Кто такие евреи их традиционные предметы быта. Рождение ребенка: традиции и обычаи иудаизма

Иудаизм как образ жизни нуждается в ритуале. Для евреев любой обряд напоминает о том, какое место Бог занимает в его жизни. Религиозная практика рассматривается как дисциплина, способствующая совершенствованию характера каждого, как форма наставления. Она дает еврею возможность пережить заново опыт своего народа и тем самым усиливает его преданность; это способ выживания народа и сохранения веры.

Молитва. Еврей обязан молиться ежедневно, три раза в день. Предполагается, что его молитвы нравственны и не враждебны интересам других. Молитва должна твориться в глубокой сосредоточенности, погруженности в себя. Предпочтительно молиться в синагоге, поскольку общественная молитва более действенна.

Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости, применимого только по отношению к еврейскому народу. Они не рассматриваются как желательные или обязательные для всего человечества.

Праздники. Среди главных праздников и священных дней – Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта; Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления; Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела; Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника – Симхат Тора (Радость Торы); Песах(Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства; Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай;Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии; Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев; Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.

Обряды рождения и совершеннолетия. Когда рождается младенец мужского пола, ему обрезают крайнюю плоть, чтобы союз-договор с Богом был отмечен знаком на теле. Мальчики получают имя при обрезании. Девочек нарекают именем в синагоге. Обряд выкупа мальчиков-первенцев осуществляется на тридцатый день после рождения. В связи с началом обучения детей совершают посвятительные обряды. По достижении 13 лет мальчики (а в консервативных и некоторых реформистских общинах также девочки) участвуют в церемонии бар-мицва (у девочек бат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки. В 19 в. в консервативных и реформистских общинах для юношей и девушек была введена церемония конфирмации, совершаемая обычно в день праздника Шавуот.

Брачная церемония. Сначала происходит торжественное обручение (помолвка). Затем в субботу, предшествующую свадьбе, жениха приглашают в синагоге к чтению Торы (в реформистских общинах обычно не практикуется). Во время свадебной церемонии жених и невеста стоят под хуппой – балдахином (у реформистов так происходит не всегда). Стоя под хуппой, жених и невеста отпивают вино из одного бокала. Жених надевает кольцо на указательный палец невесты и произносит древнюю формулу, провозглашающую, что мужчина берет женщину в жены. Произносятся семь благословений во славу Бога (у реформистов одно). В память о разрушении Храма жених разбивает бокал, из которого он с невестой пил вино (в реформистских общинах этого не делают). Заключительное благословение принято у реформистов. В ортодоксальных общинах на церемонии также зачитывается брачный контракт (кетубба).

Погребальный ритуал. Перед смертью умирающий исповедуется. Родственники покойного надрывают на себе одежду (этот обычай распространен среди ортодоксов). В память умершего зажигают свечу. Тело умершего облачают в белый саван (у ортодоксов). Во время погребения читают «Каддиш», молитву, прославляющую Бога и выражающую готовность принять его волю. Глубокий траур длится неделю, в течение которой скорбящие не выходят из дому (у реформистов этот период короче). Скорбящие читают «Каддиш» в синагоге в течение одиннадцати месяцев. По истечении года на могиле устанавливают надгробие. Годовщину смерти («Йорцайт») отмечают зажиганием поминальной свечи и чтением «Каддиша». На праздникиЙом-киппур, Суккот,Песах иШавуот совершают поминальную службу, во время которой читают поминальную молитву «Йизкор».

Еврейские традиции и обряды в своем большинстве связаны с религиозными праздниками. Как известно, этот народ пережил немало печали и утрат, но, все же, они не потеряли способность веселиться.

С религией связывается история этого народа, берущая истоки в древние времена, которые описаны в Священных книгах. Оттуда же берут начало еврейские традиции и обычаи.

Одной из традиций является оставлять субботу – седьмой день — для выходного. В этот день нельзя заниматься делами, которые тревожат человека в будни, нельзя вести разговоры о деньгах и расчетах, и даже не желательно готовить еду. Нельзя использовать искусственное освещение, вместо него ставятся свечи.

Если речь заходит о женитьбе, то она считается особой еврейской традицией. Невеста как бы посвящает себя своему будущему мужу. Празднование должно проходить на открытом воздухе, а над молодыми всю церемонию держат хулу. Это навес, который символизирует совместный дом новобрачных. Отмечается свадьба семь дней.

Введение

История иудаизма , История еврейского народа - история религии и культуры . Она охватывает почти четыре тысячи лет и сотни других различных народов, их религию и культуру, с которыми на протяжении всей своей истории взаимодействовал еврейский народ. Существенная часть еврейской истории связана с территорией, которая в настоящее время называется государством . Согласно еврейской традиции, евреи ведут своё происхождение от библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которые жили в земле Ханаан с XVIII века до нашей эры.

Во время римского периода, евреи были рассеяны и распространились по всему миру в так называемой . После во время Второй мировой войны было создано государство Израиль. (Современная история Израиля рассматриваются в отдельной статье ).

Географическое положение

Израиль, это уникальная страна, любима всеми евреями, и являющаяся лакомым кусочком для многих народов, расположился на юго-западной части Азии. Его территорию омывают три моря. На западе он омывается водами Средиземного моря, а с южной стороны – водами Красного моря. Восточные проходят по реке Иордан и по Зеленой линии, установленной в 1949 году. На его землях имеется и еще одно уникальное море – Мертвое. О его волшебно-целебных свойствах знают далеко за пределами израильского государства.

Сегодня площадь составляет почти 27 тысяч квадратных километров, из них площадь Израиля 20 тысяч квадратных километров, а площадь Сектора Газа и Западного берега реки Иордан – 6,2 квадратных километра. Если говорить о географическом положении Израиля, то на севере Израиль соседствует с такими государствами, как Ливан, с северо-восточной стороны с Сирией, с Иорданией с востока, а с государством Египет – на юго-западе страны.

Государство Израиль имеет самый разнообразный рельеф – на западе страны вдоль берегов всего побережья Средиземного моря протянулись плодородные земли Прибрежной равнины, а на северо-востоке страны расположился совсем другой рельеф – Голанские высоты. Восток страны также гористый – здесь раскинулись Галилейские горы, здесь же расположились и горы Самарии, восток Израиля – это и знаменитые впадины – где раскинулась Иорданская долина, и где расположился самый уникальный в мире водоем – Мертвое море. На юге Израиля большая часть его территории занята песчаными пустынями – Негев и Арава. Рельефы всей территории Израиля резко меняю одна другую.

Самой высшей точкой страны является гора Хермон, она находиться над уровнем моря на 2224 метра, тогда как самая низшая точка Израиля находиться ниже уровня мирового океана на 418 метров, и это самая низкая точка во всем мире.

официально является город его Иерусалим. Это Святой город не только для евреев. Он является колыбелью для самых могущественных мировых религий, здесь сосредоточены основные их святыни. Но вследствие некоторых событий, в частности после того, как Израиль аннексировал Восточный Иерусалим и издал Закон об Иерусалиме, многие страны мира соблюдают статус-кво, признавая столицей государства Израиль город Тель-Авив. Но, в тоже время город Иерусалим выполняет все функции, которые нужно выполнять городу, имеющему статус столицы государства. Здесь расположены все правительственные учреждения, работает израильский парламент – Кнессет, здесь в Иерусалиме расположен израильский Верховный суд, министерства, работают Президент и премьер–министр государства, словом идет политическая жизнь и формируется внутренняя и внешняя политика государства. Иерусалим – это внутренняя столица израильского государства, а Тель-Авив же признан международной столицей.

Географическое положении Израиля способствует и развитию такого перспективного направления, как туризм. Расположение страны на Ближнем востоке, где с запада земли страны омываются волнами Средиземного моря, а на юге – кристально чистыми волнами Красного моря – делает Израиль привлекательным курортным местечком. Береговая линия Средиземного моря простирается на 230 километров вдоль запада Израиля, а береговая линия Красного моря – на 12 километров вдоль юга страны. На востоке Израиль ограничен горами – Сирийско-африканским разломом. Северные границы государства Израиль проходят рядом с границами Сирии, а северо-восточные – с Сирией, Израиль соседствует на востоке с Иорданией, а на юго-западе с Египтом. И хотя официально границы Израиля так до конца не приняты, общая их протяженность составляет около 1125 километров.

Что качается географического положения Израиля, то естественно большая часть всего проживает на равнинных территориях, в частности на Прибрежной равнине. Прибрежная равнина протянулась вглубь страны на 40 километров вдоль побережья Средиземного моря. Почти половину всех земель Израиля занимает пустыня – это пустыня Негев, раскинувшая свои пески на юге страны. Но на этих территориях проживает всего 8% всего населения Израиля.

На территории страны имеется один единственный пресноводный водоем – озеро Кинерет, известное также под именем Голанского моря. Голанское море очень древний водоем, не раз упоминаемый в Библии. Многие библейские сюжеты и истории связаны именно с этим морем. Озеро Кинерет расположено на территории Иорданской долины, самой плодородной долины Израиля. Географическое положение в Израиле Иорданской долины – от границ Иордании и до самых пустынных земель Аравы, что расположены южнее Мертвого моря.

Самая значительная и полноводная река Израиля – река Иордан. Она проходит практически через всю территорию Израиля, беря свое начало у подножия горы Хермон, наполняясь водой горных ручьев, проходит по долине Хула, впадает в Голанское море – озеро Кинерет, что самое интересное – выходит из него и, проходя через Иорданскую долину, впадает в Мертвое море.

И географическое положение Израиля, и климатические данные этой страны способствуют развитию курортных зон на ее территории. Главным и самым знаменитым курортным городом страны считается город Эйлат, расположенный на побережье Красного моря, у Эйлатского залива. Эйлат является самой южной точкой Израиля. Климат в Эйлате позволяет работать и принимать гостей на курортах города круглый год.

Температура воды Красного моря у берегов Эйлата никогда не опускается ниже +23 градусов Цельсия, а потому купальный сезон может быть в течение всего года.

Что касается географического положения Израиля, то оно довольно часто имеет искаженный вид, так как многие считают, что государство политически принадлежит к Европе. Наблюдательные люди не раз замечали, что израильские спортсмены берут участие только в чемпионатах Европы, и никогда не принимают участие в соревнованиях на азиатских площадках. К такому хитрому шагу Международное сообщество прибегло для того, чтобы не раздувать и без того острый конфликт между арабами и израильтянами. Кроме того, можно сегодня довольно долго спорить о том, что же все-таки делало земли Израиля столь желанными для многих народов: благоприятное географическое положение Израиля или все-таки повышенный интерес к этим местам божественных сил. Но, как бы там ни было, вот уже на протяжении многих сотен лет этот небольшой участок земли, где воедино соединились история и география, притягивает к себе усиленное внимание многих народов.


В Израиле есть и горы Государство Израиль имеет самый Израиль омывают три моря. разнообразный рельеф (Средиземное, Красное и Мертвое)

Государственная символика

Флаг Государства Израиль представляет собой две голубые полосы на белом фоне, со звездой Давида между ними. Полотнище флага напоминает «талит» - белый с синим полосами еврейский молельный платок. Утвержден как символ государства 28 октября 1949 года.

Государственный герб Израиля представляет собой семисвечник (менора), обрамленный двумя оливковыми ветвями (символ мира), исходящими из расположенного внизу написанного на иврите названия государства. Золотой семисвечник был одним из главных культовых предметов в иерусалимском Первом Храме времен царя Соломона. Утвержден Временным государственным Советом.

Гимн Израиля

Иврит Транслитерация кириллицей Русский перевод

כָּל עוד בַּלֵּבָב פנימה Коль од балевав пэнима Пока внутри сердца всё ещё
נפש יהודי הומיה , Нэфэш йеуди омия Бьётся душа еврея,
וּלְפַאֲתֵי מזרח קדימה Ульфаатэй мизрах кадима И в края Востока, вперёд,
עין לציון צופיה , Айн ле-Цийон цофия На Сион устремлён взгляд, -

עוד לא אָבְדָה תקוותנו , Од ло авда тикватэйну Ещё не погибла наша надежда,
התקווה בת שנות אלפים , ха-тиква бат шнот альпаим Надежда, которой две тысячи лет:
להיות עם חופשי בארצנו , Лийот ам хофши бэ-арцэйну Быть свободным народом на своей земле
ארץ ציון וירוּשָׁלַיִם . Эрэц Цийон вэ-Ирушалаим Стране Сиона и Иерусалима.

Природа Израиля

Израиль – земля контрастов. Здесь есть горы, долины, пустыни. Внутри страны находится самая низкая точка на земном шаре – Мертвое море (394 м ниже уровня моря). Самая высокая точка в Израиле – гора Хермон (2294 м над уровнем моря). Две горные цепи делят Израиль на три совершенно разные по рельефу области:

    Приморскую (или Прибрежную) равнину;

    Горную область;

    Иорданскую впадину.

1. Приморская равнина. Приморская равнина имеет протяженность 190км и ширину до 40 км. В ее составе различаются долина Зевулун к северу от Хайфы, равнина Хашарон к югу от Хайфы до Тель-Авива и Иудейская равнина к югу от Тель-Авива. За узким песчаным берегом расположена полоса плодородных обрабатываемых земель. На Приморской равнине обитает большинство населения, сосредоточена основная часть промышленного и аграрного потенциала Израиля и находятся главные портовые города Хайфа, Ашдод, и Тель-Авив, ведущий промышленный и торговый центр страны.

2. Горная область простирается от Ливанских гор на севере до Эйлатского залива на юге. На юге она поднимается полого, образуя цепи холмов в 200 – 400 м высотой. На востоке горы крутые и обрывистые. Высота гор достигает 1280 м. Горная область тоже делится на три части: Галилео – на севере, Центральное нагорье (Иудею, Самарию и Шфелу) – в центре и нагорье пустыни Негев – на юге.

3. Рифтовая долина . Эта уникальная впадина, нередко именуемая Иорданской по названию текущей здесь реки, является частью крупного геологического разлома – Сирийско-Африканской рифтовой зоны и включает долину р. Иордан, зажатую между горами Иудеи и Самарии на западе, и горами Иордании на востоке; долину Хула между горами Галилеи и Голанским высотами; Израильскую долину между горами Галилеи и Самари, впадину Мертвого моря и продольную впадину Вади-эль-Араба, соединяющую его с Красным морем.

Флора и фауна

Небольшой по площади Израиль отличается невероятным разнообразием физических и климатических условий и поразительным богатством растительного и животного мира. Протяженность страны с севера на юг составляет всего 470 км, но при этом, она являет такое разнообразие ландшафтов, какое в других странах возможно лишь на расстояниях в тысячи километров. На севере вздымается гора Хермон с ее снежными склонами и альпийской фауной и флорой, а на юге раскинулся Эйлатский залив с его потрясающей красоты коралловыми рифами и рыбами фантастических расцветок, представляющими тропическую фауну. Между двумя этими точками лежат зона пустынь, цветущие оазисы, среднеземноморские лесные массивы и впадина Мертвого моря – самая низкая точка на земной поверхности.

Это богатство выражается в 2600 видах растений (150 их которых встречаются исключительно в Израиле), 7 видах амфибий, почти 100 видах рептилий, 500 видах птиц и приблизительно 100 видах млекопитающих. Израиль служит местом встречи трех растительных поясов: среднеземноморского, ирано-туранского и сахаро-синдского и демонстрирует исключительное по своему разнообразию собрание трав, особенно однолетних и геофитных, типичных для всех трех поясов. Земля Израиля – самый северный предел для таких растений, как египетский папирус, и самый южный для других, подобных ярко-красному коралловому пиону.

Н Праздники, религия, нравы, быт ыт.

Израильтяне - удивительный народ . Это единственный этнос в мире, который на протяжении 2000 лет не имел своей территории, но сумел сохранить свой язык и культуру. Лишь только в 20 в., решением ООН евреи наконец-то обрели собственное государство.

Израильтяне имеют многоликую и многогранную культуру, отточенную главным инструментом – временем. Культура Израиля представляет собой творческий альянс множества субкультур разных общин, живущих на территории Израиля, их традиций и достижений многих поколений. Это многонациональная страна, где проживают не только евреи, но и палестинские арабы, армяне, грузины, бедуины, черкесы, самаритяне и даже русские.

Нет в мире другой культуры, хоть чем-то похожей на еврейскую. Она колоритна, самобытна, своеобразна. И не смотря на весь этот культурный слоёный пирог, самым большим и вкусным «коржом» является еврейская культура. Её влияние крайне велико не только внутри своей страны, но на весь мир в целом, так как она является прямым и неоспоримым свидетелем событий древнейших времён Христа и стояла практически у самых истоков зарождения мира.

Израиль единственная страна в мире, где жизнь вращается вокруг еврейского календаря.

Это свой «личный» национальный календарь наряду с григорианским. Именно от него зависит работа государственных и частных предприятий, время школьных каникул, по нему отмечают праздники и проставляют подписи в документах, именно еврейский лунный календарь решает – можно ли сегодня веселиться, мыть дома посуду или принимать гостей.

Суббота для евреев – священный день, когда всё в городах «вымирает»: в субботу вы ни то, что ни купите продуктов на рынке, но и не доедете куда нужно на общественном транспорте. В этот день истинные евреи не выполняют никакой физической работы, не веселятся, не смотрят телевизор и не отвечают на телефонные звонки. Шаббат – время отдыха, время для семьи и дружбы. В Шаббат нельзя включать свет, вечером в пятницу женщина зажигает свечи. Их ставят на праздничный стол. Перед трапезой читаются молитвы над вином и хлебом. Вино наливают всем присутствующим.

Одним из самых интересных праздников является Еврейский Новый Год или «Рош-ха-Шана» , который по нашему привычному календарю приходится в период с 5 сентября по 5 октября.

На новогоднем еврейском столе обязательно присутствует мёд, в котором макают первый кусок хлеба и дольку яблока на сладкую жизнь

Йом-Кипур – самый святой день в году. Двадцать пять часов верующие евреи постятся, не моются, не надевают кожаную обувь. Молятся в синагоге. «День искупления» завершается протяжным звуком бараньего рога – шофара.
В ноябре – декабре в Израиле Ханука. Когда наступает вечер, зажигают светильники (ханукие) над входом в дом или на подоконнике. Каждый день добавляют новый огонек, пока их не станет восемь.
По обычаю в это время готовят пончики и картофельные оладьи. У детей каникулы.

Самый веселый праздник – Пурим - отмечают в конце февраля. Устраивают карнавалы, танцуют, веселятся. На праздничном столе сладости, вина, торты и самое главное блюдо Пурима – гоменташен (треугольные пирожки с маком иизюмом).

В марте – апреле у евреев Песах (Пасха). К празднику готовятся заранее: из дома выносятся все кушанья из квашенного теста. На стол подают мацу (пресные лепешки), которую едят семь дней.


Свадьба в Израиле носит название кидушин, что означает посвящение. Невеста посвящает себя жениху. Празднуют свадьбу обычно на свежем воздухе. Над головами жениха и невесты держат специальный навес – хулу. Он символизирует их общий дом. Гости и хозяева пируют семь дней.

Историческая справка

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит – еврейский народ. Несмотря на то, что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания. Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится сыном Ною), он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах: библейском; древнем; античном; средневековом; новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет . В землях Ханаана Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф – новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений. История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой. Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в столицу Египта выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта История еврейского народа в Ветхом Завете показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями. Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из Египта. История еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как: десять казней Египта; расход реки перед Моисеем; выпадение манны небесной; раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом. Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери земли обетованной, как и нет ни одной страны в наше время, где не существовало бы еврейской диаспоры.

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» – Израиль

Национальная одежда

Традиционная одежда евреев достаточно колоритная, что позволяет им выделяться из толпы, облачаясь в вещи в национальном стиле.


Как и все национальные костюмы, еврейский традиционный наряд имеет богатую историю. Создавался он с расчетом на то, чтобы евреи могли ассимилироваться в любой стране. Причиной такого желания была нелюбовь представителей многих стран к лицам еврейской национальности. Первые традиционные наряды создавались под влиянием вавилонян. Освободившись от рабства, евреи продолжали носить две рубашки (одну полотняную, другую шерстяную), кафтан и широкий пояс .

Во время царствования Соломона еврейские наряды стали роскошнее – использовались легкие воздушные ткани, костюмы украшались золотой вышивкой и драгоценными камнями. Знатные женщины любили вплетать нити жемчуга даже в свои прически, подчеркивая при этом свое социальное положение.

Но со временем такая роскошь исчезла из нарядов простых евреев. Традиционная одежда стала более сдержанной, много внимания уделялось деталям и тому, чтобы наряд подчеркивал религиозность человека и его принадлежность к определенной общине .

Еврейская культура всегда была исключительно городской . Поэтому женщины не занимались изготовлением материала самостоятельно, а покупали его. Материалы использовались самые разные, от более дешевых, до дорогих.

Традиционный мужской костюм состоит из простого черного сюртука и накидки .

Еврейское название этой накидки – «талит катан». Это неотъемлемый наряд национального одеяния, который представляет собой тканевый прямоугольник черного цвета с прорезью для головы и специальными кисточками по краям. Каждая из них заканчивается восемью нитями.

Женский национальный костюм состоит из платья или блузки с юбкой и передника . Передник выполнял не только функцию защиты от бытовой грязи, но и охранял от сглаза.

Платья женщин старой веры были длинными и украшенными ручной вышивкой или кружевом. Руки скрывали за длинными рукавами, сужающимися к запястьям. В таком платье был также ворот стойка, украшенный кружевом и плотно обхватывающий шею. Плотным кольцом талию обхватывал и кожаный пояс.

Каждый еврей свой традиционный наряд дополняет головным убором . Иногда их бывает даже несколько сразу – ермолка и поверх нее «каскет» или же «дашек». «Каскеты» внешним видом напоминают кепки старого фасона и широко распространены среди евреев, проживающих на территории России и Польши.

В повседневной жизни частью традиционного еврейского костюма является черная шляпа. Этот лаконичный головной убор, несмотря на кажущуюся простоту, очень много может рассказать о своем владельце.

В современном мире традиционный еврейский костюм все еще достаточно популярен . Религиозные евреи также используют ермолки и традиционные накидки. Полноценный костюм используется для различных торжественных мероприятий и собраний.

Традиционный еврейский костюм – это отражение всех особенностей мировоззрения этой нации. Каким бы переменчивым ни был мир вокруг, евреи успешно подстраиваются под изменения в нем. Так и их национальная одежда, меняясь в зависимости от эпохи и места обитания, остается уникальной и не похожей на костюмы других народностей.

Национальное блюдо

Блюда, созданные еврейской кухней, могут рассказать об истории, образе жизни, национальных вкусах народа. Определенный след оставили в еврейской кухне религиозные обычаи, которые наложили специфические ограничения на выбор и смешивание определенных видов продуктов. Так, ни в блюдах ни в меню нельзя сочетать мясо и молоко. Не разрешается к употреблению кровь и свинина.

В еврейской кухне отчетливо видны и элементы рационального питания. Из продуктов животного происхождения наибольшей популярностью пользуются рыба и мясо птицы, которые являются продуктами высокой пищевой и биологической ценности.

В еврейской кулинарии ограниченно применение пряностей как по ассортименту (лук, чеснок, хрен, укроп, черный перец, имбирь, гвоздика, корица), так и по количеству. Все направлено на сохранение нерезкого, естественного вкуса блюд. Вообще же, своеобразие еврейской кухни состоит в несложном составе блюд и быстром их приготовлении.

Вот рецепт одного из них:

Традиционное еврейское блюдо – Латкес

Латкес - это одно из множества традиционных блюд, которые чаще всего готовятся именно на Хануку. В этот день обилие , на кото готовят все , совершенно не ограничено.

В чём же заключается суть этого праздника? Согласно преданиям, когда евреи поднялись на Храмовую гору и очистили Храм, они должны были освятить его зажженной особым маслом лампадой. Но когда они стали искать масло, то обнаружился всего один кувшин, которого с натяжкой хватило бы на один единственный день горения лампады. Но делать было нечего, менору все-таки зажгли, так как Храм нужно было освятить. И произошло чудо! Золотая менора горела на протяжении восьми дней! Именно столько времени нужно для того, чтобы приготовить новое масло. И теперь светлый праздник Ханука празднуется именно восемь дней, ровно столько, сколько длилось чудо.

Во время этого праздника люди зажигают большое количество свечей и готовят разнообразнейшие угощения, используя большое количество растительного масла, о чем мы упоминали ранее. Одним из таких угощений как раз и является латкес, или по-нашему драники. Как приготовить классический еврейский латкес вы узнаете из нашего рецепта, а пошаговые фото помогут вам визуализировать процесс приготовления.

Ингредиенты:

Картофель (3 средних клубня);

Лук (1/4 шт.);

Куриное яйцо (1 шт.);

Мука (1 ст.л.);

Сыр пармезан (1 ст. л.);

Перец черный молотый по вкусу;

Соль (по вкусу);

Масло для жарки.

1. Для начала берем все ингредиенты и выкладываем их перед собой на стол, чтобы убедиться, что мы ничего не забыли. Если здесь все в порядке, то можете смело переходить к следующему шагу.

2. Возьмите картошку и измельчите на крупной терке. Лук можно измельчить с помощью блендера. Затем отожмите из картофеля лишний сок. Чем суше она будет - тем лучше. Смешайте в удобной миске те ингредиенты, что изображены на фото ниже.

3. Сковороду обильно поливаем растительным маслом. Не переборщите, латкес не должны утопать в масле! Прогреваем сковороду, затем берем картофельную массу (1-2 столовых ложки) и выкладываем на сковороду. С помощью лопатки сплющиваем массу и ждем, пока она не обжарится до золотистой корочки.

5. Теперь можем снимать наше блюдо с огня, раскладывать по тарелкам и подавать к столу, приправив сметаной и не дожидаясь, пока латкес остынут.

Живя среди представителей разных народностей и этнических групп, разные евреи исполняют заповеди Торы по-разному, концентрируя большее или меньшее внимание на какой-либо из ее особенностей. И в том, и в другом случае исполнение заповеди правильное.

Очень часто евреев разделяют по тем регионам, в которых они проживают. Есть две основные этнические группы евреев: ашкеназы, или европейские, германские евреи, и сефарды – ближневосточные или испанские евреи. Если говорить об израильских сефардах, имеются в виду евреи – выходцы из Марокко, Ирака, Йемена и т.д. Отдельно часто выделяют бухарских, горских, йеменских, марроканских и даже индийских евреев.

Коротко о разных евреях

Бухарские евреи – евреи, живущие в Средней Азии. Первое еврейское поселение здесь появляется в Балхе. Видимо, первые еврейские поселенцы стали переселяться в Бухару еще в VII в., когда были разгромлены Сасаниды в Иране и там утвердилась власть халифата. Они бежали сюда вместе с иранскими беженцами и обосновали здесь свои кварталы.

Новая группа евреев прибыла в Бухару по инициативе Тимура. Рассказывают, что в Ширазе (Иран) Тимуру преподнесли в подарок шелковую ткань необыкновенной красоты. Он заинтересовался мастерами, изготовившими ее. Оказалось, что мастерами были евреи. На приглашение властителя новой империи переселиться в Бухару еврейские ремесленники поставили одно условие: они переселятся, если это будет разрешено сделать одновременно десяти семьям, т.к. “по их законам молитву можно читать с участием не менее десяти взрослых мужчин”. Тимур согласился. В Бухару переселилось десять семей искусных красителей. Они создали в Бухарском эмирате отдельную отрасль промышленности: красильные мастерские по окраске шелка и пряжи.

Диаспора бухарских евреев развивалась быстро. Они захватили в свои руки торговлю некоторые отрасли ремесленничества. Они не ассимилировались с узбекской нацией, но стали интегрированной ее частью. Они стали частью семьи узбекской нации.

Конечно, в Бухарском эмирате они испытали и гонения и унижения. В отношении их проявлялись религиозная неприязнь, их положение было унизительным. Нередко богатых евреев избивали за требование вернуть долг. Это отношение к евреям перешло и в обычное право и в законодательство. Тем не менее, бухарские евреи хранили верность своей вере, традициям образу жизни, безропотно подчинялись всем предписаниям, но стремились жить в дружбе с узбеками. Они не роднились, но жили единой семьей.

Первые исторические свидетельства об ашкеназских евреях относятся к X-XIII векам. В культурном отношении ашкеназские евреи являются единственными прямыми и непосредственными наследниками еврейской культурной традиции, сформировавшейся в древней Иудее и Вавилоне. Ашкеназская культурная традиция сформировалась на рубеже первого и второго тысячелетия. Распространение талмудической учености и иврита среди евреев Европы в конце первого тысячелетия, по-видимому, связано с общим перемещением еврейского населения из Азии на запад, последовавшего за созданием арабского халифата в VII веке. Распад единого Багдадского халифата и экономическое усиление общин в Европе привели к оттоку еврейских ученых на запад и возникновению новых центров еврейской учености в Европе.

На протяжении первого тысячелетия двумя основными еврейскими религиозными традициями были палестинская и вавилонская. Ашкеназские евреи до XIII века произносили гласные звуки в иврите так же, как и сефарды, т.е. согласно палестинской традиции. Но в XIII веке у ашкеназов эта традиция сменяется вавилонской. Однако прямых свидетельств о миграции масс евреев из Ирака в Германию в XIII веке не существует.

Сефардские евреи разговаривали на иудео-испанском наречии, получившем название ладино. Они считали себя еврейской элитой. Испанские евреи часто имели хорошее светское образование и были зажиточными людьми. Даже после своего изгнания из Испании в 1492 г. эти евреи сохранили сильное чувство групповой гордости. Сефарды, оставившие Испанию и обосновавшиеся в других местах Европы, подвергали других евреев дискриминации. В сефардских синагогах Амстердама и Лондона XVIII в. ашкеназы не могли сидеть вместе с остальными членами общины, им полагалось стоять за деревянной перегородкой. В 1776 г. в Лондоне община сефардов постановила, что если сефард вступает в брак с дочерью ашкеназов и умирает, то благотворительные фонды сефардской общины нельзя использовать для помощи вдове. С течением времени эти жестокие правила смягчались. Любопытный факт: если вы встретите еврея по фамилии Ашкенази, то он почти наверняка сефард. Много поколений назад его европейский предок поселился среди сефардов, которые и прозвали его Ашкенази; фамильное прозвище сохранилось, даже когда его потомки давно уже превратились в сефардов.

Существует еще одна этническая группа – горские евреи – ветвь еврейского народа, говорящая на иранском наречии и традиционно проживающая на Восточном Кавказе. Когда евреи осели на территории Азербайджана и Дагестана, то там уже жил другой народ – таты, мусульмане иранского происхождения, их еще иначе называют кавказскими персами. Вообще-то, версии о переселении евреев на Кавказ есть разные. В конце XIX века этнограф Илья Анисимов в книге “Кавказские евреи-горцы” рассказал о близости языка татов и горских евреев и сделал вывод, что горские евреи – это таты, принявшие иудаизм. А есть версия этнолога Льва Гумилева о переселении в VI веке, то есть еще до появления ислама, в Хазарию (ныне территории Дагестана и Чечни) ираноязычных евреев из Персии, где была большая и влиятельная еврейская община, перешедшая с иврита на персидский язык.

Горские евреи в каком-то смысле “утяжеляют” обычаи. Они сохранили их почти неизменными – за счет того, что жили сплоченно и достаточно замкнуто. Веками они чтили законы Торы и сохраняли верность заветам отцов. У горских евреев всегда был раввинский совет, но помимо этого действовал еще и совет общины. Горские евреи почти не ассимилировались. Общины не одобряли смешанные браки.

Такие разные традиции

Все евреи изучают Тору. Но у европейских евреев, как правило, принято в большей степени постигать Тору с интеллектуальной стороны. У сефардских зачастую - большее значение имеет эмоциональное восприятие.

Еже недельно евреи встречают Шабат. Этот день напоминает каждому еврею о духовной цели в его жизни. Шабат – одна из основ единства еврейского народа. Днем покоя считается отрезок времени от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. В Средние века, когда часть евреев насильственно обращали в христианство, несоблюдение шабата рассматривалось инквизицией как одно из самых убедительных доказательств искренности новокрещенных христиан. Однако насильственно обращенные евреи Испании и Португалии, в первую очередь женщины, прибегали к всевозможным уловкам, чтобы не нарушать предписаний, связанных с субботой. Зажигание субботних свечей производилось так, чтобы христианские соседи не могли заметить этого: вместо зажигания особых свечей в обычные свечи вставляли новые фитили. В субботу надевали чистые одежды; женщины воздерживались от ткачества и прядения, а в случае посещения соседа-христианина делали вид, что работают; мужчины выходили в поле, однако не работали там, торговцы оставляли в магазинах вместо себя детей. Известным блюдом, которое сефарды готовили на Субботу, был хамин – большой горшок с рисом, бобами и мясом, сутки протомившийся в печи.

Бухарские евреи готовили на Шабат – разновидность плова. Главным его отличием от обычного плова было то, что в нем отсутствовала морковь, но была зелень. Из-за этого его еще часто называли “зеленый плов”. Бахш можно готовить как в казане, так и в мешочке.

Горские евреи трансформировали многие азербайджанские блюда на свой вкус. Популярным блюдом шабатней трапезы у них является Ош Ярпагы. Оно представляет собой голубцы из капустных листьев, начиненные мелко нарезанным мясом, луком, рисом и зеленью и сваренные с айвой в кислом соусе из алычи.

Ну и, конечно же, как не вспомнить о гефилте фиш – традиционном блюде ашкеназских евреев, которое представляет собой фаршированную рыбу. Без него не обходится ни один праздник, в том числе и Суббота.

Нельзя обойти стороной один из самых важных и интересных еврейских обычаев – еврейскую свадьбу, то есть хупу. Еще 100-150 лет тому назад не одни евреи, но практически все женились только с помощью сватовства. До сих пор традиционным способом происходит помолвка у религиозных евреев, в частности у белзских хасидов. Жениха или невесту находят с помощью сватовства. Сначала отец невесты идет посмотреть на жениха, позже прибывают родители жениха, чтобы встретится с невестой, еще чуть позже молодые люди встретились друг с другом. У девушки есть возможность отказаться от партии, также как и у юноши. После помолвки жених и невеста встречаются снова, после чего они расстаются до свадьбы, которая состоится поздней осенью.

И ашкеназы, и сефарды обменивались подарками после помолвки, при этом каждая еврейская община в Иерусалиме сохраняла свои собственные обычаи. У сефардов жених посылал невесте на праздники подносы сладостей, где среди них самым важным было какое-то украшение. А невеста посылала в ответ свиток Эстер в красивом футляре, вышитый футляр для талита с именем жениха. У евреев-ашкеназов невеста посылала жениху часы, штреймл и талит, а жених невесте шелковое платье, вышитое золотом.

У ашкеназских евреев принято, чтоб жених закрывал вуалью лицо своей суженой перед ее входом под хупу. Такой жест символизирует намерение мужа защищать свою жену, и берет свое начало с тех пор, когда Ребекка выходила замуж за Авраама.

В зависимости от принадлежности к этнической группе – ашкенази или сефардов – на свадебном столе могут присутствовать различные блюда. Ашкенази жарят курицу, к ней подают картофель и различные овощи. Сефарды же готовят баранину или рубленую курятину вместе с кус-кусом (рисом), щедро посыпанные пряностями и приправами.

У ашкеназов существует обряд Капарот. Он практикуется религиозными евреями накануне Йом-Кипур. В обряде есть много разных элементов, наиболее известный из которых – крутить живую курицу или деньги над головой три раза. Цель обряда –напомнить и дать прочувствовать человеку, что за грехи полагается суровое наказание, что должно побудить человека к раскаянию накануне Судного дня. Зарезанную курицу или деньги отдают бедным людям в качестве пожертвования, тем самым увеличивая свои заслуги перед Судным днем. Духовные руководители сефардов долгое время осуждали этот обряд, считая его языческим. Лишь после того, как Ицхак Лурия и его последователи придали этому обряду мистический смысл, отношение сефардов к нему начало меняться.

У представителей харедимных общин есть один как минимум очень странный обряд, который не одобряется представителями других общин – живой человек какое-то время лежит в могиле. Но для ультраортодоксов это вполне нормально, даже полезно - они верят, что это может продлить жизнь.

Между сефардами и ашкеназами заметны и различия в устройстве синагог и порядке синагогальной службы: так, в сефардских синагогах Сефер-Тора хранился в богато инкрустированном деревянном или серебряном футляре (у ашкеназов - в чехле из парчи или шелка), ковчег (шкаф) для хранения свитка (хехал, у ашкеназов - арон ха-кодеш) часто имел три отделения, из которых центральное было самым высоким, возвышение для публичного чтения Торы (бима) располагалось в центре синагоги (у ашкеназов - около арон ха-кодеш), возношение свитка Торы предшествовало его чтению (у ашкеназов - следовало за ним).

Еврейский народ большой, разный, и люди его живут в местах с разной повседневной действительностью, ментальностью, культурой. Но, несмотря на это, мы всегда чувствовали свое единство, как бы интуитивно ощущая на расстоянии радость и горести своих соплеменников, стараясь поддержать и помочь. Мы знаем, что благодаря этому мы все преодолеем и победим, ибо другой вариант для нас невозможен.

Материал подготовила Татьна Аххо

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Фотожурналист Яков Науми, который делает снимки разных необычных ритуалов ортодоксальных евреев, вырос в израильском городе Бней-Брак и учился в иешиве. В юные годы он, как и многие его друзья и родные, лично наблюдал или даже участвовал в странных для непосвященного человека, но вполне понятных и привычных для иудея церемониях. Сегодня он, выходец из ультраортодоксальной семьи, знакомит с ними весь мир.

Традиция лежать в открытой могиле

Для представителей западной культуры лежание в открытой могиле может показаться как минимум странным. Но для ультраортодоксов это вполне нормально, даже полезно - они верят, что это может продлить жизнь. Науми сфотографировал мужчину, который в белом комбинезоне возлежит в могиле, из которой только что подняли покойника.


Танец «Мицва» на еврейской свадьбе

Ультраортодоксальный раввин танцует «Мицву» на свадьбе своей внучки в Бней-Браке. Ему нельзя прикасаться к невесте.


Еще один пример танца на еврейской свадьбе

Тора запрещает мужчине прикасаться к женщине, если он не является ее мужем.


Церемония «тиш»

В ходе церемонии под названием «тиш» иудеи празднуют спасение своего народа от уничтожения в древней Персии.


Часть обряда Капарот

Еврейка ведет курицу на веревке. Потом она три раза прокрутит птицу над головой, чтобы передать ей свои грехи за последний год.

На Flash90.com Яков Науми пишет:

Со временем я научился смотреть на все это другими глазами - глазами человека, которому эти традиции и ритуалы в новинку. Если взглянуть с этой стороны, то даже самые простые церемонии выглядят странновато.

Я родился и вырос в общине харедим, благодаря чему мне легко понимать и соблюдать хасидские правила внешнего вида и поведения. Со временем мне стало ясно, что, когда представители западной культуры сталкивается с харедим, последние кажутся первым очень странными.

Несмотря на то, что Науми сам принадлежит к ультраортодоксальному течению иудаизма, некоторые ритуалы и церемонии он наблюдал впервые, когда стажировался в качестве фотожурналиста в газете Behadrey Haredim.


Так ортодоксы проявляют свой протест

Сотни ортодоксальных евреев образуют змейку, танцуя в Иерусалиме в знак протеста против указа правительства сделать военную службу обязательной для харедим.


Ритуал выкупа первенца у коэна

Десятки рук тянутся к новорожденному ребенку во время ритуала «пидьён хабен» - выкупа первенца у коэна - в Бней-Браке.

Иудеи выполняют обряд Ташлих, сбрасывая в воду остатки еды, чтобы избавиться от грехов.


«Выкуп первородного осла»

Эта церемония называется «Выкуп первородного осла» - осленка и ягненка украшают попонами, расшитыми жемчугом.


Ортодоксальные евреи

Тысячи ортодоксальных евреев собрались на похоронах раби Йосефа Шалома Эляшива в Иерусалиме.


Тысячи евреев прощаются со своим ребе

На церемонию свадьбы раби Шалома Рокаха и Ханы Батья Пенер пришли десятки тысяч ортодоксальных евреев.


Свадьба раби Шалома Рокаха собрала тысячи ортодоксов

Иудеи сжигают флаг Израиля на праздник Лаг ба-Омер, который отмечается в память о смерти раввина Шимона Бар Йохая во II в. н.э.


Сжигание флага Израиля ортодоксами

Делая эти снимки, я не ставил своей целью представить харедим какими-то странными, наоборот - мне хотелось показать, что в этих ритуалах есть свой смысл.

Говорит Науми.

Ветви четырех видов растений - пальмы, этрога (разновидность цитрусовых), мирта и ивы - используют в особом ритуале на праздник Хоша"на Рабба.


Поднятие 4-х растений

Дети ортодоксальных евреев из хасидской династии Надворненская на церемонии получения своей первой Торы.


Дети ортодоксальных евреев

Малыш стоит на подмостках, на которых расположились ортодоксальные евреи, пришедшие на свадьбу Ханайи Йом Тов Липы, правнука раввина Вижницкой династии хасидов, в городе Бней-Брак.


Еврейский малыш на большой свадьбе

Ортодоксальные евреи собрались на свадьбу Ханайи Йом Тов Липы, правнука раввина Вижницкой династии хасидов, в городе Бней-Брак.


Ортодоксальные евреи

Ультраортодоксы следуют древним заповедям Торы и жнут пшеницу серпами на поле возле города Модиин в центральной части Израиля. Они будут хранить зерно почти год, а потом сделают из него муку, из которой будут печь бездрожжевой хлеб - мацу - на Песах.


Сбор пшеницы для мацы

Один ультраортодокс из леловских хасидов во время церемонии бичевания - малкот - символично бьет другого кожаным ремнем за совершенные грехи. Дело происходит в синагоге города Бейт-Шемеш.


Обряд малкот

Женщины из ультраортодоксальной общины идут по улицам квартала Меа Шеарим, покрытые одеждой с ног до головы в знак скромности.


Ортодоксальные женщины

Науми говорит, что если его фотографии заставили кого-то отвлечься от повседневных забот и задуматься над тем, что изображено на снимках, то его миссию можно считать выполненной.