«Ненцы и их традиции». Материалы и задания для работы по реализации национального компонента

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 10 национальных привычек и особенностей ненцев, которые являются самым многочисленным народом из малочисленных народов российского Севера, занимаются оленеводством и верят в сокрытую подземную цивилизацию.

За возведение домов отвечают женщины

Ненцы проживают в тундрах от Кольского полуострова до Таймыра вдоль берега Северного Ледовитого океана, ведут кочевой образ жизни - переезжают с пастбища на пастбище. Длительные стоянки случаются зимой и летом, а осенью и весной семьи стоят на одном месте максимум пару недель. Чум состоит из нескольких десятков длинных шестов и натянутых на них оленьих шкур. Внутри по периметру - спальные места, перины или те же шкуры, уложенные на лапник. Посередине - печка. Все это устанавливается на новом месте буквально за час силами нескольких пар рук. Как правило, женских, устройство быта - их забота.

Их дети играют клювами убитых птиц

Традиционная ненецкая кукла называется нухуко. Она сделана из клюва утки или гуся (клюв играет роль головы куклы) с пришитыми к нему разноцветными лоскутами сукна в роли туловища. Куклы из утиного клюва - женщины, а из гусиного - мужчины. Любимая игрушка ненецких мальчиков - оленьи рога. Они представляют, что это настоящие оленьи упряжки, и носятся друг за другом, изображая гонки.

Их дети очень рано взрослеют

Ненцы, живущие традиционным укладом, обучают мальчиков готовить упряжь и управлять нартами уже с четырех-пяти лет. Оленей ребенку подбирают смирных, а также изготовляют специальные облегченные нарты. Каждый отец стремится как можно скорее научить сына ловле арканом игрушечных оленей. Нередки отцовские соревнования - чей ребенок обучится всему скорее и ловчее. Девочек в том же возрасте отпускают за водой, обучают шитью, заготовке хвороста и разведению огня - исключительно женским занятиям в ненецкой культуре.

Они едят рога

Летом у оленей отрастают молодые, покрытые мехом рога. Они называются пантами и считаются деликатесом. Нечаянно обломанные в оленьей толчее или аккуратно срезанные, молодые рога сначала опаливают, вращая над огнем, потом скоблят и снимают с костяной части лакомый слой кожи. Основную же массу сброшенных оленями рогов ненцы продают, выручая примерно 800 руб. за каждый килограмм (данные начала 2016 года по НАО). Их покупают для промышленного производства лекарств - например, иммуностимулятора пантокрина.

Они не хвастаются

Огромной удачей при разделке оленя считается найти под кожей в районе шеи небольшой нарост - комочек шерсти в кожаном «мешочке», называемый «ты яб», что в переводе с ненецкого значит «оленье счастье». Скорее всего, о такой находке ненец никому не расскажет, а лишь высушит и пришьет к сумке или одежде в неприметном месте. Чем больше ты хвастаешься - тем меньше повезет в следующий раз, считает ненец. Вообще непривычные для русского человека немногословность и скрытность - в характере ненецкого народа.

Они отмечают день рождения раз в жизни

Подарок ко дню рождения ненец получает всего однажды: семье новорожденного дарят живого оленя.

Они не обижают землю и воду

С искоренением шаманизма в советские времена ненцы утратили многие обряды и цельность исконной языческой веры, поскольку их культура всегда передавалась исключительно устно - от старшего поколения и шаманов. Остались предания о беловолосых людях сихиртя, живущих под землей и пасущих мамонтов, эпические песни и множество суеверий. Так, детям и даже собакам нельзя рыть и как-либо повреждать землю, играть с огнем и водой (особенно бить по ней палками). Женщинам нельзя ходить позади печки в чуме. Плохой приметой считается, если олень фыркнет перед дальней дорогой и если из печной трубы метнется искра. Те кочевники, чьи маршруты проходят близ русских поселений, часто исповедуют христианство.

Супруга им выбирают родители

Ненцы женятся в 18–20 лет, и суженых им скрупулезно выбирают родители. Присматриваются к характерам потенциальных женихов и невест во время общих праздников, где собирается несколько оленеводческих семей. На свадьбе молодым подают вареные сердце и язык оленя, приговаривая, что теперь они семья: на двоих одно сердце и один язык.

Они переворачивают чайные чашки

Хозяин чума не терпит вида пустой чайной чашки гостя: он непременно захочет налить вам еще и еще. Остановить это можно, лишь перевернув пустую чашку вверх дном. Уходить раньше окончания трапезы не принято, но если уж очень нужно, то необходимо перед уходом подержаться за край стола. Считается, что это оберегает семью от разорения.

Они разбивают рыбу

Помимо широко известного северного блюда - строганины (крепко замороженные рыба или мясо, нарезанные тонкими ломтиками) у ненцев популярно блюдо под названием «колотушка». Это та же замороженная рыба, например муксун или омуль. Ее целиком разбивают о стол или другой твердый предмет, как хрустальную вазу, а получившиеся куски-осколки выкладывают на блюдо. Колотушку подают к столу во время рядовых приемов пищи, строганину же делают чаще для гостей и по праздникам.

Ненцы являются самодийским народом России и подразделяются на сибирских (азиатских) и европейских. Из всех коренных малочисленных народов Севера России ненцы самый многочисленный. В мире проживает около 45 000 ненцев и все они населяют территории Российской Федерации.

Народ поделен на две группы: лесных и тундровых. Вторая группа представляет большинство, лесных всего 1500 человек.

Где живут

Народ проживает на территории евразийского побережья Северного Ледовитого океана, от Кольского полуострова до Таймыра. Европейские ненцы живут в Архангельской области, в Ненецком автономном округе. Сибирские расселены на территории Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае, в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе. Небольшими группами народ проживает в Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, Архангельской и Мурманской областях.

Название

Этноним ненцы переводится как «настоящий человек» и закрепился за народом с 1930-х годов. Другие наименования народности ненэч, ненэй, хасово, нещанг. Устаревшие названия: самоеды, юраки.

Язык

Ненецкий язык принадлежит к самодийской группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта:

  1. лесной, отличается разнообразным фонетическим составом, из-за чего языковой контакт с носителями второго диалекта весьма затруднен. Делится на различные говоры;
  2. тундровый, делится на восточные и западные говоры, носители которых хорошо понимают друг друга.

В конце 19 века были выпущены первые книги на ненецком языке, на основе русского алфавита, но без нескольких букв. Первый ненецкий алфавит был создан в 1931 году на латинской основе. В 1937 году он был переведен на кириллицу. Сначала это был русский алфавит с добавлением знака «"» и диграфа «нг», который в 1950 году был заменен на букву «ӈ». Дополнительно был введен знак «“». Более 70% ненцев считают ненецкий язык родным.

Религия

Традиционная религия - анимизм. Ненцы верили, что весь мир наполнен духами, у озер, рек и явлений природы есть духи-хозяева. От них зависит жизнь человека и удача в промыслах. Ненцы приносили духам пожертвования, чтобы сдобрить их. Духи подразделялись на два типа:

  1. добрые помогали людям в различных делах;
  2. злые насылали на человека болезни и несчастья.

По представлению народа, Вселенная поделена на три мира, которые вертикально располагаются друг над другом: Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир состоит из семи небес и располагается над землей, там живут божества. Средним является сама Земля, где живут люди и различные духи. Земля плоская и окружена морем. Под землей находится Нижний мир, в нем семь ярусов, на которых обитают злые духи. На первом ярусе живут духи сихиртя, для которых земля является небом. Они пасут земляных оленей «я-хора».

На небе живет создатель вселенной по имени Нума. Он управляет временами года, холодом и теплом, бурями, ветром. У создателя есть жена и сыновья. Каждый год ненцы поднимались на возвышенное открытое место и приносили в жертву Нуму белого оленя. Мясо съедали, голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток.

В подземном мире живет его владыка Нга. К нему попадают души людей после смерти. В Среднем мире правят две покровительницы: грешница Парны-Не и светлая мать Земля Я-Небя.

Еда

Олени дают народу мясо и жир для питания. Часто оленину засаливают и хранят долгое время. Такое мясо едят сырым, коптят, вялят. Ненцы в свежем виде употребляют в пищу почки, печень, кровь оленей. Изысканной пищей считается для них язык, часть желудка сычуг, сердце. Чтобы выживать в суровых условиях, народ употребляет кровь и мясо в сыром виде, эти продукты не только утоляют голод и жажду, но и насыщают организм полезными веществами, витаминами В2 и С, которых в мясе оленя содержится немалое количество. Поэтому ненцы никогда не болеют цингой.

Деликатесом считаются молодые рога оленя - панты. Их хрящи наполнены кровеносными сосудами. Ненцы употребляют в пищу перегнившее мясо (копальхен). Из рыбы делают колотушку - сильно замороженную рыбу, которую разбивают целиком об стол.

Едят, кроме оленины, говядину, свинину, морских зверей, пресноводную рыбу, которую тушат или варят. Очень любят ненцы жареную на закрытом огне оленину. Это блюдо похоже на шашлык, только не маринованный. Строганину делают из сига, печени и оленьего мяса. Ненцы готовят суп с мукой, тушеное мясо с макаронными изделиями, блины с кровью. На гарнир обычно едят рис, макароны, овощи бывают в рационе довольно редко. Любимый напиток народа - чай, пьют морсы, компоты. Напитки готовят из ягод: морошки и черники. Варят кисель из ягодного сока с крахмалом. Хлеб предпочитают из ржаной муки.


Характер

Ненцы отличаются молчаливостью и скромностью. Они могут проигнорировать вопросы, которые им не понравились. Этот народ обладает своим внутренним миром, который иногда непонятен жителям современных мегаполисов.

Внешность

Одежда

Главное предназначение одежды ненцев - защищать от суровых морозов зимой и кровососущих насекомых в летний период. Для пошива одежды используется шкура оленя с мехом. Перед пошивом женщина сортирует сырье с учетом возраста животного. Важно, с какого участка туши была снята шкура. Особо ценится шкура 3-месячного теленка оленя, снятая в конце лета. Одежду украшают вышивкой и орнаментом.

Мужчины носят малицу с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо согревает голову и тело. Шьют и надевают малицу мехом внутрь, украшают вышивкой, подпоясывают поясом из кожи, обшитым красным сукном, с двумя или тремя рядами медных пуговиц. На цепочке к поясу прикрепляют нож в ножнах. Летом носят старые малицы с откинутым капюшоном, зимой надевают новые. Если очень холодно и предстоит дальняя поездка, поверх малицы надевают совик из меха с капюшоном, обрамленным опушкой из хвостов песца.

Одежда женщин более сложная и состоит из распашной шубы паны. Верхнюю часть этой одежды делают из шкур, снятых с верхней части оленьих ног - камусов, мехом наружу. Нижняя часть шубы шьется из песцового меха вниз ворсом, к рукавам пришивают рукавицы. Паны украшают кантами и кистями из цветного сукна, меховой мозаикой. Поверх шубы надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясывается верхняя одежда длинным тканевым поясом, богато украшенным кисточками и медью. В качестве головного убора женщины носят меховой капор сава, который не скрепляют с шубой.


Жизнь

Основными занятиями ненцев издавна являются оленеводство, охота и рыболовство. Они называют себя «дети оленя». Вся жизнь народа связана с оленями. Животные пасутся круглый год, следят за ними пастухи и собаки. На полуострове Ямал живут несколько тысяч оленеводов, которые держат около 500 000 оленей и ведут кочевой образ жизни.

Охотятся на росомаху, песца, лисицу, северного дикого оленя, горностая, глухаря, белую куропатку, гуся. Женщины занимаются пошивом одежды, сумок, покрышек, выделкой кожи, рубят дрова, готовят пищу, разжигают огонь и смотрят за детьми.

Малыши спят в люльках, которые наполняют сухим мхом. В качестве пеленок используют шкуры оленей. Девочкам мастерят кукол нухуко из клювов гусей или уток, пришитых друг к другу лоскутами. Мальчики играют с рогами и арканами, которыми ловят воображаемых оленей. С 4 лет их обучают готовить упряжь и управлять оленями.

Передвигаются на санях с оленьей упряжкой. Легковой транспорт делится на женский и мужской. Женские сани дополнительно оснащены боковой и передней стенкой для удобства езды с детьми. Мужские сани оснащены только задней спинкой сиденья. В сани садятся с левой стороны, управление осуществляется вожжами. Изготавливают упряжь из кожи морского зайца или оленя. Грузовые нарты запрягаются двумя оленями и из нескольких таких саней составляют караван.

Родовая структура ненцев состоит из двух фратрий:

  1. Вануйта, включает роды: Вэнго, Соль-Вануйта, Вануйта, Луца-Вануйта, Сабы, Яр, Соплии Япти, Яптик;
  2. Харючи, включают роды: Нгано-Харючи, Харючи, Нгадср, Сюхуней, Ладукай.

Жилище

С древних времен все ненцы живут в чумах. Для народа чум представляет собой не только жилье, но и является моделью мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с луной и солнцем, шесты - воздушную сферу, которая окутывает Землю. Считается, чем просторнее жилище, тем богаче семья. Достаток также определяют по вершине чума, которая у бедняков остроконечной формы, у состоятельных она тупоконечная.

В самом центре чума расположен очаг, где готовят еду. По обе стороны очага - спальные места, напротив входа в жилище расположены культовые предметы и посуда. Из мебели есть только большой стол. Вместо кроватей оленьи шкуры, которые расстилают на циновках поверх широких досок.

Установка жилища является сугубо женским занятием. Место, где будет располагаться жилье, выбирают в зависимости от времени года. Зимой чум ставят в месте, где он будет защищен от ветра, летом устанавливают на проветриваемых возвышенностях. Для сооружения жилья необходимо 40 шестов. Зимой чум покрывают шкурами оленей, их может понадобиться до 75 штук. Летом шкуры снимают и покрывают жилище берестой.


Культура

Самый распространенный жанр фольклора ненцев - эпические сказания ярабц и сюдбабц. Исполняют их пением, поэтому часто называют эпическими песнями. Героями сказаний сюдбабц являются великаны, которые добывают себе жену, сражаются с людьми и мстят кровной местью. В ярабц оплакивается тяжелая жизнь и страдания героя. Существуют в фольклоре народа загадки, колыбельные песни, бытовые рассказы ярабцарка, сказки лаханако, которые делятся на несколько тематик:

  • легендарные
  • о животных
  • бытовые
  • волшебные

В лирических песнях нет устойчивого текста. Люди импровизируют и поют о том, что у них на душе в данный момент.

Традиции

Ненцы считают, что олень приносит счастье. Неприличным считается спрашивать у ненца, сколько в его стаде голов. У народа принято оставлять в жилище нескольких оленей из стада, которых называют авками. Животные живут вместе с людьми в чуме и частично являются няньками для детей. Есть у ненцев и священные олени. На их рога надевают украшение в виде красных лент, на боках выстригают изображения духов или знак солнца. Этих оленей нельзя забивать на мясо. Есть в стаде олени, которых используют только для гонок, и олени, которые приносят удачу.


Нельзя смеяться над едой, запрещено доедать за пожилыми людьми. Если во время еды упал кусок, это означает, что умершие хотят есть. Кусок ставят около очага.

К очажному кругу и шестам имеет право прикасаться только женщина. Во время розжига огня она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по силе, цвету пламени, дыму и треску дров. Под покровительством женщины находится все пространство чума, кроме прихожей. Мужчина, войдя в жилище, снимает обувь и верхнюю одежду, надевает домашнюю малицу и обувь кисы.


Они расселены на огромной территории тундры, лесотундры и северной тайги, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров.


Самоназвание ненэц буквально означает «настоящий человек». Официально оно было введено в оборот в 1930 году. А до этого русские называли ненцев самоедами. Церковно-славянское слово самоядь означает «людоеды». Закреплению за ненцами этого названия способствовали жестокие обычаи, существовавшие у средневековых ненцев, которые практиковали людоедство в культовых целях. Ю. И. Кушелевский писал (Северный полюс и земля Ялмал. Путевые записки. СПб. 1868, стр. 52-53): «в преданиях самоедов... еще в настоящее время сохранилось в памяти следующее обыкновение самоедческих предков; удрученный летами самоедин, когда чувствовал себя неспособным к промыслам и езде на оленях, когда жизнь свою считал в тягость потомству... приказывал себя убить в честь счастливой жизни своего потомства и тело свое съесть. Этот обряд отцеубийства исполняли дети при шаманстве с особенным благоговением и тело съедали».

По другой версии, в старинных русских приказных ведомостях самоеды назывались иногда сыроядцами, потому что издавна употребляли в пишу сырое мясо, из чего русские ошибочно заключили, будто они едят самих себя (Этнографический сборник. — СПб., 1854. — Вып. 4. — С. 40—44).

Впрочем, лингвисты настаивают, что имя этого народа произошло не от "само-едения", а от Самееднам — названия, которое дают своей стране лопари. Полагают, что в древности они жили восточнее, чем теперь, и были оттеснены на запад ненцами, которые якобы и унаследовали их имя.

Сибирские народы ("остяки и самоядь ездят на оленях и псах")

Новгородцы знали о «самояди», обитающей в «полуночных странах», уже в XI веке. Но активное проникновение русского населения на земли ненцев началось гораздо позднее — с конца XV века, в Московский период. В 1499 году в нижнем течении Печоры (рядом с нынешним Нарьян-Маром) был основан Пустозерск — опорный пункт Российского государства на крайнем северо-востоке Европы. По документам, сюда съезжалось для торговли и уплаты ясака до двух тысяч ненцев.

В следующем столетии были основаны новые русские поселения: Мезень, Усть-Цильма и Ижма.

Обложить ненцев данью (ясаком) оказалось нелегко. С целью предупредить открытые выступления и распространить ясак на тех ненцев, которые укрывались в тундрах от ясачных поборов,широко применялось аманатство (взятие заложников). Государевой грамотой (1652 г.) «повелено Карачейскую самоядь с ласковостью склонять к даче аманатов из лучших людей, для удержания от воровства и обложения ясаком». Грамотой следующего года повелевалось «Карачейскому князьку Хулеву быть в аманатах на Березове, а при смене аманатов велеть сыскивать разбежавшихся самоедов, приводить их на прежние угодья, где жили, и взыскивать с них ясак». Взятие аманатов с тундровых и лесных ненцев практиковалось до середины XVIII в.

Ужесточение ясачного обложения привело к крупному восстанию ненцев, которые зимой 1662/1663 годов сожгли Пустозерск. Одновременно они начали переселение в Западную Сибирь, где вступили в многовековое противостояние с местным коренным населением — энцами.

Постепенно ненцы оттеснили энцев до Енисея. Решающее сражение произошло зимой 1849/1850 годов на озере Туручедо, в низовьях Енисея. Судя по преданиям, энцам помогали нганасаны и тунгусы (эвенки). Каждая сторона приписывает победу себе. Ясно лишь, что после этой битвы установилась та граница между энецкими и ненецкими землями по Енисею, которая сохраняется и по сей день.

Постоянная угроза нападения заставляла быть настороже. Очевидно, в это время у лесных ненцев сложился обычай, когда подъезжавший к поселению извещал о себе криками, символизируя мирные намерения, и ожидал, пока его не встретят.

Мезенские ненцы.1894 г. Фото Я.И. Лейцингера.

В 1929-1931 годах ненецкие земли оказались разделёнными на три части: были образованы Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий национальные округа.

Культурный отдых, 1950-е годы.

Общая численность ненцев в течение последнего столетия возросла с 12 000 до 34.200 человек. Сегодня ненцы являются самым многочисленным из малых народов России с самым высоким уровнем знания своего языка (около 78 % ненцев называют ненецкий язык родным). Этот демографический прогресс стал возможен только под историческим покровительством русского народа. Однако в память ненецкого народа кто-то вбивает совсем другое.
Это — "Хебидя тэн" (в переводе с ненецкого "Священная память"), памятник ненцам, погибшим в борьбе с русскими. Установлен под русским городом Пустозерском в 1999 г. при попустительстве местных властей.

Эх, посмотрел бы я на памятник жертвам английских колонизаторов, установленный в Уэльсе или в Шотландии! Или на памятник в Дакоте индейцам сиу, павшим в борьбе с кровожадными янки.

***
В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимизма — веры в духов. Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум. Его сын Нга был богом подземного мира, болезней и смерти. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя — «мать земля», которая особенно покровительствовала женщинам.
Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели своих особых духов-хозяев, требовавших жертвоприношений. Но при неисполнении просьб духов наказывали и оставляли без пищи.

Шаман

Оленеводство давало ненцам все — мясо и сало для питания, шкуры и кожу для одежды и обуви. Стадо в 70-100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым. Поэтому олень, как считалось, приносит счастье и покровительствует семье.

В каждом хозяйстве были особые священные олени белой масти, на боках которых выстригали знак солнца или изображения духов, уши и рога украшали красными лентами. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали.

В начале XIX века архангелогородский архимандрит Вениамин крестил ненцев в материковой тундре Европейского Севера. Но влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник. Ему приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Большая же часть ненцев - оленеводов Западной Сибири — сохранила языческие представления.

Жилищем ненцам служит конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагается открытый очаг, который теперь часто заменяется железной печкой.

Одежда ненцев — глухая малица с капюшоном — надевается на голое тело мехом внутрь. К кожаному поясу подвешивают нож в деревянных ножнах и мешочек, в котором хранятся трубка и огниво. Обувью служат меховые сапоги - пимы.

Основным средством передвижения ненцев испокон веков была нарта — оленья упряжка.

Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские — еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от двух до шести оленей. В отличие от эвенков, якутов, чукчей и коряков ненцы всегда садятся в нарты с левой стороны. Так что узнать ненца можно издалека.

Галина Подолянец
«Ненцы и их традиции». Материалы и задания для работы по реализации национального компонента

Мы живем в Ямало-Ненецком автономном округе. Из разных уголков страны приехали мы на эту северную землю. Называют её «суровым краем», «краем Земли», «священной страной, куда не добежать доброму духу и не по силам добраться злому духу…» (из хант. песни).

Задание:

Если бы вас попросили нарисовать «суровый край Земли», чтобы вы изобразили (детям предлагается словесно оформить ассоциативный ряд).

Задача:

развитие воображения, умение находить речевые описания.

В давние-давние времена в заснеженное тундре, возле холодных рек жили люди. Они ходили на охоту, ловили рыбу, разводили оленей. Все необходимое для жизни у них было: из дерева и оленей шкуры строили жилье, делали орудие труда, посуду, шили одежду. Эти добрые красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ненцы. Они хозяева на этой земле, а мы – гости. Красивым человеком ненцы считают того, «у кого лицо круглое, как луна, нос – будто пуговица, глаза – будто их вовсе нет».

Издавна у ненцев существовали особые правила жизни. Молодое поколение узнавало о них через легенды от стариков. Легенда – это поэтическое предание. Услышанные легенды ненцы свято берегли и рассказывали их своим детям. Поэтому и поныне существуют строгие правила в отношении к природе, животным, человеку, добрым и злым духам. Правила, которые испокон веков соблюдают люди, еще называются традициями. Благодаря этим традициям жизнь ненцев очень отличается от нашей.

Для ненцев домом является вся видимая тундра – земля, на которой они строят жилище и пасут оленей. Стенами дома считается море, горы и лес. За пределами этого лежит чужая земля. Отсюда, важное правило: не навреди своему дому. Нельзя уничтожить растительность, убивать животных без надобности, засорять тундру. Ненцы верят, что природа наделена добрыми и злыми духами, поэтому, если ненец идет на охоту, всегда хозяину тундры приносит какой – нибудь дар.

Демонстрация макета чума.

Тундра – большой дом для ненцев, но есть еще маленький – это чум. Чум – ненецкое жилище. Он очень удобен. Ненцы – народ, часто передвигающийся по тундре и для удобства им необходимо разборное жилье. Чум простое конусообразное сооружение, состоящее из нескольких шестов и покрышек, сшитых из оленей шкуры. В центре чума – очаг. Под костром – железный круг, он закрывает проход из мира мертвых в чум. В верхней части имеется отверстие, через которое уходит дым от костра и, говорят, через него в чум попадают духи. Добрые духи, если человек не сделал ничего дурного. Отсюда, второе правило: в доме твоем всегда будет хорошо, если ты поступаешь хорошо.

В чуме тепло, уютно, чисто. Каждая вещь знает свое место, в основном они все находятся в сумках, которые шьет женщина. Существует у ненцев правило: Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

Ненцы верят, что каждая вещь имеет свою душу, побывав у одного человека, она к нему привыкает, а другого может обидеть. Отсюда, строгий завет: не воровать, иначе будешь строго наказан.

Загадка:

Утоляем голод мхами

Хоть укрыла их пурга.

Как лопатами, рогами

Разгребаем мы снега. (Олени)

По-особенному ненцы относятся к животным. Самым почитаемым является олень, ведь олень – это и пища, и жилище, и транспорт. Из оленьей шкуры ненцы делают чум, шьют теплую одежду, оленье мясо считается очень полезным. На оленях ненцы передвигаются по тундре. Говорят, что раньше на оленях ездили верхом, а сейчас их запрягают в деревянные сани, ненцы называют их нартами. Оказывается, олени не раз спасали человека. Если ненца в тундре застала пурга, и он заблудился – можно положится на оленя, он обязательно приведет упряжку к жилищу.

Загадка ненецкая:

Две головы в небо смотрят. (Нарты)

Загадка:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

По легенде тундрой ведают два хозяина – Гололобый медведь и Семидетный Медведь. Первый является предводителем всех белых медведей, он живет в море и никогда не выходит на сушу. Второй – медведица, предводительница всех бурых медведей, никогда не выходит из скрытой берлоги. Ненцы испытывают перед медведем страх и почтение. Ведь встречи с медведем не происходят «просто так». Встретил медведя или его след, жди чего – то необычного в своей судьбе. Часто медведи помогают заблудившимся ненцам, в легенде говорится, что появляется образ медведя и указывает путь. Медведь может и наказать, если человек дал какую – нибудь клятву и не сдержал её. Если человек на поясе носит клык медведя, с ним никогда ничего не случится. Специально для медведя ненцы растят белого оленя. Когда оленю исполняется семь лет, его приносят духу медведя на специальных местах в тундре.

Загадка:

Лежит - молчит

Подойдешь – заворчит

Кто к хозяину идет,

Оно знать дает. (Собака)

Собака – верный друг человека. В хозяйстве у ненцев всегда несколько собак: одни охраняют чум, другие – оленей, третьи – помощники в охоте. Ненцы верят, что лай собаки предупреждает о приближении злых духов.

Ненецкая легенда рассказывает, как появилась Земля и люди на ней.

«Сначала была лишь вода. Священная птица Гагара достала со дна кусочек ила и отдала его верховному Божеству Нуму. Из этого ила Нум слепил землю. Нум создал солнце и растопил ледник. Нга создал луну. Когда ожили люди, Нга решил вдохнуть в них душу, но Нум не позволил ему одному это сделать и они вдохнули вместе, с тех пор и соседствуют в человеке – добро и зло».

Самым главным Божеством у ненцев является Бог Нум. Он управляет всем миром, где живут люди. А под семью слоями вечной мерзлоты живет страшный Нга, он и его подземные духи насылают порчу и болезни на людей.

«Летом между богами светлыми и мрачными бывает драка, из зубов, которыми они хватают друг друга, летят искры и люди видят молнию, а от наносимых ударов раздается гром».

Общаться с добрыми и злыми духами может только шаман. Он живет в отдельном чуме, с помощью духов он помогает человеку в охоте, хозяйстве, лечит людей, бережет оленей, может и наказать человека за совершенный грех. Обращается шаман к духам с помощью колотушки и бубна. Шаман знает заклинания и песни – призывы духов, он танцует вокруг огня, бьёт в бубен и произносит: «Гой, гой, гой». На его призыв слетаются духи, к которым обращается шаман, и выполняют его просьбу.

В ненецкой семье существуют правила в разделении занятий. Мужчина, например, должен охотиться, заботится об оленях, ловить рыбу. Детям разрешается играть, мальчикам, правда, только вне чума: они впускают стрелы из игрушечного лука, который сами мастерят, учатся набрасывать петлю на шею оленя. Девочки играют в чуме, их куклы особенные. Сделаны они из тряпочек, а вместо головы птичий клюв, также девочка учится рукоделию.

За порядком в чуме следит женщина, она готовит обед, шьет одежду и сумочки из оленьего меха.

В сумках хранятся обувь, одежда, кусочки ткани, сухие продукты. Ненецкие женщины говорят: «У нас женщин, сто узлов, тысяча узлов: один узел завяжешь, другой развяжешь». К свадьбе девушка должна нашить много сумок, если красивая сумка, значит девушка – хорошая хозяйка и мастерица. В сумке для рукоделия имеется специальный карман для иголок и наперсница, украшенная узором. Сумку украшают также и металлическими предметами, своими позвякиванием они отгоняют злых духов.

Шьет женщина игольницу из сукна и украшает бисером, мехом. Игольница наделена волшебной силой. На ней тайгу перелетали, и моря переплывали.

Зимнюю одежду и обувь шьют из оленей шкуры, украшают изделие орнаментом. Орнамент – повторяющийся узор на изделие. Орнамент изготавливают из темного и светлого оленьего меха. Узоры режут и сшивают друг с другом, получается двойной зеркальный орнамент. Соединение различных деталей орнамента называется мозаикой.

Задание:

Соедини, орнамент (детям предлагается из элементов создать ненецкий орнамент). Если узор нашивается на одежду – это уже аппликация.

Задача:

ознакомление с техникой «мозаика».

Орнамент состоит из различных геометрических фигур: ромбов, квадратов, полос, но все они образуют определенный символ, который можно «прочесть». Обычно его название женщина брала из природы: «ушки зайца», «оленьи рога», «локоть лисицы», «бегущий соболь» и т. д. Орнамент похож на зверя, и поэтому поется в ненецкой песне о том, что по шубе ненецкой бежит зверь, олень.

Ненецкая женщина любит орнамент делать из бисера, нанизывает его на ниточку и получается великолепные бисерные полосы для украшения одежды и обуви. Существует легенда: «Давным – давно заморские купцы плыли по морю, долго плыли. Высадились на берег. Развели костер и, чтобы укрыть огонь от ветра, закрыли костер мешками соды. Долго сидели у костра, уснули. На утро, когда они проснулись, увидели стеклянные кусочки, которые образовались из соды, огня, ветра. Эти разноцветные стеклянные кусочки были завезены к ненцам и из них стали плести украшения».

Задание:

Прочитай, орнамент (детям предлагается назвать орнамент предложенных бисерных полос).

Задача:

научить детей определять своеобразие ненецкого орнамента.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Ненцы. «Моя родина - Таймыр"», 2006


Общие сведения

Н‘ЕНЦЫ, ненэц или хасова (самоназвание - "человек"), самоеды, юраки (устаревшее), самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Ненцы живут на севере Европейской части России и на севере Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс. человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (3,5 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 34,5 тыс. человек.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2010 года, ненцев в России 44 тыс. 640 человек, из которых около 27 тысяч проживают в Ямало-Ненецком автономном округе. По данным Переписи населения 2002 года численность ненцев, проживающих на территории России, составляет 41 тысячу человек.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы (их 1500 человек) проживают в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в Ханты-Мансийском автономном округе. Также достаточное количество ненцев проживают в Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Родственные народы: нганасаны, энцы, селькупы.

Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на 2 диалекта: тундровый, который распадается на западные и восточные говоры, общение между носителями которых не мешает взаимопониманию, на котором говорит большинство Ненцев, и лесной, отличающегося своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носителями тундрового диалекта (им владеет около 2 тыс. Ненцев, расселённых главным образом в таёжной зоне, по верхнему и среднему течению реки Пур, а также в истоках реки Надым и по некоторым притокам Средней Оби). Лесной диалект также делится на ряд говоров. Ненць - в переводе с ненецкого означает «человек». Распространён также русский язык. Письменность на основе русской графики.

Цикл аудиолекций «Народы России» — Ненцы


Как и другие северосамодийские народы, Ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки Ненцев, населявшие лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу Среднего Приобья, продвинулись на север в таёжные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население - охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав Ненцев вошли также угорские и энецкие группы.

Традиционные занятия - охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины 18 века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.

В бывшем СССР хозяйство, быт и культура Ненцев претерпели существенные изменения. Большинство Ненцев работало на предприятиях рыбной промышленности, вело оседлый образ жизни. Часть Ненцев выпасает оленей в единоличных хозяйствах. Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. и работает в промышленности и сфере обслуживания. Выросла ненецкая интеллигенция.


Большинство Ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом.

Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах.

Пища - оленье мясо, рыба. Необходимость выживать в суровых условиях Крайнего Севера приучила ненцев жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно в С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы не страдают от цинги.

Мир, по мнению ненцев, был создан птицей гагарой. Она достала из-под воды ком земли, который постепенно превратился в земную поверхность с ее многочисленными горами, лесами, реками и озерами. Землю ненцы представляют в виде нескольких слоев. Выше земли, где обитают люди, расположены семь небес. Они составляют единое целое и поворачиваются над землей вместе с луной и солнцем.


Небо имеет выпуклую форму. Краями оно упирается в землю, напоминая опрокинутую чашу. На небесах живут люди, владеющие оленями. Когда идет дождь, то причина его появления объясняется ненцами легко. На нижнем небе тает снег, и он, естественно, стекает на землю. Земля представляется ненцам плоской. Немного взгорбленной посередине. Там находятся горы, с них текут реки. И в том числе река Обь. Вся Земля окружена морем.

Основной социальной ячейкой Ненцев в конце 19 века был патрилинейный род (еркар). У сибирских тундровых Ненцев сохранялись 2 экзогамные фратрии.

В религиозных воззрениях господствовала вера в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Среди части Ненцев Европейского Севера в середине 19 века получило распространение православие.

В. И. Васильев



Очерки

Солнце и луна светят для всех

Ненцы живут на севере Европейской части России и на севере Западной и Средней Сибири. На территориях, которые входят в Ненецкий автономный округ, Лешуконский, Мезенский и Приморский районы Архангельской области, северные районы Республики Коми, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округ, а также в Тюменскую область и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа. По переписи 2002 года ненцев в Российской Федерации — 41302 человека.


Семь земель и семь небес

Мир, по мнению ненцев, был создан птицей гагарой. Она достала из-под воды ком земли, который постепенно превратился в земную поверхность с ее многочисленными горами, лесами, реками и озерами. Землю ненцы представляют в виде нескольких слоев. Выше земли, где обитают люди, расположены семь небес. Они составляют единое целое и поворачиваются над землей вместе с луной и солнцем.Небо имеет выпуклую форму. Краями оно упирается в землю, напоминая опрокинутую чашу. На небесах живут люди, владеющие оленями. Интересно, что когда идет дождь, то причина его появления объясняется ненцами легко. На нижнем небе тает снег, и он, естественно, стекает на землю. Земля представляется ненцам плоской. Немного взгорбленной посередине. Там находятся горы, с них текут реки. И в том числе (точная деталь мифа) Обь. Вся Земля окружена морем. Нелишним будет сказать, что и звезды (нумгы) воспринимаются ненцами как вполне конкретные озера. Земля, на которой живут ненцы, не одна. Под ней находятся еще семь земель. На первой из них обитают сихиртя (сиртя) — маленькие люди. Ненцы считают, что солнце и луна одни для всех миров — нижних и верхних. Само же солнце ненцы представляют в виде красивой женщины. Именно она решает, расти деревьям, травам, мхам или не расти. Если солнце прячется, то начинаются морозы.По представлениям ненцев, луна (ирий, иры) — плоская и круглая. Известно, что на луне есть темные пятна. Это ноги лунного человека (ирий хасава). Мы, люди, видим с земли лишь нижние конечности этого существа. Его туловище и голова находятся на другой стороне луны.


Летит семикрылая птица

Не менее интересны и парадоксальны представления ненцев о явлениях природы. Например, ветер (мерця) вызывает мифическая птица Минлей. У нее семь пар крыльев. Молния (хэхэ ту’ — священный огонь) — это искры, которые летят из-под полозьев нарт жителей верхнего мира. Радуга (нув’ пан) представлялась ненцам живым существом. А само ее название происходит от цветных горизонтальных полосок на подоле мужской или женской одежды.С возникновением анимистических представлений (то есть веры в духов и душу) воззрения ненцев на окружающий мир изменились, и они стали различать «добрые и злые начала в самой природе». Именно тогда возникли представления о «духах-хозяевах», которые контролировали определенные сферы жизни и заведовали конкретными территориями. Возник культ этих духов. Духов старались умилостивить, привлечь на свою сторону. Ежегодно духу неба (Нуму) приносили в жертву белого оленя. Сам ритуал (убиение зверя) происходил на открытом возвышенном месте. Процесс сопровождался ритуальным поеданием мяса. Голову оленя с рогами надевали на кол и поворачивали ее на восток.


Накормим небо досыта

Существовала еще одна форма почитания духа неба — его кормление: по-ненецки — нув хангуронта. Солнечным днем в конце июля — начале августа жители ненецкого стойбища собирались на возвышенном месте. Еда раскладывалась по мискам, но поначалу к ней никто не прикасался. Пар от еды поднимался вверх. Считалось, что таким простым способом (лишь невесомым паром) небо угощается. В начале XIX века были сделаны первые попытки приобщить ненцев к христианскому вероучению. Специальная миссия архангелогородского архимандрита Вениамина осуществила крещение ненцев в материковой тундре европейского Севера и на острове Вайгач. В конце XIX — начале XX века миссионеры Тобольской духовной консистории пытались приобщить к христианству ненцев обского Севера. Но все-таки значительная часть ненцев-оленеводов севера Западной Сибири, а также лесные ненцы сохранили анимистические представления.


Для охоты нет плохой погоды

Охота имела большое значение в жизни ненцев. Для удовлетворения потребности в пище они охотились на дикого оленя и водоплавающую птицу. Пушного зверя (горностая, песца, лисицу и белку) ненцы промышляли из-за меха для отделки одежды, а позднее для уплаты дани Русскому государству, в состав которого Западная Сибирь вошла в XVII веке. Между прочим, первое письменное свидетельство о ненцах относится к XI веку. Оно встречается в рассказе новгородца Гюряты Роговича, которое включено в «Повесть временных лет». В XIII веке через Русь проехал папский посол Плано Карпини, он узнал о ненцах (самоедах), а потом рассказал о них в Западной Европе.Следует отметить бережное отношение ненцев к животному миру и окружающей среде в целом. Охота была, если так можно сказать, дозированной. Добыча, как правило, не превышала жизненно необходимых потребностей.


Оленеводу-левше легче

И все же главное занятие ненцев — это оленеводство. Кочевой образ жизни, связанный с ним, естественно определил и характер жилища. Это чум — такая конусообразная палатка из жердей, зимой покрытых полотнищами из оленьих шкур, а летом из бересты. Если выпас оленей, охота и рыболовство — занятия преимущественно мужские, то установка чума традиционно считается женским делом. Место для чума выбирается специально — в зависимости от времени года. Зимой жилище стараются укрыть от ветров. Летом, наоборот, ценится проветриваемость чума, поэтому его ставят на открытых возвышенных местах. Для установки одного чума требуется от 25 до 40 шестов.На готовый остов с помощью шестов натягивают нюки — покрышки. Зимой это четыре полотнища из оленьих шкур. Летние покрышки шьют из вываренной бересты. Их, как правило, много, но чум они покрывают в один слой. Ненцы-оленеводы кочуют несколькими семьями — вместе с семьями братьев и женатых сыновей. Летом оленеводы специально объединяются, потому что большой группой легче держать оленей в стаде. Особенно трудно сдерживать оленей в комариную пору. Большую опасность представляют также оводы и мошкара. Чтобы уничтожить этих насекомых или хотя бы частично их нейтрализовать, оленеводы используют специальные приманочные шкуры, а также дымокур.


Жизнь с оленями и среди оленей очень трудна, но если у ненца есть принципы и правильные методы, то тогда он может стать хорошим оленеводом. Наш современник ненец Юрий Вэлла изложил их в специальной «Оленеводческой азбуке» и опубликовал в одном из номеров журнала «Северные просторы». Выделка оленьих шкур и шитье одежды — традиционно женское занятие. При изготовлении одежды учитывается возраст оленя, а также то, с какого участка тела снята та или иная часть шкуры. Если в результате каких-то неблагоприятных условий гибнут новорожденные телята, то их шкурки (пешка, пыжик) идут на изготовление капюшонов малиц и женских шапок. Особо ценится у ненцев шкура теленка в возрасте двух с половиной — трех месяцев, снятая в конце лета. Из этих шкур шьют верхнюю одежду. Интересно, что и в загадках ненецкого народа тоже встречается шкура большого оленя. Но только вся она в дырочках. Отгадайте, что это такое? Первое, что приходит на ум: оводы напакостили. Нет, правильный ответ такой: звезды на небе.А вот и загадка, которая очень похожа на стихотворение:В ночь беззвездную до чума Кто добраться вам поможет?Кто разыщет путь по ветру,Если в тундре бездорожье?Ответ напрашивается сам собой. Конечно, олень. Король и корабль тундры.