Материально-техническое обеспечение. Материально-техническое обеспечение системы управления Формы мто

Понятие «материально-техническое обеспечение»

Понятие "логистика" часто отождествляется с традиционным для централизованно-планируемой экономики материально-техническим снабжением. Наряду со снабжением используют термин «обеспечение». Приведем определение понятий «снабжение» и «обеспечение».

Снабжение - удовлетворение материальных потребностей населения, каких-нибудь организаций. Снабжение как функция может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.

Обеспечение - снабжение чем-нибудь в нужном количестве; предоставление достаточных материальных средств к жизни.

Материальные ресурсы -- часть оборотных фондов предприятия. Оборотные фонды -- это те средства производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительные свойства. Материальные ресурсы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо и др.) являются объектами, на которые направлен труд человека с целью получения готового продукта.

Материальные ресурсы - это исходное сырьё, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергия (предметы труда), а также машины, оборудование и приборы (средства труда), необходимые для производства продукции (Большой энциклопедический политехнический словарь).

Материально-технические ресурсы - это вся совокупность сырья и материалов, деталей, запасных частей, инструментов, незавершенного производства и готовой продукции, по которым фирма ведет бухгалтерский учет и которые находятся на складах и в процессе производства.

Материально-техническое обеспечение (МТО) представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению материально-техническими ресурсами процесса производства, осуществляемой, как правило, до начала производства. Основная цель МТО -- доведение материальных ресурсов до конкретных производственных предприятий в заранее определенное договором место потребления.

Материально-техническое обеспечение - это способ контроля и распределения ресурсов в процессе производства. Посредством системы МТО предприятие осуществляет покупку и расход сырья и материалов для производства наиболее рациональным способом. Для этого ведется учет данных текущего потребления, в соответствии с чем составляются планы на долгосрочный период. Это позволяет грамотно расходовать бюджет организации, поскольку сокращаются производственные издержки.

Также МТО рассматривают как механизм, назначение которого - планирование, закупка и доставка необходимых товарно-материальных ценностей в необходимом количестве и в заданное время любому предприятию или его подразделению.

Ключевые слова

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / MILITARY ORGANIZATION OF THE STATE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / STATE DEFENSIVE ORDER / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / MATERIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Целыковских Александр Александрович, Курбанов Артур Хусаинович, Плотников Владимир Александрович

На современном этапе развития российской политической и социально-экономической системы наблюдается усиление степени и дифференциация спектра угроз национальной безопасности . Обеспечение устойчивости развития в такой обстановке требует консолидации ресурсов, выделяемых на решение задач в сфере обороны и безопасности. В этой связи перед ведомственными системами вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации ставятся новые и сложные задачи военного и экономического характера. Все яснее проступает и тесная взаимосвязь этих задач: решение преимущественно военных вопросов практически на всех уровнях зависит от уровня экономической обеспеченности ресурсами. На основе комплексного анализа в статье рассматриваются перспективы развития системы материально-технического обеспечения военной организации государства .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Целыковских Александр Александрович, Курбанов Артур Хусаинович, Плотников Владимир Александрович

  • Тенденции институциональных преобразований в экономическом обеспечении национальной безопасности

    2015 / Кузьменков Александр Михайлович, Смуров Александр Михайлович
  • 2012 / Балашов А. И., Имамов Т. Д.
  • Методика оценки эффективности передачи на аутсорсинг функций материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской федерации

    2012 / Балашов А.И., Имамов Т.Д.
  • Влияние состояния инфраструктуры военного назначения на обеспечение военно-экономической безопасности страны

    2017 / Курбанов Тимур Хусаинович, Kurbanov A., Плотников Владимир Александрович
  • Использование основных ресурсов агропромышленного комплекса России в интересах обеспечения военно-экономической безопасности

    2015 / Бабешин М.А., Ковнерев М.А.
  • Вопросы экономической безопасности в оборонно-промышленном комплексе

    2018 / Бочуров Андрей Александрович, Курбанов Артур Хусаинович, Литвиненко Александр Николаевич
  • Продовольственное обеспечение в системе военно-экономических потребностей вооруженных сил Российской Федерации

    2016 / Хрусталёв Е.Ю., Колеухо Д.С.
  • Методические подходы к оценке эффективности системы обеспечения вещевым имуществом военнослужащих и обоснование перспектив её развития

    2016 / Абрамов Алексей Кириллович, Кушнир Олег Григорьевич
  • Разработка методики оценки военно-экономической эффективности использования военной автомобильной техники

    2017 / Козин Михаил Николаевич, Саматов Руслан Минибариевич
  • Комплексная методика оценки эффективности государственно-частного партнерства при реализации проекта создания производственно-логистических комплексов военной организации государства

    2018 / Курбанов Тимур Хусаинович

At the present stage of development of the Russian political and social and economic system strengthening of degree and differentiation of a range of threats of national security is observed. Ensuring stability of development in such situation demands consolidation of the resources allocated for the solution of tasks in the sphere of defense and safety. In this regard, new and complex tasks of military and economic character are set for departmental systems of material support of Armed forces, other troops, military formations and bodies of the Russian Federation. Everything appears also close interrelation of these tasks more clearly: the solution of mainly military questions practically at all levels depends on the level of economic security with resources. On the basis of the complex analysis, in article prospects of development of system of material support of the military organization of the state are considered.

Текст научной работы на тему «Система материально-технического обеспечения военной организации государства: особенности функционирования и перспективы развития в современных экономических условиях»

| Целыковских А. А., Курбанов А. Х., Плотников В. А.

о Система материально-технического обеспечения

§ военной организации государства:

х особенности функционирования и перспективы

£ развития в современных экономических условиях

Целыковских Александр Александрович

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева (Санкт-Петербург)

Заместитель начальника академии по учебной и научной работе

Доктор военных наук, профессор

Курбанов Артур Хусаинович

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева Профессор кафедры материального обеспечения Доктор экономических наук, доцент [email protected]

Плотников Владимир Александрович

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева Профессор кафедры материального обеспечения Доктор экономических наук, профессор [email protected]

На современном этапе развития российской политической и социально-экономической системы наблюдается усиление степени и дифференциация спектра угроз национальной безопасности. Обеспечение устойчивости развития в такой обстановке требует консолидации ресурсов, выделяемых на решение задач в сфере обороны и безопасности. В этой связи перед ведомственными системами материально-технического обеспечения вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации ставятся новые и сложные задачи военного и экономического характера. Все яснее проступает и тесная взаимосвязь этих задач: решение преимущественно военных вопросов практически на всех уровнях зависит от уровня экономической обеспеченности ресурсами. На основе комплексного анализа в статье рассматриваются перспективы развития системы материально-технического обеспечения военной организации государства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

национальная безопасность, экономический рост, социально-экономическое развитие, военная организация государства, государственный оборонный заказ, материально-техническое обеспечение, государственная политика

Tselykovskikh A. A., Kurbanov A. H., Plotnikov V. A.

System of Material Support of the Military Organization of the State: Features of Functioning and Prospect of Development in Modern Economic Conditions

Tselykovskikh Alexander Aleksandrovich

Military Academy of Logistics named after Army General A. V. Khrulev (Saint-Petersburg, Russian Federation) Deputy Chief of academy on Educational and Scientific Work Doctor of Science (Military Science), Professor [email protected]

Kurbanov Arthur Husainovich

Military Academy of Logistics named after Army General A. V. Khrulev (Saint-Petersburg, Russian Federation) Professor of department of material security Doctor of Science (Economy), associate Professor [email protected]

Plotnikov Vladimir Aleksandrovich

Military academy of logistics named after army General a. V. Khrulev (Saint-Petersburg, russian federation) Professor of department of material security doctor of Science (Economy), Professor [email protected]

At the present stage of development of the Russian political and social and economic system strengthening of degree and differentiation of a range of threats of national security is observed. Ensuring stability of development in such situation demands consolidation of the resources allocated for the solution of tasks in the sphere of defense and safety. In this regard, new and complex tasks of military and economic character are set for departmental systems of material support of Armed forces, other troops, military formations and bodies of the Russian Federation. Everything appears also close interrelation of these tasks more clearly: the solution of mainly military questions practically at all levels depends on the level of economic security with resources. On the basis of the complex analysis, in article prospects of development of system of material support of the military organization of the state are considered.

national security, economic growth, social and economic development, military organization of the state, state defensive order, material support, state policy

Негативные явления в экономике Российской Федерации, обострившиеся в связи с острой фазой кризиса 2008-2009 гг., в полной мере не преодолены до сих пор. В отличие от кризиса 1998 г., сгенерировавшего среднесрочную волну экономического роста, современный посткризисный «отскок» траектории российского ВВП был весьма непродолжительным и вялым: уже с 2012 г. динамика производства существенно замедлилась, грозя перерасти в стагнацию.

2013-2014 гг. принесли российской экономической и политической системам новое «испытание на прочность». Внешнеполитическое давление, связанное с событиями вокруг Крыма и Украины, экономические санкции и ограничения, резкая девальвация национальной валюты, падение мировых цен на нефть и ряд других факторов сформировали для России новую систему вызовов и угроз в социально-экономической сфере. В то же время, эти угрозы (чего никогда ранее не было в постсоветской России) спроецировались в военно-политическую и военно-стратегическую плоскость. Это создало принципиально новую обстановку для дальнейшего устойчивого развития страны, обеспечения ее национальной безопасности.

Стало очевидно, что либеральные рассуждения 10-20-летней давности утратили свою актуальность как в экономической, так и в военно-экономической сфере. Они перестали в полной мере соответствовать российским реалиям и ближайшим перспективам развития страны. По нашему мнению, сохранение высокого уровня оборонных расходов сегодня - это не возврат к традициям «холодной войны», а необходимость, обусловленная изменением спектра и интенсивности угроз экономическому и политическому суверенитету Российской Федерации. Реформа в вооруженных силах фактически завершена, они перешли на новые принципы организационного построения, изменилась система базирования, трансформировалась система их задач и целей применения.

Сегодня безусловным приоритетом является полное выполнение утвержденной государственной программы вооружения. Перенос сроков ее исполнения и переУПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. № 12 . 2014 17

2 смотр структуры (под предлогом экономии бюджетных расходов в кризисный пе-^ риод) может привести к нивелированию усилий по укреплению обороноспособен ности страны, предпринимавшихся в течение последних лет. Да и с экономической о точки зрения это неразумно: на ключевых предприятиях оборонно-промышленного го комплекса завершено техническое перевооружение, завершились работы по раз-х работке и постановке на производство новых и модернизированных образцов вон- оружения и военной техники. Загрузка этих предприятий заказами способна дать < мощный мультипликативный импульс российской экономике, особенно высокого технологичному сектору промышленности, что позволит эффективно решать актуальные сегодня проблемы импортозамещения .

Не менее важной задачей для государственной политики в сфере обороны и безопасности является укрепление экономической подсистемы самой военной организации, основу которой составляет система материально-технического обеспечения, находящаяся в ведении Минобороны России. Функционирующая в современных условиях система материально-технического обеспечения военной организации государства - самая масштабная из обеспечивающих государственные институты систем . Она предназначена для выполнения комплекса мероприятий, направленных на решение специальных задач в интересах военных потребителей (рис. 1), и включает в себя большое количество структурных элементов: органы военного управления; центры материально-технического обеспечения; соединения, части и подразделения материально-технического обеспечения. Взаимодействие между элементами системы организовано и осуществляется: в масштабах вооруженных сил - через штаб, департаменты и главные управления, в округах - через соответствующие управления и службы.

Система материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации (далее - система МТО ВС РФ) является связующим звеном между народным хозяйством (предприятиями экономического комплекса страны) и военными потребителями, в интересах которых истребуется, производится, оплачивается, получается, хранится и распределяется продукция, организуется выполнение соответствующих работ и услуг (рис. 2). Организация МТО ВС РФ предполагает широкое использование ресурсов предприятий экономического комплекса страны. Рассматриваемая нами система не является автономной и самодостаточной, она встроена в общие экономические процессы и подвержена влиянию не только кризисных явлений в экономике, но преобразований, происходящих в системе государственного управления.

Так, например, в рамках Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 № 157-р, Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 № 221), предусматривающей оптимизацию функций органов исполнительной власти, в ВС РФ стало осуществляться внедрение технологии аутсорсинга . Основным поставщиком услуг в интересах ВС РФ было определено ОАО «Оборонсервис» - холдинг. В состав холдинга вошли 10 концернов - «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда», «Славянка» и «Оборонторг». Среди задач ОАО «Оборонсервис»: организация гарантийного и сервисного обслуживания, модернизации, ремонта и утилизации авиационной техники, вооружения и военной техники, техники гражданского назначения, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области; организация эксплуатации, обслуживания, ремонта, модернизация энергетических объектов; организация торгово-бытового обслуживания и питания в интересах ВС РФ, государственных и иных заказчиков.

Если обратиться к истории функционирования ведомственных систем снабжения, можно сделать вывод, что в целях бесперебойного обеспечения военных потребителей

Назначение системы МТО Вооруженных сил Российской Федерации МТО организуется и осуществляется во всех видах повседневной и боевой деятельности. Цель - поддержание войск и сил в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению

Снабжение войск (сил) ВВТ и др. материальными средствами:

Истребование;

Учет и хранение;

Обеспечение войск (сил)

Эксплуатация и восстановление ВВТ:

Ввод ВВТ в строй;

Техническое обслуживание;

Заправка ГСМ;

Приведение в готовность

к использованию (боевому применению);

Использование (боевое применение);

Эвакуация;

Обеспечение базирования авиации и сил флота

Перевозки войск и грузов всеми видами транспорта

Подготовка, эксплуатация, техническое прикрытие и восстановление транспортных коммуникаций

Создание условий для жизни и быта военнослужащих:

Экипировка личного состава;

Приготовление пищи;

Выпечка хлеба;

Помывка личного состава;

Стирка белья;

Химчистка вещевого имущества;

Обеспечение палаточным фондом;

Ветеринарно-санитарный надзор;

Мероприятия пожарной

и экологической безопасности

Рис. 1. Назначение системы материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации

L Источник: разработано А. А. Целыковских на основе положений ведомственных руководящих документов, данных собственных исследо-

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

МТО - комплекс мероприятий, направленных на решение специальных задач в интересах военной организации государства

Вооруженные силы

Российской Федерации

Система материально-

технического

обеспечения -

как компонент

экономики

Вооруженных сил РФ

Народнохозяйственный комплекс Российской Федерации

Рис. 2. Роль системы МТО ВС РФ

использовались различные приемы, формы и методы. Однако цель их была одна - повысить эффективность системы снабжения армии . Произошедшие в последние несколько лет преобразования порядка материально-технического обеспечения военных потребителей преследовали две основные задачи. Во-первых, было принято решение о необходимости оптимизации структуры затрат на выполнение функций обеспечения войск (сил) продукцией, работами, услугами. Во-вторых, возникла необходимость в повышении эффективности деятельности военной организации путем передачи несвойственных (обеспечивающих) функций сторонним специализированным исполнителям и концентрации ее на основных задачах согласно предназначению.

К 2014 г. стало понятно, что не все предполагаемые целевые показатели реализации технологии аутсорсинга в системе МТО ВС РФ достижимы на практике. Деятельность ОАО «Оборонсервис» и привлекаемых в рамках контрактации подрядчиков не всегда отвечала требованиям закзчика - Минобороны России. Это обусловлено различными причинами, как организационно-экономическими, так и техническими. При этом наблюдается тесная взаимосвязь между первыми и вторыми.

ОАО «Оборонсервис» в последнее время занимает значительную долю на рынке аутсорсинговых услуг для Министерства обороны Российской Федерации. Концерну передано значительное количество функций, в том числе и те, которые раньше были прерогативой исключительно ведомственных подразделений (рис. 3).

ОАО «Оборонсервис» уже несколько лет работает с государственным заказчиком, заключено множество государственных контрактов, которые финансируются, часть средств поступает в виде авансовых платежей, некоторые объекты обеспечивающей инфраструктуры (столовые, банно-прачечные предприятия, склады и пр.) переданы холдингу в оперативное управление. Несмотря на это, можно констатировать отсутствие у стейкхолдеров интересов инвестирования в основные фонды. В большинстве случаев наблюдаются краткосрочные вложения с целью получения краткосрочной же прибыли.

Как результат, степень износа основных фондов дочерних и зависимых обществ ОАО «Оборонсервис» остается высокой и достигает в среднем 48,3% (табл. 1). Отчасти этот показатель соответствует данным по стране в целом. Так, по оценкам С. Ю. Глазьева, советника Президента Российской Федерации по развитию евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, износ основных фондов в России к концу 2014 г. составил 48,5% ).

Несмотря на то, что степень технологической оснащенности и компетенции концерна находится на среднем уровне, в ряде областей производственного ха-

Рис. 3. Доля ОАО «Оборонсервис» в общем объеме удовлетворения потребностей ВС РФ в продукции, работах (услугах) в 2014 г., %

Таблица 1

Состояние основных фондов дочерних и зависимых обществ ОАО «Оборонсервис»

Наименование ОАО Остаточная стоимость основных фондов дочерних и зависимых обществ, млрд руб. Износ основных фондов, % Показатель загрузки производственных мощностей, %

«Ремвооружение» 2,9 49 51

«Авиаремонт» 7,8 34 35

«Спецремонт» 5,2 42 46

«Оборонстрой» 12,4 43 39

«Агропром» 4,8 55 68

«Оборонэнерго» 8,3 86 70

«Славянка» 1,8 58 100

«Красная звезда» Более 0,8 20 55

«Военторг» 5,9 Более 50 78

Источник: данные ОАО «Оборонсервис» .

рактера ОАО «Оборонсервис», по собственной оценке, достаточной компетенцией не обладает (табл. 2).

Учитывая сложившееся положение с низким качеством услуг, предоставляемых сторонними исполнителями, несоблюдением сроков государственных контрактов, невозможностью выполнения функций по обслуживанию спецпотребителей органами военного управления, сегодня прорабатывается вопрос пересмотра некоторых аспек-

< Таблица 2

Уровень технологической оснащенности предприятий ОАО «Оборонсервис»

Наименование технологии Уровень развития технологии

низкий средний высокий

В сфере ремонта вооружения, военной и специальной техники

Технологии ремонта автомобильной техники

Технологии ремонта бронетанковой техники

Технологии ремонта авиационной техники

Технологии ремонта средств связи

Технологии ремонта и утилизации боеприпасов

Технологии проектирования сложных инфраструктурных систем и объектов

Технологии производства и сборки машин

Технологии разработки и исследований по морской тематике

Технологии производства информационных систем, решений и их интеграция

Производство малокалиберного вооружения

Производство малых летательных аппаратов

Производство специальной техники и вооружения

Технологии обеспечения связи

В сфере материального обеспечения

Технологии производства вещевого имущества

Технологии производства продуктов питания

Технологии оказания бытовых услуг

Источник: данные ОАО «Оборонсервис» .

тов взаимодействия с холдингом. В июне 2014 г. на совещании под председательством Министра обороны Российской Федерации С. К. Шойгу принято решение о реформировании ОАО «Оборонсервис», преобразовании его в ОАО «Гарнизон», в состав которого войдут четыре его субхолдинга (единый строительный и жилищно-коммунальный; объединенный ремонтно-производственный; бытового обслуживания и снабжения; предоставления услуг связи и телекоммуникации).

Мы неслучайно уделили внимание особенностям взаимодействия системы МТО ВС РФ с ОАО «Оборонсервис». Происходившая на протяжении 10 лет постепенная интеграция гражданских подрядчиков в ведомственные цепочки снабжения и обеспечения привела к неоднозначным результатам. С одной стороны, выбранный вектор развития системы МТО ВС РФ должен был способствовать максимальной (там, где это возможно) замене собственных хозяйственных структур гражданскими компаниями и тем самым создать условия для экономии финансовых ресурсов, повышения качества обслуживания (за счет использования более современных технологий), высвобождению военнослужащих от выполнения не свойственных для

них функций . С другой стороны, и этот аспект является гораздо более важным, 2

в настоящее время наблюдается необходимость разрешения ряда системных про- |

тиворечий, возникших в результате использования гражданских подрядчиков в о

обеспечении войск, идентификации долгосрочных ориентиров и вывода рассма- о

триваемой нами системы на прогрессивный путь развития. го

Функционирование системы материально-технического обеспечения военной х

организации государства находится под комплексным взаимодействием четырех н

основных факторов: военно-экономического, информационного, технического и «с

военно-хозяйственного . Остановимся на каждом из перечисленных факторов, т рассмотрим их содержание и степень воздействия на процессы развития рассматриваемой нами системы.

Военно-экономический фактор

Трудности в финансовом секторе экономики, связанные с кризисными явлениями, отразились и на обеспечении военной организации государства новыми образцами вооружения и военной техники. Изменения, происходившие в системе рыночных отношений, поставили систему МТО ВС РФ перед необходимостью решения новых задач : комплексное исследование конъюнктуры рынка; анализ степени социально-экономического развития регионов страны; размещение государственных заказов; закупки продукции; привлечение сторонних организаций для передачи им отдельных обеспечивающих функций; развитие механизмов государственно-частного партнерства (в том числе в вопросах совместного строительства и использования объектов логистической инфраструктуры) и др.

Информационный фактор

Информационные связи, которые являются причиной и следствием развития рыночных отношений, во многом позволяют хозяйствующим субъектам выстраивать эффективную систему сбора, анализа и обмена информацией. Военная организация государства, ввиду особой специфики деятельности, не может в полной мере раскрывать данные о потребностях войск в продукции, работах, услугах, с указанием номенклатуры и объемов поставок. Эти ограничения создают определенные трудности в вопросах оперативного обмена информацией с исполнителями государственных контрактов, делают практически невозможным привлечение консалтинговых компаний с целью повышения эффективности логистических процессов и исключают использование зарубежного программного обеспечения.

Технический фактор

Субъекты и объекты управления логистической системы (системы МТО ВС РФ) развиваются (должны развиваться) на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления (речь идет о широком использовании средств автоматизации и компьютеризации), обеспечивающих решающий успех на рынках товаров и услуг, создающих условия для оптимизации деятельности процессов управления материальными потоками при обеспечении военной организации государства. В целом, подобные направления развития системы МТО ВС РФ финансировались и финансируются по остаточному принципу, большая часть военного бюджета идет на модернизацию существующего и закупку нового вооружения и военной техники.

Военно-хозяйственный фактор

Государственная поддержка процессов товародвижения всегда имела особое значение. Использование различных методов государственного управления для регулирования этих процессов является важным условием развития национальной эко-

2 номики. Речь идет о развитии и поддержании в работоспособном состоянии объ-| ектов логистической инфраструктуры (прежде всего транспортных коммуникаций, о складских комплексов, системы подготовки специалистов и пр.). При этом государ-о ство одновременно решает две задачи, имеющие стратегическое значение, - сти-го мулирует развитие экономики, а также повышает степень готовности ее к мобили-х зации в случае возникновения военной угрозы и в ходе отражения военной агрессии.

При формировании стратегии долгосрочного развития системы МТО ВС РФ не-< обходимо принимать во внимание не только концептуальные взгляды на строительно ство и применение вооруженных сил, но также и тот факт, что совершенствование рассматриваемой системы не может осуществляться самостоятельно и изолированно. В любом случае оно должно быть сопряжено с общими тенденциями развития логистики в России. В настоящее время в этой сфере выделяют пять характерных особенностей .

1. Быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали более дорогостоящими в связи с ростом товарных цен и инфляцией. Повышение уровня управления предполагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов логистики (производство, поставки продукции, распределение, финансы).

2. Достижение предела эффективности производства. Становится все труднее достигнуть существенного снижения производственных затрат, выявлены и апробированы практически все доступные формы и способы в этой сфере. С другой стороны, логистика остается областью, где еще сохраняются значительные потенциальные возможности сокращения издержек.

3. Фундаментальные изменения в философии формирования запасов. В одно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции, другая половина - у оптовых торговцев и производителей. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10% у розничных продавцов и 90% у дистрибьюторов и производителей.

4. Создание продуктовых линий как прямой результат внедрения концепции маркетинга (предоставление каждому потребителю той продукции, которая ему необходима).

5. Компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание: местоположения каждого потребителя; размера каждого заказа; местоположения производства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от каждого склада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и предполагаемого уровня обслуживания; местоположения поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения.

В соответствии с направлениями развития ВС РФ на среднесрочную и долгосрочную перспективу, на основе результатов анализа опыта построения логистических систем, обеспечивающих военные организации, оценки конкурентных преимуществ коммерческих логистических организаций, основными тенденциями развития системы МТО военной организации государства до 2025 г. можно считать следующие (табл. 3):

1) определение оптимального соотношения применения технологий аутсорсинга/ инсорсинга;

2) внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих управление логистикой на всех уровнях;

3) реализация концепции интегрированной логистической поддержки вооружения, военной и специальной техники на всем их жизненном цикле;

4) сокращение «плеча подвоза» продукции военного назначения (материальных средств, поступающих из промышленности для удовлетворения потребности военных потребителей), устранение избыточных логистических операций;

Таблица 3 <

Возможные направления развития системы МТО военной организации государства: тенденции, перспективы, проблемы практической реализации

Определение оптимального соотношения применения технологий аутсорсинга/ инсорсинга Возможность сохранения положительных результатов от привлечения сторонних организаций в интересах выполнения обеспечивающих функций, отказ от практики аутсорсинга (в отдельных случаях) при принятии решения о нецелесообразности дальнейшего использования данной управленческой инновации Несовершенство инструментария разрешения проблем с недобросовестными исполнителями государственных контрактов на местах ввиду наличия значительного количества субподрядчиков, деятельность которых зачастую не отвечает заложенным (требуемым в рамках государственного контракта) стандартам качества

Внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих управление логистикой на всех уровнях Сокращение времени на обработку данных и принятие решений, возможность накопления необходимой статистической информации для построения и применения прогнозных моделей Высокая вероятность несанкционированного доступа к информации, хранящейся на электронных носителях, необходимость постоянного обновления и отладки программного обеспечения

Реализация концепции интегрированной логистической поддержки вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) на всем жизненном цикле от этапа разработки до утилизации Построение единой системы управления послепродажным обслуживанием военной продукции, технического обслуживания и ремонта ВВСТ в процессе эксплуатации обеспечивает требуемый уровень технической готовности и снижения ресурсов Низкий уровень технической оснащенности, высокая степень износа основных фондов, низкая квалификация обслуживающего персонала могут создать существенные трудности при реализации данного подхода

Сокращение «плеча подвоза» продукции военного назначения (материальных средств, поступающих из промышленности для удовлетворения потребности войск (сил))я Снижение затрат в системе закупок и поставок продукции, производимой в интересах военной организации государства, сокращение времени поступления материальных ресурсов, устранение избыточных операций при приемке и грузоперера-ботке продукции, поступающей от изготовителей Нежелание поставщиков продукции брать на себя излишние трансакционные издержки, обусловленные оптимизацией логистической системы. Отсутствие у государственного заказчика эффективных контрольно-аналитических органов, деятельность которых была бы направлена на научное обоснование и методическое сопровождение работы по оптимизации систем снабжения

Направление развития Ожидаемые эффекты от практической реализации Возможные проблемы

Развитие системы эшелонирования запасов путем оптимального размещения стационарных объектов хранения, создания единой логистический системы хранения запасов Создание условий для использования прогрессивных форм складской обработки грузов, снижение потерь материальных ресурсов при доставке и хранении Необходимость выделения значительных объемов финансовых ресурсов. Объединение запасов материальных средств на одной территории (в случае строительства производственно-логистических комплексов) повышает степень их уязвимости

Обеспечение современными техническими средствами Доля современных технических средств к 2020 г. должна составить 70% Наличие системных проблем в ОПК, несовершенство системы госзаказа, санкционная политика западных стран

Повышение эффективности системы взаимодействия органов управления системы МТО ВС РФ с предприятиями местной экономической базы Удовлетворение потребностей войск в продукции, работах, услугах путем селективного использования собственных сил и средств и возможностей местной экономической базы позволяет обеспечить достижение целевых эффектов при заданных затратах Отсутствие эффективной системы взаимодействия органов военного управления и предприятий (организаций) местной экономической базы, в основе которой должен быть соответствующий инструментарий и нормативно-правовая база

Научно-методическое обоснование использования нестандартных подходов для решения внезапно возникающих задач Комплекс нестандартных решений может быть различным. Так, например, возможна организация оперативной переброски войск с использованием общественного транспорта (электропоездов, гражданских самолетов) Низкий уровень гибкости при оперативном принятии решений, алгоритм которых не прописан в действующих руководящих документах, высокая степень рисков и, как следствие, нежелание должностных лиц брать на себя ответственность

Материально-техническое обеспечение

Логи́стика - стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец ).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии . Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI .

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья : Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья : Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. ответственное хранение на складских площадях;
  6. формирование сборных заказов;
  7. таможенные услуги

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и

Лицам, имеющим поверхностное понятие о структуре вооруженных сил, армия представляется тривиальным набором военнослужащих, распределенных по родам войск. На самом же деле, это обособленный институт, функционирующий в разных режимах, в зависимости от внешнеполитической ситуации. Нередко посредством привлечения вооруженных сил решаются и внутренние дела государственного значения. Для обеспечения такого бесперебойного функционирования необходима служба, которая бы занималась вопросами состояния материально-технической базы, причем не только в военное, но и в мирное время.

Служба материально-технического обеспечения (МТО), являясь составной частью вооруженных сил РФ, организует регулирование поступлений и расходов средств, необходимых для поддержания постоянной боеготовности всех подразделений.

Можно классифицировать задачи, которые решает материально техническое обеспечение ВС РФ, разбив их по принципу однородности:

  • Планирование расходов бюджетных средств на реализацию гособоронзаказа, работу государственных программ и прочие целевые направления.
  • Мониторинг оснащенности всех подразделений вооружением, экипировкой, техникой, средствами материального характера.
  • Контроль за соблюдением норм довольствия для солдат, а также организация поставок продукции.
  • Решение юридических вопросов относительно снабжения средствами.
  • Обеспечение деятельности собственных служб.
  • Подготовка внутренних кадровых резервов для функционирования службы МТО.

Состав службы МТО

Прообразом современной службы материально-технического обеспечения является образованное Петром I интендантское управление, осуществлявшее ведение военного хозяйства. Современная же структура представлена рядом департаментов и управлений, которые охватывают все виды деятельности в вооруженных силах.

На штаб МТО ВС РФ возложена организационно-управленческая функция. В его обязанности входит обеспечение мобилизационной подготовки, готовности тыла, сбор оперативной информации в тылу, тыловое обеспечение войск, решение вопросов охраны и обороны тыла. В состав МТО входит также департамент транспортного обеспечения, управление железнодорожными войсками, управление коммунальными услугами, департамент продовольственного обеспечения и управление метрологии.

За перечисленными ведомствами закреплены некоторые виды войск, обеспечивающие выполнение плановых и внеплановых задач вооруженных сил. Автомобильные войска представлены в виде самостоятельных подразделений, занимающихся вопросами перевозок, это может быть подвоз стройматериалов, перевозка военнослужащих, эвакуация, транспортировка раненых. В российской армии образованы бригады, полки и батальной автомобильных войск, подчиняющиеся непосредственно начальнику департамента транспортного обеспечения.

Узнай: Боевые действия с участием морской пехоты: Афганистан, Чечня

Транспортного сообщения не существовало бы в полном объеме, если бы не деятельность дорожных войск. В их задачу входит строительство, обслуживание, прикрытие и восстановление военных дорог. Некоторые задачи дорожно-транспортного обеспечения тоже в их компетенции. Структура войск довольно сложная, так как в их состав входят разные части, но подчиняются они все начальнику дорожного управления при Министерстве обороны.

Железнодорожные войска обеспечивают строительство или восстановительные работы железнодорожных путей, их техническое прикрытие и эксплуатацию. Мало кто знает о существовании трубопроводных войск. Эти подразделения реализуют транспортировку горюче-смазочных материалов на склады для хранения, при перекачке или для поставки в части. В их ведомстве находится не только личный состав, но и соответствующая строительная техника. Общая протяженность всех веток трубопровода составляет 2000 километров.

В качестве отдельной службы МТО выделена вещевая служба, которая занимается приведением в норму личного вещевого имущества военнослужащего. Для этого производится ремонт, химчистка, закупаются моющие и гигиенические средства, организуются банные услуги для солдат. В российской армии есть части, в которых собственное хозяйство не ведется. В таком случае они состоят на довольствии в других, более крупных частях.

Продовольственная служба, как составная часть МТО, обеспечивает личный состав питанием. Для этого организуется поставка продовольствия в части, нормирование продуктов, контроль. Данная служба технически оснащена, ведь поставку необходимо осуществлять во все армейские части.

Служба обеспечения ГСМ включает в себя объединения, занимающиеся транспортировкой ракетного топлива, смазочных материалов, специальных жидкостей, горючего. Сюда же относятся и места складирования, базы, трубопроводы.

Поддержка боеспособности армии будет полноценной только при должной медицинском обслуживании, которое реализует Медслужба ВС РФ. В функционал медицинской службы входит не только оказание помощи, но и проведение профилактических мероприятий. Подчиняется служба Главному медицинскому управлению МО.

Узнай: Какие обязанности у командира взвода ВС РФ согласно уставу

Первоочередные задачи

Учитывая представленную структуру, а также сгруппированные задачи, приведем конкретные примеры, поясняющие, для чего необходимо содержать такое сложное образование, как служба материально-технического оснащения. Для этого достаточно вспомнить, с чем армия сталкивается в тылу, какие работы приходится проводить для поддержания боеспособности подразделений и организации жизнедеятельности военнослужащих.

Лекция № 8. Материально-техническое обеспечение организации

1. Понятие МТО: функции, формы

Материально6техническое обеспечение - система организации

обращения и использования средств труда, основных и оборот!

ных фондов предприятия (материалов, сырья, полуфабрикатов,

машин и оборудования). МТО также отвечает и за их распределе!

ние по структурным подразделениям и бизнес!единицам и потре!

бление в производственном процессе.

Исходным моментом является определение потребности орга!

низации в тех или иных производственных фондах, их объеме

и ассортименте на текущий и будущий периоды. В соответствии

с этим система МТО должна отвечать некоторым требованиям.

Во!первых, она направлена на своевременное и полное удовле!

творение потребностей производства. Это обеспечивает непре!

рывность производственного процесса и влияет на его масштабы.

Во!вторых, МТО призвано создавать условия для эффективной

деятельности предприятия, оно нацеливает его на экономиче!

ский ресурс. Кроме того, материально!техническое обеспечение

само по себе способно обеспечить приоритет потребителя в хо!

зяйственном отношении.

Таким образом, система МТО имеет ряд функций, следуя ко!

торым, она поддерживает производительность труда и эффектив!

ность производства:

1) планирование потребности в материальных ресурсах. Это

значит, что МТО на основе имеющихся данных о таких пока!

зателях производства, как материалоемкость и фондоотдача,

определяет оптимальное количество ресурсов, которые необхо!

димы для осуществления одного производственного цикла

и выпуска определенной партии товаров и услуг;

99

2) заготовительная функция. МТО ведет на предприятии опе!

ративно!заготовительные работы в соответствии с планами

потребностей, контролирует процесс заключения договоров,

обрабатывает все «ошибки» производства;

3) хранение заготовленного сырья и материалов, т. е. органи!

зация складского характера. Кроме того, МТО разрабатывает

указания, принципы и инструкции, в соответствии с которыми

хранение и использование запасов должны осуществляться;

4) осуществление учета и строгого контроля над выдачей

сырья и материалов производству и пр.

Материально!техническое обеспечение производства - до!

вольно широкое понятие, поэтому может иметь несколько форм.

1. Поставки готовой продукции, полуфабрикатов и услуг про!

мышленного характера по прямым хозяйственным связям.

2. Оптовая торговля средствами производства, а также изгото!

вленными товарами посредством складов, через сети магазинов

и товарозаготовительные базы.

3. Обменные и заемные операции в случае недостатка ресур!

сов или денежных средств в виде инвестиций.

4. Использование вторичных ресурсов, переработка отходов.

5. Лизинг, который является одним из главных финансовых

инструментов, посредством которого возможны долгосрочные

капиталовложения в переоснащение и модернизацию производ!

ства. Это позволяет создать устойчивую материально!техниче!

скую базу и способствует росту конкурентоспособности выпус!

каемых товаров.

6. Покупка сырья и материалов через товарные биржи, а так!

же осуществление импортных закупок по соответствующим дого!

ворам о партнерстве с иностранными фирмами.

7. Развитие подсобного хозяйства (добыча сырья, изготовле!

ние тары) и осуществление централизованного распределения

материальных ресурсов.

Следовательно, система МТО является необходимым усло!

вием развития производства, поскольку осуществляет общий

контроль над заготовительными и производственными работами,

а также позволяет адекватно оценивать реальные возможности

и резервы фирмы.

100

2. План МТО

План материально!технического обеспечения представляет

собой совокупность документов, в которых отражена и оценена

потребность в материальных ресурсах и предложены варианты

источников удовлетворения данной потребности. Иными слова!

ми, план МТО - это важнейшая часть долгосрочного стратегиче!

ского планирования организации и ее экономического развития.

Исходным моментом планирования является определение струк!

туры потребности, т. е. номенклатуры материальных и природных

ресурсов, которые необходимо приобрести для осуществления

производственного процесса. Сама номенклатура имеет вид спра!

вочника, в котором указаны точные названия, стандарты, размер,

форма и марки каждого вида сырья и материала. Стоимость необхо!

димых для потребления ресурсов определяется планово!заготови!

тельными ценами, состоящими из следующих элементов:

1) цен оптовых поставщиков. Они определяют величину пред!

ложения первичных продавцов - владельцев ресурсов и стои!

мость единицы сырья, по которой сделка купли!продажи мо!

жет быть осуществлена;

2) железнодорожных тарифов, которые играют немаловаж!

ную роль при определении фактической цены приобретаемо!

го сырья. Они также находят свое отражение в конечных ценах

и определяют величину себестоимости доставки;

3) снабженческо!сбытовой организации, которая перекупает

у оптовиков ресурсы по оптовым ценам, затем перепродает их

по завышенным ценам. В них она включает стоимость соб!

ственных услуг посредничества. Таким образом, ее прибыль

составляет разницу между оптовой ценой ресурсов и ее соб!

ственной;

4) издержек по таре, которые включают все денежные затра!

ты, связанные с упаковкой;

5) расходов по доставке на предприятие - это денежные

средства, которые организация оплачивает за доставку непо!

средственно на склад предприятия или непосредственно в его

подразделения (цеха) для последующей обработки.

Таким образом, можно сказать, что планово!заготовительные

цены включают в себя все расходы организации по покупке и до!

101

ставке запланированного объема необходимых ресурсов. В соответ!

ствии с этим номенклатура сырья и материалов также дополняется

данными об их планово!заготовительных ценах и приобретает вид

номенклатуры!ценника, т. е. содержит не только виды материа!

лов, но и их фактическую стоимость. Номенклатура6ценник - на!

иболее полный документ предстоящих расходов. Благодаря его

наличию организация соотносит необходимое с возможным

и определяет ту величину сырья и материалов, которая сможет

удовлетворить потребности производства и в то же время будет

оптимальной по цене. Условиями разработки обоснованных пла!

нов материально!технического обеспечения являются прогрес!

сивные нормы расхода сырья и топлива. Норма расхода оборот!

ных средств - это наибольшая цена, ее максимально допустимая

величина, которая устанавливается в соответствии с определен!

ными производственными условиями материальных затрат на

производство единицы продукции.

Существует несколько классификаций планов МТО.

1. По длительности планового периода:

1) текущие планы, которые составляются на ближайшее время;

2) перспективные, которые организация планирует осу!

ществить в будущем в зависимости от сложившейся на произ!

водстве ситуации.

2. По стадии разработки:

1) предварительные планы - разрабатываются в соответствии

с экономическими и производственными ожиданиями;

2) окончательные планы - определяются путем изменения

предварительных с учетом динамики цен и общей экономиче!

ской ситуации в стране.

3. По масштабу действия:

1) планы предприятий;

2) планы структурных подразделений, цехов.

3. Методы определения потребности в МТО

Материально6техническое обеспечение - это способ контроля

и распределения ресурсов в процессе производства. Посредством

системы МТО предприятие осуществляет покупку и расход сырья

и материалов для производства наиболее рациональным спосо!

102

бом. Для этого ведется учет данных текущего потребления, в со!

ответствии с чем составляются планы на долгосрочный период.

Это позволяет грамотно расходовать бюджет организации, по!

скольку сокращаются производственные издержки.

Само по себе материально!техническое обеспечение одной из

своих задач имеет покупку необходимых предприятию мате!

риальных ресурсов, а также их централизованное распределение

по производственным подразделениям - цехам, где они прохо!

дят дальнейшую обработку. Посредством этого, определяя струк!

туру собственной потребности в факторах производства, органи!

зация делает вывод о том, насколько необходимо наличие МТО.

Потребность и необходимость создания системы МТО для

осуществления хозяйственных и производственных функций мо!

гут быть определены следующими методами.

1. Нормативный. Данный метод основан на применении про!

грессивных и технически обоснованных норм расхода. Таким об!

разом,

Р м = Н р x V,

где Р м - существующая потребность в сырье и материалах;

Н р - норма расхода;

V - объем производства товаров и услуг.

Таким образом, потребность в ресурсах находится в прямой

зависимости от масштабов производства. Норма расхода устанав!

ливается каждым предприятием в отдельности на основе данных

о его финансовой стабильности и развитости. В любом случае

фирма, минимизирующая издержки, всегда стремится устано!

вить минимальную величину расхода ресурсов, которая опреде!

ляет максимальную цену, которую организация готова заплатить

за производство единицы продукции.

2. Статистический метод - метод динамичных коэффициен!

тов. Здесь в расчет берутся данные о расходе материалов, который

был произведен в предыдущем периоде, в соответствии с чем

необходимость в МТО определяется через учет фактического по!

требления и его изменения по отношению к будущему периоду.

Р м = Р ф x К пр x К н ,

где Р ф - фактическое потребление ресурсов в процессе произ!

водства в текущем периоде;

103

К пр - коэффициент, показывающий изменение плана на бу!

дущее потребление по сравнению с предыдущим;

К н - коэффициент, который характеризует снижение норм

расхода на перспективу, т. е. он рассчитывается на будущий

период.

Данный метод определения потребности в МТО применяется

исключительно в том случае, когда необходимо точно рассчитать

потребность в материалах при массовом производстве и продук!

ции широкой номенклатуры, а расход сам по себе незначителен.

3. Метод прогнозирования основан на изучении статистиче!

ских рядов потребления материальных ресурсов за определенный

промежуток времени (несколько лет или месяцев) и их динамич!

ности. Это позволяет создать практико!математическую модель

изменения потребности, посредством которой составляется

прогноз потребления.

Следовательно, выбор одного из вышеперечисленных методов

зависит исключительно от направления и структуры расходова!

ния сырья и материалов при производстве определенного набора

благ, а также от периода, на который осуществляется планирова!

ние, типа материала, его качества, обмена и характера.

4. Организация оперативной работы по МТО

Оперативная работа по материально!техническому обеспече!

нию включает несколько элементов. Во!первых, она подразуме!

вает получение и учет фондовых извещений на центрально!рас!

пределяемую продукцию. Это характерно главным образом для

государственных предприятий. Во!вторых, посредством МТО орга!

низация составляет заказы на получение материалов от поставщи!

ков факторов производства, заключает с ними соответствующие до!

говоры на поставку и осуществляет контроль за их исполнением.

Кроме того, к оперативной работе относятся специфицирование

производственных фондов и выбор форм поставок. Специфици!

рование представляет собой определение потребности предприя!

тия в материалах и сырье по номенклатуре!ценнику, в котором

все материальные ресурсы распределены по типам, профилям,

размерам и другим детальным характеристикам. Таким образом,

104

оптимальная структура и объем поставок определяются именно

посредством специфицирования.

Существуют следующие виды поставок сырья и материалов

и других необходимых производственных фондов.

1. Транзитная, или прямая. При такой форме поставки мате!

риальные ресурсы в соответствии с потребностями в них пред!

приятия поступают к потребителю прямо от изготовителя или

владельца факторов производства. Здесь нет никаких посредни!

ков, поэтому отношения «продавец - покупатель» характери!

зуются прямыми хозяйственными связями. Положительным ас!

пектом здесь является то, что процесс поставки значительно

ускоряется, укрепляются хозяйственные связи, отсутствуют про!

межуточные (посреднические) операции, и, как следствие, со!

кращаются транзакционные издержки. Такая форма поставки це!

лесообразна при больших объемах потребления на постоянной

основе.

2. Складская поставка более удобна в том случае, когда сырье

и материалы потребляются в небольшом количестве. Материаль!

ные ресурсы первоначально закупаются по оптовым ценам по!

средниками, поступают на склады, а затем продаются конечному

потребителю. При этом производственные запасы снижаются,

а оборачиваемость оборотных средств растет. Кроме того, пред!

приятия получают возможность завозить материалы в удобное

для них время и в нужном количестве, которое будет соответство!

вать норме потребности. В свою очередь, поставщики!посредни!

ки могут заблаговременно подготовить груз к транспортировке,

что позволяет доставить его по первому требованию организации.

Однако сами потребители несут дополнительные расходы за ус!

луги посреднических организаций - так называемые складские

наценки. Поэтому при всех плюсах данной формы поставки она

значительно увеличивает общие издержки производства.

В оперативную работу МТО, помимо всего вышеперечислен!

ного, входит количественный и качественный прием нужных ма!

териалов, а также процесс организации снабжения ими производ!

ственных подразделений - цехов. Управление доставкой ресурсов

в цеха основано на соответствии лимитам и планам!графикам.

Лимит - строго ограниченное количество (минимум или макси!

105

мум) материалов, которые могут быть доставлены непосредствен!

но на производство за определенный период времени. Соответ!

ственно, доставка материалов в цех может быть осуществлена

двумя способами:

1) децентрализованным. Иными словами, цеха сами получают

и вывозят сырье с производственного склада цеховым транс!

портом. Данный способ, как правило, характерен для пред!

приятий, осуществляющих индивидуальное или мелкосерий!

ное производство;

2) централизованным, который больше подходит для предприя!

тий, нацеленных на массовое производство. Склады по графику

подают цехам требующиеся в определенном количестве мате!

риальные ресурсы. Это дает возможность заранее подготовить!

ся к доставке и позволяет более целесообразно использовать

рабочий транспорт и вспомогательные рабочие предприятия,

которые непосредственно и занимаются развозкой сырья по

цехам. Кроме того, посредством централизованной доставки

система учета и контроля за прохождением сырья и материа!

лов от центрального склада до рабочего места значительно

упрощается.

Таким образом, каждое предприятие выбирает оптимальные

для себя способы покупки и доставки фондов на производство

и делает это на основе специализации и масштабов производства.