Какой народ относится к карелам. Коренные жители Карелии — кто они? Белорусы и украинцы

Карьялайзет – так именуют себя представители народа, который называют карелами. Основное место проживания – Республика Карелия и близлежащие области Российской Федерации. В средине этноса существуют и отдельные этнические группы со своими самоназваниями.

Старинные хроники упоминают о предках нынешних карел издавна. Самые давние упоминания относятся к скандинавским сагам. Русские летописи впервые говорят о карелах в 1143 году, когда карельская земля была в составе Новгородского княжества.

Предки карел обитали на северо-западе Ладоги. Язык относится к финно-угорской группе с несколькими наречиями, которые стали результатом отношений с древними финнами и вепсами. В древней топонимике и народном фольклоре прослеживается финское влияние.


Промыслы

Издревле карелы были охотниками и рыболовами. Впоследствии начали заниматься скотоводством и земледелием. Разводили овец, получая шерсть и мясо. Содержались коровы и низкорослые породы лошадей. Ближе к северу держали оленьи стада.

Земледелие носило трехпольный и подсечный (под поля вырубались и сжигались участки леса) характер. Конопля и лен сеялись для изготовления ткани. Из зерновых собирали урожай ячменя, ржи, овса, гороха и пшеницы. Из корнеплодов культивировались – редька, брюква и репа. Спустя время начали выращивать морковь, лук, картофель и свеклу. Землю обрабатывали мотыгами, сохами, боронами и плугами.

Наличие большого количества водоемов – естественная причина распространения рыбной ловли. На тихой воде с помощью вбитых в дно кольев и натянутой сети сооружали ловушки для рыбы. Охотились на всю дичь, которая обитала в лесах, используя добытое мясо в пищу, а шкуры для изготовления одежды.


Распространено было и собирательство. В лес ходили за грибами, ягодами и диким медом. Добывали также смолу. Позже пчеловодство сделалось домашним. Лес заготавливался и для строительных нужд и для продажи (сплавлялся по рекам).

Развито у карелов было кузнечное дело. Из местной руды плавилось железо. Кузнецы работали с медью, бронзой, серебром. Ковалось оружие, орудия труда, изготовлялись ювелирные украшения. Древние карелы занимались резьбой по дереву, гончарным ремеслом. Обрабатывали шкуры и выделывали кожу. Одежду шили из домотканых полотен. Солому и бересту использовали для плетения.


Кухня

Рыба использовалась в пищу в большом количестве. Запасы на зиму производились с помощью засаливания, сушки или вяления. Уха была самым распространенным блюдом. В нее добавлялась перловка или мучная болтанка, а также лук и картофель. На столе присутствовали каши, хлебобулочные изделия из кислого и пресного теста, мясо, молоко, грибы и ягоды, пиво и квас.

Совет

При возможности не отказывайте себе в наслаждении отведать карельской ухи. Она одна из лучших в мире.


Жилье

Дома ставили деревянные. Фундамент отсутствовал. Интересно, что в доме находилась и скотина и жилье для людей. Такая планировка характерна для представителей финно-угорских племен. Избы ставились хаотично возле водоема. Ограждались частоколом, украшались резьбой. Обязательными элементами поселений были амбары, навесы для хранения инвентаря и бани.


Семейные традиции

Семьи у карелов были очень большие. В одном дворе проживало до сорока человек. Объясняется это совместным обитанием нескольких поколений родственников. Старики почитались. Приобщались к посильному труду дети.

Кто главный в доме у карелов?

Все подчинялись главе семейства и его жене. Владение имуществом было совместное, так же как и ведение всего хозяйства. Периодически собирался семейный совет для решения назревших хозяйственный или иных проблем.

Свадебные обычаи уходят корнями в язычество. Ритуальные действа состояли из сватовства и ритуала увода невесты из дома родителей. Все это сопровождалось обрядовыми песнями и старинными заговорами.

Религиозные верования

В современной Карелии преобладающей религией является христианство (в том числе старообрядчество). В местном культе христианские обряды смешаны с древними верованиями предков карелов.

Древние верования карьялайзет

Поклонения деревьям. Предполагалось наличие у всего живого (в том числе и у деревьев) души. Поэтому заготовка леса превращалась в целый ритуал с привлечением колдуна, который читал заговоры. А после самому лесорубу необходимо было обращаться к духам за разрешением на порубку. Поваленные и первоначально обработанные деревья в течение сорока дней оставались в лесу умирать. А в местах захоронений и священных рощах деревьев не трогали никогда.


Поклонение духам

Практиковалось поклонение духам природных стихий и домашнего очага. В народных верованиях лешие имели свои срубы в лесу, и социальный уклад был схожим с человеческим. Водная стихия принадлежала русалкам и водяным. И в зависимости от настроения они могли и напакостить людям. Ветрами повелевали четыре брата с разным нравом и характером.


Огнем повелевал рыжебородый дух, при чем ничего общего с домашним очагом он не имел. В карельских преданиях существовало много разных потусторонних созданий, обитающих рядом с человеком. Это дворовые духи, кикиморы, Мара, выстригающая шерсть на невымытых домашних животных. А дух бани, несмотря на покровительство роженицам, мог наказать людей за неправильное пользование баней вплоть до удушения.

Сосуществование духов и людей

Шаманы и колдуны посредством заклинаний задабривали духов, чтобы те если не помогали, то хотя бы не мешали деятельности людей. На теле и в доме размещались обереги. С тех далеких времен осталась традиция росписи и декорирования домашней утвари.

Шаманы Карелии уже не вызывают трепета и воспринимаются как экзотика севера. Но языческие традиции оставили после себя богатейший пласт устного народного творчества, выраженного в былинах, сказаниях, обрядах, песнях и др.


Вывод:

Карелы – древний этнос испокон веков обитавший на берегах Ладоги. Обычаи народа уходят корнями в далекое языческое прошлое финно-угорских племен. Поэтому уклад жизни подразумевал полную самодостаточность и большие дружные семьи.


Карельская деревня

Сообщество

Карелы

Terveh! Terveh teile! - Здравствуйте!

Происхождение этнонима

Этноним карелов - карьялайзет. Собствено карелы - карьялани, приладожские - лигвиляйне, ливвикей, ливвики, прионежские - лююдилайне, лююдикей, людики.

Места проживания

Карелы - коренное население Республики Карелия. Живут также в Тверской области (тверские и верхневолжские карелы), Ленинградской, Мурманской и других областях России. Карелы проживают на Украине, в Белоруссии и Эстонии.

Историческая справка

Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и юго-востока Финляндии. На рубеже I-II тысячелетий нашей эры предки карелов населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера. В начале XI века началась миграция карелов на Север, на территорию новгородской земли. Примерно в XII веке древние карелы упоминаются в русских летописях, скандинавских сагах

Статистические данные

По переписи 2002 года в Российской Федерации проживает 93344 человека.

Религия

Карелы исповедуют православие. Из летописных сведений известно, что в 1227 году князь Ярослав Всеволодович «крести множество карел». У карел сохранялись элементы язычества: поклонение стихийным силам природы (ветру, дождю, граду, молнии), вера в очистительную силу огня, подчинение жизненного цикла фазам луны.

Язык

Карельский язык принадлежит финно-угорской группе уральской семьи. Наиболее близки языку карел языки таких народов как вепсы, ижора, водь, эстонцы, финны, ливы. По мнению языковедов, из языка-основы (древнекарельского языка) возникли ижорский язык, восточно-финский диалекты финского языка.

В карельском языке, прошедшем длительный путь исторического развития, имеются летто-литовские, или балтийские, германские, славянские заимствования. Основные диалекты: собственно карельский, ливвиковский, людиковский. Распространён также финский язык.

Письменность

Краткий разговорник

Jiagia tervehekse! - До свидания!
Passibo! Kiitos! - Спасибо!
Huvia paivia! - Добрый день!
Prostikkua! Andakkua andiekse! - Извините!
Pagizettogo omua kiedu? - Вы говорите по-карельски?
Da- Да.
Еn - Нет.
Leibu suolu suojile ! - Приятного аппетита!

Энциклопедия быта:

Национальный костюм

Древнекарельский женский костюм состоял из длинной юбки, нередко окаймленной узорчатой тесьмой, льняной рубахи, отделанной тесьмой с серебряными нитями, передника, украшенного по подолу спиральными нитями, и головного платка, крепящегося к волосам красивыми застёжками.

Широкое распространение имели различные украшения - подвески, медальоны, фибулы.

Женский наряд дополняли ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах, которые прикреплялись к одной из нагрудных цепочек.

Мужчины носили шерстяные или льняные рубашки, которые у ворота скреплялись маленькой застёжкой. К поясу, обычно кожаному, с железными или бронзовыми пряжками, привешивались нож в чехле, огниво, брусок. В конце??? - начале?? веков традиционная одежда карел отличалась от севернорусской только деталями.

Кухня

Любимая пища карел - свежая уха, пироги из рыбы. Повсеместно заготавливалась впрок солёная, вяленая, сушёная рыба.

При всей важности рыбы, основу пищи с давних времён всё же составляли зерновые продукты. Хлеб круглой формы выпекали из ячменной, ржаной и овсяной муки. Большой популярностью пользовались каши - перловая, ячменная, гороховая, толокняная, овсяная. Самое широкое распространение у карел получили калитки (открытые пироги), начинённые ячневой, пшённой крупой, картофельным пюре. Колобы, сканцы, косовик, рядовик, постные пироги - традиционные блюда воскресных и праздничных столов.

Значительное место в питании карел занимало молоко и молочные продукты - масло, сметана, простокваша, топлёное молоко.

Любимый напиток карел - чай.

Поселения и жилища

Для карельских поселений характерно прибрежное (озёрное или речное) расположение деревень с двумя основными типами расселения: гнездовым и разбросанно-хуторским.

Из множества разновидностей селений наиболее распространенными были деревня и погост. Формы поселений (их планировка, ориентация фасадов домов), в основном трёх вариантов: беспорядочная, характерная прибалтийско-финским народам, прибрежно-рядовая, когда расположение домов определял ландшафт местности, и уличная, возникшая в 19 веке и связанная с появлением сухопутных дорог. Характерными особенностями жилища карел являлись значительная высота сруба дома (от 14 до 21 венца) и «монолитность», то есть соединение под одной крышей жилья для семьи и построек для скота.

Занятия и промыслы

Карелы издавна занимались земледелием, животноводством, различными домашними промыслами и ремёслами.

Основное занятие - земледелие (пашенное и подсечное). Карелия считается классическим регионом подсечного земледелия. Кроме ячменя, ржи и овса в средней и южной Карелии сеяли пшеницу. Повсеместно выращивали репу, редьку, лук, горох.

Издревле карелы занимались и животноводством: держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец, в южной и средней Карелии - свиней, в небольшом количестве кур.

К традиционным занятиям карел относится бортничество, курение смолы и дёгтя.

Социальный институт

У карел была распространена соседская община. Долгое время сохранялась большая семья из трёх-четырёх поколений родственников.

Фольклор:

Орнамент

Приметы

Песни и танцы

Эпические и лирические песни, заклинания, причитания, обрядовые песни исполнялись в строгом соответствии с жизненными обстоятельствами.

Особое место в фольклоре карел занимают эпические песни (руны).

Ёйги - раздольные мелодии, посвящённые любовным похождениям молодых парней.

Народные танцы - «танху» - можно разделить на три группы: бытовавшие в Южной Карелии, Приладожской Карелии и Беломорской Карелии.

На карельские танцы оказали влияние танцы соседних народностей. Под калевальские, лирические и эпические песни танцевали в кругу, шеренгой и парами. Под песни на рифмованные стихи водили хороводы. Для карельских народных танцев характерна свободная импровизация в ритме музыки. Почти все карельские танцы основаны на шаге, пробежке, или на «парадном» шаге.

Характерен лаконизм: в танцах нет ничего лишнего. Повторяется хорошо знакомый шаг, нет сложных фигур. Карельские народные танцы часто начинаются и заканчиваются кругом.

Декоративное творчество

Наиболее распространенными видами крестьянского бытового искусства карел издавна были вышивка, узорное ткачество, вязание. Резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла.

Праздники иобряды

Осенью и зимой карелы вечеряли - собирались вечером в каком-либо доме, где девушки занимались рукоделием, а парни пели и аккомпанировали. В перерывах все вместе играли в игры. Обычно, когда вечеряли, не танцевали.

Среди семейных обрядов относительно несложной была родильная обрядность, в которой преобладали санитарно-гигиенические и религиозно-магические ритуальные действия. В соответствии с народными представлениями обеспечить здоровье и благополучие новому потомству стремились задолго до самих родов. Для этих целей свадьбу и первую брачную ночь приурочивали к новолунию.

Беременной женщине запрещали стричь волосы, чтобы не укоротить жизнь ребёнка, смотреть в зеркало, чтобы он родился красивым. Будущую роженицу оберегали от испуга, советовали ей избегать ссор, запрещали ходить на кладбище и т.д. Приближение родов скрывали даже от близких родственников, боясь дурного глаза и «порчи».

У карел распространён обычай обрядового выгона скота в день Егория (23 апреля) - покровителя скота. Хозяйка дома в шерстяных рукавицах скот выводила так, чтобы животные переступали через кочергу, давала им кусочек пресной лепёшки, испечённой в великий четверг, и произносила специальный заговор. Праздники с жертвоприношениями животных (баранов, бычков, тёлок или овец) устраивались в июле-августе. Они, по верованиям карел, обеспечивали прирост скота, обильный урожай, отводили от общины угрозу засухи и эпидемий на животных.

Мифы и предания

Карельский эпос один из самых архаичных в мировом фольклоре. К ценнейшему фольклорному наследию карел принадлежат эпические руны.

Перечислим основные эпические сюжеты:

1) возникновение мироздания из яйца морского ястреба или утки;
2) кузнец Ильмаринен выковывает небосвод;
3) состязание Вяйнямейнена и Ёукахайнена в пении и силе магических заклинаний;
4) рождение огня;
5) рождение железа;
6) руна об изготовлении Сампо;
7) руна о Большом дубе;
8) освобождение солнца и месяца;
9) рождение медведя;
10) погоня за лосем; и т.д.

Калевала - один из немногих величайших памятников человеческого Знания, дошедших до наших дней. Калевала стоит в одном ряду с такими текстами, как Дао - Дэ цзин, Библия, Веды, Авеста, Коран. Это сконцентрированная мудрость северных народов, воплощённая в эпосе. Читать её и понимать - значит познавать код бытия наших предков.

Лённротовской Калевале всего 150 лет. За эти годы она была переведена на 45 языков. По утверждению исследователей, этому произведению не менее 4000 лет и оно существовало задолго до образования карельского и финского народа. Именно земле Карелии мы благодарны за сохранение этого величайшего наследия предков. И это далеко не последняя нематериальная ценность, которую жители страны священных озёр сохранили для нас.

Чудесное рождение Вяйнямёйнена

Согласно эпическим рунам, герои Калевалы родились от чудесного зачатия. Девушка Иро расчёсывала волосы на морском берегу. Её гребень упал в море: Иро долго искала свой гребень, но нашла лишь три волоска. По поверьям, нельзя было выбрасывать или сжигать волосы - с хозяином волос могло случиться несчастье. Иро положила находку за щёку и от этого зачала.

У неё родились три сына, и дева решила не носить их к попу, а сама дала им имена.

В некоторых рунах дети сами придумывают себе прозвания. Первого стали называть Вяйнямёйненом, второго - Еукахайненом, третьего - Ильмариненом.

Певческое искусство Вяйнямёйнена - искусство заклинателя. Его песнопениями не только сотворён мир: без них «исчезнет в мире радость», и даже скот станет неплоден. Вяйнямёйнен создал также скалы, рифы, выкопал озёра, полные рыбы.

Источники:

  1. Клементьев Е.И. Этнографический очерк «Карелы». - Петрозаводск, 1991.
  2. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. - М., 2003.
  3. Uurali keelte sonastik. - Tallinn, 2004.
  4. «Финно-угорские и самодийские народы России»: Статистический сборник. - Сыктывкар, 2006.
  5. «Что такое Карелия»: Союз Карелии. - Helsinki, 1997.

Карелия это республика, в которой проживают граждане более 150 национальностей. В Карелии на протяжении истории проживали финно-угорские народы: корела (или карелы), лопари (или саамы) и весь (или вепсы). Северную территорию Карелии славяне (новгородцы) осваивали со второго тысячелетия н. э. Заселив участки у Белого моря и Онежского озера, поморы и заонежцы продвинулись на всю площадь Карелии. Карелы мирно контактировали с русскими до середины 20 века.

В 20 веке потоки иммиграции увеличили в Карелии количество населения, но доля представителей народов Карелии уменьшилась. В Карелии к началу 20-х годов находилось 59% карелов, 38,5% русских, 0,5% финнов, 1,5% других национальностей. Состав нации изменился после объединения с 1922 по 1924 год площади Коммуны и областей Карелии, с многочисленным русским жителями. Согласно подсчетам в 1926 году, в Карелии находилось 57% русских, 37% карелов, 3,5% вепсов, 1% финнов, 1,5% прочих национальностей (около 270 тыс. человек).

К 1989 году из 792 тыс. человек, проживавших в карельской республике, население русских составляло 74% и 10% карел. Увеличилась часть не коренных национальностей: украинцев 4%, белорусов 8%.

В 90-е годы началось уменьшение числа жителей Карелии. Подсчеты 2010 года показывают, что население народов Карелии на территории Республики Карелия уменьшилось до 646 тыс. человек (на 71 тыс. человек относительно 2002 года): русских 508 тыс. человек (83%), карелов 45 тыс. человек (7%), белорусов – 4% (24 тыс. человек), украинцев 13 тыс. человек (2%), финнов 9 тыс. человек (1,5%), вепсов 3 тыс. человек (0,5%), прочих национальностей 17 тыс. человек (3%).

Карелы

Предполагается, что этнос карелов образовали аборигены финно-угры в южной части Карелии и Финляндии. Затем, карелы перекачивали на север к Белому морю и Онежскому озеру. Они ассимилировали вепсов и саамов, переняв часть традиций и речи. Появились несколько ветвей в этносе карелов, отличающиеся по языковым признакам и традициям: карелы, людики и ливвики. Людики проживают в Прионежье, Ливвики на юге Карелии. Сегозерские карелы (лаппи) это национальная группа, расположенная в районе озера Сегозеро. После перехода в 17 веке Приладожских земель к Швеции, крупная община карел переселилась в область Твери. Западные карелы присоединились к финскому этносу после ассимилирования с финнами.

Большая часть карел представляют беломорско-балтийских европеоидов. У них преобладает русый цвет волос, голубого или серого цвета глаза, светлая кожа, выдвинутые скулы. Комплекцией выделяются типы: приземистые крепкие, сухощавые среднего роста или выше. Язык карелов похож на финский язык, различия лишь в написании и акценте. В 60-е годы 20 столетия при заселении городов, язык карелов из употребления начал исчезать. В некоторых деревнях используют карельскую речь и её преподают в школах и университетах.

Вепсы

Весь это прибалтийско-финская нация, занимавшая земли от восточного Приладожья до Белозерья. Учёные полагают, что вепсы это наследники племени весь, упоминавшегося в 4 веке. Вепсы расположились на территории Карелии от Ладожского озера до Онежского озера. Основным ремеслом их являлось Земледелие. Вепсы это беломорско-балтийские европеоиды. Обладают плотной невысокой комплекцией, голубым цветом глаз, светлой кожей, светлым цветом волос, выделенными скулами. Язык вепсов самый ранний в уральской группе, принадлежит к направлению финно-угров. Близкими к нему считаются финский, карельский и эстонский язык. Вепсский язык применяют только в быту, но ему обучают в образовательных учреждениях, а национальные коллективы сохраняют культуру вепсов. В 1991 году создана народная Вепсская волость, но затем упразднена из-за спада экономики в 2005 году.

Финны

Произошли от прибалтийско-финских народов. В 7 веке они заняли территорию Финляндии, вытеснив к северу и частично ассимилировавшись с саамами. В средние века и до 19 столетия, Финляндия подчинялась Скандинавии. До 17 столетия и с 18 столетия Карелия является частью России. У финнов и карелов происходили смешанные браки, потому что они беспрепятственно переходили границу.

Наплыв финнов на территорию Карелии начался с начала 19 века, после объединения Финляндии и России. Некоторые переселенцы приехали обратно после Октябрьской революции. В Карелии появилась новая финская диаспора. После Финской революции 1918 года, ее члены и их семьи выехали из страны. К 20 году осталось 990 коренных финнов. К 33 году их число увеличили иммигранты, приехавшие из Соединённых Штатов. В начале 30-х годов в Финляндии происходил экономический кризис, от притока беженцев число финнов увеличилось до 12 тыс. человек. Значительная часть финнов, главным образом из Северной Америки, уехала из России в 30-е годы. Оставшихся обвинили в отторжении Карелии и северо-западных территорий от России, для соединения их с территорией Финляндии. Под следствием в Карелии с 37 по 38 годы находились тысячи граждан финской диаспоры. Многих расстреляли, что резко уменьшило в Карелии число финнов.

До 1944 года Карелия была захвачена Финскими военными частями. После Второй мировой войны, большая часть финнов вместе с армией Финляндии уехала на родину. Для налаживания хозяйства в Карелию к 1950 году приехали ингерманландские финны. Ими была сформирована диаспора, но с началом 90-х годов многие финны вернулись на родину.

Русские

Русская нация осваивала Карелию с начала второго тысячелетия н. э. Заселившие северную часть новгородцы селились в Заонежье, на побережье Белого моря и Онежского озера. Появившихся поморов и заонежцев отличала культура и речевые особенности. Ремеслом поморов являлась добыча рыбы, производство соли, торговля. Они являлись искусными мореходами и торговали с северными странами и Россией. Их диалект произошел от языков Карелии и Норвегии. Жители Заонежья были искусными плотниками.

На земле Карелии начало распространяться русское население, ассимилировав значительную часть финно-угорских народов и обогатив их традициями бытовые условия и культуру.

Белорусы и украинцы

В 30-х годах 20 столетия началась индустриализация. Жители Украины и Белоруссии прибыли в Карелию строить объекты промышленности. Другая волна переселенцев, после Второй Мировой войны, прибыла в Карелию восстанавливать разрушенное хозяйство

Печем калитки в карельской деревне Кинерма, самой красивой в России. Фото: ИА "Республика" / Игорь Георгиевский

Сразу расставим точки над ā. На территории Карелии долгие века жили вместе несколько народов — каждый из них внес что-то свое в исторический облик республики. Самое большое влияние (помимо русских) оказали карелы, вепсы и финны.

Последнюю тысячу лет они жили бок о бок, обменивались культурными достижениями, смешивались — и в результате появились современные прибалтийско-финские народы, живущие в нашей республике. Однако внутри каждого из них есть отдельные группы. Иногда они различаются диалектом своего языка, иногда — местом проживания, а порой и тем и другим.

О вепсах и финнах в нашем проекте мы расскажем чуть позже, сегодня речь о титульном этносе: именно карелы дали название нашей республике.

Карелы

Немножко цифр. Сегодня компактные места проживания карелов — Олонецкий (53%), Пряжинский (32%) и Калевальский (36%) национальные районы. Доля карелов в республике — 7,1% (по переписи 2010 года — 45 530 человек).

В карельском народе ученые традиционно выделяют три группы, которые различаются прежде всего особенностями языка и местом проживания. Статистика их объединяет, но на территории нынешней республики живут ливвики, людики и собственно карелы.

Собственно карелы

На севере республики вот уже несколько веков живут люди, которые называют себя просто — «карелы». Ученые именуют их также «собственно карелы» или «северные карелы». Их язык наиболее близок к финскому, чаще всего его считают эталонным диалектом карельского.

Живут собственно карелы на территории Калевальского, Лоухского, Беломорского, Сегежского, Муезерского, Медвежьегорского (бывшего Паданского) районов.

Карелы-ливвики

В Олонецком районе и на части района Пряжинского исторически расселились карелы, именующие себя ливвиками. Живя в Приладожье, ливвики долгое время контактировали с вепсами и более западными племенами финно-угорского происхождения, поэтому их язык богат заимствованиями из вепсского и некоторых западно-прибалтийских языков.

Карелы-людики

В Пряжинском и Кондопожском районах живут карелы-людики. Их язык испытал самое большое влияние языка вепсского, также на его развитие повлиял собственно карельский диалект.

Карелы, конечно же, живут не только на территории республики. Значительная группа еще в средние века поселилась в Тверской области. Их самоназвание — тверские карелы, а язык их ближе всего к собственно карельскому. Живут карелы в Санкт-Петербурге, Мурманской и Ленинградской областях, в Москве.

Отдельный вопрос — карелы в Финляндии. В XX веке большую их часть окончательно ассимилировали финны, однако до сих пор в соседней стране, по некоторым оценкам, проживает до 25 тысяч карелов.

В мире на сегодняшний день насчитывается почти 90 тысяч карелов. Более 60 тысяч живут в России, около 25 тысяч — в Финляндии. В Карелии проживает 45 тысяч карелов, в Тверской области более 7 тысяч, остальные — в Санкт-Петербурге, Мурманской, Ленинградской и Новгородской областях, а также в Москве.

Карельский язык

Наталья Николаева, директор Олонецкого музея карелов-ливвиков, — карелка. На ливвиковском наречии говорит, хотя и не так свободно, как говорили в ее семье когда-то. Как ни жаль, считает она, но живой повседневный карельский уходит из жизни жителей Олонца.

Почти до конца двадцатого века на карельском люди говорили только дома. В 1940 году язык был лишен статуса официального и принудительно вытеснен из всех сфер применения, кроме бытовой.

К вопросу вернулись только после перестройки. В 1989-м власти Карелии официально утвердили алфавит карельского (ливвиковского наречия).

Единый алфавит карельского языка был утвержден постановлением правительства республики только в 2007-м. Спустя семь лет в него было внесено изменение: добавлена буква Cc.

На каком языке говорят и пишут сегодня коренные жители республики?

В Калевальском и Лоухском районах — на собственно карельском, близком к финскому. На юге и в центральной части — на ливвиковском и людиковском диалектах карельского языка.

Алфавит общий, лексика часто похожа, но говорят южные и северные карелы на разных наречиях.

Дом карельского языка

— Моя мама родилась в соседней Кинерме, — рассказывает Ольга Гоккоева. — Теперь в Кинерме живет моя сестра Надежда со своей семьей. Но выросли мы в Петрозаводске, сюда приезжали только на лето.

Помню, в детстве едешь на автобусе и слышишь только карельскую речь. И смех, постоянный смех! Такое ощущение, что все говорят одновременно, никто друг друга не слушает — все говорят и все смеются!

Сестры. Надежда Калмыкова и Ольга Гоккоева. Фото: Игорь Георгиевский

Карельский (как и финский) Ольга выучила уже в университете. Давно живет в Финляндии, но в Карелию приезжает всё время, и не только с сестрой повидаться. В Ведлозере Ольга построила дом. Не для себя — для жителей деревни. Дом карельского языка.

Деньги на Дом карельского языка собирают всем миром. Помогают кто чем может: один заявки на гранты пишет, другой калитки для туристов печет.

Никакого обязательного правила говорить здесь только на родном языке нет. Но Дом карельского языка в Ведлозере — это в последние годы настоящий национальный центр республики.

— У нас Дом карельского (не ливвиковского!) языка, — утверждает Ольга Гоккоева. — Мы не делим свой народ на ливвиков, людиков и собственно карелов. И работаем со всеми, хотим, чтобы люди слышали друг друга.

Я считаю, что без родного языка и без понимания, откуда ты идешь, очень трудно вырасти гармоничным человеком. Я, к примеру, в любой стране хорошо себя чувствую, даже если не знаю языка. Потому что знаю, кто я, знаю, откуда я.

И всегда гордо о своем происхождении заявляю. Потому и не ношу национальные костюмы: после пяти минут разговора со мной все знают, что я карелка!

Ольга Гоккоева. Фото: ИА «Республика» / Игорь Георгиевский

Наталья Воробей. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Карелов в проекте «100 символов Карелии» представляет Наталья Воробей, председатель Союза карельского народа:

— Сегодня карельский язык перебирается из деревни в город вместе со своими носителями. Из простого, бытового он превращается в язык общения творческой интеллигенции, и не только национальной.

На курсы ливвиковского и собственно карельского каждый год записываются и те, у кого есть национальные корни, и те, кто хочет глубже узнать историю и традиции нашей республики. Без языка это невозможно.

Карельский адаптируется к новым, современным реалиям: в «ВКонтакте» есть интерфейс на собственно карельском наречии, активно развивается Википедия на ливвиковском. Мы говорим на карельском на работе и в семье. А пока жив язык — живет и народ.

Наталья Воробей не карелка. Отец белорус, мама — русская, хотя и из вепсской деревни Ревсельга. Язык (собственно карельское наречие ) Наталья начала изучать в педагогическом училище, затем продолжила на факультете прибалтийско-финской филологии и культуры Петрозаводского университета.

— Но по-настоящему я заговорила только тогда, когда пришла работать на телевидение, в национальную редакцию. И поехала в командировки на север Карелии: в Калевалу, в Юшкозеро. В командировках я даже сны вижу на карельском.

А еще Наталья говорит на родном (уже родном!) языке с дочерью Тарьей.

— До трех лет, пока я была в декретном отпуске, говорила с ребенком только на карельском. И первый язык, на котором заговорила моя дочь, — это карельский язык.

Я понимаю, что это может остаться просто в семье, на уровне «давай попьем чаю / одевайся / пошли». Конечно, этого мало. И таскаю ее на все национальные мероприятия, чтобы слышала речь, чтобы было с кем поговорить. Ребенку было девять месяцев, когда я повезла ее в Лахти, в Финляндию, на Конгресс финно-угорских народов. Сейчас смотрю на эти фотографии — ну вот нормальная мама?!

Теперь в детском саду уже Тарья учит воспитателей карельскому языку. Сложила кубики — и объяснила всем, что построила KOTI.

Потому что koti — это дом.

Над проектом работали:
Мария Лукьянова , редактор проекта
Елена Фомина , автор текста
Игорь Георгиевский , фотограф
Николай Смирнов , фотограф
Борис Касьянов , фотограф
Владимир Волотовский , оператор
Илья Дедюшко , режиссер
Павел Степура , вёрстка
Елена Кузнецова , консультант проекта

Идея проекта — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте

Карелы принадлежат к уральско-юкагирской семье народов, к финно-угорской ее группе и прибалтийско-финской подгруппе, куда относятся также финны, вепсы, саамы, ижорцы и водь. Все перечисленные этносы, кроме финского, являются малочисленными или даже исчезающими, как ижора и водь, живущие в соседней Ленинградской области. Существуют различные версии происхождения карелов и их расселения на территории современной Карелии и европейской части России. К 9-10 векам главными этническими образованиями (племенами) к северу от славянских земель являлись чудь и весь (прародитель вепсов). Наиболее устойчивые раннесредневековые связи земель, примыкавших к реке Свирь, c землями Карелии зафиксированы на Олонецкой равнине и по восточному побережью Ладожского озера: от района Обжи на юге, до рек Видлицы и Тулоксы на севере. Олонецкие земли непосредственно примыкали к древнему Свирскому ареалу обитания веси по рекам Сясь, Паша, Оять. С 12 века известна народность корела, которая возникла на землях карельского перешейка и северо-западного Приладожья. Упоминания о древних карелах достаточно часты как в западно-европейских, так и древнерусских письменных источниках, в том числе древнескандинавских географических сочинениях, исландских сагах, шведских хрониках (древнейшая их которых относится к XIII-XIV векам) и даже буллах папы римского. И везде карелы выступают как конкуренты в освоении северных регионов, -пограничных с Норвегией. Формирование в северо-западном Приладожье легендарного государства Корела на долгое время вообще лишило западных соседей возможности захвата приладожских земель. Районы восточного побережья Ладоги оказались одной из зон встречи вепсской и карельской колонизации. Происходило постепенное сближение культур веси , корелы и коренного населения здешних мест. Карелы, как и другие прибалтийско-финские народы, весьма рано были втянуты в круг влияния славяно-русской культуры и истории, на той стадии, когда у них еще не сформировалось государственного строя. Войдя в состав Новгородского, а затем Российского государства, они так или иначе оказывались вовлеченными в ход политической и экономической жизни России. Бесконечные войны Великого Новгорода, а затем и российских государей из-за торговых путей, идущих на Восток через побережье Финского залива, разоряли нашу землю и вели к массовой гибели населения. Постоянно менялась и граница, что вызывало массовые миграции и усложняло этнический состав населения. Шведы нападали на карельскую землю вплоть до начала XIX века. Период же Смутного времени второй половины XVI - начала XVII веков, когда нас атаковали и шведы, и польско-литовские войска, был особенно сложным. По Столбовскому мирному договору 1617 года побережье Финского залива и Корельский уезд отошли к Швеции. Началась массовая миграция оттуда населения. Возникли сохранившиеся до сих пор поселения карелов под Тверью, близ Тихвина, на Валдае. Большая часть мигрантов из Корелы осела на территориях Заонежских погостов, в том числе и в наших местах, смешавшись с населением, уже живущим здесь. Именно в это время на широкой полосе между Онежским и Ладожским озерами возникают самостоятельные этнические группы карелов-ливвиков и карелов-людиков . Поскольку граница России и Швеции вплотную подошла к Олонцу, изменился и его статус. Олонецкий уезд стал форпостом России. Не будем подробно останавливаться на строительстве Олонецкой крепости в 1649 году - олончанам об этом известно многое. Заметим лишь, что оно привело к стягиванию в наш район карельского населения, что наряду с миграцией из Корельского уезда вело к объединению этнолокальных, разрозненных групп карелов. Так формировалась группа карелов, населяющих наш район и поныне. На протяжении многих веков складывался и карельский язык, в котором постепенно сформировалось три диалекта : собственно-карельский , людиковский и ливвиковский , на котором и говорят олонецкие карелы, исключая район села Михайловское, где проживают карелы-людики. Вот почему олончанину так сложно понять речь михайловцев. И -людиковский, и ливвиковский диалекты карельского языка имеют вепсскую основу, правда, в ливвиковском диалекте влияние вепсской речи менее ощутимо. Почему мы
не говорим на родном языке
Общеизвестно, что народ жив до тех пор, пока жив его язык. И сегодня мы, карелы, часто слышим упрек в том, что не говорим на родном языке. Но прежде чем упрекать, необходимо разобраться, почему так произошло. Это, скорее, не вина наша, а беда. Судите сами. Русское языковое влияние на олонецких карелов резко увеличилось еще в XVII веке, в период строительства крепости. Однако еще в XIX-начале XX века родной язык был главным средством общения карелов. Карелов, знающих два языка, насчитывалось сравнительно мало, в начале XX века - примерно 10%. Двуязычие никак не вытесняло родной язык. Но все изменилось после Октябрьской революции. В 1918 году еще выходит законодательное постановление о преподавании в школах на карельском языке. Однако в 20-30-е годы в руководство республики вошли в основном финны-эмигранты, частью добровольно покинувшие родину, частью насильно выдворенные из Финляндии после поражения там революционного движения 1918 года. Это были так называемые красные финны, считавшие карелов и финнов единым народом, а карельский язык - одним из восточных диалектов финского языка. Поэтому они считали целесообразным внедрять в официальную сферу и систему образования финский язык, а не содействовать становлению письменности на карельском языке. Большинство исследователей считают, что исключение родного языка из этих областей нанесло развитию карельского народа непоправимый вред. Началось противостояние так называемых «культурных» языков (русского и финского), имевших свою письменность, и «некультурных» (карельского и вепсского), у которых письменности не было. Вот основные вехи этого противостояния: Июль 1920 года - Первый Всекарельский съезд трудящихся объявил русский и финский языки «родными народными языками» жителей Карелии (у нас в районе - русский). Март 1922 года - Первая Карельская областная партийная конференция охарактеризовала идею создания карельской письменности как «шовинистическую, политически -неверную и вредную, используемую для одурачивания темных масс». Июль 1923 года - декрет ВЦИК, где появляются термины «карело-финский народ» и «карело-финский язык». Вторая половина 30-х годов - кампания по распространению русского языка и расширению общественных функций карельского. В 1938 году преподавание в школах с карельским составом учащихся переводится с финского на карельский язык. 1938 год - создание карельского письменного языка, максимально приближенного к русскому и освобожденного от норм финского как буржуазного. За основу взят ливвиковский диалект. 1 сентября 1940 года - Первый съезд ЦК республики принял решение об отмене преподавания в школах на карельском языке. Введен негласный запрет на использование карельского языка в учреждениях. 1939-1940 годы - Карельская АССР преобразована в Карело-Финскую ССР. Государственными языками вновь становятся русский и финский. В школах с карельским составом преподавание в очередной раз начинает проходить на финском языке. Надо ли говорить о том, что в период финской оккупации главным во всех областях жизни, разумеется, был финский язык? После войны детей вновь начинают обучать по-русски. По рассказам моего отца и других коренных жителей района старшего поколения я легко могу представить себе, каково было детям постоянно переходить с одного языка на другой. Разумеется, изучение ряда предметов вызывало вследствие этого большие трудности, закрывая при этом для большинства коренного населения двери высших учебных заведений. Вследствие этого противостояния языков вопрос о создании карельской письменности почти на полвека был снят с повестки дня. Такая языковая политика воспитывала у карелов отношение к родному языку как неперспективному и непрестижному. Происходила постепенная утрата навыков родной речи. В конце 60-х годов свободно умели говорить по-карельски 94% населения. Однако молодежь начала отдавать предпочтение русскому или сразу двум языкам. Принципиальные изменения в двуязычии карелов стали происходить на рубеже 1960-1970-х годов. Чем моложе были родители, тем реже они обращались к детям по-карельски. Так происходило и в моей семье. Родители и бабушка говорили между собой на родном языке, а со мной и моим братом исключительно на русском. Мне всегда было интересно узнать, о чем же говорят взрослые. Поэтому я довольно быстро научилась понимать по-карельски, но не говорить. Брат же вообще ничего из карельского языка не усвоил. Самое страшное, что массовый переход карелов с родного языка на русский приводил и к смене этнического самосознания. Мы стали ассоциировать себя с русской культурой, почти ничего не зная о карельской. И все-таки в 16 лет при получении паспорта я уверенно назвала себя карелкой, искренне считая, что, раз в семье все карелы, значит, и я принадлежу к этому народу. Однако сотрудница паспортного стола вежливо, но настойчиво объяснила, что поскольку я по-карельски не говорю, то должна быть записана как русская. Вот так я стала русской, имея в родословной одних карелов. Потом, правда, периодически пыталась поменять паспорт, чтобы изменить национальность, но «национальная» причина уважительной для смены документа не являлась. Хорошо, что в последнее время ситуация, связанная с отношением к национальным языкам, резко изменилась. Сейчас я уже немного говорю на родном языке, благодаря коллегам по Дому детского творчества, где изъясняться по-карельски престижно. Но не слишком ли поздно мы спохватились? Никакое преподавание карельского языка в детских садах, школах и даже вузах не поможет его возрождению, если на родном языке не будут говорить в семье.

Поскольку в наше время многое в образе жизни карелов изменилось, рассуждения мои по большей части будут основаны на путевых очерках А. Соборнова, Н. Лескова, М. Круковского, побывавших в Олонецком крае в конце XIX - начале XX века. Каждый из них, разумеется, видел карелов по-своему, но есть в их описаниях и много общего. Начнем с особенностей внешности. Чистокровные карелы - это, как правило, люди со светлыми мягкими волосами, светло-голубыми или серыми глазами. Цвет лица розоватый. У мужчин усы всегда светлее бороды. Как пишет Круковский, «карел хорошего среднего роста, вся фигура плотная, коренастая, а лицо всегда производит симпатичное впечатление. Некрасивых корел или отталкивающих лиц я почти не встречал, а дети в общем даже красивы… финский тип корела сгладился в некоторой степени славянской округлостью лица и большей подвижностью». В нашем районе мы и сейчас найдем немало местных жителей, полностью соответствующих данному описанию. Помню, как на одной этнографической конференции, проходившей в Петрозаводске, ведущая просила подняться с места представителей того или иного района республики. И только нас она угадала сама, сказав, что олончан легко отличить от других по внешнему виду. А теперь поговорим об особенностях нашего менталитета. Все названные выше этнографы замечали в карелах следующие черты. Во-первых, то, что характер карелов тихий, ровный, мягкий, миролюбивый. Они любят тишину и спокойствие. Не отсюда ли наше бесконечное терпение, о котором так много говорится в последнее время? Во-вторых, карелы доверчивы и гостеприимны. В этом и сейчас можно убедиться в любой из наших деревень, зайдя в гости к какой-нибудь бабушке-карелке. Вас тут же усадят за стол и начнут потчевать чаем с пирогами или с тем, что окажется припасено. Так было заведено и в моей семье. В детстве бабушка и мама всегда ругали нас с братом, если мы съедали все вкусное сразу. «А вдруг кто-нибудь зайдет, а у нас и на стол поставить нечего», - говорили они. Не напоить гостя чаем считалось позором. «При всей нищенской обстановке домашней жизни корелов вас невольно поражает страсть последних к чаю и кофе», - говорит А. Соборнов. Хороший чай и сейчас будет лучшим гостинцем для пожилой деревенской карелки. «Корел честен до мелочей, никогда не обманет и не обворует», - пишет Круковский, рассказывая о том, что забытые им в карельских деревнях вещи неизменно возвращались к нему, иногда даже за сотни верст. Общеизвестно, что свои дома карелы прежде никогда не закрывали на замок. Украсть что-то у ближнего было страшным грехом. Сейчас, конечно, оставить свою квартиру незапертой мы не можем, но меня просто умиляет метла или палка, до сих пор приставляемые к двери. Раньше это делали для того, чтобы люди знали, что хозяев нет дома. В наше время об этом скажет и замок. И все-таки сидит в нас многовековая привычка! Еще одна черта, присущая карелам, - трудолюбие. В карельских сказках вы едва ли найдете персонаж, подобный русскому Емеле, живущему «по щучьему велению». Карел привык полагаться только на себя. Как поработаю - так и жить буду. А жилось карелам не очень-то легко. Помню, как в бытность мою студенткой русские однокурсницы иногда в шутку бросали нам, олончанкам, «карел кору ел», не зная, что это не простая дразнилка, а истинная правда. Вот что по этому поводу в 1875 году пишет А. Соборнов: «Кореляк голодает. Обыкновенную пищу его составляют рыба, редька, репа да хлеб. По большей части кореляк употребляет хлеб, состоящий из ржи пополам с соломою или сосновой корою». На Олонецкой равнине, может, и жилось полегче: все-таки здесь многое можно вырастить, но все равно вся жизнь карела проходила в труде ради хлеба насущного в суровых условиях севера. Все исследователи подмечали такую черту характера карелов, как брезгливость, особенно в пище. Например, у Круковского читаем: «Корел не ест ничего, что для него ново, небывало, например, простой колбасы, которая уже своим видом производит на него отталкивающее впечатление… Он не ест зайца, считая его нечистым, не ест раков, куриц, даже куриные яйца ест только на пасху». Сейчас, конечно, эта особенность нашего менталитета как-то сгладилась. Но вот что поражает. Один из младших членов нашей семьи едва ли не с рождения отличался крайней брезгливостью, хотя черту эту в нем никто никак не воспитывал. Ел он только из посуды, начищенной до блеска, постоянно спрашивал, мыли ли мы руки перед едой, и т.п., никогда не ел ни печени, ни других внутренних органов животных. Мы все недоумевали, откуда в нем это, пока бабушка не рассказала, что у нее был родной брат, который вел себя точно так же. Видимо, чрезмерная брезгливость проявила себя на генном уровне. Люди других национальностей, живущие рядом с карелами, иногда совершенно справедливо укоряют последних в том, что они чрезвычайно суеверны. Упрек этот справедлив, хотя суеверия в карелах уживаются с верой. «Карел очень религиозен, до суеверия религиозен, хотя редко знает какую-нибудь молитву. Вся молитва его состоит из слов: «Господи, помилуй!», и в эти слова он вкладывает все, что он просит у Бога. Почти в каждой деревне есть если не церковь, то часовня, а кресты понаставлены везде: на перепутьи, вблизи дороги, на берегу озера или реки, в глухом лесу, даже в поле». Однако, «приняв христианство без понимания его, корел остался верен многим суевериям, которые держатся у него со времени язычества… и его молчаливость и замкнутость вероятнее всего можно объяснить нежеланием разгневать того или другого духа лишним словом, сказанным в недобрый час» (М. Круковский). Вот почему карелы старались не употреблять бранных слов (тем более - нецензурных), боясь накликать на себя беду. А суеверия действительно живут в нас до сих пор. Большая часть из них связана с основными этапами жизни человека: рождением, женитьбой, смертью. Вы и сами, бывая на похоронах, наверняка наблюдали, как какая-нибудь женщина постарше совершает какие-то таинственные обряды, смысл которых она и сама объяснить не может, - просто так повелось. Когда мы с братом были маленькие и болели, бабушка лечила нас заговорами, нашептывая что-то непременно по-карельски. Когда же родился мой сын, моя добрая свекровь, просвещенная современная женщина, исполнила целый обряд, первый раз помыв внука в бане. Позже, когда врачи не смогли справиться с аллергией у малыша, нам помогла одна мегрегская женщина, тоже производившая над ребенком какие-то таинственные действия. Думаю, таких примеров вы и сами можете привести немало. С точки зрения религии, суеверие - это грех. Но мне жаль, что люди моего поколения утратили многовековые знания, которые всегда помогали карелу выживать. Еще один упрек, часто звучащий в наш адрес, состоит в том, что карел может быть очень хитрым. А как же его простодушие, о котором речь шла выше? Вот что по этому поводу пишет А. Соборнов: «Кореляк некультивированный - бесхитростнейшее создание; кореляк же культивированный (окультуренный - прим . авт .) постоянно, при сношении с русскими, хитрит. Русские крестьяне при сношении с кореляками относятся к последним весьма часто с пренебрежением, преследуют насмешками и весьма нередко, пользуясь простодушием кореляков, надувают последних». Как тут не стать хитрецом? Вообще, о влиянии русских на карелов можно говорить много, чем мы и займемся в статье, посвященной русским, проживающим на территории нашего района. Когда-то они привнесли сюда все блага цивилизации, дав карелам возможность развиваться. Но была и другая сторона. Все этнографы в конце XIX - начале XX века отмечают абсолютную трезвость карелов. Алкогольные напитки если и употреблялись, то весьма умеренно, обычно на свадьбе. Покупалась одна бутыль, и из нее угощали в клети наиболее важных гостей. На стол бутыль не ставили. Тогда пить начали только те карелы, которые уходили из деревень на небольшие заводы, коих в наших краях было несколько. Окончательно все изменилось при советской власти. Много ли карелов-трезвенников мы найдем сейчас? Мой народ спивается даже быстрее других, потому что алкогольной традиции у него не было на протяжении долгих веков, и иммунитета на спиртное он выработать не успел. Можно попытаться восстановить культурные традиции, язык. Но как спасти генофонд карелов? Согласитесь, больно и обидно чувствовать себя представителем вымирающего народа. На этой грустной ноте, уважаемые читатели, позвольте пока попрощаться с вами до следующей статьи.