Основные вопросы и проблемы античной философии. Фундаментальные проблемы античной философии

Основные проблемы античной философии

Раздел II. Возникновение и развитие философии

Литература

Эволюция философского мировоззрения

Разновидности мировоззрения

-) Обыденное (житейское) – порождается условиями жизни и опытом людей и существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире;

-) религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме и в соответствующем поведении;

-) научное – системно завершенные взгляды на устройство окружающего мира, основанные на научно обоснованных данных;

-) философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в какой-либо мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладает определённой степенью логической доказательности.

В корне исторически возникавших философских систем доминировали следующие типы мировоззрения :

-) Космоцентризм – (философия эпохи Античности ) – поиски единой сущности за бесконечным многообразием тел и явлений природы. Опора мироздания – гармония космоса, а значит, разумным должен быть общественный и нравственный мир.

-) Теоцентризм – (средневековая философия ) – в центре мироздания – Боᴦ.

-) Антропоцентризм – (философия эпохи Возрождения и Нового времени ) – человек и его интересы ставятся во главу угла.

-) Наукоцентризм – (философия Новейшего времени ) – превращение науки в двигатель социальных изменений, не только определяющий уровень материально-технической оснащённости, но и диктующий представления о нормах, принципах и перспективах развития человеческой цивилизации.

-) Первоисточники Аббаньяно Н. Мудрость жизни. СПб., 1996. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1964. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. 1999. № 5.Гегель Г.В.Ф. Предварительные замечания об истории философии. Введение в историю философии // Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. М., 1932.Джеймс У. Введение в философию; Б. Рассел Проблемы философии. М., 2000. Джентиле Дж. Введение в философию. СПб., 2000.Делœез Ж ., Гваттари Ф . Что такое философия? М.; СПб., 1998. Дильтей В . Сущность философии. М., 2001.Ильин И.А. Что есть философия? // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.

Рассел Б. Проблемы философии. СПб., 1915.Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - ϶ᴛᴏ гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 7.Хрестоматия по философии: учебное пособие для вузов / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 2004.Ясперс К . Всемирная история философии. Введение. СПб., 2000. -) Дополнительная литература Богомолов А.С., Ойзерман Т.И . Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2-х частях. М., 1990.Вольф Роберт П . О философии. М., 1996.Гильдебранд Д . фон Что такое философия? М., 1997.Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.Лосœев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Лосœева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. 1992. № 7.Ойзерман Т.И . Философия как история философии. М., 1999.Ортега‑и‑Гассет Х . Что такое философия? М., 1991.Паульсен Ф . Введение в философию. М., 1914.Сокулер З.А. Витгенштейн о природе философского знания // Философия и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.

Философия, ее предназначение, смысл и функции // Введение в фило­софию. Т. 1. М., 1989.

Что такое философия и зачем она? // Мир философии. Т. 1. М., 1991.

Шрейлер Ю.А. Загадочная притягательность философии // Вопросы философии. 1996. № 7.

Античная философия представляет собой комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с VII в. до н.э. по VI в. н.э. Античная философия характеризуется определœенным проблемно-содержательным и стилевым единством. Для античного типа культуры характерно наличие особого типа мировосприятия, ориентированного на переосмысление глубинных мировоззренческих оснований и канонов традиционной культуры, связанных с преодолением мифологических стереотипов мышления и выработкой новых способов видения мира. Античная философия является первым европейским историческим типом философствования и первой формой концептуального мышления вообще. В силу этого она содержит в себе такие предметные области, которые в будущем превратятся в самостоятельные теоретические дисциплины (философия, астрономия, математика, физика, медицина, лингвистика). Философией античности положено начало развитию самостоятельных традиций онтологии, гносœеологии, логики, этики, эстетики, психологии, философии истории.

Возникновение философии связано с удивлением людей, с их любознательностью в попытках познать устройство мироздания и ответить на вопрос о конечных причинах бытия всœего сущего. Философия носит характер бескорыстного духовного созерцания. Идея практического использования знания отсутствует. В процессе развития античной философии впервые происходит формирование практически всœех направлений философствования, в последующем характерных для европейской философской традиции.

Космоцентризм – космос воспринимается как чувственное, живое, разумное существо, наделяемое антропоморфными характеристиками, при этом происходила персонификация сил природы. Космос един и целостен, а значит, задачей человека является не подчинœение себе космического бытия, но гармонизация с Универсумом с целью не нарушить изначальной гармонии мироздания, в котором господствуют некие высшие, надчеловеческие и надбожественные начала (идея рока, космического фатума, судьбы).

Представление о времени увязывалось с религиозными представлениями людей в эпоху Античности. Будучи язычниками, греки и римляне течение времени воспринимали по аналогии с развитием природных процессов, то есть, время для них носило цикличный характер.
Размещено на реф.рф
Вместо представления о времени как линœейно развивающемся (данное представление привнесет с собой христианство), оно воспринималось с позиций вечного возвращения.

Натурфилософия тяготела к предметно-позитивному знанию и пыталась ответить на вопрос о едином первоначале мира (архэ), некоей первосущности. Принцип единства мира виделся в чём-то естественно-вещественном, таким основанием бытия мира выступали: вода (Фалес ), воздух (Анаксимен ), бесконечное, бескачественное начало (апейрон), на который воздействуют силы, порождая качественное разнообразие вещей (Анаксимандр ).

Умозрительная метафизика – отвергнув допущение существования небытия как немыслимого и несказанного (Парменид ), установили, что ʼʼиз ничего никогда не может возникнуть нечтоʼʼ (Мелисс ), а значит, существует только бытие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вечно, едино и неподвижно, так как возникновение, изменение, перемещение предполагает существование небытия, что невозможно. Принцип неподвижности и единства бытия доказывал Зенон : при попытке мыслить множество и движение (апории ʼʼДихотомияʼʼ, ʼʼАхиллес и черепахаʼʼ, ʼʼСтрелаʼʼ, ʼʼСтадионʼʼ) мысль заходит в тупик.

Зарождение элементов диалектики – постулирование наличия в мире идеи логоса (закона) как внутренней, глубинной закономерности. Развитие мира циклично, а его первоначалом является огонь, бытие которого привносит в мир сосуществующие противоположности (война – мир, добро – зло и пр.), а всœе вещи и явления обладают текучестью и изменчивостью (ʼʼв одну реку нельзя войти дваждыʼʼ) (Гераклит ).

Мистическое философствование – основание монашеского ордена было призвано достичь сакральных знаний для очищения души во имя воссоединœения с Богом. Число провозглашалось основой мироздания, а структура Космоса виделась математически упорядоченной, ритмичной и гармоничной (практиковалось очищение души при помощи звука). Душа объявлялась вечной и способной всœеляться в другие тела (Пифагор ).

Попытки обоснования материалистическо-атомистического мировоззрения с позиций причинной обусловленности мира и тотального фатализма. Случайность воспринималась как способ прикрыть незнание. В корне мироздания

-) лежат мельчайшие неделимые частицы – атомы, которые существуют в пустоте и комбинации которых порождают всœе предметное разнообразие мира (Демокрит , Левкипп ) ;

-) вещи возникают из элементов согласно божественным ʼʼсперматическим логосамʼʼ, а мир совершенен, детерминирован и целœесообразен (стоицизм ) ;

-) мир возник из смешения атомов без внешнего вмешательства, которые способны спонтанного отклоняться от прямой линии, а значит в мире отсутствует детерминизм и крайне важно сть (эпикуреизм ).

Релятивизм – подвергали всœе принципы сомнению и объявляли всœе истины относительными, а если ʼʼчеловек есть мера всœех вещейʼʼ, то значит каждый имеет свою особую истину (Протагор ).

Скептицизм – притязания на абсолютную истинность неправомерны, что вызвано неопределœенностью, бессмысленностью и текучестью самого мира, соответственно:

-) истинность всœех знаний относительна (Пиррон ) ;

-) утверждался принцип воздержания от сужденийдля душевного спокойствия (атараксии) (Аркесилай ) ;

-) всякое знание недостоверно (чувственно существуют сны, галлюцинации, иллюзии, умозрительно – апории), следовательно, право на существование имеют только в разной степени правдоподобные или вероятностные высказывания(Карнеад ).

Зарождение традиции философского антропологизма – исходя из представления о том, что истина сокрыта в человеке (ʼʼпознай самого себяʼʼ), отстаивался тезис о крайне важно сти помочь человеку породить ее из себя (майевтика), используя:

-) прием диалектики – нахождение истины путем беседы через удаление мнимого знания;

-) ироничной провокации – притворное неведение, уход от прямых ответов, умение о серьезном говорить шутливо и о легкомысленном – серьезно;

-) этический рационализм , сводящийся к тому, что добродетель есть знание, зло же есть ошибка суждения, оно не должна быть сознательным;

-) эротики , понимаемой как любовь к объекту познания (Сократ ).

Радикально трактуя приоритетность индивидуальных ценностей, делалась ставка на человека, видящего духовную опору в себе самом и осознавшим крайне важно сть извергнуть себя из общества, объявив себя ʼʼгражданином мираʼʼ (ʼʼкосмополитомʼʼ), живущего по своим собственным законам и провозглашающим лозунг: ʼʼБез общины, без дома, без отечестваʼʼ (Диоген ).

Система идеалистического интеллектуализма , в рамках которой подлинной реальностью обладает:

-) мир идей (эйдосов, форм) – невидимая и умопостигаемая наднебесная локальность (гиперурания), непространственный мир, в котором существуют идеи – не мысли, но то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного. Демиург (Бог-творец, мыслящий и волящий), для добра и из любви к благу, взяв за образец мир идей, слепил т.н. ʼʼхоруʼʼ (пространственность) и породил

-) мир вещей – видимый, чувственный, физический космос, в котором существуют вещи как физическая проекция внефизической реальности.

-) Познание уподобляется анемнезу как форме воспоминания тех идей, которые душа созерцала в мире идей до всœелœения в тело.

Два пути –

--) метемпсихоз – душа бессмертна и рождается много раз, ей всœе доступно и она владеет истиной как своей сутью, доказательством чего является

--) майевтический эксперимент (■ возможность подвести раба сократическим методом к решению одной из теорем Пифагора ) (Платон ).

Тенденция увеличения числа ступеней между Богом и телœесными объектами – бытие сосредоточено в Едином, из которого всœе вещи изливаются (эманируют) как из своего светоносного источника иррадиирующими кругами, представляя собой нисхождение сущностей через последовательное раскрытие Единого от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням:

-) Сверхсущее единое-благо (постигается только в сверхумном экстазе) ;

-) Бытие-ум – содержит идеи;

-) Душа – обращена к уму и к чувственному космосу;

-) Материя – истощающееся в изнеможении, обделённое Благом всœеобщее ослабление потенции Единого (неоплатонизм ).

Попытка создания универсальной системы знаний – физики, логики, медицины, биологии, астрономии, метафизики. В рамках последней субстанцией объявлялась в т.ч. и материальная действительность как симбиоз материи и формы, выступающих порождающими принципами бытия (в своих крайних формах – двумя полюсами мироздания) :

-) материя (первоматерия, ничто) – чистая возможность бытия, потенция вещи, ещё не оформленная определœенным образом (медь как возможность шара) ;

-) форма (эйдос всœех эйдосов, актуальное первоначало, Бог как неподвижный перводвигатель, сам себя мыслящий ум, запредельный космосу и существующий не во времени, а в вечности) – проявляет себя как сущность – свойства предмета͵ которые нельзя потерять, не перестав быть самим собой (■ шаровидность по отношению к медному шару) (Аристотель ).

Основные проблемы античной философии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные проблемы античной философии" 2017, 2018.

Одной из центральных проблем античной философии стала проблема бытия: для чего все существующее? из чего оно произошло? Какова причина бытия? почему есть бытие а не ничто? и т.д. В обыденном языке слова «быть», «существовать», «находится в наличности» воспринимаются как синонимы. Но в философии они имеют особенные смыслы ничего общего не имеющие с обыденным употреблением. Термин «бытие» превращается в главную проблему онтологии, того раздела философии, где речь идет об истинно сущем, неизменном и едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как философская категория означает реальность, простирающуюся за пределы человеческого опыта, а потому не зависящую не от человека с его сознанием не от человечества.

Обращение к вопросам бытия начинается с вопроса о смысле жизни. Но для древнего грека его жизнь была еще неразрывно связана с природой, с космосом, поэтому философия начинается именно с вопросов откуда произошел мир и из чего он состоит? Именно этим вопросам посвящены размышления милетских философов: Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. Кроме того Фалес уже имел идею о существовании общих для всех вещей и мира в целом законов. Эта идея была высказана впервые и она была греческой. Как говорил позже Гераклит Эфесский, мудрость состоит в том, чтобы уловить основную формулу общую для всех предметов. Мы должны следовать этому как город следует своим законам и даже более строго, так как общая формула является всеобщей, даже если законы различных городов различны.

У милетцев впервые появляется идея, что все подвержено непрерывному изменению. Гераклит всячески подчеркивает пребывание в смене, постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем. Источником движения, изменения является борьба. Все состоит из противоположностей. Они могут переходить друг в друга (холодное нагревается, горячее остывает); одна противоположность выявляет ценность другой (например, болезнь делает здоровье сладостным). Гармония мира складывается из противоположностей, между которыми происходит борьба.

Грекам принадлежит идея, почему вещи при такой тотальности изменений остаются теми же. Это принцип порядка и меры. Сохранением верных пропорций постоянное изменение сохраняет вещи такими какие они есть как для человека так и для мира в целом. Основная идея о мерах исходила от Пифагора. Идея меры, столь характерная для античного мировоззрения, обобщена Гераклитом в понятии о логосе. Буквально «логос» - слово. Но это не любое слово, а лишь разумное.

В 5-4 в до н.э. Парменид ввел в философии проблему бытия для решения одной вполне реальной жизненной задачи - утраты веры в прежних богов и одновременно утраты жизненной опоры. В глубинах человеческого сознания зародилось отчаяние, необходим был поиск новых гарантов человеческого существования.

Парменид предложил заменить власть богов властью мысли. В философии такая мысль называется чистой, т.е. такой чье содержание не зависит от эмпирического, чувственного опыта людей. Парменид утверждал наличие за предметно-чувственными вещами чего-то, что может играть роль гаранта существования этого мира: Бог, Логос, Абсолютная идея. Парменид открыл силу Абсолютной мысли, которая обеспечит миру стабильности и порядок: все с необходимостью подчиняется этой мысли. Заведенный в мироздании ход вещей не может измениться внезапно, по воле случая: день всегда придет на смену ночи, люди не вымрут внезапно, неизвестно от чего. Т.е. Для обозначения этой ситуации Парменид использовал термин «бытие» взяв его из языка греков и придав ему иной контекст. Бытие в его понимании - это то, что имеется за миром чувственных вещей, что едино и неизменно, в чем заключена вся полнота совершенств, среди которых главными являются истина, добро, благо.

Позже древнегреческий философ Платон, ученик Сократа, продемонстрирует, что реальность и бытие не однородны, что помимо космоса чувственного есть реальность умопостигаемая, превосходящая чувственную, физическую. Уже Пифагор впервые настаивал на том, что только умственное реально. С ним соглашался Парменид, отрицая движение. Платон развил и углубил эту идею древнегреческого гения.

Платон полагал, что есть вечные ценности бытия - есть справедливость, благо и добродетель, неподверженные человеческим разногласиям. Эти первопринципы вполне постижимы умом человека.

Как Платон доказывает свои положения? Есть подвижный, изменчивый мир, в котором мы живем. Мы познаем его через ощущения, представления, восприятия, которые не дают нам истинного знания. Но есть другой мир - вечный, несотворимый и неуничтожимый - мир чистых форм вещей, идей вещей, сущности вещей, их причин. Этот мир обозначается понятием бытие, т.е. имеет для Платона значение истинного бытия. Познавать мир идей можно не через ощущения, а через понятия. Т.е. ум должен опираться не на обманчивую видимость, а на понятия, которые проверяются логикой. Из этих понятий по правилам логики выводятся другие понятия, и в результате мы можем прийти к истине.

Истина же в том, что умопостигаемый мир идей, мир сущностей определяет наш изменчивый мир - мир чувственных вещей. Например, есть красивая лошадь, красивая женщина, красивый кубок, а есть красота сама по себе. Красота как причина, образец, идея красивых вещей. Вот эту красоту саму по себе, равно как и добродетель саму по себе, справедливость саму по себе мы познаем умом при помощи индуктивно-дедуктивного пути построения понятий. Значит можно познать суть бытия, обосновать правила государственного устройства, понять, в чем смысл нашей жизни и каковы основные ее ценности.

Платоном и Аристотелем были зафиксированы проблемы генезиса и природы познания, логического и методологического, с точки зрения рационального поиска. Какой дорогой следовать, чтобы достичь истины? Каков подлинный вклад чувств, а что идет от разума? Каковы логические формы, с помощью которых человек судит, думает, рассуждает?

Выбранный Аристотелем способ познания можно охарактеризовать следующим образом: от явного и очевидного к тому, что становится очевидным через другое. Путь этого - логическое рассуждение. В сфере логики преодолевается субъективность человеческого мышления и человек оказывается способным оперировать общезначимыми, всеобщими понятиями. Зависимость от чувственного восприятия исчезает. В сфере логики предмет как бы мыслит себя через мышление человека. На основе этого становится возможным постижение вещей так, как они есть.

Таким образом, мы видим характерное для древнегреческой мысли представление о существовании трансцендентного мира, совершеннейшего и прекраснейшего, гармонично сочетающего Благо, Добро, Истину. Этот мир отождествляется с подлинным бытием, которое постижимо только в мысли.

Проблема бытия поставленная в античности, предрешила судьбу западного мира в следующих смыслах.

Во-первых, если бытие есть мысль и постижимо только в мысли, то перед европейской культурой встала задача отрабатывать способность мышления работать в пространстве, где нет чувственных образов и представлений.

Во-вторых, если существует подлинное бытие, то земное будучи неподлинным, нуждается в переустройстве и совершенствовании. Задача победить неправду земного бытия вошла в плоть и кровь европейского мировоззрения.

Основными проблемами античной философии были:

Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи» , о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит) ;

Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур…) ;

Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…) ;

Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга.

Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи…).


Основные черты философии эпохи возрождения

Идеи философии эпохи Возрождения базировались на таких принципах, как:

Антропоцентризм философского и научного поиска. Человек - центр мироздания, его основная ценность и движущая сила.

Особое внимание к естественным и точным наукам. Только через учение и развитие можно понять строение мира, познать саму его суть.

Натурфилософия. Природу следует изучать как нечто целое. Все предметы в мире едины, все процессы взаимосвязаны. Познать их во всем разнообразии форм и состояний можно только через обобщение и одновременно через дедуктивный подход от большего к конкретному.



Пантеизм – отождествление Бога с природой. Основная цель этой идеи состояла в примирении науки с церковью. Известно, что католики ревностно преследовали любую научную мысль. Развитие пантеизма дало толчок таким прогрессивным направлениям, как астрономия, химия (в противовес лженаучной алхимии и поиску философского камня), физика, медицина (глубокое изучение строения человека, его органов, тканей).

Карл Маркс

Исторический материализм - направление философии истории, разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом как единство теории развития общества и методологии его познания. Основой материалистического понимания истории, формулируемого марксизмом, является признание факторов уровня развития производительных сил и, в частности, материального производства ведущими по отношению к процессам развития и изменения общественного сознания.

Исторический материализм рассматривает общество как систему, развивающуюся эволюционно из-за постепенного развития производительных сил, и революционно с помощью социальных революций, обусловленных борьбой антагонистических классов за установление качественно новых производственных отношений. Он утверждает, что бытие общества (базис) формирует его сознание (надстройку), а не наоборот. Социальная структура общества есть сочетание базиса и надстройки.

Базис (др.-греч. βασις - основа) - совокупность способа производства материальных благ и структур классов, которая составляет экономическую основу общества. Способ производства - сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, отношений к собственности, неизбежно возникающих в связи с производством). Базис - бытие общества. Базис - основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве почти во всех формациях выделяются два «основных» противоположных (антагонистических) класса - трудящиеся-производители (эксплуатируемый класс) и собственники средств производства (эксплуатирующий класс).

Надстройка (нем. Überbau; англ. Superstructure) - совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем, служащих в классовом обществе господствующему (эксплуатирующему) классу (рабовладелец, помещик, капиталист (стар. назвн. Буржуазия)) для контроля (диктатура рабовладельцев, диктатура помещиков, диктатура буржуазии (капиталистов)) над эксплуатируемым классом (раб, крепостной крестьянин, рабочий класс (стар назвн. Пролетариат)) с помощью идеологии (позднее было введено понятие ложное сознание) выгодной самому господствующему классу для поддержания общества в том положении, в котором оно находится и сохранения своей власти. Надстройка - сознание общества. Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества.

Диалекти́ческий материали́зм - философское направление, созданное в XIX веке К. Марксом на основе материалистически интерпретированной идеалистической диалектики Г. В. Ф. Гегеля и философского материализма Л. А. Фейербаха. Философская основа марксизма.

Диалектический материализм исходит из материалистического взгляда на окружающий мир и диалектического признания всеобщей взаимосвязи предметов и явлений. Движение и развитие материального мира рассматривается как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Сознание считается свойством высокоорганизованной, социальной формы движения материи, отражением в мозгу объективного мира.

Диалектический материализм, исходящий из принципа материалистического монизма, рассматривает мир как движущуюся материю, которая, как объективная реальность, несотворима, вечна и бесконечна. Ей свойственны такие всеобщие формы существования, как движение, пространство и время. Движение является универсальным способом существования материи. Не существует материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

Сознание считается свойством высокоорганизованной, социальной формы движения материи, отражением в мозгу объективного мира.


Эмпириокритици́зм (др.-греч. ἐμπειρία - опыт и критика, «критика опыта» или «критика с позиций опыта»; также известен как «Второй позитивизм») - философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми.

Непосредственные данные, полученные индивидуумом через опыт, эмпириокритицизм принимает как то, что признается неоспоримым всем человечеством, составляет «естественное» понятие о мире и выражается в следующем постулате: «Всякий человеческий индивидуум первоначально преднаходит в отношении к себе окружающее с многоразличными составными частями, другие человеческие индивидуумы с разнообразными высказываниями и высказываемое в какой-либо зависимости от окружающего». Исходя лишь из этого постулата, эмпириокритицизм исследует методически отношение между данным индивидуумом, средой и другими индивидуумами (и их «высказываниями»).

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος - непознаваемый, непознанный, Томас Гексли) - терминология, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.

Агностицизм возник в конце XIX века, как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

Кроме философского агностицизма, существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры и религии, считая её некой светской шкалой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения. Научный агностицизм существует как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.

Антропоцентри́зм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) - ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени. Американский профессор Линн Уайт выделяет для возникновения антропоцентризма иудейско-христианскую традицию, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле. Начиная с эпохи Возрождения человек, в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу. К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника, сместившая фокус с человека на Солнце и эволюционная теория Чарльза Дарвина, спустившая человека с вершины цепи бытия.

Деду́кция (лат. deductio - выведение) - метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Цепь умозаключений (рассуждений), где звенья (высказывания) связаны между собой логическими выводами.

Началом (посылками) дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом - следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция - основное средство доказательства. Противоположно индукции.

Пример простейшего дедуктивного умозаключения:

Все люди смертны.

Сократ - человек.

Следовательно, Сократ смертен.


Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. В диалектическом материализме - общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:

· учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);

· искусство диалога, понимаемого как постижение истины путем постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ);

· метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);

· наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, - общих мест (Аристотель);

· учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);

· способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях, (Кант);

· всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель);

· учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм).

тема:

«АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: основные проблемы, понятия и школы»


Введение

1 Милетская школа и школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Атомисты

2 Школы Сократа, софистов и Платона

3 Аристотель

4 Философия раннего эллинизма (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм)

5 Неоплатонизм

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является созданием гения древних греков (VII-VI вв. до н.э.). Уже в поэмах Гомера и Гесиода делаются впечатляющие попытки представить мир и место человека в нем. Желаемая цель достигается преимущественно средствами, характерными для искусства (художественными образами) и религии (верой в богов).

Философия дополнила мифы и религии усилением рациональных мотивировок, развитием интереса к систематическому рациональному мышлению на основе понятий. Первоначально становлению философии именно в греческом мире способствовали и достигнутые греками в городах-государствах политические свободы. Философы, число которых увеличивалось, а деятельность становилась все более профессиональной, могли противостоять политическим и религиозным властям. Именно в древнегреческом мире философия впервые конституировалась в самостоятельное культурное образование, существовавшее наряду с искусством и религией, а не как их составляющая.

Античная философия развивалась на протяжении XII-XIII веков, с VII в. до н.э. по VI в. н.э. В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:

1) натуралистический период, где основное внимание уделялось проблемам природы (фюзиса) и Космоса (милетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики);

2) гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты);

3) классический период с его грандиозными философскими системами Платона и Аристотеля;

4) период эллинистических школ (стоики, эпикурийцы, скептики), занятых моральным обустройством людей;

5) неоплатонизм, с его универсальным синтезом, доведенным до представления о Едином-Благе.

В представленной работе рассматриваются основные понятия и школы античной философии.

1 Милетская школа философии и школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Атомисты.

Одной из древнейших философских школ считается Милетская (VII-V вв. до н.э.). Мыслители из города Милета (Древняя Греция) - Фалес, Анаксимен и Анаксимандр.

Все три мыслителя сделали решительные шаги к демифологизации античного мировоззрения. "Из чего все?" - вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка вопроса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпосылкой убеждение, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон (термин "апейрон" буквально означает "беспредельное"). Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первовеществом,- сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом. Вода Фалеса, воздух Анаксимена - это субстанции.

Чтобы оценить воззрения милетцев, обратимся к науке. Постулируемые милетцами За пределы мира событий и явлений милетцам не удалось выйти, но они делали такие попытки, причем в нужном направлении. Они искали нечто закономерное, но представляли себе его как событийное.

Школа Пифагора. Пифагор тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля, вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что "все есть число". Пифагорейцы видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Мимо пифагорейцев не прошел тот факт, что если длины струн в музыкальном инструменте (монохорде) относятся друг к другу, как 1:2, 2:3, 3:4, то получающиеся музыкальные интервалы будут соответствовать тому, что называют октавой, квинтой и квартой. Простые числовые отношения стали искать в геометрии и астрономии. Пифагор, а до него уже Фалес, видимо, использовали простейшие математические доказательства, которые, вполне возможно, были заимствованы на Востоке (в Вавилонии). Изобретение математических доказательств имело решающее значение для становления типа рациональности, характерного для современного цивилизованного человека.

При оценке философской значимости воззрений Пифагора следует отдать должное его проницательности. С точки зрения философии, особое значение имело обращение к феномену чисел. Пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев, ибо почти достигли уровня законов науки. Всякая абсолютизация чисел, равно как их закономерностей, есть возрождение исторической ограниченности пифагорейства. В полной мере это относится к магии чисел, которой, надо сказать, пифагорейцы отдали дань со всей щедростью увлеченной души.

Наконец, особо следует отметить поиски пифагорейцами гармонии во всем, красивой количественной согласованности. Такой поиск фактически нацелен на обнаружение законов, а это - одна из сложнейших научных задач. Древние греки очень любили гармонию, восхищались ею и умели создавать ее в своей жизни.

Гераклит и элеаты. Дальнейшее развитие философской мысли наиболее убедительно представлено в известном противостоянии учений Гераклита из Эфеса и Парменида и Зенона из Элей.

Обе стороны согласны в том, что внешние чувства не способны сами по себе давать истинное знание, истина достигается размышлением. Гераклит считает, что миром правит логос. Представление о логосе можно расценить как наивное понимание закономерности. Конкретно он имел в виду, что все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через распрю, борьбу. Вследствие этого все изменяется, течет; образно говоря, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество. Например, "жизнь одних есть смерть других", да и вообще - жизнь есть смерть. Поскольку все взаимосвязано, то всякое свойство относительно: "ослы солому предпочли бы золоту". Гераклит еще чрезмерно доверяет миру событий, что определяет как слабые, так и сильные стороны его воззрений. С одной стороны, он подмечает, пусть в наивной форме, важнейшие свойства мира событий - их взаимодействие, связность, относительность. С другой стороны, он еще не умеет анализировать мир событий с позиций, характерных для ученого, т.е. с доказательствами, понятиями. Мир для Гераклита есть огонь, а огонь - это образ вечного движения и изменения.

Гераклитовская философия тождества противоположностей, противоречий резко критиковалась элеатами. Так, Парменид считал тех людей, у кого "быть" и "не быть" считается одним и тем же и не одним и тем же и для всего имеется обратный путь (это явный намек на Гераклита), "двухголовыми".

Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, в этой связи они придумали ряд парадоксов (апорий), которые и поныне вызывают у философов, физиков и математиков головную боль. Парадокс - это неожиданное высказывание, апория - это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.

По мнению элеатов, вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить множественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма никак не даст нечто конечное, конечную вещь. Если же вещи конечны, то между конечными двумя вещами всегда есть третья вещь; мы опять приходим к противоречию, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Невозможна не только множественность, но и движение. В аргументе "дихотомия" (разделение на два) доказывается: для того чтобы пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пройти, надо пройти четверть пути, и далее - одну восьмую пути, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в ближайшую к ней, ибо ее фактически нет. Если движение невозможно, то быстроногий Ахилл не может догнать черепаху и придется признать, что летящая стрела не летит.

Итак, Гераклита интересует, прежде всего, изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в первую очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что все считают изменением и движением. Согласно размышлениям элеатов, отсутствие непротиворечивого объяснения природы движения ставит под сомнение его реальность.

Атомисты. Кризис, вызванный апориями Зенона, был очень глубок; чтобы его хотя бы отчасти преодолеть, требовались какие-то особые, непривычные идеи. Это удалось сделать древним атомистам, наиболее выдающимися среди которых были Левкипп и Демокрит.

Чтобы раз и навсегда избавиться от затруднений с пониманием изменения, было предположено, что атомы неизменны, они неделимы и однородны. Атомисты как бы "свели" изменение к неизменному, к атомам.

По Демокриту, есть атомы и пустота. Атомы различаются формой, расположением, весом. Атомы движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры: в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Разумеется, и человек есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует.