебный иммунитет монарха). Политические прерогативы британского монарха достаточно обширны и закрепляют его полномочия в сфере внутренней и внешней политики. Во внутренней политике королевские прерогативы сводятся к полномочиям в области управления (право монарха назначать и увольнять министров; руководство вооруженными силами; управление собственностью Короны; назначение епископов; жалованье почетных званий; чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны), полномочиям в судопроизводстве (право помилования), и полномочиям в законодательстве (право созывать и распускать парламент; право подписи законопроектов, принимаемых палатами парламента). Во внешней политике королевские прерогативы сводятся к праву объявления войны и заключения мира, праву заключения международных договоров, праву решения по аннексии и уступке территории, праву направления и аккредитации дипломатических представителей, праву на признание зарубежных государств и правительств. Политические прерогативы монарха осуществляются по совету и при участии министров правительства.

    В системе государственного управления Великобритании можно выделить два элемента: функционирующий, связанный с реальными полномочиями в сфере управления, которыми обладают премьер-министр и члены правительства и стабилизирующий, которые выражается в формальной прерогативах британского монарха направленных на обеспечение преемственность власти. На протяжении прошлого столетия британские монархи не раз способствовали решению проблем британской политической системы в целом, и системы государственного управления в частности. В частности это касалось конвенционной нормы британского общего права, согласно которой монарх имеет право назначать премьер-министров, но не правомочен отвергать их советы по вопросам государственной политики.

    1. Конституция Великобритании.
    2. Правовое регулирование общественных объединений и статуса личности.
    3. Высшие органы государственной власти Великобритании.
    4. Местное самоуправление и управление.

    1. Конституция Великобритании

    Королевство Великобритания является по форме правления парламентской монархией, а по форме государственного устройства сложным унитарным государством. Население страны - около 60 млн. чел.

    Особенностью британской конституции является то, что она не является писанной как в США, то есть не существует такого закона или свода законов, которые были бы объявлены основным законом страны. Конституция Великобритании состоит их четырех категорий источников: статутов, конституционных обычаев, судебных прецедентов и доктринальных источников.

    Статут - акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства - монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были октроированными, т.е. приняты самим монархом. К числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Хартию, Билль о правах 1679 г., акт о престолонаследии 1701 г., об объединении с Шотландией 1706 г., о Парламенте 1911 и 1949 гг., о Палате Общин 1978 г., об автономии Шотландии 1997, о Северной Ирландии 1999 г., о реформе Палаты лордов 1999 г. и др.

    Судебный прецедент - это решения так называемых судов, которые обязательны при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах.

    Конституционные обычаи сложились в практической деятельности высших органов государственной власти (не судов).

    Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров).

    Доктринальные источники - это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются

    Парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании.

    2. Правовое регулирование общественных объединений и статуса личности.

    Большое значение для деятельности государственного механизма в Великобритании имеет двухпартийная система. В парламентских выборах участвуют обычно десятки традиционных и вновь образованных партий, но большинство голосов получает одна из двух основных политических партий: Лейбористкая и Консервативная. В Великобритании различаются граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, граждане британского Содружества и граждане зависимых территорий.

    В Великобритании существует свобода вероисповедания, есть церковные объединения католиков, иудеев, мусульман, буддистов, но государственной церковью является английская протестантская церковь. Ее глава - монарх. Решение ее синода приобретают силу после утверждения Парламентом и одобрения монархом.

    3. Высшие органы государственной власти Великобритании.

    Законодательная власть в Великобритании принадлежит Парламенту, который состоит из трех частей: 1) Палаты общин, 2) Палаты Лордов, 3) монарха.

    Палата общин состоит из 659 членов, выбираемых по мажоритарной системе относительного большинства на 5 лет. Палата очень часто распускается, особенно после Второй мировой войны.

    Палата лордов после 1999 года составляет примерно 500 членов (до этого около 1200 членов). В состав палаты входят пожизненные пэры, духовные лорды и др. Судебный комитет Палаты лордов - высшая судебная инстанция по гражданским делам. Монарх Великобритании - это символ единства нации, преемственности государства. Он рассматривается как гарантия стабильности в обществе. Монарх - лицо неприкосновенное, политически нейтрален. Юридически британский монарх обладает значительными полномочиями, которые в совокупности называются королевской прерогативой. Фактически этими правами монарх не пользуется.

    В стране существует три высоких суда: Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд. Средний уровень - суди графств. Низшие суды - магистраты (мировые суды), помощники судей.

    4. Местное самоуправление и управление.

    Великобритания - сложное унитарное государство с политическими (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономиями). Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Они считаются ассоциированными членами Королевства Великобритании и Северной Ирландии, имеют свои законодательные органы (по местным вопросам).

    Кроме того, Великобритания имеет колониальные владения: это остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар. Территории Англии и Уэльса разделены на графства (39 - в Англии, 22 - в Уэльсе), а графства - на округа (их всего 339). Шотландия разделена на 32 единицы. Северная Ирландия делится на 26 графств.

    Нет Конституции, которая бы являлась единым документом, она состоит из различных парламентских актов - статутов, судебных решений и конституционных обычаев. Конституция может быть изменена парламентским актом или общим согласием на изменение конституционного обычая.

    Глава государства - королева Елизавета II (родилась 21 апреля 1926), взошла на престол в феврале 1952. В последнее столетие прослеживается тенденция передачи властных полномочий непосредственно правительству, однако королева продолжает принимать участие в осуществлении ряда важных функций государственной власти. За ней сохранено право созывать и распускать парламент, назначать премьер-министра: королева предлагает лидеру политической партии, составляющей большинство в палате общин, сформировать правительство. Королева утверждает законы, принятые парламентом. По закону она является верховным главнокомандующим и, по представлению правительства, назначает высших военачальников. Как глава судебной власти назначает судей, а как глава Англиканской церкви - епископов. В сфере между- народных отношений королева как глава государства имеет право объявлять войну и заключать мир, подписывать международные договоры и соглашения.

    В состав Великобритании входят 4 историко-географические области (исторические провинции) - Англия, Уэльс, и Северная Ирландия (Ольстер) - часть - 6 северо-восточных графств (по Договору 1921 включена в состав Великобритании на правах автономии). В административном отношении Великобритания делится на графства, округа и города. В состав Великобритании входят самостоятельные административные единицы - остров Мэн и Нормандские острова, а также 15 зависимых территорий. В ведении органов местной власти находятся жилищное строительство, образование, социальное обеспечение, полиция и пожарная служба. Они финансируются за счёт средств, полученных от взимания муниципальных налогов, местных налогов и дотаций центрального правительства.

    Высший орган законодательной власти - парламент. Он состоит из палаты лордов и палаты общин. Парламент занимается законотворческой деятельностью. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения. Как правило, законопроекты должны быть приняты обеими палатами. Прежде чем обрести силу законов, они должны получить королевскую санкцию. На практике это является чистой формальностью. В условиях отсутствия письменной Конституции как единого документа и по положению «парламентского суверенитета» парламент может отменить акты конституционного значения. Большую роль в подготовке законопроектов играют парламентские комитеты. Ведущая роль в деятельности парламента принадлежит палате общин. Она избирается на срок не более 5 лет и насчитывает 659 членов - по 1 представителю от каждого из 659 избирательных округов. Парламент избирается по мажоритарной системе относительного большинства прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права.

    Право голоса имеют все граждане Великобритании, а также других стран Содружества и Республики Ирландии, достигшие 18 лет и постоянно проживающие в Великобритании. С 1945 на общих выборах 8 раз победила Консервативная партия, 8 - Лейбористская. В результате всеобщих парламентских выборов в июне 2001 большинство в палате общин, как и на предыдущих выборах 1997, получила Лейбористская партия - 412 мест (40,7% полученных голосов). У консерваторов - 166 мест (31,7%), у либеральных демократов - 52 (18,3%), у Шотландской национальной партии - 5 (1,8%), Плайд Кимру - 4 (0,75%), Ольстерской юнионистской партии - 6 (0,8%), Демократической юнионистской партии - 5 (0,7%), Шин Фейн - 4 (0,7%), у прочих - 4 (0,8%).

    Верхняя палата - палата лордов - состоит из наследственных и пожизненных пэров (получивших звание за заслуги перед страной), архиепископов и старших епископов Англиканской церкви, лордов Высшего апелляционного суда. Парламентскими актами 1911 и 1949 права палаты лордов были существенно ограничены. Основной её функцией является рассмотрение и внесение поправок в проекты, представленные палатой общин. С 1949 за палатой лордов сохранилось лишь право отлагательного вето - краткосрочной отсрочки принятых палатой общин законопроектов. Билли финансового характера, относящиеся к налогообложению и государственным расходам, принимаются палатой лордов в том виде, в каком они представляются палатой общин. В 1999 был принят Закон о палате лордов, в соответствии с которым число наследственных пэров было уменьшено с более чем 750 до 92. Предполагается полностью упразднить институт наследственных пэров. В 2001 была опубликована Белая книга, предусматривающая, что большая часть пожизненных пэров будет назначаться независимой межпартийной комиссией и по рекомендации политических партий пропорционально численности фракций в палате общин. 120 членов палаты лордов будут избираться.

    Глава исполнительной власти - монарх. Глава правительства - премьер-министр. Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство или наибольшее число мест в парламенте (с 1997 - лейборист Тони Блэр). Правительство состоит из членов кабинета (около 20), министров, не входящих в кабинет, и младших министров (как правило, парламентских заместителей министров). Большинство министров являются членами палаты общин. В распоряжении премьер-министра - аппарат государственных служащих.

    Партийная система включает следующие партии: Консервативная партия - организационно оформилась в 1867, насчитывает около 300 тыс. членов, лидер - Иан Данкан Смит. После 2-й мировой войны находилась у власти в 1951-64, 1970-74, 1979-97. Лейбористская партия образована в 1890, объединяет коллективных (профсоюзы и кооперативные общества) и индивидуальных членов, насчитывает 260 тыс. чел., лидер Тони Блэр. После 2-й мировой войны у власти в 1945-51, 1964-70, 1974-79. Является правящей партией с 1997. Либерально-демократическая партиясформирована в 1988 путём слияния Либеральной и Социал-демократической партий, насчитывает около 82 тыс. членов, лидер - Чарльз Кеннеди. В парламенте представлены также национальные партии: Плайд Камри (основана в Уэльсе в 1925, лидер И.Вик Джонс); Шотландская национальная партия (основана в 1937, лидер Джон Суинни); Ольстерская Юнионистская партия (основана в нач. 20 в., лидер Дэвид Тримбл); Демократическая юнионистская партия (основана в 1971, лидер Иан Пейсли); Социал-демократическая и лейбористская партия Северной Ирландии (основана в 1970, лидер Марк Деркен), Шин Фейн - политическое крыло Ирландской республиканской армии (ИРА, образована в кон. 1-й мировой войны, лидер Джерри Адамс), партия отказалась занять свои места в палате общин.

    Взаимодействие власти и бизнеса осуществляется прежде всего через союзы предпринимателей. В 2001 в стране насчитывалось 192 организации деловых кругов. Наиболее влиятельная из них - Конфедерация британской промышленности (КБП). Выражает интересы около 200 тыс.фирм - от крупнейших ТНК до мелких компаний. В них занято 7,5 млн чел. В КБП входят большинство предпринимательских союзов и ассоциаций деловых кругов. Важнейшая задача КБП - содействие созданию экономического климата, благоприятного для деятельности британского бизнеса, повышения его конкурентоспособности. Комитеты и эксперты КБП разрабатывают рекомендации для правительства, участвуют в подготовке законопроектов бюджета, в формировании внешнеэкономической политики. Среди других крупных предпринимательских организаций - Ассоциация британских торговых палат. Она оказывает услуги более чем 135 тыс. компаний, помогает в обучении персонала, в продвижении товаров британских фирм на внешний рынок, в доступе к необходимой для бизнеса информации. Институт директоров, насчитывающий около 53 тыс. членов, консультирует директоров компаний по таким проблемам, как корпоративное управление, неплатёжеспособность и банкротства, подготовка кадров. Институт директоров представляет интересы своих членов перед властями в Великобритании и ЕС. Федерация малого бизнеса выражает интересы 160 тыс. малых фирм и самостоятельных хозяев и предоставляет им информацию по вопросам , занятости, безопасности, .

    Особенностью британского рабочего движения всегда была высокая доля организованных в профсоюзы наёмных работников. Профсоюзы обрели довольно сильные позиции как в отношениях с работодателями, так и в общественно-политической жизни страны в целом. В 1979 в стране насчитывалось 362 профсоюза, которые охватывали 54-55% всех лиц наёмного труда. С помощью жёстких антипрофсоюзных законов консерваторам удалось добиться существенного ограничения прав и размаха деятельности профсоюзов. В результате уменьшилось число профсоюзов - 206 в 2001, снизилось число членов тред-юнионов - с 13,1 млн в 1979 до 7,3 млн в 2001, или 27% от числа лиц наёмного труда. Крупнейшее профсоюзное объединение - Британский конгресс тред-юнионов (БКТ) - создан в 1868. В него входят 74 профсоюза, 6,7 млн членов. На ежегодных съездах БКТ обсуждаются наиболее важные проблемы социально-экономического развития страны. БКТ традиционно поддерживает и финансирует Лейбористскую партию. После прихода к власти лейбористы объявили о намерении несколько смягчить законодательство, регламентирующее деятельность тред-юнионов. Особенностью британского профсоюзного движения является существование широко разветвлённой сети цеховых старост (шоп-стюартов), избираемых непосредственно на месте их работы. Главная функция - повседневная защита рабочих и служащих в отношениях с администрацией, урегулирование трудовых конфликтов.

    В 2002/03 финансовом году военные расходы составили 24,2 млрд ф. ст., в 2003/04 финансовом году - 25,4 млрд. В 2002 они равнялись 2,32% ВВП. В 2001 численность Вооружённых сил составляла: флот 42,9 тыс., сухопутная армия 114,0 тыс., ВВС 54,0 тыс., регулярные резервы 234,7 тыс., волонтёры 47,3 тыс. В Вооружённых силах было занято 111,7 тыс. гражданских лиц. Великобритания - ядерная держава. В 2002 на вооружении находились 4 подводные лодки, оснащённые 48 баллистическими ракетами «Трайдент-П». Великобритания поддерживает ядерный арсенал приблизительно из 185 боеголовоколо Велика её роль в наращивании потенциала сил быстрого реагирования НАТО. Великобритания выступает за укрепление европейской опоры этой организации. Британские военные контингенты размещены на , в , Демократической Республике , Косово.

    Во внутренней политике ключ к пониманию многих особенностей современного социально-политического устройства британского общества дают такие черты его развития, как эволюционность, «традиционализм» и сравнительная стабильность политических институтов. На протяжении столетий политическую культуру отличали умеренность и органическое вплетение новых элементов в существующие структуры, сочетание и слияние традиционных и современных ценностей, постепенное овладение правящей элитой навыками и умениями «согласования интересов» в рамках демократических институтов. Стабильность британского общества всегда покоилась на консенсусе относительно его основополагающих целей и путей их достижения. Характерная черта развитого гражданского общества в этой стране - законопослушность граждан. Значение терпимой политической культуры особенно важно в условиях отсутствия писаной Конституции.

    С 1924 у власти попеременно находятся Консервативная и Лейбористская партии. С нач. 1970-х гг. значительную поддержку стали получать «третьи» партии, прежде всего Либерально-демократическая (до 1988 - Либеральная) и Шотландские националисты.

    В 1979 к власти пришли неоконсерваторы во главе с М.Тэтчер. Среди ценностных ориентаций неоконсерватизма особое место принадлежало индивидуализму, или антиколлективизму. Усилились авторитарные тенденции в государственном управлении; возросла роль исполнительной власти в институтах представительства интересов. Одновременно важнейшим направлением политики тори явилось преобразование системы государственных социальных услуг, или «государства благосостояния»: произошло частичное разгосударствление системы здравоохранения; консерваторы осуществили ряд мер, направленных на реализацию принципа свободы выбора в школьном образовании и поощрение различных видов частного страхования.

    Победившие на выборах в 1997 и 2001 лейбористы осуществляют программу реформ, призванных существенно обновить политическую систему страны. Прежде всего, они приступили к реализации конституционной реформы. Одно из важнейших направлений этой реформы - деволюция (децентрализация) власти. В течение многих веков Великобритания представляла собой , все основные вопросы решались в Лондоне. Однако в последние годы ситуация изменилась. В 1998 избирается Ассамблея Северной Ирландии, а в 1999 - Национальная Ассамблея Уэльса и парламент Шотландии. Им передаётся ряд важных функций социально-экономического характера. Тогда же получает развитие региональная автономия в самой Англии. В компетенции центральных властей остались только внешняя политика, вопросы безопасности и сбор налогов. Децентрализация управления страной происходит в условиях, когда региональные власти всё более активно вовлекаются в политическую систему ЕС.

    Другими направлениями реформы стал отказ от наследственного принципа формирования палаты лордов и от однозначно мажоритарного характера избирательной системы страны. Через парламент проведены Билль о правах, делающий принятые мировым сообществом правовые акты частью британского законодательства, Акт о свободе информации. Конституционная реформа осуществляется в рамках концепции «третьего пути» как концепции внутреннего развития Великобритании. Если первый путь - это основанный на принципах индивидуализма неолиберализм и его британский вариант - тэтчеризм, а второй - традиционный, на огосударствление социализм и социал-демократизм, то третий путь - это движение к справедливому, базирующемуся на общечеловеческих ценностях общественному устройству. Правительство стремится развивать различные формы участия населения и его отдельных групп в решении социальных, экономических и политических вопросов развития общества.

    В центре внутриполитической жизни страны находятся также вопросы модернизации систем здравоохранения, образования, общественного транспорта. Неудовлетворённость британцев состоянием этих сфер экономики стала причиной значительного поражения лейбористов на местных выборах в мае 2003. Широко обсуждаются проблемы, связанные с присоединением Великобритании к зоне евро. Лейбористское руководство высказывается за вступление страны в ЭВС в случае положительного исхода референдума по этому вопросу. Недовольство в стране вызвало решение правительства об участии Великобритании в войне в . Особое место во внутриполитической жизни страны занимает мирное урегулирование в Ольстере. Несмотря на попытки Лондона разрешить межобщинные разногласия в Северной Ирландии, кровавые столкновения между экстремистски настроенными представителями и протестантского населения избежать не удалось. Политическая автономия Северной Ирландии, учреждённая мирным соглашением 1998, прекратила своё существование в октябре 2002 главным образом из-за нежелания ИРА разоружиться.

    Во внешней политике в нач. 21 в. Великобритания, бесспорно, входит в пятёрку ведущих развитых стран наряду с , и . Более того, перед двумя последними она, как одна из стран - победительниц во 2-й мировой войне, имеет некоторые преимущества. Великобритания - ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. С нач. 1970-х гг. она вместе с Францией и играет руководящую роль в ЕС, хотя её политическое влияние в этой организации меньше, и одновременно сохраняет, хотя и в урезанном виде, «особые отношения» с США. В. до сих пор претендует на роль посредника в отношениях между Старым и Новым Светом. Великобритания обладает самой обширной после США «хозяйственной империей» за рубежом, возглавляет Содружество.

    Вместе с тем на протяжении последних десятилетий происходило ослабление позиций Великобритании в и политике, в системе международных отношений. В 1950-70-х гг. окончательно распалась британская колониальная империя. Великобритании пришлось отказаться от старой доктрины, согласно которой она способна успешно совмещать 3 роли: лидера Западной Европы, главы Содружества и привилегированного партнёра США. Присоединение Великобритании к ЕС в 1973 стало поворотным моментом в процессе перемещения в центра тяжести всего комплекса позиций этой страны за рубежом. Великобритания стала выступать составной частью западноевропейского центра. В то же время она продолжает занимать особую позицию по многим принципиальным вопросам развития ЕС. Своеобразие позиций Великобритании отражает специфику национальной политической культуры, правового мышления, традиций внешнеполитической стратегии, столетиями сохранявших определённую дистанцию между «островным государством» и континентальной . Кроме того, ставка на европейскую интеграцию сочетается с сохраняющимися особыми отношениями Великобритании с США, которые во многом определяются общностью языка, близостью традиций, культуры.

    Пришедшее к власти в мае 1997 лейбористское правительство подчёркивает ключевую роль стран-наций в современной Европе и отметает федералистские идеалы интеграции. Во всех сферах политики ЕС оно ставит во главу угла принцип субсидиарности и поддерживает принцип чёткого разграничения трёх опор ЕС. Признавая необходимость большей гибкости в рамках ЕС, лейбористы выступают за сохранение принципа единогласия и утверждения совместных акций в рамках сотрудничества. Правительство подчёркивает ключевую роль НАТО в обеспечении обороны Западной Европы. Великобритания выделила крупный контингент войск в состав европейских сил быстрого реагирования.

    Во 2-й пол. 1990-х - нач. 2000-х гг. существенно окрепли англо-американские связи. Общие подходы и совпадающие интересы преобладали в международных делах и в области безопасности. Это проявилось в ходе косовского конфликта и особенно во время войны в Ираке в марте-апреле 2003, когда Лондон наиболее последовательно поддержал позицию . После теракта 11 сентября 2001 в Нью-Йорке основная активность правительства в сфере внешней политики и политики безопасности была переключена на борьбу с терроризмом и поддержку этой борьбы странами Содружества.

    В отношениях с РФ правительство Т.Блэра придерживалось линии на конструктивное взаимодействие. Используя свои особые отношения с США и членство в ЕС, Великобритания стремилась занять роль некоего связующего звена между Западом и Россией. Отношения между двумя странами были омрачены позицией Великобритания по вопросу о роли ООН в регулировании иракского кризиса.