Главные промышленные центры японии. Промышленность японии

Япония — страна с очень высокоразвитой промышленностью. Несмотря на её небольшую территорию, в Японии производится до 12% мировых промышленных товаров. Ведущими отраслями японской экономики являются производство материалов и приборов на основе современных высоких технологий.

Энергетика Японии

Основой электроэнергетики Японии является импортная нефть из-за отсутствия в стране собственных нефтяных месторождений, её доля достигает 80%, что делает энергетику страны достаточно уязвимой. По производству электроэнергии Япония занимает третье место в мире, расположившись за США и КНР. Основу электроэнергетики составляют ТЭС их больше тысячи и расположены они в основном вблизи крупных городов, которых в много. Самые крупные ТЭС Японии расположены на берегах Тихого океана, около таких мегаполисов как Токио и Осака. Также в электроэнергетике Японии с 80х годов 20 века активно используются АЭС. Всего в стране формально 42 действующих реактора, но действительно производят электроэнергию только 4 из них. В 2017 году японское правительство планирует запустить еще 10 АЭС и увеличить долю производимой на них электроэнергии. Большую роль играет вопрос безопасности АЭС из-за высокой сейсмической активности и частых землетрясений существуют четкие сценарии действий в критической ситуации, а также проводятся постоянные проверки безопасности и работоспособности оборудования. Интересно использование в Японии альтернативных источников энергии. В стране много вулканов и гейзеров, и попытки использовать их энергию предпринимались уже в 70-х годах Также проводились попытки использования энергии Солнца, но в наше время её доля меньше одного процента.

Металлургия Японии

Одной из важнейших отраслей специализации Японии является черная металлургия, переживавшая свой бум в 60-70х годах 20 века, на фоне увеличивавшихся размеров строительства. Однако, после кризиса 80х годов черная металлургия в Японии идёт на спад и сейчас переживает не лучшие свои времена. Несмотря на это, Япония остается одним из крупнейших мировых экспортеров стали, ежегодно экспортируя больше 25 млн тонн.

Своих минеральных запасов в Японии нет, поэтому черная металлургия ориентирована на импортное сырье: руда завозится из Индии, Австралии и ЮАР, а коксующийся уголь из Австралии, США и Канады, из-за чего большинство металлургических предприятий расположены в прибрежных районах в непосредственной близости от крупных грузовых портов. Даже несмотря на отсутствие собственного сырья, металлургия в Японии достигла небывалых высот, во многом благодаря автоматизации, а также большому количеству инвестиций в научно-техническое развитие. Сейчас основной перспективой развития отрасли является снижение энергозатрат и более эффективное использование железных руд, что позволит уменьшить зависимость страны от импортного сырья.

Машиностроение Японии

Машиностроение основа промышленности страны, оно по праву считается одним из самых развитых и передовых в мире. Основные отрасли мировой специализации Японии автомобиле- и судостроение, а также производство бытовой электроники и робототехника.

Необычайно стремительное развитие машиностроения в Японии после Второй мировой войны часто называют “Японским промышленным чудом”. Сразу после войны автомобилестроение в Японии было ограничено множеством законодательных запретов, тормозящих его развитие. Осложнялось положение японского автомобилестроения и низкой конкурентноспособностью производимых машин перед импортными, ввозимыми несмотря на запрет, исходящий от японского правительства.

Толчок развитию японскому машиностроению дали военные заказы, сделанные во время корейской войны в 50-е годы. После этого, объёмы машино производства непрестанно росли, что позволило Японии к 1980 годы выйти на первое место по производству автомобилей в мире и успешно удерживать его в течение 15 лет. Сейчас многие японские автомобилестроительные концерны, такие как “Тойота”, “Ниссан”, “Хонда” и “Мазда” остаются мировыми лидерами и не собираются сдавать свои позиции, успешно справляясь с кризисами отрасли. Всего в автомобильной отрасли, включая сервис и обслуживание автомобилей, в Японии занято около 6 млн человек.

В 80-90 е годы в экономике страны наметилась тенденция развития наукоемких и высокотехнологичных производств, что позволило Японии производить самую качественную в мире бытовую и радиоэлектронику. До сих пор, японские приборы славятся своим качеством, технологичностью и надёжностью. Многие производители радиоэлектронных изделий, медицинского оборудования и оптических приборов получают поддержку от государства, так как вносят существенный вклад не только в экономику, но и в научный прогресс.

Авиастроение

Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами. В последнее время всё больше развивается гражданское авиастроение, по объёмам продаж уже перегоняющее военное. Несмотря на это, японское военное авиастроение тоже активно развивается, хоть у правительства и вызывает беспокойство превосходство США в этой области. Проблемой японского авиастроения является зависимость страны от США в вопросах производства двигателей и их деталей, однако правительство пытается её решить путём инвестиций в науку и создания собственных производств.

Судостроение

Как в островном и высокотехнологичном государстве, в Японии развито и судостроение. Самыми известными японскими судостроительными компаниями являются Митсубиси и Сасебо, имеющие множество верфей, расположенных в основном на побережьях Японского моря и Тихого океана. Это развитые и технологичные предприятия, однако в последнее время им приходится уменьшать свои производственные мощности, так как с 80х годов прошлого века спрос на суда в мире падает. В настоящее время успешное существование судостроительных предприятий обеспечивают многочисленные заказы ВМФ Японии.

Робототехника

Частью национальной экономической стратегии является развитие робототехники на сегодняшний день передовой в мире. Кроме традиционной промышленной и индустриальной робототехники, направленной на повышение эффективности производства, в Японии активно развивается робототехника, направленная на удовлетворение нужд стареющего населения. Так, популярность набирают роботы, предоставляющие услуги по бытовому уходу и медицинскому обслуживанию. Также активно разрабатываются человекоподобные роботы, некоторые из которых могут даже имитировать мимику человеческого лица. Свой вклад в развитие робототехники вносят и традиционно автомобилестроительные компании Honda и Toyota, что говорит о важности этого направления в будущем японской экономики.

Химическая промышленность

Благодаря высокому уровню развития технологий, важной отраслью в японской экономике является химическая промышленность. Большой сдвиг она получила в 60х годах вместе с энергетикой тогда начала активно развиваться нефтехимия, основанная на отходах нефтегазовой отрасли. Сейчас японская химическая промышленность по объемам производства располагается на втором месте в мире и первом в Азии. Лидерами индустрии являются концерны «Асахи Кэмикл», «Мицубиси Кэмикл», «Асахи Глас», «Фудзи Фото Филм», «Сэкисуй Кэмикл» а также множество других.
Самыми развитыми отраслями химической промышленности остаются нефтехимия, производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. Так же как и в других областях, японское руководство обращает внимание на наукоемкость и технологичность перспективной отраслью считается биохимия. К ней относится разработка и производство лекарственных препаратов и удобрений. Из-за проблем с экологией в стране принимаются меры к ограничению вредного воздействия химической промышленности на природу, для чего также используются передовые технологии.Большую роль играет японская химическая промышленность и в экспорте: японские медикаменты, бытовые и промышленные химикаты, волокна и косметические изделия экспортируются по всему миру.

Лёгкая промышленность

Традиционно лёгкая промышленность в Японии всегда находилась на высоком уровне развития и отличалась своей аутентичностью. В стране до сих пор сохранились такие традиционные производства как шелкопрядение и керамика. Однако, с развитием технологий специализации японской лёгкой промышленности сильно изменились. Теперь большая часть производства осуществляется на крупных предприятиях, а самыми развитыми отраслями лёгкой промышленности являются хлопчатобумажная и шерстяная, обе работают на импортном сырье, на закупку которого ежегодно тратятся очень большие суммы. Специализацией Японии остаётся и керамика благодаря богатым запасам глин и многовековым традициям их обработки, до 75% производимой продукции эффективно экспортируется. В Японии существует несколько известных центров керамической промышленности, расположенных, как правило, вблизи месторождений, таких как Сэто и Нагоя.

Пищевая промышленность Японии

Пищевая промышленность Японии функционирует в основном на импортном сырье, так как чтобы производить собственное у страны нет возможностей и ресурсов. Япония является одним из крупнейших мировых экспортеров продуктов питания. Средний объём потребительской корзины в Японии в последнее время растёт, а также наблюдается спрос на органические продукты и здоровое питание.

Большая часть мирового сообщества удивлена тем, как организована промышленность Японии. Многие не могут понять, как государство средних размеров, занимающее архипелаг без каких-либо залежей полезных ископаемых, уже много десятилетий находится среди лидеров мировой экономики.

На долю Японии приходится 12% мирового промышленного производства.

А ведь буквально 70–80 лет назад японские товары не пользовались спросом, так как качество их изготовления оставляло желать лучшего.

Промышленность

Со второй половины ХХ века экономическая доктрина японской промышленности была в корне пересмотрена государством. Помимо поддержки флагмана экономики, коим являлась лёгкая промышленность, приоритет был отдан тяжёлой индустрии. Особую нишу выделили для наукоёмких разработок.

Уже к 70-м годам Страна восходящего солнца удивляла весь мир опережающими темпами развития в таких отраслях, как электроника, приборостроение, машиностроение, судостроение, медицина и наука.

Япония - страна с очень высокоразвитой промышленностью.

Автомобилестроение

Более 45 лет автомобилестроение Японии является одним из самых развитых в мире. Крупнейшие центры сформированы в таких индустриальных районах, как Токио, Иокогама, Нагоя, Осака, Кобе. На сегодняшний день эта отрасль по праву определяет лицо Японии.

Несмотря на автоматизацию процессов, в индустрии трудится около шести млн человек по всему миру и примерно 700 тысяч в самой стране. Автомобилестроение обеспечивает 1/10 часть ВВП государства.

Активное развитие производства машин началось в середине 1920-х годов. Триггером для автомобилестроения стало землетрясение 1923 года. Природный катаклизм разрушил железнодорожные и трамвайные пути.

Стране потребовались грузовики, автобусы и легковые машины. Изначально свои заводы недалеко от Токио построили американские компании «Форд» и «Дженерал моторс». В период Второй мировой войны производственные мощности были уничтожены бомбардировками.

К 50-м годам большую часть предприятий удалось восстановить, и первый выпуск машин составил 30 000 единиц в год. Война в Корее (между Севером и Югом) глобально отразилась на японском автомобилестроении. Армия США заказывала для своих нужд огромные партии грузовых и легковых машин «Тойота», «Ниссан», «Исудзу».

В этом видео рассказывается о зарождении, развитии и становлении машиностроения японской автопромышленности.

Вместе с объёмом росло и качество продукции. По окончании военных действий «японский станок» было не остановить. К 1980 году Нихон коку обогнала Америку по количеству выпускаемых автомобилей, заняв первое место в мире.

Количество производимых автомобилей в США и Японии (тыс. штук, 1960–2005 гг.)

Страна 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г.
Япония 760 5290 11 045 12 300 13 490 10 195 9480 11 500
США 7870 7830 8010 11 430 9780 12 065 12 775 11 300

После топливного кризиса 1973–1974 гг. экономичные японские автомобили захватили американский рынок и продолжают на нём доминировать до настоящего времени. Флагманские автоконцерны «Тойота», «Ниссан», «Хонда» и «Мазда» имеют сеть производственных мощностей в США и других уголках мира. Машины качественные и пользуются заслуженным уважением у автовладельцев любого государства.

Электроника

Общее развитие тяжёлой промышленности и науки с 1950-х напрямую повлияло на бурное развитие электроники в Японии. Вместе с автомобилями страна начала экспортировать технически сложные товары. В конце 60-х годов японские радиоприёмники и телевизоры стали лучше американских.

К середине 80-х рынки Запада были забиты видеомагнитофонами и видеокамерами из Страны восходящего солнца. Япония осуществила невероятный технологический прорыв в этой отрасли. Начались разработки и изготовление более сложной техники - компьютеров.

На мировом рынке электронных устройств уже достаточно давно лидирующие позиции занимают компании из Японии

Сейчас в индустрии электроники трудится около 1,6 млн японцев. Больше половины из них работают над новыми видами связи.

Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами.

На сегодняшний день в стране зарегистрировано 146 предприятий, занимающихся разработкой и производством авиационной техники. Существующие мощности способны удовлетворить 96 % внутренних потребностей.

Самые крупные авиапроизводители:

  • Мицубиси Хэви Индастриз.
  • Кавасаки Хэви Индастриз.
  • Фудзи Хэви Индастриз.
  • IHI - лидер японского авиационного двигателестроения.

*Для Боинга 787 Dreamliner («Самолёта мечты») компания Mitsubishi Heavy Industries производит центроплан с консолями крыла и некоторые модули фюзеляжа.

Судостроение

Древнейшая промышленность Японии, судостроение, на протяжении многих веков оставалась ведущей. Современные производственные мощности судостроительной промышленности позволяют строить корабли всех типов и предназначений.

Центр индустриального и промышленного района Канто раскинулся между Кавасаки, Токио и Йокохамой. Всего в Японии зарегистрировано 75 судостроительных компаний. Ведущими предприятиями являются «Юниверсал шипбилдинг» (США), «Мицубиси», «Кавасаки» и «Сасебо».

СУДОСТРОЕНИЕ - одна из ведущих отраслей японской промышленности.

В данный период спрос на гражданские суда падает из-за снижения корабельных перевозок. На уменьшение продаж влияет и растущая конкуренция. Но отрасль чувствует себя хорошо, так как значительно увеличились заказы от военных.

Многие компании оборудовали верфи под строительство авиа, вертолётоносцев и других кораблей для ВМФ Японии и США.

Робототехника

Вместе с развитием электроники стремительно начала развиваться отрасль робототехники. Первый робот в мире был создан в Японии в середине 60-х гг. Сейчас эта промышленность является одной из ведущих в стране и практически не имеет конкурентов в мире.

Правительство принимает активное участие в развитии отрасли, предоставляя изобретателям льготные условия труда.

На данный момент Япония производит около 45 % промышленных роботов от общего количества в мире. Ведущими организациями по разработке робототехнических средств являются национальные университеты Айзу, Ивасаки, Тохоку, Цукуба, Хоккайдо, Рицумейкан, Кагава, а также политехнический институт в городе Шибаура. Особый интерес к дистанционно управляемой робототехнике проявляют военные Японии и США.

Какими способностями наделены роботы узнайте из видео, представленном ниже.

Не менее востребованы роботы оказались в быту. Уход за инвалидами и престарелыми уже практикуется в автоматическом режиме. Создаются роботы, похожие на людей, которые способны выполнять функции социальных работников.

Инновации очень пригодились и в медицинской отрасли. Основными разработчиками и производителями роботов являются компании Sony, Honda, Toyota, Mitsubishi Electric, Panasonic, Kawasaki и Yamaha.

*Исследовательский институт Mitsubishi сделал в 2019 году доклад, согласно которому к 2030 году роботы займут 7,4 млн человеческих рабочих мест в стране.

Химическая промышленность

Основной толчок химиндустрия ощутила в 60-х гг. при возросшем спросе на энергию, которая вырабатывалась за счёт газонефтепродуктов. Именно отходы нефтепродуктов и стали отличным сырьём для химической промышленности.

В данный период Японская химиндустрия является фаворитом на Азиатском рынке и занимает второе место в мире. Основными производителями товаров этого сегмента являются такие корпорации:

  • Асахи Кэмикл;
  • Асахи Глас;
  • Фудзи Фото Филм;
  • Секисуи Кэмикл;
  • Мицубиси Кэмикл.

Практически все компании заняты нефтехимией. В зависимости от специализации, предприятия изготавливают синтетический каучук, полимеры, химические волокна и другое. Дополнительно к нефтехимии корпорации занимаются изготовлением биохимии, к которой относятся лекарственные препараты и удобрения.

Крупнейшие многоотраслевые районы химической промышленности

Также стоит упомянуть про экологию страны. Более подробно об экологии узнайте .

На долю Японии приходится 12% мирового промышленного производства. Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: 1) производство средств связи и информатики; 2) производство новых композитных материалов; 3) биотехнология.

Страна занимает первое место в мире по производству судов, металлорежущих станков, промышленных роботов, фотоаппаратуры и другой продукции.

Сохраняется высокий уровень производства потребительских товаров, в значительной мере ориентированный на экспорт. Наращивается выпуск медицинской электронной аппаратуры, микроэлектроники, станков с числовым программным управлением. Япония поставила целью освоение ближнего космоса.

Основные объекты машиностроения сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса. Исключительное место занимает Токийский район (Кэйхин), который дает более 30% продукции машиностроения. Целая цепь промышленных узлов создана на побережье внутреннего Японского моря. Государство стимулирует промышленное развитие окраинных районов страны.

Топливно-энергетический комплекс. Довольно долгое время основой энергетики страны являлись уголь, древесина. Рост тяжелой промышленности обусловил существенные изменения в энергетической базе Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоемкие производства. Резко возросли масштабы потребления импортной нефти и угля, а доля национальных источников энергетики заметно снизилась. Энергетическая база японской промышленности является весьма уязвимой. На 80% она находится в зависимости от импорта нефти.

Япония потребляет в настоящее время 5% мирового производства электроэнергии. В 2000 г. она произвела 1012 млрд квт. электроэнергии, вышла по этому показателю на третье место в мире после США и КНР. В своем развитии электроэнергетика Японии прошла несколько этапов. Первый из них можно назвать гидроэнергетическим, он пришелся на 50-е гг. Второй этап охватил 60-е гг. и первую половину 70-х гг. Третий этап начался с середины 70-х до середины 80-х гг. Четвертый – с середины 80-х до середины 90-х гг. Последний пятый – с середины 90-х до настоящего времени.

На первом этапе в 1950 г. доля ГЭС в общей выработке электроэнергии достигла 85%, в 1960 г. она снизилась, но все же составляла еще 50%. В Японии нет крупных ГЭС. Все гидростанции – небольшие и расположены главным образом в центральных горных районах острова Хонсю. Общее число их достигает 600. В 50-е гг. ГЭС обеспечивали базовую нагрузку энергосистем. Однако в дальнейшем доля их в общей выработке начала снижаться. Сказались как использование речных створов, наиболее удобных для сооружения ГЭС, так и конкуренция со стороны тепловых электростанций.

Второй этап, охватывающий 60-е гг. и первую половину 70-х гг., можно назвать теплоэнергетическим. Конечно, ТЭС строились и до этого. Но они ориентировались главным образом на отечественные угольные ресурсы и, прежде всего, на главный угольный бассейн, расположенный на севере острова Кюсю, где сложился целый куст ТЭС. Отсюда уголь привозился и на ТЭС, питавшие энергией крупные города мегаполиса Токайдо. В 60-е гг., когда Япония стала в больших количествах импортировать дешевую нефть, оказалось более выгодным перевести большинство ТЭС с угольного на нефтяное топливо. В связи с этим произошел сдвиг тепловой электроэнергетики к морю, куда доставлялась сырая нефть, и где были построены крупные нефтеперерабатывающие заводы. И ныне крупнейшие ТЭС Японии (мощностью в 3–4 млн квт. и более) располагаются на побережье Тихого океана и внутреннего Японского моря, вблизи от Токио, Нагои и Осаки (Касима, Содегаура, Анегасаки, Тита, Химедзи). А доля ТЭС в общей выработке электроэнергии уже к середине 70-х гг. возросла до 80% (в том числе на жидком топливе – 70%, на импортном сжиженном природном газе – 7 и на угле – 3%).

Начало третьему этапу развития энергетики Японии было положено мировым энергетическим кризисом середины 70-х гг. Резкое подорожание нефти и уменьшение ее импорта привело к пересмотру энергетических концепций Японии, которые коснулись и электроэнергетики. Снова стала расти выработка на угольных ТЭС, но ориентирующихся уже не на отечественный, а на более дешевый импортный энергетический уголь, главным образом австралийский. Шире стал использоваться для этой цели сжиженный природный газ, поступающий из Малайзии, Индонезии, Брунея, ОАЭ, Аляски. И все же главная ставка была сделана на быстрое развитие атомной энергетики. Поэтому третий этап можно назвать атомно-энергетическим. На первый взгляд, это может показаться странным. Хорошо известно, что Япония оказалась первой страной, пережившей атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и испытывающей с тех пор своеобразную «атомную аллергию». Атомная энергетика Японии целиком ориентируется на импортное урановое сырье. И если такая ставка была сделана, то только потому, что другой альтернативы для развития энергетики страны практически не существовало. К тому же высочайший научно-технический уровень японской экономики, как считалось, позволит обеспечить экономичность и безопасность атомной энергетики. Строительство атомно-энергетических реакторов в Японии было начато в

70-х гг. по лицензиям американских и французских фирм. Уже в середине

80-х гг. в стране действовали 30 реакторов, а доля АЭС в общей выработке электроэнергии составила 18%. Были разработаны новые технологии, благодаря которым атомная энергия оказалась дешевле электроэнергии, вырабатываемой на обычных конденсационных ТЭС. К середине 80-х гг. было закончено сооружение таких АЭС, как Фукусима, мощностью в 8,8 млн кВт, Хитати и др. Практически все АЭС Японии расположены на морском побережье. Это объясняется тем, что небольшие реки острова Хонсю, которые к тому же используются для орошения и водоснабжения, не могут обеспечить АЭС циркуляционной водой для охлаждения реакторов, а использование обычных градирен затруднительно из-за очень высокой влажности воздуха. Многие прибрежные АЭС располагаются на специально намытых площадках, хотя это так же, как и необходимость проведения антисейсмических мероприятий, переноса рыбацких поселков и дорог сильно удорожает строительство.

В качестве четвертого этапа можно выделить период с середины 80-х до середины 90-х гг. Для него характерен дальнейший рост электроэнергетических мощностей и некоторая стабилизация структуры ее выработки. Ныне ТЭС вырабатывают около 59,3% всей электроэнергии и обеспечивают базовую нагрузку в энергосистемах. Такую же функцию выполняют и АЭС. В 2000 г. в стране действовали 52 реактора общей мощностью 44,068 млн кВт (третье место в мире после США и Франции), а доля АЭС в производстве электроэнергии составляла 31,1%. Что же касается ГЭС, то их доля снизилась до 9,3%. На электростанциях, работающих на альтернативных источниках энергии, производится 0,3% электроэнергии.

Наконец, пятый этап можно назвать перспективным. После публикации в 1990 г. очередной «Белой книги» японского министерства внешней торговли и промышленности можно со всей уверенностью утверждать, что ближайшие двадцать лет также пройдут под знаком форсированного развития атомной энергетики. В ближайшие двадцать лет предполагается ввести в действие еще 40 атомных реакторов, и в том числе в 2000–2001гг. увеличились мощности действующих АЭС до 72 млн кВт, а их доля в общей выработке электроэнергии – до 43%. По прогнозам, к 2010 г. на АЭС будет вырабатываться уже 71% электроэнергии.

Проблема безопасности АЭС остро стоит во всех странах. В Японии она успешно решается. Во-первых, на всех АЭС каждый год проводятся проверки технического состояния станций. Кроме того, каждый день проводится полный качественный контроль всех агрегатов как самим персоналом, так и определенными охранными компьютерными системами. Почти при всех АЭС существуют тренировочные центры, где обучается весь персонал, проигрываются критические ситуации.

Большой интерес для Японии представляет использование нетрадиционных источников энергии. Япония – страна действующих и потухших вулканов. Здесь, особенно на острове Хонсю, известны тысячи горячих источников, гейзеров и фумарол. Уже в 70-х гг. здесь была построена первая геотермальная электростанция. К началу 90-х гг. в стране насчитывались уже миллионы «солнечных домов», в которых солнечная радиация используется для обогрева помещений и нагрева воды. В литературе часто встречается упоминание о принятой еще в 1974 г. государственной программе «Солнечный свет», предусматривающей более широкое использование солнечной энергии и других альтернативных энергоресурсов. В 1978 г. была принята программа под названием «Лунный свет», которая ставила своей главной целью внедрение энергосберегающих технологий. Эти программы не отменены. Однако нужно учитывать, что они появились в самый разгар энергетического кризиса и были вполне естественной реакцией на него. Первоначально программой «Солнечный свет» намечалось довести долю нетрадиционных источников энергии в

2000 г. до 20%. Затем она была снижена до 5–7%, но, по нынешним данным, не достигнет и 1%.

Черная металлургия – одна из старых отраслей, которые на современном этапе развития мирового хозяйства переживают хронический спад производства. Тем не менее для Японии она была и остается одной из важных отраслей международной специализации. Особенно быстро выплавка стали росла до середины 70-х гг., достигнув максимума в 1973 г. Япония, обогнав США, вышла по размерам выплавки стали на второе место после КНР. Это, прежде всего, результат крупного капитального строительства. В 60–70-е гг. в стране были построены двадцать новых крупных заводов черной металлургии. Однако с началом мирового энергетического кризиса середины 70-х гг. размеры выплавки стали уменьшаются. В начале 80-х гг. наступил еще больший спад, связанный с замедлением общих темпов экономического развития, а также с уменьшением выпуска металлоемкой продукции – морских судов, многих видов машин и оборудования, сокращением объемов капитального строительства. Во второй половине 80-х гг. выплавка стали оставалась на относительно стабильном уровне.

В настоящее время Япония обеспечивает 14–15% всего мирового производства стали. Выплавка стали в 1999 г. составила 101,651 млн т. При этом нужно иметь в виду, что технический уровень металлургических предприятий Японии значительно выше, чем уровень подобных предприятий в США и Западной Европе. Выплавка стали производится только самыми прогрессивными способами – кислородно-конверторным (70%) и электросталеплавильным (30%). Почти вся ее разливка происходит на машинах непрерывного литья заготовок. Япония была и остается крупнейшим в мире экспортером стали и проката (20–30 млн т в год), которые направляются в США, Китай, страны Юго-Восточной, Юго-Западной Азии, другие регионы мира. Однако этот экспорт в последнее время постепенно сокращается как по причине уменьшения спроса на черный металл, так и из-за усиления конкуренции со стороны Республики Корея, Тайваня, которые продают сталь и прокат по более низким ценам. Ежегодно Япония экспортирует 24–26 млн т стали.

Для японской черной металлургии характерна очень высокая производственная концентрация. Из 14 крупнейших металлургических предприятий экономически развитых стран Запада с годовой мощностью более 7 млн т стали на Японию приходится 8 металлургических заводов, тогда как на США и Западную Европу – по 3 металлургических предприятия. К тому же в Японии преобладают металлургические комбинаты полного цикла, выпускающие большой ассортимент металлургической продукции. Самый большой металлургический комбинат находится в Фукуяме (16 млн т стали в год).

Еще одна важная черта черной металлургии – высокий уровень ее территориальной концентрации. Для Японии характерно образование не отдельных центров, а крупных металлургических районов. Эти центры и районы располагаются на морском побережье, что обеспечивает удобство подвоза импортного сырья и топлива. Именно поэтому в последние десятилетия быстро развивалась черная металлургия в крупных портовых городах, таких, как Иокогама, Токио, Осака, Кобе, Кавасаки. Сохраняет свое значение и самый старый металлургический район на острове Кюсю (Китакюсю). Вне промышленного пояса размещен комбинат «Муроран» на Хоккайдо.

Важной тенденцией в развитии территориальной организации черной металлургии Японии и других развитых стран является установление более тесных производственно организационных связей металлургических предприятий с их потребителями, координация в планировании производства и сбыта, предусматривающая поставку не просто материалов, а продукцию на основе индивидуального заказа.

Крупнейшими производителями стали в отрасли являются транснациональные корпорации Ниппон Стил и НКК (NKK).

Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импортную железную руду и коксующийся уголь. Ежегодно Япония импортирует более 64 млн т коксующегося угля, в том числе около половины этого количества из Австралии, а остальное сырье из Канады, США, Индии. Импорт железной руды составляет почти 130 млн т. Около половины этого количества ввозится из Австралии, а остальное – из Бразилии и Индии и в меньшей мере – из Чили, Перу, Южной Африки. Государственные учреждения и десятки частных фирм Японии продолжают разработку технологии добычи железомарганцевых конкреций со дна Тихого океана. Япония и Франция оказались двумя первыми странами, подавшими в международные организации заявки на участки морского дна в этом океане. Обе они готовятся начать экспериментальную, а затем и промышленную добычу таких конкреций.

Некоторые из металлургических комбинатов Японии построены не просто на морском побережье, а на специально намытых для этой цели площадках. Наиболее яркий пример такого рода – крупнейший комбинат на внутреннем Японском море Фукуяма, сооруженный на намывной территории площадью в 900 га. Он спланирован таким образом, что весь технологический процесс «умещается» между причалами, получающими сырье и топливо, и причалами, отправляющими готовую продукцию.

Машиностроение образует сердцевину японской промышленности. По стоимости продукции этой отрасли страна уступает только США, по доле машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности (37%) занимает третье, а по доле его в экспорте (75%) – первое место в мире. Особенно выделяются отрасли международной специализации Японии – автомобилестроение, судостроение, станкостроение, робототехника, бытовая электроника и оптика, производство часов. Это результат глубокой структурной перестройки японской промышленности.

В 80-х – начале 90-х гг. прошлого века в этой структуре наметились новые изменения. Главное из них – еще больший уклон в сторону наукоемких производств, ориентированных, прежде всего, на квалифицированные кадры и НИОКР, не требующих большого количества сырья и топлива. Примером такого рода является ставшее уже традиционным роботостроение. По выпуску металлорежущих станков страна вышла на первое место еще в 1982 г. При этом на ее долю приходилась почти половина мирового производства станков с ЧПУ. Япония и сегодня лидирует по их производству.

Чтобы представить себе поистине космический взлет Японии в сфере бытовой электроники, достаточно вспомнить, что в 1960 г. она вообще не производила телевизоров, а радиоприемников выпустила всего 300 тыс. Но Япония уверенно лидирует не только в бытовой электронике, ее доля в общемировой продукции микроэлектроники в 1993 г. составила 46%.

При этом и традиционные отрасли не уходят со сцены. Пример тому – судостроение, где Япония удерживает мировое лидерство с 1956 г. Правда, в 80-х гг. ее доля снизилась (с более чем с 50% до примерно 40%). В настоящее время удельный вес японских судостроительных компаний составляет 28,1%. Теперь ей «наступает на пятки» Республика Корея (27,7%). Однако судостроение продолжает оставаться одной из отраслей международной специализации Японии.

Другим примером такого рода может служить автомобильная промышленность Японии. Автомобилестроение в Японии зародилось в середине 20-х гг. Землетрясение 1923 г. сильно повредило городской транспорт в Токио и других центрах. Возникла острая потребность в замене трамвая и городской железной дороги автобусами, грузовиками и легковыми автомобилями. Сначала их закупали в США. В 1924–1925 гг. американские фирмы «Форд» и «Дженерал моторс» построили в районе Токио свои первые автосборочные заводы, которые в 30-х гг. перешли, в основном, на выпуск грузовиков для нужд японской армии. В годы второй мировой войны все они были разрушены бомбардировками и только в начале 50-х гг. снова стали выпускать грузовики и автобусы, а затем и легковые автомобили. В 1950 г. с конвейеров японских автозаводов сошло всего немногим более 30 тыс. машин, тогда как с конвейеров американских – 8 млн.

Второй толчок развитию автомобилестроения был дан уже в 50-е гг., что отчасти было связано с военными заказами в период корейской войны 1950–1953 гг., а также с начавшимся увеличением спроса на легковые автомобили. В 60-е гг. выпуск автомобилей увеличился почти в семь раз, в 70-е гг. – еще в два раза. Уже в 1974 г. Япония обогнала США по объемам экспорта автомобилей, а вскоре – по их выпуску. В 80-е гг. этот разрыв еще более увеличился. До 1994 г. Япония опережала США по производству автомобилей.

Ныне Япония занимает второе место на мировом автомобильном рынке. Удельный вес Японии в мировом выпуске автомобилей составляет 21,2%, при этом экспортирует 46% произведенных автомобилей. В отличие от США Япония уже давно специализируется на выпуске экономичных малогабаритных моделей автомашин; после начала энергетического кризиса это направление получило новое развитие. Под воздействием строгих природоохранных законов техника и технология производства были усовершенствованы настолько, что теперь Япония выпускает самые «чистые» (по выбросу вредных веществ в атмосферу) автомобили. Непосредственно в автомобилестроении Японии работают примерно 700 тыс. рабочих, но всего в производстве, эксплуатации и обслуживании автомобилей занято 5–6 млн человек.

Крупнейший из автомобильных концернов Японии – «Тойота», на долю которого приходится 9% мирового производства автомобилей. Уступает он только американским концернам «Дженерал моторс» и «Форд-мотор». Далее следуют компании «Хонда» (5,4%), «Ниссан» (5,2%), затем «Мицубиси» (3,5%), «Мазда». Все эти фирмы не только экспортируют значительную часть своей продукции на американский рынок, что уже не раз приводило к вспышкам «автомобильной войны» между двумя странами, но и построили в США свои автозаводы, выпускающие более 2,5 млн машин в год.

С начала 60-х гг. японское авиастроение развивалось быстрыми темпами. Именно в этот период происходило значительное расширение и совершенствование производственной и научно-исследовательской базы. В научно-исследовательских лабораториях японских компаний с конца 60-х гг. начались разработки летательных аппаратов собственных конструкций. В 1973 г. был создан первый отечественный сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-2, послуживший основой для создания тактического истребителя F-1.

Японские и зарубежные специалисты отмечают, что несмотря на сравнительно малый объем производства государство отводит авиаракетной промышленности (наряду с индустрией технических средств информации) роль «главного столпа национальной экономики ближайшего будущего». Государство оказывает организационную и финансовую поддержку отрасли.

По многим основным технико-экономическим показателям авиаракетная промышленность Японии значительно уступает аналогичным отраслям других ведущих капиталистических стран. Однако несмотря на малые объемы производства отрасль является важной составной частью военно-экономического потенциала страны, более 80% ее продукции приходится на долю военной авиаракетной техники.

Основу производственной базы отрасли составляют 60 заводов. Из них более 30 занято в производстве авиаракетной техники военного назначения. Для отрасли характерна высокая степень территориальной концентрации. Практически все заводы расположены на о. Хонсю, в основном в районах городов Токио, Нагоя, Осака.

Крупнейшим предприятием авиаракетной промышленности является Нагойский авиастроительный комбинат компании «Мицубиси дзюкоге», на четырех заводах которой в общей сложности занято шесть тысяч человек. Головное предприятие комбината «Ооэ» (г. Нагоя) насчитывает три тысячи рабочих и инженерно-технических работников. Продукцией завода является широкая номенклатура деталей и узлов тактических истребителей F-15 и F-1, сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов Т-2, патрульных самолетов Р-3С «Орион», пассажирских лайнеров «Боинг 767», противолодочных вертолетов Н-2, а также ракеты-носители для вывода на околоземную орбиту искусственных спутников Земли. При заводе имеется ряд научно-исследовательских лабораторий, где ведутся работы по созданию турбореактивных двигателей вместе с учеными США, Великобритании, ФРГ, Италии. Япония поставила задачу освоения ближнего космоса.

Одной из важных отраслей промышленности Японии за весьма короткий срок стала электроника. Основные направления в японской электронике – это производство специальных электронных приборов и аппаратов, радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, аппаратуры радиосвязи, навигационных приборов, систем автоматического управления, медицинского оборудования.

Электронное производство требует значительных материальных затрат и в большой степени опирается на научно-экспериментальную работу. Японское правительство оказывает поддержку крупным компаниям, которые организуют у себя выпуск электронных изделий.

Высокую репутацию за пределами Японии завоевала продукция оптической индустрии (киноаппараты, микроскопы, оптические приборы для аэрофотосъемки, для подводного фотографирования и др.), отличающаяся высоким качеством.

Химическая промышленность. Некоторые химические производства, как, например: лакокрасочное, изготовление технических масел, косметических веществ, лекарств и др. – существовали в Японии уже давно. Значительный рост химическая индустрия получила, когда стали активно использоваться отходы угольной и металлургической промышленности и лесного хозяйства.

Следующий большой сдвиг в химической индустрии имел место на рубеже 60-х гг. прошлого века, когда форсированными темпами создавалась нефтехимия на базе отходов нефтяного и газового производства. Нефтехимия дает для изготовления синтетических продуктов новое сырье по сравнительно низкой цене и в больших количествах, дополняя и заменяя старые виды сырья, получавшиеся из отходов угля, черной и цветной металлургии.

По размерам производства многих видов химических товаров Япония стоит на третьем месте после США и ФРГ.

Номенклатура производимых в Японии химических товаров разнообразна. По таким химическим продуктам, как сульфат аммония, серная кислота, сода, искусственное волокно, этилен, синтетические смолы и пластмассы, синтетический каучук, Япония находится в числе крупнейших производителей в мире. Так, например, по производству синтетических смол и пластмасс (14,8 млн т), синтетического каучука (1,5 млн т) в конце ХХ в. Япония вышла на второе место в мире после США; по производству химических волокон (1,8 млн т), заняла пятое место в мире после США, Китая, о. Тайвань, Республики Корея.

Значительное внимание уделяется в Японии биохимии – изготовлению эффективных лечебных препаратов, средств защиты сельскохозяйственных растений, производству витаминов, специальных кислот.

Химические товары являются важной статьей японского экспорта. Вывозятся минеральные удобрения, химикаты, красители, медикаменты, косметические изделия и многие другие товары.

Легкая промышленность. Индустриализация Японии в конце ХIХ–начале ХХ в. началась с легкой и пищевой промышленности. Эти отрасли и сейчас имеют немалое значение. Увеличился удельный вес крупных предприятий при одновременном сохранении множества мелких.

В настоящее время основой легкой индустрии стали хорошо оборудованные крупные предприятия. Самостоятельные мелкие и средние предприятия сохранились в отдаленных от индустриальных центров окраинных районах. Однако и эти мелкотоварные предприятия проводят техническую реконструкцию.

Технический прогресс заметно сказался на судьбе текстильной промышленности, занимавшей до 1930-х г. ведущее место в японской экономике. Изменилась структура текстильного производства, обновилось оборудование, внедрены новые технологии, улучшилось качество выпускаемой продукции, возрос ассортимент изготовляемых изделий.

Две главные отрасли текстильной промышленности – хлопчатобумажная и шерстяная – работают на привозном сырье, доставляемом главным образом из США (хлопок), Австралии и Южной Африки (шерсть). На закупку сырья затрачиваются большие суммы.

По темпам развития текстильной индустрии Япония из года в год опережала страны Западной Европы и США. Более интенсивно росло производство синтетического волокна, шерстяных и трикотажных изделий.

Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-западе Японии. Наиболее значительные комбинаты расположены в районе городов Киото, Хиросима, Ямагути, на западе Хонсю в районе залива Тояма и на севере Сикоку. Несколько крупных заводов сооружено на Кюсю. Много синтетического волокна вывозится в развивающиеся страны Южной Азии и Африки. По производству и экспорту целлюлозного волокна Япония давно заняла первое место, опередив США.

Предприятия старых отраслей текстильной индустрии – хлопчатобумажной и шерстяной – размещаются преимущественно в крупных портовых городах, где сосредоточивается дешевая рабочая сила и куда доставляется из-за границы сырье.

Керамическое производство, в числе старинных национальных производств Японии, всегда занимало важное место в экономике, а в модернизированном виде оно играет значительную роль и в настоящее время.

Япония обладает большим запасом высококачественных глин, особенно каолина, всего насчитывается свыше 170 значительных разработок глины, в районах которых находятся обжиговые предприятия. Самый известный центр керамического производства находится в городе Сэто вблизи города Нагоя.

В прошлом продукция керамической промышленности почти целиком шла на удовлетворение внутренних нужд, за границу вывозились главным образом художественные изделия. В настоящее время до 75% производимых товаров экспортируется в различные страны мира. Вывозятся: бытовая посуда; лабораторная, химическая и электротехническая керамика; сантехника; кустарно-художественные изделия; игрушки.

1. Важнейшие промышленные и финансовые центры Японии, крупнейшие корпорации.

В конце 60-годов по объему промышленного производства Япония занимает второе место в мире, после США. При этом, поскольку по темпам роста японская промышленность превосходит американскую, разрыв между двумя странами неуклонно сокращается. По многим важнейшим видам промышленного производства она является безусловным лидером в мире.

Так, Япония – крупнейший производитель промышленных роботов, станков с числовым программным управлением (ЧПУ), сверхбольших интегральных схем и отдельных видов микропроцессоров, продукции чистой керамики, видеомагнитофонов, цветных телевизоров, морских судов.

Япония делит с США 1 – 2-е места по выпуску автомобилей. Занимает второе место по производству стали, пластмасс и т.д.

В настоящее время в обрабатывающей промышленности Японии занято около – 14 млн. человек или около 25 % ее населения. С середины 70-х годов численность занятых в этой отрасли начала сокращаться (за 1973-85 гг. – на 5,4 %), в то время как производительность труда продолжала возрастать высокими темпами. За период 1975-85 гг. она увеличилась почти вдвое и в середине 80-х годов по уровню производительности труда Япония вплотную приблизилась к США.

В японской промышленности насчитывается около 800 тысяч компаний. Однако в большинстве своем они являются мелкими и средними. Крупных компаний, к которым японская статистика относит фирмы с числом занятых свыше 300 человек, зарегистрировано около 3 тысяч, но на них приходится половина общего объема промышленного производства. Около 70 % мелких и средних фирм являются субподрядчиками крупных компаний.

К гигантам тяжелой индустрии мирового масштаба нужно отнести:

– Син ниппон сэйтэцу (черная металлургия)

– Ниппон кокан (металлургия)

– Мицубиси дзюгоге (тяжелое машиностроение, судостроение и др.)

– Исикавадзима - Харима дзюгоге (тяжелое машиностроение и судостроение)

– Кавасаки дзюгоге (металлургия, машиностроение)

– Мицубиси касэй (химическая промышленность)

– Кубота сэйсакусе (электротехническая промышленность)

– Теета, Ниссан (автомобильная промышленность).

В 1990 г. 74 японские корпорации находились среди 300 крупнейших неамериканских корпораций. Шесть японских корпораций входили в состав 50 крупнейших корпораций мира.

Отдельным японским гигантам удалось занять ведущие позиции в соответствующих отраслях на международном уровне. Например, Син ниппон сэйтэцу – лидер в металлургической промышленности. Объем продаж «Син ниппон сэйтэцу» в два раза превышает продажи второй по величине металлургической корпорации «Ниппон кокан».

В автомобильной промышленности борьба между концернами «Тойота» и «Ниссан» завершилась в пользу «Тойота». Два концерна производили 60, 8 % всех легковых автомобилей, из них «Тойота» – 35, 3 %.

В тяжелом машиностроении и судостроении ведущие позиции занимает «Мицубиси дзюкоге», чья выручка от продаж в 2,2 раза больше, чем «Исикавадзима – Харима дзюгоге» (второй по величине корпорации этой отрасли) и в 2,5 раза больше, чем «Кавасаки дзюгоге».

Лидером обычно становится корпорация с наибольшим весом на рынке и наименьшими издержками. Низкие издержки производства позволяют корпорации – лидеру присваивать часть прибавочной стоимости создаваемой в других предприятиях.

В черной металлургии лидером является концерн «Син ниппон сэйтэцу». До его образования «лидерство в ценах принадлежало» «Явата сэйтэцу», вошедшему в 70-х годах в «Син ниппон сэйтэцу».

Однако не все другие крупные корпорации постоянно следуют лидеру. Вторая по величине металлургическая корпорация «Ниппон кокан» ориентируется на цены, устанавливаемые лидером. Две другие «Сумитомо киндзоку» и «Кавасаки сэйтэцу» нередко вступают с ним в конкурентные отношения.

Электротехнический концерн «Хитати сэйсакусе» – крупный производитель теплоэнергетического оборудования, электроники, средств автоматизации, информационной и ракетно-космической техники, химических материалов

Особую активность проявляют японские промышленные компании в Новых Индустриальных странах (НИС) Азии – Южной Корее, Тайване, Гонконге, Сингапуре. Причем созданные здесь предприятия химической, металлургической, пищевой, швейной промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьезными конкурентами японских фирм.

Финансовые центры.

Современная кредитно-финансовая система Японии включает различные виды кредитно-финансовых учреждений. В их число входят:

1) Центральный Эмиссионный Банк Японии.

2) 4 правительственных банка, в том числе Японский Банк развития и экспортно-импортный банк.

3) 13 коммерческих банка, так называемых городских.

4) 63 региональных, местных банка.

5)3 банка долгосрочного кредита.

6) 7 траст - банков

7) 1071 специализированный кредитный орган по финансированию мелкой и крупной промышленности (14,5%) и увеличение удельного веса готовой продукции (с 22 до 47,5 %).

Из коммерческих банков выделяются: «Фудзи», «Сумитомо», «Мицубиси», «Дайити-Канге», «Санва», «Мицуи».


3.1 Машиностроение Японии

Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование. Большая роль принадлежит модернизированным отраслям массового экспортно-ориентированного производства, занимавшим лидирующие позиции в 60-70-х гг. (судостроение, автомобилестроение, некоторые виды общего машиностроения), и активно развиваются новые наукоемкие отрасли (радиоэлектроника, современное судостроение, авиационно-космическая, приборостроение, роботостроение).

В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 44% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе почти 20% - в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 15% - в транспортном машиностроении, менее 10% - в общем машиностроении.

Зародившееся задолго до начала НТР, японское судостроение не ушло со сцены в последние десятилетия. Напротив, с 1956г. Япония удерживала в нем мировое первенство. И только в самые последние годы Японию догнала Республика Корея. Постепенно меняется и профиль отрасли, которая все больше переходит от производства супертанкеров и крупнотоннажных сухогрузов к судам более сложных типов.

Несмотря на то, что предприятия автомобильной промышленности Японии в последние годы несколько снизили выпуск машин, автомобилестроение по-прежнему во многом определяет «лицо» Японии в международном географическом разделении труда. Достаточно сказать, что эта отрасль формирует 1/10 общего ВВП Японии. Непосредственно в ней заняты примерно 700 тыс. работников, но если учитывать также эксплуатацию и обслуживание автомобильного парка в стране и за рубежом, то не менее 5-6 млн человек. Крупнейшими автомобильными фирмами являются «Тоёта» (район Нагоя), «Ниссан», «Хонда», «Мицубиси».

Развито в Японии и общее машиностроение, нацеленное как на экспорт, так и на обеспечение машинами и оборудованием собственной экономики. По выпуску металлообрабатывающих станков Япония вышла на первое место в мире еще в 1982г. В дальнейшем она специализировалась в основном на станках с ЧПУ и промышленных роботах (парк – 420 тыс. из 780 тыс. в мире), и в этом ей не было и нет равных. Основные предприятия отрасли сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса, но отдельные его районы имеют определенную специализацию. В Токийском районе преимущественно развит «верхний эшелон» общего машиностроения производство наиболее сложных видов оборудования, в Осакском заметно преобладание заводов по выпуску тяжелого металлоемкого машиностроения.

По масштабам электронной промышленности Япония уступает только США. Но по объему экспорта её продукция занимает первое место. В середине 1990-х гг. в этой отрасли были заняты 1,8 млн человек. По показателю наукоемкости она превосходит все другие отрасли, отличаясь и высокой степенью монополизации («Мацусита», «Хитати», «Тошиба», «Сони», НЭК, «Фуцзицу» и др.). Раньше Япония специализировалась главным образом на бытовой электронике, но затем перешла на выпуск более сложной продукции. К примеру, персональных компьютеров в конце 1990-х гг. выпускалось 8 млн штук в год. По общему числу эксплуатируемых компьютеров (около 50 млн) Япония уступает только США.

Развитию японского машиностроения, как и всей экономики в целом, значительно поспособствовало установление новой формы организации труда и производства, которая получила название тойотизм (постфордизм).

Внедрение принципов тойотизма обеспечило более эффективное использование рабочей силы и оборудования при одновременном повышении качества разнообразия выпускаемой продукции.


3.2 Машиностроение США

В машиностроительном комплексе США (машиностроение и металлообработка) трудится 2/5 всех занятых в промышленности, которые создают 2/5 промышленной продукции (по стоимости). Высокая наукоемкость и производительность труда при низкой капиталоемкости содействовали превращению этой сферы в базу НТП, обеспечивающую перестройку всего хозяйства, комплексную механизацию и электронизацию.

За последние 30 лет повысилась доля общего машиностроения и приборостроения при снижении удельного веса транспортного машиностроения, а также электротехники в структуре этой сферы. Наибольшие изменения произошли в 80-х годах под воздействием военно-промышленного комплекса (отсюда рост авиаракетно-космической промышленности и электротехники) и усилившейся конкуренции Японии в области электротехники и автомобильной промышленности. Характерна высокая монополизация машиностроения.

Автомобилестроение. Автомобиль давно превратился в символ американской жизни. Автомашины имеют 4/5 всех семей. На производстве и сборке автомобилей, в торговле, ремонте и техобслуживании их занято почти 6 млн человек. Ежегодно с конвейеров автозаводов сходит более 55 млн автомобилей (около 150 тыс. в день), на автомобили приходится более 12% всей мировой торговли, в автомобильной промышленности заняты миллионы рабочих.

В 1997 г. стоимость валовой продукции автомобильной промышленности США превысила 260 млрд. долл., а доля автомобилестроения составила 4,4% ВВП страны. В автомобильной промышленности и в автомобильном сервисе США заняты 12-13 млн. чел., или 17% всех занятых в промышленности страны. На долю автомобилестроения приходится 60% всех промышленных роботов и манипуляторов, более 12% всех НИОКР, осуществляемых в США, - больше, чем в фармацевтике, электронике и даже информатике, тогда как основные фонды автомобилестроения составляют всего лишь 4,6% стоимости всех основных фондов обрабатывающей промышленности США.

Погоду в мировой автомобильной индустрии делают 6 крупнейших концернов, на долю которых приходится 57,5% общего мирового производства, а на долю первой десятки фирм – 80%. Один только американский автогигант «Дженерал Моторс» производит каждый седьмой автомобиль в мире!

Почти 3/4 мирового автопроизводства приходится на легковые автомобили и лишь 1/4 на грузовики и автобусы. Основной объем производства легковых автомобилей приходится на страны Европы (39%) и Азии (30%). Североамериканское производство снизилось до 24% в связи с наращиванием выпуска легких грузовиков, доля которых в общем объеме производства автотранспортных средств в этом регионе превысила 45%.

Автомобильная промышленность США играет исключительно важную роль в экономике страны. Обладая огромным мультиплицирующим эффектом, автомобилестроение сильно влияет на развитие многих отраслей промышленности. Отрасль очень восприимчива к новым тенденциям в экономике, что отражается и в изменении её географии.

Авиаракетно-космическая промышленность. Эта отрасль связана с военно-промышленным комплексом. Здесь действуют крупнейшие монополии «Макдоннел-Дуглас», «Боинг», «Локхид» и др. Частные компании сосредоточили 9/10 военной продукции. Основной район АРКП сложился в тихоокеанских штатах еще до Второй мировой войны. Главные центры – Лос-Анджелес, Лонг-Бич, Сан-Диего, Сан-Хосе, Анахайм – находятся в Калифорнии. Второй важный район АРКП у г. Сиэтла, где расположены предприятия «Боинг». По военным заказам впереди Калифорния (1/5 заказов), за ней – Техас, далее – Нью-Йорк, Миссури и Коннектик.