История Испании: от пещерного человека до изгнания мавров. Что строили мавры? Готы и завоевание испании маврами

В 711 г. одна из вестготских группировок призвала на помощь арабов и берберов из северной Африки, которых впоследствии назвали маврами. Мавританским корпусом руководил генерал Тарик ибн Зияд (название Гибралтар происходит от его имени - «Скала Тарика»). Завоевание полуострова маврами всего за несколько лет - удивительный пример быстрого распространения ислама (только в 622 г. Мухаммед покинул Мекку, а к 705 г. его последователи уже правили всей северной Африкой). Несмотря на отчаянное сопротивление вестготов, через десять лет незавоеванными остались лишь горные области Астурии. 

Победа арабов в битве на р.Гуадалете в Южной Испании 19 июля 711 и гибель последнего короля вестготов Родериха два года спустя в битве у Сегоюэлы предрешили судьбу вестготского королевства. Арабы стали называть захваченные ими земли Аль-Андалуз. До 756 они управлялись губернатором, который формально подчинялся дамасскому халифу. В том же году Абдаррахман I основал независимый эмират, а в 929 Абдаррахман III присвоил себе титул халифа. Этот халифат с центром в Кордове просуществовал до начала 11 в. После 1031 Кордовский халифат распался на множество мелких государств (эмиратов).

В известной мере единство халифата всегда было иллюзорным. Огромные расстояния и трудности сообщения усугублялись расовыми и племенными конфликтами. Между политически господствовавшим арабским меньшинством и берберами, составлявшими большинство мусульманского населения, сложились крайне враждебные отношения. Этот антагонизм еще больше обострился из-за того, что лучшие земли доставались арабам. Положение усугублялось наличием прослоек мулади и мосарабов - местного населения, в той или иной степени испытавшего мусульманское влияние.

До середины VIII в. мавританские территории входили в состав халифата Омейядов, к этому же времени относится происхождение названия мавританского государства Аль-Андалус, территория которого то увеличивалась, то уменьшалась, в зависимости от успехов Реконкисты.

В 756 г. Абдарахман I Омейяд провозгласил независимый Кордовский халифат, расцвет которого пришелся на правление Абдарахмана III, провозгласившего себя халифом новой Западной исламской империи. Господство мавров нельзя назвать просто завоеванием полуострова. Мавры были очень терпимы к христианам и иудеям, предоставляли автономию различным областям и внесли огромный вклад в развитие испанской культуры, создав неповторимый стиль в архитектуре и изобразительном искусстве. В начале XI в. после смерти диктатора Мансура Арабский халифат распался на множество мелких независимых халифатов и королевств.

Еще две волны завоевателей из северной Африки вторгались на полуостров в XI и XII вв. (Альморавиды и Альмохады), но после победы христиан над Альмохадами в 1212г. при Лас-Навас-де-Толоса сохранилось лишь последнее исламское государство на Пиренейском полуострове - Гранадский эмират, просуществовавший до 1492 г.

Арабское владычество в Испании в VIII—XI вв.

После того как Вестготское королевство пало под ударами мусульман-арабов и африканских берберов («мавров»), Испания почти целиком вошла в состав Арабского халифата. Только на крайнем севере, в горах Астурии, возникло небольшое вестготско-испанское христианское королевство (718 г.).

Утвердившаяся в Испании племенная знать арабов и берберов, завладевшая земельным фондом и феодализировавшаяся, тяготилась зависимостью от далёкого Халифата и необходимостью делиться с халифом своими доходами. В 743 г. берберские племена в Испании восстали против халифа. Этим воспользовалось королевство Астурия и продвинуло свою границу до реки Дуэро. После падения власти династии Омейядов в Халифате (750 г.) и прихода к власти Аббасидов один из уцелевших Омейядов — Абд-ар-Рахман бежал в Испанию. Ему удалось привлечь там на свою сторону арабскую и берберскую знать и основать независимый эмират (Омейяды правили в Испании с 756 по 1031 г.).

Вначале арабское завоевание Испании мало изменило в ней положение крестьянства. Первое время подати крестьян были даже несколько уменьшены. Однако постепенно арабские и берберские землевладельцы, захватившие земли вестготских феодалов, королей и церкви, стали усиливать эксплуатацию крестьян. Государство взимало с них налоги, а арабские землевладельцы требовали от крестьян выполнения различных феодальных повинностей.

Обосновавшиеся в Испании арабы продолжали сохранять связи с более культурными странами и народами Передней Азии и много заимствовали у них. В занятых арабами частях Испании начали возделывать новые сельскохозяйственные культуры: рис, финиковую пальму, гранатовое дерево и сахарный тростник; кроме того, стало более широко применяться орошение, было введено шелководство, расширилось виноградарство, получило большее распространение овцеводство. В то же самое время улучшились обработка металлов и ткацкий промысел, развилось горное дело.

Очень большое значение для экономического и культурного развития Испании под арабским владычеством имел рост городов, основанных ещё в древности и сохранившихся во время вестготского завоевания (Севилья, Кордова, Валенсия, Гранада, Толедо). В Кордове в X в. насчитывалось 113 тыс. домов и около 500 тыс. жителей.

Этнический состав населения арабской Испании был очень пёстрый. Здесь жили испано-римляне, вестготы, арабы, берберы, евреи. Некоторые из испано-римлян приняли ислам (так называемые муеаллады), частью сохранив свой романский язык, другие же усвоили арабский язык, сохранив христианскую веру (так называемые мосарабы). Сначала завоеватели соблюдали полную веротерпимость, но уже в середине IX в. имели место вспышки мусульманского фанатизма, участившиеся с XI в.

Развивавшийся в Кордовском эмирате процесс феодализации приводил к тому, что арабские и берберские феодалы всё сильнее эксплуатировали побеждённое население (крестьян и горожан), даже те его группы, которые приняли ислам. Тяжёлый гнёт завоевателей и их религиозный фанатизм приводили к неоднократным восстаниям покорённого населения. Особенно значительным было восстание испано-римского крестьянства в горной области Ронды, начавшееся в 880 г. Во главе этого восстания встал выходец из рядов вестготской знати Омар ибн Хафсун, по основная масса восставших состояла из крестьян. Захватив большую территорию, Омар ибн Хафсун в течение 30 лет управлял ею как независимый государь.

Борьба между арабскими феодалами и местным крестьянством продолжалась и после подавления этого восстания. В результате происходил постоянный отлив местного населения из деревень и городов на север, где сохранились независимые от арабов испано-христианские области.

Наибольшего политического могущества Кордовский эмират, переименованный в 929 г. в Кордовский халифат, достиг при халифе Абд-ар-Рахмане III (912—961). На время были усмирены арабские и берберские провинциальные феодальные клики, в результате чего удалось достигнуть значительной централизации управления. Флот Кордовского халифата в этот период господствовал в западной части Средиземного моря.

Но во второй половине X в. вновь усилилась борьба между двумя основными группировками класса феодалов — служилой знатью, связанной с центральным государственным аппаратом, и провинциальной знатью. Последняя опиралась на феодальное ополчение. Чтобы не зависеть от этого ополчения, кордовские халифы создали постоянную гвардию из рабов (мамлюки, иначе гулямы), которые большею частью происходили из славян или других племён и народностей Восточной Европы и сбывались в Испанию работорговцами. Всех этих молодых воинов из рабов в арабской Испании называли славянами (по-арабски «ас-сакалиба»). Гвардия мамлюков сначала была опорой кордовских халифов, но к XI в. эти гвардейцы превратились в фактических вершителей их судеб.

С начала XI в. рост крупного феодального землевладения за счёт мелкого привёл к усилению крупных арабских и берберских владетелей. Возросли и их центробежные стремления. Со второго десятилетия XI в. начались феодальные междоусобные войны, которые способствовали падению Кордовского халифата Омейядов (1031г.). На его месте образовалось несколько десятков эмиратов и княжеств (Севилья, Гранада, Малага, Валенсия, Барселона и др.) с династиями арабского и берберского происхождения, а также с династиями, родоначальники которых происходили из гвардии мамлюков.

Культура Испании в IX —XI вв.

В первые века после арабского завоевания одним из центров развития раннссредневековой культуры стала Андалусия. В начале VIII в. завоеватели Испании — североафриканские арабы и берберы, в большинстве кочевники, по культурному уровню стояли не выше испано-римского населения. Но в дальнейшем арабская Испания, вошедшая в комплекс завоёванных арабами стран, восприняла достижения той культуры, которая сложилась в мусульманских странах в результате усвоения и переработки наследия иранской, среднеазиатской, западноримской и византийско-сирийской культур. К тому же культура Андалусии не была культурой замкнутой арабской верхушки, а развивалась в самом тесном взаимодействии с культурой коренного населения Испании. Всеми этими обстоятельствами и объясняется расцвет испано-арабской культуры в IX—XI вв.

Арабский архитектурный стиль, утвердившийся прежде всего в Кордове и Гранаде, подвергся влиянию складывавшегося местного романского стиля, а впоследствии сам повлиял на романские, и готические постройки в отвоёванных у арабов землях («Ворота солнца» в Толедо, сооружения в Авиле, Саламанке XI—XII вв. и др.). Из памятников архитектуры в арабской Испании в период раннего средневековья особенно выделялась соборная мечеть в Кордове, достроенная окончательно в X в.

Взаимодействие арабской и испанской культуры сказалось и в поэзии. Литературным языком в арабской Испании в IX—XI вв. не только для мусульман, но и для местных христиан являлся классический арабский язык. Однако наиболее значительный андалусский поэт Ибн Кузман (родился около 1080 г.) отказался от традиционных условностей старой арабской поэзии. Он писал на простом, близком к разговорному языке с большим количеством испанизмов, осмеивая в своих стихах ислам и воспевая наслаждение жизнью. Большое влияние на андалусскую культуру оказали достижения передовой в то время арабоязычной переднеазиатской и среднеазиатской культуры, труды выдающегося учёного Мухаммеда ибн Мусы Хорезми (IX в.) и великого мыслителя Ибн Сины (Авиценны).

В высших школах Кордовы в X в., помимо мусульманского богословия и права, преподавались философия, математика, астрономия, физика и медицина. Сюда приезжали учиться и из стран Западной Европы, и из стран Передней и Средней Азии. В библиотеке халифа Хакама II (961—976) в Кордове находилось до 400 тыс. рукописей. В Кордове же переводились научные труды с древнегреческого на арабский язык. Начиная с XI в. в арабской Испании велась большая работа и по переводу на латинский язык сохранившихся в арабских переводах трудов древнегреческих авторов. Это дало возможность западноевропейским учёным-схоластам впервые полностью ознакомиться с данными произведениями. 

Завоевание Испании арабами и Реконкиста

Много ли мы знаем об этом драматическом периоде в истории Европы? очень мало. А сегодня можно прочесть в сети версии, которые отражают не христианский, а мусульманский взгляд -- мол, арабское завоевание было благом для отсталого Пиринейского полуострова. Кое-кто даже договорился до того, что просвещенному халифату следовало завоевать и всю Европу...
Считаем принципиально важным дать трезвую оценку многовековой тяжелейшей борьбе европейских народов с мусульманскими захватчиками.
-------------

К 40—60-м годам V в. после падения Римской империи вся Испания оказалась занятой «варварскими» племенами вестготов, свевов и вандалов, перешедшими через Пиренеи. Вандалы переправились далее в Северную Африку, вестготы и свевы остались в Испании, которая была в конце V в. при вестготском короле Эйрихе (466-—485) включена в состав обширного Вестготского государства (Вестготская марка). Оно занимало, кроме Испании, всю Южную Галлию до Луары на севере, Бискайского залива на западе, Средиземного моря и реки Роны на юго-востоке. Память о Вестготской марке осталась в названии провинции Каталония (Готолония).

В VIII веке, в перод раздоров и ослабления Вестготского государства на Пиренейским полуострове началось мусульманское завоевание. Мусульмане продвигались в общем, успешно, хотя и встречая местами очень упорное сопротивление.
Хотя некоторые графы и покорились, другие продолжали доблестно сражаться. Астуры и готы укрылись в неприступных горах Пикос де Эуропа и, спустя некоторое время, покинув свое убежище, нанесли арабам жестокий удар. Известна такая характерстика, данная испанцам врагами: «Они как львы обороняют свои крепости и подобно орлам кидаются в сечу на боевых конях. Они не упускают ни малейшей возможности, если она для них благоприятна, и, будучи разбиты и рассеяны, они скрываются под защиту неприступных теснин и лесов, чтобы затем еще с большей отвагой ринуться в бой».
Правитель Аль-хурр считал, что завоевание полуострова уже закончено и что сопротивление испанцев преодолено в ходе семилетних боев (712—718 гг.). Поэтому он перешел Пиренеи и вторгся в Галлию. Однако Аль-хурр заблуждался. Именно в это время против арабских завоевателей началась новая и при этом не оборонительная, а наступательная война.
Арабы не очень торопились обращать испанцев в свою веру. Они обложили христиан тяжелыми налогами, им было выгодно грабить местное население.
Но уже в середине IX в. имели место вспышки мусульманского фанатизма, участившиеся с XI в.
Развивавшийся в Кордовском эмирате процесс феодализации приводил к тому, что арабские и берберские феодалы всё сильнее эксплуатировали побеждённое население (крестьян и горожан), даже те его группы, которые приняли ислам. Тяжёлый гнёт завоевателей и их религиозный фанатизм приводили к неоднократным восстаниям покорённого населения. Особенно значительным было восстание испано-римского крестьянства в горной области Ронды, начавшееся в 880 г.
Борьба между арабскими феодалами и местным крестьянством продолжалась и после подавления этого восстания. В результате происходил постоянный отлив местного населения из деревень и городов на север, где сохранились независимые от арабов испано-христианские области.
Реконкиста началась сразу же после завоевания большей части Пиренейского полуострова арабами в первой половине VIII века.
Летом 718 года знатный вестгот Пелайо, предположительно бывший телохранитель короля Родериха, находившийся в заложниках в Кордове, вернулся в Астурию и был избран первым королём Астурии. В 722 году в Астурию эмиром Андалусии был направлен карательный отряд под командованием Алькамы. С карателями находился и епископ Севильи или Толедо Оппа (брат Витицы), призванный убедить Пелайо сдаться. Алькама, двигаясь через Тарну по берегам реки Налин, прибыл в Лукус Астурум. Оттуда арабы проникли в долину Ковадонга в поисках христиан. Однако отряд Алькамы был встречен христианами в ущелье и разбит, а сам Алькама погиб.
Когда известие о гибели отряда Алькамы достигло Мунусы, он оставил Хихон со своим отрядом и двинулся навстречу Пелайо. Сражение произошло у деревни Олалья (около современного Овьедо), где отряд Мунусы был полностью уничтожен, а сам Мунуса убит. С этого момента историки отсчитывают начало Реконкисты.
В 721 году армия аль-Самха двинулась к Тулузе и осадила её. Освобождать её пришлось герцогу Аквитанскому Эду. Герцог не располагал достаточными силами, чтобы встретиться с арабской армией в открытом сражении, однако ему удалось застать арабскую армию врасплох. 9 июня 721 года он разбил противника, причём вали был смертельно ранен, после чего остатки его армии бежали, сняв осаду с города. Остатки арабского войска, осаждавшего Тулузу, укрылись в Нарбонне.
Но уже через несколько лет арабы начали новую наступательную кампанию в Аквитании. В 725 и 726 годах герцог Аквитанский дважды разбивал армию нового вали(наместника) — Анбасы ибн Сухайм аль-Калби, — причём сам вали в 725 году был убит стрелой при переправе через Рону.
В это время у берегов Испании появились корабли североевропейского народа — норманнов. Норманны, нападая на прибрежные районы, столкнулись с маврами. В конце VIII в. норманны выступают в войне против мавров в качестве вспомогательных войск Альфонса Целомудренного.

Драматичным был захват арабами Пиренееев.
Вали Абд ар-Рахман смог собрать огромную армию, он рассчитывал продолжить завоевания, начатые его предшественниками. Он разделил армию на две группировки. Одна армия Абд а ар-Рахмана вторглась из Септимании и дошла до Роны, захватив и разграбив Альбижуа, Руэрг, Жеводан и Веле. Легенды и хроники говорят также о разрушении маврами Отёна и осаде Санса. Но в отличие от своих предшественников, которые нападали на Франкское государство с востока, Абд ар-Рахман нанёс основной удар с запада.
Пройдя Пиренеи через Ронсевальский перевал, он вначале подавил сопротивление баскских горцев, застав их врасплох. Далее он двинулся по старой римской дороге в направлении на Бордо. По дороге он опустошил провинции Бигорр, Комменж и Лабур, разрушил епископские города Олорон и Лескар, а также захватил Байону. Затем были разрушены Ош, Дакс и Эр-сюр-Адур, сожжены аббатства Сен-Север и Сен-Савен.
Армия Абд-аль-Рахмана задержалась возле Бордо, чтобы разграбить близлежащую местность. Сам город был захвачен и разорён, его окрестности полностью опустошены. По франкским хроникам, церкви были сожжены и большая часть жителей истреблена. «Хроника Муассака», «Мосарабская хроника» и арабские историки не говорят ничего подобного, но некоторые из них дают понять, что штурм Бордо был одним из самых кровавых. Неизвестно, какое значительное лицо, неясно обозначенное графом, было убито в числе других, вероятно, бургграф города.

Прибыв в Пуатье, мавры нашли ворота запертыми, а горожан на стенах, в полном вооружении и с решимостью смело защищаться. Взяв город в осаду, Абд эль-Рахман взял одно из его предместий, где находилась знаменитая церковь святого Гилария, и разграбил её вместе с близлежавшими домами и в заключение поджег, так что от всего предместья осталась куча пепла. Но этим и ограничился его успех. Храбрые жители Пуатье, заключённые в своём городе, продолжали мужественно держаться.
Между тем Эд и Карл Мартелл смогли объединиться и собрать армию. Противники встретились между Туром и Пуатье. Ни точное место, ни дата сражения до сих пор историками однозначно не установлены, по превалирующей в настоящий момент версии битву относят именно к октябрю 732 года. Эта битва вошла в историю как битва при Пуатье (или битва при Туре).
Итогом этой битвы стал разгром арабской армии и гибель Абд ар-Рахмана. Остатки арабской армии воспользовались наступившей ночью и бежали.
Армия арабов откатилась на юг за Пиренеи. В последующие годы Мартелл продолжил их изгнание из Франции.

Первый этап реконкисты (VIII—XI вв.) закончился при кастильском короле Альфонсе VI завоеванием города Толедо, который до арабского вторжения был столицей вестготского королевства. К этому времени (1085 г.) Леон и Кастилия объединились под властью одного короля и это единое королевство сильно расширило свою территорию, особенно после овладения бассейном реки Тахо. За арабами осталась лишь часть Пиренейского полуострова к югу от течения рек Тахо и Гвадианы. На северо-востоке владения арабов в конце XI в. простирались до границ Арагона.

Немного хронологии:
759 г. — Пипин Короткий берет Нарбонну. Династия Омейядов изгоняется из Франции в аль-Андалус.
791—842 гг. — царствование Альфонсо II Астурийского. Многочисленные стычки христиан и мусульман идут с переменным успехом, однако в конце концов христианам удается закрепиться на берегу реки Дуэро.
874 г. — Вифредо Мохнатый, граф Барселонский, добивается фактической независимости от франков и приступает к активному противодействию маврам, чьи владения располагаются к югу и юго-западу от современной Каталонии. Так возникает новый очаг Реконкисты.
905—925 гг. — баскский король Санчо Гарсéс укрепляет Королевство Памплонское. Это ещё один форпост Реконкисты на северо-востоке полуострова.
1000—1035 гг. — консолидация другой части христианской Иберии. Санчо III Великий, король Наварры, расширяет границы своих владений на юг. Правда, после его смерти многие его достижения вновь утрачены. Начинаются регулярные паломничества христиан к мощам в Сантьяго-де-Компостела.
1031 г. — распад Кóрдовского халифата.
Около 1030 по 1099 г. — жизнь и подвиги графа Руя Ди́аса де Бивара по прозвищу Сид Кампеадор, легендарного воина Реконкисты, героя эпической «Песни о моём Сиде», а также многочисленных позднейших произведений Корнеля, Гердера и других.
Около 1140 г. — появление испанского национального эпоса «Песнь о моём Сиде».
1151 г. — третья и последняя волна мусульманского вторжения в Испанию. На сей раз пришли Альмохады («объединенные») — приверженцы особого учения внутри ислама, известного как «унитаризм». Проявления крайнего исламского фанатизма. Гонения на христиан.
1162 г. — Альфонсо II Арагонский становится одновременно графом Барселонским. Таким образом, северо-восточный «угол» Испании также объединен в мощное государство.
1195 г. — последнее тяжелое поражение христиан в ходе Реконкисты — сражение при Аларкосе. Альмохадские войска напали на спящий кастильский лагерь.
16 июля 1212 г. — кульминационный момент Отвоевания. Знаменитая битва при Лас-Нáвас-де-Толóсе. Объединённые кастильско-леонские, наваррские, арагонские, португальские войска громят мусульманскую армию. В бою также принимали участие многие рыцари, прибывшие со всех концов христианского мира.
Во время Крестовых походов борьба против мавров воспринималась как борьба за весь христианский мир. Рыцарские ордены, такие как тамплиеры, были созданы для борьбы с маврами, а Папство призывало европейских рыцарей к борьбе с сарацинами — так в то время в Европе называли арабов — на Пиренейском полуострове.
1309 г. — Фернандо IV Кастильский (1295—1312 гг.) водружает христианское знамя на мысе Гибралтар.
1469 г. — Изабелла I Кастильская и Фернандо (Фердинанд) II Арагонский заключают брачный союз. Фактическое основание Королевства Испании, установление абсолютной монархии.
2 января 1492 г. — падение Гранады и бегство последнего эмира Гранады Боабдиля. Фердинанд и Изабелла отказываются от титула монархов трех религий и провозглашают себя Католическими королями. Мусульмане и евреи, не желающие обращаться в христианскую веру, изгоняются из Испании, a остальным вменяется принять католичество.
------

Во время реконкисты небольшие раннефеодальные государства северо-западной и северо-восточной части Пиренейского полуострова (Астурия, Галисия, Леон, графство Португальское, Кастилия, Арагон, графство Барселонское, княжество Наваррское и др.) стали сливаться и расширяться. В результате этого процесса выросли такие большие государства средневековой Испании, как Кастилия, Арагон и Каталония. В ходе реконкисты закладывались и основы будущих народностей — испанской и португальской.
В реконкисте участвовали все классы складывавшегося феодального общества, существенной движущей силой этой освободительной борьбы было крестьянство. При продвижении на юг крестьяне Северной Испании заселяли вновь отвоёванные земли, которые были опустошены постоянными войнами, и, таким образом, реконкиста приобретала одновременно характер колонизационного движения. Переселяясь в пограничные области, многие крестьяне добивались личного освобождения от крепостной зависимости.
Легендарныи героем той эпохи испанцами почтается непобедмый полководец Эль Сид Кампеадор - Родриго Диас де Вивар.
Меч Сида, обладающий, согласно преданиям, мистическй силой, именовался Тисона. После смерти Сида в 1099 году он попал к предкам короля Фердинанда II Арагонского. В 1516 году Фердинанд II пожаловал меч маркизу де Фальсес за преданную службу испанской короне. По легенде, маркиз мог сам выбрать себе дар, однако предпочёл меч землям и дворцам. Считается, что меч являлся в роду маркизов де Фальсес самой ценной семейной реликвией и поэтому сохранился до наших дней. В 1944 году с разрешения владельцев меч был выставлен для экспозиции в Королевском военном музее Мадрида и находился там следующие 63 года. В 2007 году юридический обладатель меча, маркиз Хосе Рамон Суарес продал меч в собственность региона Кастилия и Леон. Власти региона передали меч в собор города Бургос, где он в настоящий момент экспонируется рядом с могилой Сида.

Страница 3 из 15

Почему мавры вторглись в Испанию?

В VIII в., ко времени вторжения мавров, Готия почти развалилась сама по себе из-за внутренних раздоров. Настоящих готов здесь было не много, и смешиваться с испано-римлянами и горцами они не хотели. Готы часто сражались между собой за трон и за 300 лет успели надоесть своим подданным. Кроме династических споров готы затевали и религиозные.
Как и большинство испано-римлян, готы были христианами, правда, исповедовали они арианство, учение, которое христианская церковь признала ересью еще в 325 г. Но в 587 г. король готов Рекаред объявил свою страну католической. В северных частях начались восстания за старую веру. Они продолжались до конца VII в., когда воцарился король Витица, симпатизировавший арианам. В 709 г. Витица умер, и готы-католики объявили королем Родериха (Родриго), графа южной области Бетики.
Но в роду Витицы еще оставались мужчины - два его брата, генерал Сисберт и епископ Севильи Оппас, и четыре сына, один из которых, Агила, должен был унаследовать трон.
Дети Витицы подняли восстание. Король Родерих оказался более удачливым полководцем, и сыновьям Витицы срочно потребовалась военная помощь. По некоторым сведениям, они попросили ее у ариан, живших в Северной Африке, в Магрибе. На просьбу откликнулись не только берберы-ариане, но и мавры, то есть арабы и берберы-мусульмане.

Каталонский пейзаж с похожим на крепость бенедиктинским монастырем XI в. Сант-Пере-де-Рода. Его строители, несомненно, были знакомы с мавританской архитектурой.

Как говорит легенда, у них был еще один повод вторгнуться в Испанию.
Дело в том, что вместе с берберами Магриба мусульманам подчинился правитель маленькой области Сеута по имени Юлиан. Сеута находилась в Северной Африке, но принадлежала готам. И как раз незадолго до того, как сдаться арабам, Юлиан послал ко двору готского короля свою дочь на учебу. Однажды, когда она купалась в реке Тахо, король Родерих выглянул из окна замка, пленился красотой девушки и похитил ее.
Но она не пожелала стать его женой и покончила с собой. Юлиан решил отомстить Родериху и подговорил мусульман свергнуть его с трона.

Как мавры впервые столкнулись с готами?

Поначалу осторожный эмир Магриба Муса ибн Нусайр направил в Готию разведку. Четыреста воинов переправились через пролив, ограбили прибрежные деревни и вернулись с добычей. Король готов Родерих был так занят борьбой с горцами-арианами на севере своей страны, что даже не заметил этого.
Тогда весной 711 г. Муса ибн Нусайр послал в Готию Тарика ибн Зияда (? - ок. 720), правителя магрибского города Танжера. (Тарик был персом и прославился в битвах с берберами. Его описывают как высокого рыжего человека с одним глазом. Он оставил свое имя на карте: пролив Гибралтар - это искаженное Джебельаль-Тарик, гора Тарика.) Он отправился с 7 тысячами воинов, в основном берберов. Небольшое войско беспрепятственно заняло в Готии один город, и Тарик даже успел основать свой город - Альхесирас.
Муса прислал ему подкрепление - еще 5 тысяч берберов.
Первым, кто оказал вооруженное сопротивление маврам, был гот Теодемир, граф одной южной области. Потерпев поражение, он послал весть Родериху: «В нашу страну вторгся народ, которого имя и происхождение я не знаю. Я не могу даже сказать, откуда они пришли, с неба ли свалились или вышли из преисподней».
Родерих, приостановив борьбу с бунтовщиками на севере, поспешил навстречу завоевателям. Единственная большая битва состоялась на берегу реки Гвадалете 19 июля 711 г.
У готов было 90 тысяч воинов, а у мавров - всего 17 тысяч. С боевым кличем «Гвала! Гвала!» воины Тарика бросились на готов. Тут Родериха предали братья покойного короля Витицы епископ Оппас и генерал Сисберт, которые возглавляли два крыла его войска. Битву готы проиграли, а Родерих, скорее всего, погиб.

«Рождество» и «Поклонение волхвов» (каталонские фрески XII в.). Ученые считают, что на эту живопись большое влияние оказали миниатюры мосарабов (христиан - поклонников арабской культуры).

Легенда говорит, что он мог бы и победить, если бы не нарушил священный запрет - не отворил двери «гробницы Геркулеса». Она была своего рода талисманом страны. Пока она оставалась закрытой, враг не мог проникнуть на ее землю. Поэтому 27 готских королей до Родериха не смели открывать ее двери, каждый только вешал свой новый замок.
Запер «гробницу» еще в глубокой древности некий король-мудрец.
В одной из ее комнат висела картина: всадники - половина в тюрбанах, а половина лысые и в звериных шкурах - на маленьких лошадях.
Пока Родерих пытался понять, что это за люди, до него донесся шум боя и крики - они исходили от картины. Король увидел кровавую битву каких-то чужаков со своими воинами, а потом и свою лошадь, но уже без себя самого.
А когда потрясенный увиденным Родерих вышел из гробницы, он получил страшную весть от графа Теодемира. Тарик ибн Зияд должен был лишь провести разведку. Но, сам того не зная, он полностью разгромил армию готов. Оставалось только занять страну.

Как была завоевана Испания?

Испанию мавры завоевали всего за три года. И этого почти никто не заметил! Просто через три года в стране, где жили 8 млн. человек, у власти вместо 80 тысяч готов оказались 20 тысяч мавров, которые саму страну вместо Испании стали называть Андалусом. Большинство испано-римлян оставили это «происшествие» без внимания.
Сражений было не много. Большую часть полуострова завоевал Тарик ибн Зияд, но летом 712 г. сюда прибыл с войсками и эмир Магриба Муса ибн Нусайр, обеспокоенный тем, как бы его подчиненный один не захватил целую страну. Почти не встречая сопротивления, мавры прошли по всему полуострову.
Их сопровождали войска Оппаса и Сисберта, братьев покойного короля Витицы. Гарнизоны городов разбегались, а там, где оставались на месте, горожане, и прежде всего евреи, которым сильно досталось при последних готских королях, встречали мавров как освободителей.
Большой город Кордову в октябре 711 г. брал малый отряд арабов, посланный Тариком. Кордову защищал старый генерал Пелиста, воевавший при Гвадалете. По легенде, за него сражалось всего 400 ветеранов, против - 700 арабов. Предатель-пастух показал арабам, как перелезть через стену: один из воинов залез на нее по пальме и, размотав тюрбан, поднял остальных, как на веревке. Внутри города защитники продержаться не могли - они укрылись в церкви и сидели там, пока арабы не нашли источник, из которого к ним поступала вода. Этот источник начинался в горах, и когда арабы завалили его, защитникам Кордовы не оставалось ничего другого, как сдаться.

Взятие Кордовы. Когда наступила ночь, предатель пастух показал арабам, как перелезть через стену. Поэтому они смогли тайно войти в город.

Столица Готии - Толедо мог защищаться сколь угодно долго, так как находился на очень выгодном месте, в центре Кастильского нагорья. Но его гарнизон бежал, а жители предпочли не сопротивляться, а молиться в церкви о своем спасении.
Дети короля Витицы, восставшие против короля Родериха, заключили с Тариком договор; они отказывались от трона, а взамен получали жизнь и земли в окрестностях Севильи, Кордовы и Толедо. На эти условия согласились три принца (четвертый, наследник отца Агила, погиб в одной из первых стычек с маврами).
Когда готы убедились, что мавры не обманули принцев, они бросились сдаваться целыми толпами. Граф Теодемир, тот, что первым столкнулся с маврами, тоже сдался. Область, которой он правил и которую мавры оставили ему, до сих пор называется Тудмир.
Не покорились лишь северные горные области. Туда бежали все те, кто не пожелал подчиниться маврам.
К сентябрю 713 г. завоевание полуострова почти закончилось.
Муса ибн Нусайр торжественно въехал в бывшую столицу готов Толедо, объявил Испанию собственностью халифа и послал весть в Дамаск:
«Здесь небо по своей прозрачности и красоте напоминает небо Сирии, мягкостью климата даже Йемен выше не стоит; богатством цветов и тонкостью ароматов эта страна вызывает в памяти пышную Индию. Она соперничает с Египтом плодородием своей земли, с Китаем - разнообразием и прелестью своих минералов».
Халиф с радостью принял во владение новую страну. В Кордову был назначен эмир, и всю страну называть Андалусом, а позднее - Кордовским эмиратом.

Поединок мавра и христианина. Основой рисунка для ковра послужила роспись в Зале королей в Альгамбре, королевском дворце в Гранаде. В левой руке мавра адарга - знаменитый мавританский двойной щит.

Как часто мы употребляем слова и даже не задумываемся об их значении? Многие из них становятся настолько привычны, что со временем теряют первоначальный смысл. В литературных источниках восемнадцатого и девятнадцатого века довольно часто употребляется слово "мавр". Это какая национальность? Откуда пошло это название? И почему оно так редко встречается сейчас? Мы ответим на все ваши вопросы по этой теме.

Мавр - это кто такой?

Чтобы понять значение слова, необходимо понимать, из какого языка оно пришло к нам. По поводу происхождения названия "мавр" ученые спорят до сих пор. У этого слова достаточно типичное произношение для многих языковых групп. Но в своем большинстве научное сообщество пришло к выводу, что слово "мавр" - это выходец из латинского языка. В дословном переводе оно означает "житель Маврикии" или "мавританец". Близка и греческая версия происхождения этого слова, в переводе с древнегреческого наречия оно может звучать как "темный" или "черный".

Кого называли маврами?

Значение слова "мавр" дает некоторое представление о том, кого относили к этой национальности. Но на самом деле не все так просто. Жители разных стран называли маврами абсолютно разные народности. Единственное, что их объединяло, - это темный цвет кожи.

К примеру, в Средневековье так называли мусульманское население Испании, а также жителей Северной Африки. Для средневекового европейца было понятно, что мавр - араб. Они относили к этой категории всех темнокожих мусульман, пришедших на Пиренейский полуостров.

Испанцы же, в свою очередь, называли маврами коренных жителей Филиппинских островов, которые они открыли в первой половине шестнадцатого века. Судя по произведениям русских классиков, они имели свое представление о маврах. В книгах и поэмах девятнадцатого века к маврам относили всех темнокожих африканцев. Можно сказать, что в русском языке слова "мавр" и "негр" были синонимами.

В современном мире слово "мавр" используется довольно редко. Оно имеет некоторый уничижительный оттенок. Чаще всего можно услышать, как маврами называют арабских мигрантов, обосновавшихся в Испании. Во многих языках мира считается неприличным говорить в адрес человека - "мавр".

Мавр: иные значения

Стоит иметь в виду, что в современном языке существует еще одно значение для этого слова. На западе словом "мавр" называют простую карточную игру, в которую играют в основном на отдыхе. Она состоит из нескольких партий и может длиться несколько часов. Известны случаи, когда в нее играли больше двух дней. Такое возможно при участии в процессе игры компании из четырех-пяти человек.

В России данная игра известна под названием "101", она часто скрашивает долгое и скучное путешествие в поезде или становится развлечением в детском лагере. Помимо двух основных названий, эта игра имеет еще более пяти вариантов, под которыми она известна. В каждой стране мира используется свое привычное название.

Зная, что мавр - это не самое простое слово, которое имеет несколько значений, вы сами определите, использовать ли его в повседневной речи. Главное - применять его к месту и не ошибаться. Ведь именно такой подход характеризует грамотных и образованных людей.

Современные мавры (мавританцы) являются потомками храбрых воинов, которые сумели покорить многие народы. Сейчас это многочисленный народ, проживающий в ряде африканских стран, в том числе Республике Мавритания.

История

К предкам современных мавров относят берберов, которые включали гетулов и санхаджи. Эти племена часто мигрировали, что способствовало их распространению по Северо-Западной Африке. Они были воинственны, поэтому с легкостью захватывали миролюбивое население. Военные походы продолжались долго и в 11 веке позволили создать берберам Альморавидское царство. Для него характерной стала всеобщая исламизация, которая значительно усилилась с проникновением аравийских племен, пришедших сюда в 14 веке. Мигранты воевали с местными, однако аравийские племена превосходили берберов в бою, поэтому те оказались вынуждены отступить к реке Сенегал. В результате происходит полная арабизация территории, мавры приобретают генофонд от берберов и аравийцев.

Где живут (территория)

Значительная часть мавританцев живет возле реки Сенегал. Эту группу представляют оседлые мавры, которые тяготеют к правому берегу. Другие мавританцы ведут кочевой образ жизни и все время находятся в движении, расселяясь по пустыне Сахара, а также различным полупустыням.

Жизнь

Высшим слоем в мавританском обществе были хасаны. На ступень ниже находились марабуты, несшие независимость. Класс марабутов включал госслужащих, торговцев, представителей духовенства, учителей. Хасаны уважали марабутов и охотно выдавали своих дочерей замуж за их сыновей. Полностью зависимыми от них являлись зенага - основной костяк населения мавританцев.
В значительной мере поведение мавританца определяется исламом. В отличие от многих арабских народов, женщине уделяется много внимания. Она имеет много прав и свобод, в браке царит моногамия. Женщине дозволено подавать на развод и заключать брачные союзы по собственной инициативе. Интересно, что мавританки ассоциируют себя с арабками, хотя руководствуются берберским семейным кодексом. Образ жизни кочевников резко отличается от оседлых.

Язык

В повседневной жизни мавританцы пользуются мавританским языком, который относят к поддиалектам арабского. Весьма распространен также французский.

Религия

Большинство мавританцев признает ислам суннитского толка. Существует маленькая прослойка, придерживающаяся культа предков. Некоторые являются приверженцами фетишизма. Ряд мавров является католиками.

Культура


Мавританцы стали очень известным народом благодаря своей культуре. В Мавритании работают ремесленники, прославившиеся на весь мир. Мавританцы овладели особой техникой обработки ткани и кожи. Искусные поделки из серебра, дерева, узорчатые ковры радуют глаз и находят все новых обладателей. Серебро стало основным драгоценным металлом, из которого изготавливают различные поделки, например, сундучки, ювелирные украшения. Процветает гончарное искусство, особенно в области Тагант.
Мавританцы изготавливают искусные изделия из кожи, предназначенные для использования в повседневной жизни. Сумки тагантских мастеров получили признание во многих уголках мира, как и обувь. Кроме Таганта, в Мавритании прославился Атар, где ремесленники занимаются изготовлением серебряных поделок, а в Алеге выполняют сложные работы из разных пород дерева. Золото тоже известно мавританским ювелирам. Они предпочитают комбинировать его с кораллом. Есть и весьма оригинальные работы, например, калебас - емкости для хранения вещей или жидкостей, изготовленные из тыквы.
Мавританская музыка тоже стала известна во всем мире. Музыканты в Мавритании всегда играли особую роль, передавая вести и ценную информацию от одной деревни к другой. Их песни также носили мотивационный характер, исполнялись для воинов. Главными музыкальными инструментами стали:

  • тидинит, напоминающий лютню;
  • ардин;
  • табл;
  • трещотка.

Таблом, похожим на барабан, пользовались обычно мужчины, а ардином (изысканной вариацией африканской арфы) - женщины.

Кочевники выращивают финиковые пальмы и обрабатывают земли на территориях оазиса. Наличие земель, пригодных для пастбищ, во многом определяет жизнь кочующего мавританца. С наступлением зимы приходит время перемещаться с северных территорий на южные, когда же приходит лето, можно вновь вернуться на север. Засуха сменяется дождливым периодом, что и определяет образ жизни. Расстояния, которые приходится преодолевать, иногда превышают сотни километров. Кочевники передвигаются племенами, беря с собой все имущество. При длительных переходах они преодолевают свыше тысячи километров. Для успешного передвижения используют верблюдов, способных долгое время обходиться без пищи и воды. В кочевом лагере могут присутствовать до 30 мавританцев, которых оседлые называют номадами. Всех их объединяет превосходное знание местности, поэтому среди кочевников много следопытов. Эти знания необходимы при перемещении на большие расстояния, ведь в пустыне мало источников воды. Немногочисленные колодцы разбросаны по территории, каждый кочевник знает, что чем больше он сможет посетить колодцев, тем больше сможет напиться его верблюд. Самому тоже необходимо пополнить запасы воды. Своих детей мавританцы-номады обучают топонимике с ранних лет. Насчитывается уже примерно 5 поколений опытных кочевников, знающих пустынные местности вокруг Сенегала как свои пять пальцев.


Мавританцы знают 2 вида колодцев. Первый называется вир и представляет собой глубокую яму, которая может достигать 80 метров. Арханы - сравнительно неглубокие колодцы. Последние мало кому известны, хотя те же виры найти нелегко без специальной карты. Именно по ней ориентируются мавры, кочуя в пустыне. Знание топографии определяет успех, однако его недостаточно. Необходимо знать каждый ориентир, даже маленькая возвышенность имеет значение.
Самым престижным занятием у кочевников является скотоводство. Чем больше голов скота, тем богаче считается человек. Причем мавры редко продают свой скот и даже не всегда используют его для приготовления пищи. Даже те номады, которые переходят к оседлому образу жизни, продолжают пополнять число голов скота, стараясь демонстрировать статус окружающим. Самым важным животным считается верблюд. Особым почетом пользуется дромадер - одногорбый верблюд, у многих ассоциирующийся с кочевым образом жизни.

Жилище

Кочевники проживают в шатрах, которые изготавливаются из прочного черного полотна. Полотно шьется из грубой шерсти (верблюд или овца). Ткань может достигать в длину 10 метров. Полотно подбирают деревянными шестами, закрепляют с помощью кольев. Один такой шатер может вмещать около 8 человек. Иногда пользуются обычными палатками, полотно которых шьется из хлопка. Внутри стелют козьи шкуры, кладут подстилки и подушки. В центре обычно ставят чайник.
У оседлых мавританцев жилище делают из песчаника. Быт среднестатистического мавританца довольно скромен, состоятельные люди могут позволить себе богатую утварь.

Традиции

Традиции мавританцев способны повергнуть в шок. До сих пор в Мавритании распространено рабство, которое имеет массовый характер. Этот факт повлиял и на брак, ведь среди женщин тоже есть немало рабынь. В целом обычаи, связанные со свадьбой и замужеством, можно считать по-настоящему удивительными.

Свадьба

Черные одеяния для женщины являются символом скорого замужества, которое она, как ни странно, отвергает. Подруги невесты должны всеми силами стараться воспрепятствовать замужеству, буквально преграждая путь супругу. Это далеко не самый удивительный обычай, например, традиция «сахва» требует от молодоженов быть предельно скромными на свадьбе. Само торжество не похоже на яркий праздник, все проходит в кругу семьи и близких друзей.
Однако нельзя не учесть современные тенденции. Мир меняется, что наглядно видно на примере мавританцев. Многие стараются устраивать пышные свадьбы, подчеркивая статус семьи. Сейчас многие мавританцы говорят, что количество гостей определяет статусность, что связано не столько с желанием объявить о свадьбе на весь свет, сколько со стремлением скорее ее окупить. Ведь каждый гость должен принести подарок.
Традиционная свадьба начинается с появления невесты и жениха. Поверх черных одеяний на девушку накидывают белую шаль. Жених же предстает в белом халате, а в руках держит черный платок. Самым почетным гостем станет тот, кто подарил больше всего денег молодоженам. Если семья жениха и невесты может позволить себе праздник, они пригласят артистов и танцоров. После торжества молодожены отправляются в дом жениха. Невесте положено спрятаться в нем так, чтобы суженый как можно дольше не смог ее найти.

Внешность

Одежда


Национальными костюмами в Мавритании являются бубу (дерра). Позволить такую одежду себе могут немногие мавританцы. Ее шьют из жаккарда голубого цвета, одежда ниспадает до земли. Носят ее и мужчины, и женщины. Отличительная особенность костюма мужчины - тюрбан, необходимый для защиты лица и головы. Женщины могут носить мелихву, которая не имеет швов. Шьется мелихва из большого куска ткани, который может достигать в длину 5 метров. Фиксация одежды выполняется с помощью узлов - у мелихвы нет булавок и пуговиц. Смысл этого наряда заключается в том, чтобы скрыть женское тело от посторонних глаз. Расцветка мелихвы может быть самой разнообразной, не исключен и пестрый окрас. Мавританки очень любят бижутерию, аксессуары, красивую обувь, очки. Это помогает им создавать уникальные образы, компенсируя закрытость. Последние годы мода Мавритании стала одной из самых известных на африканском континенте. Ношение мелихвы требует определенной сноровки, так как в ней можно запутаться.

Еда


Еда у мавританцев необычная. Они могут сочетать вкусы, которые покажутся многим непривычными. Например, соусы могут иметь сладко-горько-соленый привкус. Майонез кислый, как и практически все овощи.

  1. Очень необычной покажется верблюжья сметана, которую едят с финиками.
  2. Масло в Мавритании тоже непростое, оно сильно крошится при разрезании.
  3. Основным мясным блюдом является верблюжатина. Едят ее с овощами и кус-кусом.
  4. Все супы у мавританцев густые.
  5. Из напитков мавры предпочитают чай, кофе, верблюжье молоко.

Мавры для большинства людей остаются загадочным народом, культура которого чересчур экзотична. Одновременно они считаются потомками воинственного народа, который повлиял на историю Португалии и Испании. Сложность изучения мавров и Мавритании вызвана особым языком, который труднодоступен в изучении. Однако высокий интерес со стороны туристов сулит хорошие перспективы.

Видео

В данном видео показан типичный мавританский танец.