Лепной китайский фарфор. Красивые чайные чашки — лепной китайский фарфор

Холодный фарфор – дешевый, самый податливый и доступный материал для лепки. Работать с ним совершенно безопасно, при этом совсем не обязательно обладать особыми навыками и познаниями – такое творчество под силу даже маленькому ребенку. Вам не нужно искать в магазинах что-то особенное для создания уникального украшения или другой вещицы своими руками. Приготовить холодный фарфор можно и в домашних условиях.

С виду холодный фарфор напоминает пластилин или глину, но после полного высыхания это абсолютно твердое вещество. Во время лепки можно использовать любые аксессуары, украшения, бусины, мелкий бисер, пуговицы, ветки или засохшие цветы, а также ткани любой структуры. Поверхность изделий из холодного фарфора можно покрывать лаком, окрашивать или обсыпать бисером, блестками, песком и т.д.


История появления холодного фарфора

Еще в первые годы 19 века появились первые изделия из этого материала. По датируемым записям стало известно, что холодный фарфор еще изобрели аргентинцы, но точной информации о его происхождении нет. Куда больше сведений о русском мастере Петре Иванове, который трудился на императорском заводе по изготовлению фарфора и в начале 19 века мастерил уникальные предметы из особого класса фарфора. Согласно документам Петербургского фарфорового завода, именно он сделал первые декоративные цветы из холодного фарфора, которые предназначались для украшения специальных флаконов духов, которые поставлялись императорской семье.

Существуют и более ранние факты, подтверждающие существование данного материала. Китайские трактаты о скульптуре и искусстве описывают множество разновидностей лепнины из холодного фарфора, однако называется он несколько иначе. Но все же его рецептура идентична той, которую применял Петр Иванов.

Изделия из холодного фарфора: особенности и нюансы использования

Из этого материала получаются невероятно красивые изделия, но при этом они требуют правильного подхода в использовании. Для них приемлемы места, где нет прямых солнечных лучей и влаги. Холодный фарфор – это та же полимерная глина, способная впитывать влагу, раскисать и терять свой первозданный цвет под воздействием солнечного света.



В комнатах, которые украшают предметы из холодного фарфора, необходимо соблюдать оптимальный для него режим температуры. Так, если она будет менее 10º С, структура постепенно будет разрушаться из-за кристаллизации частичек влаги, находящихся в составе такого фарфора. Высокая температура также губительна – он попросту иссохнет и рассыпется. Продлить срок использования изделий из холодного фарфора помогут лаковые покрытия. Они защитят от влажности и сохранят цвет, блеск и форму поверхности.



Что можно слепить из холодного фарфора

Из подобного материала можно создать все, что угодно – от разнообразных украшений для женщин до милых аксессуаров для интерьера:

Многие рукодельницы украшают горшочки комнатных растений или создают целостную композицию вместе с цветком из холодного фарфора.

Посуда, декорированная такой лепниной, станет настоящей изюминкой кухонного интерьера.



Всевозможные рамки, вазоны, подставки, плафоны, подсвечники, выполненные из холодного фарфора разбавят привычный интерьер, придадут ему нотку индивидуальности.



Очаровательно смотрятся заколки, обручи, бижутерия и другие женские атрибуты, декорированные цветами из холодного фарфора.




Уникальным декором интерьера непременно станут тематические композиции из данного материала, фигурки зверей, домовят, гирлянды цветов и зелени.


Вместе с вашим малышом можно слепить героев из любимых мультфильмов или сказочных персонажей, которые украсят детскую комнату.




Кроме того, можно сделать потрясающий подарок для дорогих людей.


Холодный фарфор: готовим в домашних условиях

Полимерную глину приготовить вовсе несложно. Самый легкий традиционный рецепт – это кукурузных или рисовый крахмал, ПВА клей, самый обычный детский крем и глицерин. Пропорции следующие:

  • 1:1 стакана крахмала и клея;
  • 1:2 столовых ложек крема и глицерина.

Ингредиенты тщательно перемешиваем и оставляем на 15-20 минут, пока масса не примет консистенцию, идеально подходящую для лепки. Категорически нельзя ставить подготовленную смесь в холодильник или хранить ее более 2 часов при комнатной температуре. Нужно лепить сразу, стараясь использовать весь материал.

Некоторые добавляют в смесь лимонную кислоту, которая работает по принципу консервации, что продлевает срок хранения изделий.

Встречаются рецептуры с применением воды. Однако подобные составы получаются недолговечными и хрупкими. Под воздействием внешних раздражителей вода вступает в реакцию с остальными составляющими полимерной глины, из-за чего форма изделий может измениться, снижается их прочность, а также может появиться посторонний неприятных запах.

Чтобы придать определенный цвет изделию, чаще используют мел и пищевые красители. Но и после окончания работы и полного высыхания изделия (через сутки) поверхность его также можно окрашивать.


Инструменты для лепки

  • ножницы и скалка;
  • зубочистки или стеки;
  • кусачки и пинцет;
  • декоративная косметика;
  • краски и кисти;
  • влажные салфетки;
  • разделочная доска и перчатки;
  • клей для монтажа и тонкая проволока.

Цветок сакуры: мастер класс из холодного фарфора

Начинающим “скульпторам” проще сделать цветы из холодного фарфора, к примеру, сакуру.

Шаг 1. Часть заготовки оставляем белой, а часть окрашиваем в нежно-розовый цвет. Из каждой лепим брусочки (будущие лепестки). Белый брусок должен быть чуть толще тонированного. Заготовки соединяем по длине и нарезаем на маленькие прямоугольнички.

Шаг 2. Лепим лепестки. Основания их делаем розовыми, края – белыми. Склеиваем лепестки ПВА, а в середине зубочисткой или спицей делаем небольшое отверстие, куда потом вставим стебель.

Шаг 3. Готовые бутоны крепим к чаше-листику с зеленым основанием и усаживаем на стебель из проволоки. Такая ветка должна получиться, словно настоящая сакура, идеально повторяющая ее строение.

Шаг 4. По данной схеме делаем несколько веток, оставляем полностью высохнуть, после чего скручиваем их в единую композицию с помощью проволоки.

Теги:

Холодный фарфор – это доступный, дешевый и самый податливый материал для лепки на сегодняшний день. Работа с холодным фарфором абсолютно безопасна и не требует каких-то особенных навыков и познаний, заниматься таким творчеством может даже маленький ребенок. Приготовить материал можно в домашних условиях, то есть не нужно бегать по магазинам и искать что-то особенное для воплощения своей мечты, радости прикоснуться к искусству, чтобы создать уникальное украшение или предмет интерьера своими руками.

По своему внешнему виду холодный фарфор напоминает глину или пластилин, но после высыхания он становится очень твердым. При лепке из него можно использовать любые типы украшений, любые аксессуары, от мелкого бисера и бусин, ракушек, пуговиц, веточек или засохших цветов, до текстиля любой структуры – ниточек или тряпочек, оставшихся от вязания, вышивания или пошива одежды. Поверхность изделия в технике холодного фарфора можно окрашивать, обсыпать мелкими материалами (песок, бисер), покрывать лаком.

История создания холодного фарфора

История этого материала для лепки берет свое начало в первых годах 19 века, именно тем временем датируются записи о нем и первые изделия. Согласно данным, холодный фарфор был изобретен аргентинцами, но точных сведений о его происхождении и истории его изобретения нет. Гораздо больше информации о русском мастере Ивановом Петре, который работал на императорском фарфором заводе и уже в начале 19 века создавал уникальные изделия из особого вида фарфора. Если верить архивным документам этого Петербургского завода, именно Петр Ульянович создал первые цветы из холодного фарфора. Предназначались они для украшения флаконов для духов и парфюмированной воды, которая поставлялась императору и его семье.

Но есть и более ранние подтверждения существования этого материала. В китайских трактатах об искусстве и скульптуре есть множество описаний лепки из холодного фарфора, но называется он иначе, однако рецептура его абсолютно схожа с той, которую использовал Иванов Петр.

Особенности изделий из холодного фарфора

Изделия из этого материала необычайно красивы, но и не менее «требовательны». Хранить их или устанавливать необходимо вдали от влаги и прямых солнечных лучей. Нужно понимать, что холодный фарфор – это полимерная глина, которая способна впитывать влагу и раскисать, терять цвет от воздействия солнечного света. Вазы с лепниной, цветы и другие украшения из холодного фарфора нельзя ставить на окно или рядом с источником воды.

В помещениях, где находятся предметы из этого материала, должен соблюдаться оптимальный для них температурный режим. Если воздух будет холоднее 10º С, то структура будет разрушаться, так как частички влаги в составе кристаллизуются. Высокие температуры так же разрушают холодный фарфор – он попросту иссыхает и рассыпается.

Продлить «жизнь» изделиям из холодного фарфора можно при помощи лаковых покрытий. Они не только защитят от влаги, но и помогут сохранить форму, цвет и блеск поверхности.

Что можно создать из холодного фарфора

Из этого материала можно лепить все – от женских украшений, до небольших предметов интерьера. Очень оригинально смотрятся заколки для волос, украшенные цветами из этого материала. Для детей, вместе с детьми можно слепить сказочных персонажей, героев их любимых мультов, которые украсят их комнату.

Многие творческие хозяйки украшают горшки комнатных растений лепниной из холодного фарфора, рамки, лампы и вазоны .

Уникальным украшением интерьера станут гирлянды цветов, зелени, фигурки животных или домовят, тематические композиции из холодного фарфора. Кроме этого, можно сделать оригинальный и недорогой подарок для друзей или близких.

Как приготовить холодный фарфор в домашних условиях

Приготовить полимерную глину для лепки не сложно. Самый простой рецепт холодного фарфора – это рисовый или кукурузный крахмал, клей ПВА, глицерин и обычный детский крем в пропорции 1:1 (стакана клея и крахмала) и 2:1 (столовых ложек глицерина и крема).

Ингредиенты нужно тщательно перемешать и оставить на 10-20 минут. Они взаиморастворятся, а масса примет ту консистенцию, которая идеально подходит для лепки. Нельзя ни в коем случае помещать подготовленный материал в холодильник или хранить его при комнатной температуре более 2-х часов. Лепить нужно сразу и желательно истратить весь объем подготовленного материала.

Некоторые мастера добавляют в массу лимонную кислоту. Изделия из такого фарфора хранятся гораздо дольше, так как кислота создает эффект консервации.

Можно встретить примеры рецептур с содержанием воды, но такие составы получаются хрупкими и не долговечными. Вода под воздействием внешних факторов вступает в реакцию с другими ингредиентами состава полимерной глины, в результате чего может появиться неприятный запах, форма изделия может измениться, значительно снижается и его прочность.

Для изменения цвета чаще всего используются пищевые красители, мел. Но и поверхность сувениров из холодного фарфора можно окрашивать после его полного высыхания, не ранее, чем через сутки после окончания лепки.


Красивые чайные чашки из лепного китайского фарфора станут украшением любого стола! За их удивительной красотой и изящностью скрыта многовековая история развития этого древнего китайского искусства. Китайский фарфор знаменит во всем мире, как вершина керамического ремесла. Не зря в английском языке слово «China» имеет два значения — Китай и фарфор. В этой статье вы увидите искусно сделанные чайные чашки , которые поражают своей красотой и сможете ознакомится с историей фарфора.

Красивые чайные чашки — лепной китайский фарфор

Представить Китай без чайной церемонии практически невозможно. В начале этой древней чайные чашки были изготовлены из нефрита. Производство таких чайных сервизов было очень дорогостоящим и китайские гончары долгое время старались создать материал превосходящий нефрит по красоте и практичности. Этим материалом стал фарфор, который ещё долго называли «подражанием нефриту». Он был гораздо доступнее и легко поддавался обработке, но был также прозрачен, как нефрит и обладал схожими теплопроводными свойствами. До сих пор точно не установлена конкретная дата изобретения фарфора, но китайские историки относят изготовление фарфора к эпохе Хань, охватывающей 204 г. дo н.э. – 222 г. н.э.

Родиной фарфора считается китайская провинция Цзянси, где имелись большие залежи «фарфорового камня» (пе-тун-тсе) — горной породы, содержащей много кварца и слюды. Добавляя в порошок из этого камня каолин (белую глину), гончары придавали собственным изделиям белую окраску. Для того, чтоб эта масса стала пластичной требовалось несколько десятков лет. Только после этого кружки для чая и другая посуда из этой глины отправлялась в печи, где обжигалась при высоких температурах и превращалась в фарфор. Считается, что только при Династии Сун (960-1279) китайские мастера смогли достигнуть наивысшего мастерства в изготовлении фарфора.

Секрет изготовления китайского фарфора оберегался от чужаков, как важная государственная тайна. Впервые европейцы о нем услышали в 13 веке, когда Марко Поло открыл Китай. Долгое время чайные чашки и сервизы из китайского фарфора стоили огромных денег и были наиболее дорогими подарками, которых удостаивались только короли. Многие европейские гончары и ученые того времени долго бились на разгадкой тайны производства этого заморского материала и только в 1709 году немецкий химик Бетгер смог его разгадать. Эта дата считается началом развития фарфорового ремесла в Европе.

Китайский фарфор и столовая посуда

Китайцы научились делать фарфор около двух тысяч лет назад. Это произошло 1-3 веках нашей эры. Мастера заметили, что керамика, произведенная из особой глины – каолина имеет удивительные свойства. Она получалась очень изящная и тонкая, прочная и полупрозрачная. К сожалению история не сохранила имя первого мастера, которому это удалось. Наверное это был не один человек, а целая артель. Опытным путем определив нужные соотношения каолина и других веществ, древние китайцы получили первый фарфор. Это событие, хоть и не отражено в официальной хронике, серьезно повлияло на дальнейшую историю, изменило торговлю и стало причиной более тесного сближения восточной и западной культур века спустя.

Открытый материал оказался столь популярен, что фарфоровое производство начало развиваться бурными темпами. Все подданные империи стремились купить в свой дом фарфоровую посуду. Но особенно полюбили новое изобретение китайские императоры. Шли годы, правители сменяли друг друга на троне. И каждый новый император заказывал для своего дворца целые караваны фарфоровой посуды. Потом одна династия сменяла другую, и уже новые хозяева Китая снова покупали фарфор для дворца, только уже со своей символикой.

Большого мастерства достигали китайские художники по росписи. Многие изделия того времени, особенно приобретавшиеся для дворца, просто поражают. Все высокопоставленные (и не очень) чиновники тоже считали своим долгом иметь много фарфоровой посуды, ваз и других изделий для украшения своих домов. Люди попроще также покупали фарфоровые изделия, пусть и не такие красивые и дорогие. Можно даже проследить как менялись воззрения, достаток людей и их художественные предпочтения на примере фарфора.

Сильнейшее влияние на распространение китайского фарфора оказало завоевание Китая монголами. Династия Юань – потомки завоевателей, очень полюбили китайский фарфор. В музеях можно видеть удивительной красоты вазы, которые они приобретали для своего двора. А поскольку их империя распространялась до центральной Европы, мода на фарфор пришла в том числе и в наши края. Караваны, отправлявшиеся по великому шелковому пути и торговые корабли европейцев везли кроме прочих товаров и китайский фарфор, стабильно платя при этом налоги казне и давая заработок целой армии мастеров. Приобретать фарфоровые предметы в то далекое время могли только богачи. Некоторые монархи даже собирали коллекции. А тем временем образованные европейцы ломали голову над секретом производства.

Китайский фарфор тех эпох можно увидеть во многих музеях мира и в частных коллекциях. Подобный географический разброс дает представление об распространении этого материала. Это без преувеличения весь цивилизованный в те далекие времена мир.

Не вдаваясь в детали, можно отметить, что каждая династия (а всего их сменилось с тех пор пять) и даже каждый император имели свои собственные требования к фарфоровым вазам, да и прочей посуде тоже. Поэтому коллекционеры и эксперты без труда отличают вазы одной династии от другой, и даже вазы одного императора от другого.

Известно, что многовековые попытки разгадать секрет производства фарфора повлияли на развитие научной мысли. В попытках открыть нужное соотношение веществ, ученые средневековья открывали новые свойства материалов, двигая тем самым вперед науку. В конце концов, секрет китайского фарфора был разгадан молодым тогда ученым Иоганн Фридрихом Бётгером, где-то в начале 18 века в Германии, а точнее в Саксонии.

Современный китайский фарфор продолжает традиции своей двухтысячелетней истории. Теперь уже новейшие технологии и способы производства пришли на помощь проверенным веками методам. Обладание китайским фарфоровым сервизом в наше время не является уже признаком принадлежности к аристократии. Однако популярность произведенного в Китае фарфора не идет на убыль. Скорее наоборот – объемы экспорта год от года растут, все больше людей среднего класса в нашей стране (да и не только) отдают предпочтение именно китайским товарам.

Как приятно, принимая гостей, поставить на стол тонкий полупрозрачный сервиз, с великолепно исполненным изящным рисунком на чашках. Сегодня украшение изделия, создается не в стиле той или иной династии, а по художественному усмотрению дизайнера. Поэтому разнообразию их нет предела, и каждый может выбрать себе сервиз по душе. Пить чай из настоящего китайского фарфорового сервиза - это изысканное времяпровождение, достойное в прошлые времена лучших домов Европы - теперь доступно всем.