Даргинцы — благочестивый и мужественный народ. Национальность даргинец: описание внешности, происхождение, традиции, язык Численность населения даргинцев

Я живу в старом русском городе Вологда. В нашем классе учатся русские ребята. У нас в классе есть: Светлана, Марина, Кристина, Александр, Василий, Алексей. Это красивые русские имена. А моё полное имя звучит так: Магамед-Мустафа. Мои одноклассники заинтересовались, а почему у меня такое необычное имя. И я с гордостью ответил им: «Я – даргинец!»

«Кто такие даргинцы?»- этот вопрос задали мне мои одноклассники.

Даргинцы – это народность в Дагестане. Даргинцы живут в горах Кавказа. Горные селения даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье расселение более свободное, дома имеют большие дворы. Мужская традиционная одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь; женская одежда - платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор - чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

Конечно, сейчас такую одежду надевают только по специальным случаям, на праздники. Традиционная пища - мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.

Даргинцы хранят традиции и обычаи своих предков. Вот некоторые из них:

1. Традиционно детям давались и даются имена умерших родственников: родителей, братьев, сестер.

2. Традиция нарекать именем пророков, святых, наиболее чтимых предков, особенно родителей, сестер, братьев, уважаемых людей, друзей семьи выражается в пожеланиях: «Расти джигит! Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!», «Пусть твое имя будет свято!», «Пусть это имя прославится на века!».

3. Если человек совершает какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения дагестанской этики поощрения или наказания, то это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят также и на счет всех его ближайших родственников. Поэтому человек старается не ударить лицом в грязь, не осрамить своих родственников, не совершить ничего такого, что заставило бы последних по его вине, как выражаются даргинцы, «опустить голову», «почернеть лицом».

4. Ценностное отношение к дому, семье зафиксировано в пожеланиях «Дом твой да будет полон пшеницей и тобой», «Чтоб всегда в доме было изобилие», «Пусть дом будет полон, поля расцветут, будет достаток!», «Благословение да достанется твоему дому!», «Чтобы дом твой здравствовал!».

5. В доме, где останавливается гость, должен царить покой и порядок. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом - для гостя.

6. Любовь, уважение, внимание к старости слышится в благопожеланиях: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии!», «Да исполнятся желания вашей души!», «Счастливой тебе старости!», «Дай аллах тебе для нас жить даст!».

7. Мальчики воспитываются как будущие хозяева, главы семьи. Большое значение придают физическому развитию ребят, которые с детства занимаются спортом, упражняясь в силе и мужестве.

Традиции даргинцев живут и в нашей семье.

2. Моя малая Родина

Моя Родина, там, где я родился, где родились мои родители и родители моих родителей. Это село Верхние Убеки в далёком Дагестане. Летом мы всей семьёй уезжаем на Родину. Я очень люблю своё село. Вот, что мне рассказала мама об истории селения Убеки: «Когда - то земли нашего селения были совсем пусты. И вот приехал туда один мужчина, звали его Убек. Так ему понравилась красота гор и реки, что он решил остаться там жить. В честь него и носит имя наше село».

Я тоже люблю наши горы, чистый воздух, ласковое Каспийское море.

Летом мы с братом купаемся в море, загораем на тёплом песке, собираем ракушки, бегаем в горы, знаем там каждый камушек. А в августе лакомимся первым виноградом, его гроздья свисают прямо над головой.

3. Даргинская семья.

«Моя семья – моя гордость» - это может сказать каждый даргинец. Моя семья дружная и крепкая. Моего отца зовут Хайдарбек Чанкаевич Магамедов, а маму - Амурилова Амилат Абдулаевна. У меня есть брат Чанка. По традиции нашего народа он носит имя нашего деда Чанки Магамедова. Дед был чабаном, у него было своё стадо из овец и коз. Дед каждый день выводил их на луга. К сожалению, я не успел познакомиться с дедом, он не дожил до моего рождения.

Другого деда звали Абдулла Амурилов. Он был учителем в нашем селе. Дома у дедушки было много овец, коз и лошадей. Дед Абдулла был хорошим наездником. Он часто принимал участие в скачках и занимал первые места. Деда уважали и любили не только в нашем селе, но и в других сёлах. Абдулла Амурилов слыл человеком щедрым. Мог подарить овцу совсем чужим людям. А ещё дед Абдулла любил петь. На свадьбах он брал гармошку и пел песни на разных языках. Легко танцевал традиционный «цудахарский» танец и, конечно, лезгинку.

Бабушки Умаган Гаджиевна и Патимат Кунниевна живы и здоровы. Я их очень люблю. Летом я, как настоящий мужчина, всегда помогаю им по хозяйству: воду набираю, огород поливаю, собираю урожай.

Наши родители стараются растить нас с братом в традициях нашего народа. Нам с братом дали имена наших родственников. Я занимаюсь дзю-до, ведь настоящий даргинец должен уметь постоять за себя и за свою семью.

И я, и Чанка стараемся учиться хорошо и получать только 4 и 5, чтобы родителям было не стыдно за нас, чтобы они не «опустили голову» и не «почернели лицом». У нас с братом есть свои обязанности по дому, и мы никогда не отлыниваем от них, выполняем любое поручение родителей. Слово отца для нас закон, мы слушаемся не потому что боимся папу, а пото- му что уважаем его, так принято в нашем роду. Конечно, мы с братом ещё дети, но многие традиции и обычаи мы уже переняли от наших родителей.

Весной на празднике «Масленница» в нашем классе мы с братом танцевали зажигательную лезгинку. Наши одноклассники и родители аплодировали нам. Мы с братом научились танцевать в родном селе. Когда в селе проходят свадьбы, то на них танцуют все от старцев до совсем маленьких ребят.

На свадьбах в даргинских сёлах соблюдаются почти все старые обычаи и традиции. Я видел и запомнил такой обычай: на второй день свадьбы все мужчины заходят в комнату, где сидит невеста и бросают деньги у кого, сколько есть, а невеста угощает их орехами и конфетами. В третий день свадьбы невеста угощает всех друзей жениха блюдом «Хинкал», которое приготовила сама.

Старинный обычай, который соблюдается и в наши дни: когда в семье рождается мальчик, то отец режет барана и собирает всех родственников и друзей.

Даргинцы - верующий народ, мы – мусульмане. В даргинской семье строго соблюдаются мусульманские правила. Наш папа помогает нам с братом изучать Коран. Мы стараемся соблюдать все мусульманские праздники. В эти дни читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Многие традиции даргинцев живут в нашей семье. Ведь пока мы помним обычаи наших предков, они живут рядом с нами. Даже сейчас, когда наша семья далеко от родных мест, мы соблюдаем традиции нашего народа.

В своей работе я рассказал о том, что такое даргинская семья. В заключении я хочу сказать, что, даже находясь далеко от своей Родины мы, Чанкаевы, храним и соблюдаем обычаи и традиции своих предков.

Даргинцы являются одной из самых крупных народностей Республики Дагестан и относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Самоназвание народа дарган . Первые упоминания этнонима «даргинцы» относятся к 15 веку. В 16 веке даргинцев делили на 3 типа, которые различались по месту жительства и занятиям:

  1. высокогорный
  2. среднегорный
  3. нижнепредгорный

В 1921 году даргинцы с другими народами Северного Кавказа вошли в состав Дагестанской АССР. Часть народа после этого переселилась на равнину. Даргинцы воплощают в себе добродетель, мужество, трудолюбие, благочестие и честность. Эти качества они с ранних лет воспитывают в своих детях.

Где живут

Основная часть даргинцев живет на территории Российской Федерации и составляет 16,5% от всего населения Дагестана. В Ставропольском крае расположена самая крупная община этой народности. Есть крупные диаспоры в Калмыкии, Москве, Ростовской и Астраханской областях.

Малый процент даргинцев живет в Красноярском крае. Появились они в этих местностях в 1930-х годах. В Киргизии и Туркмении тоже проживают представители этого народа.

Название

Этноним «даргинцы» является производным от слова «дарг», что переводится как «группа, народ». Этнонимы «дарган» и «даргинцы» имеют позднее происхождение, по мнению филолога Р. Аргеевой. В дореволюционный период эта народность была известна как хюркилинцы и акушинцы.

Язык

Разговаривают даргинцы на даргинском языке, который относится к нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков. Даргинский состоит из множества диалектов, некоторые из них:

  • урахинский
  • акушинский
  • кайтагский
  • цудахарский
  • кубачинский
  • мегебский
  • сиргинский
  • чирагский

Даргинский литературный язык используется на основе акушинского диалекта. Распространен среди народа и русский язык. В течение 20 века письменность языка два раза менялась. Сперва традиционную для даргинцев арабицу в 1928 году заменили латинским алфавитом, потом в 1938 году на русскую графику. В 1960 годах в алфавит даргинского была добавлена буква Пl пI. Сегодня в алфавите 46 букв.

В школах образование ведется на даргинском языке по общероссийской программе. Все учебники, кроме книг по литературе, русскому языку, иностранным языкам, переведены на даргинский. Есть русскоязычные даргинские детские сады.

Религия

Даргинцы являются мусульманами-суннитами, эту религию они приняли в 14 веке. До этого даргинцы являлись язычниками, поклонялись мифическим персонажам пантеона богов, которые олицетворяли силы и явления природы. Сохранились многие из них в жизни народа по сей день:

  • Куне, мифический персонаж, который представляет собой добрый, невидимый человеку дух. Является покровителем семейного очага и рода, приносит в дом достаток. Люди представляют его в виде высокой женщины с большим бюстом и длинными волосами красного цвета. Дух является в дома по пятницам, обитает в центральном столбе жилища. Чтобы задобрить его, хозяйки в этот день недели смазывают горячую печь маслом или куском жирного мяса. Если Куне уходит и не возвращается, это к несчастью.
  • Моиу, это духи, которые ведают рождением детей и являются покровительницами рожениц. Распространены у даргинцев-акушинцев. Люди их представляют в виде старух, одетых в черные и белые одежды. Они могут насылать на детей болезни и смерть;
  • Берхи, божество, олицетворяющее Солнце, в облике прекрасного юноши, который излучает ослепительный и яркий свет. Берхи обитает в море, заходит в него и выходит из него. Его заглатывает морское чудовище Куртма. Спасает и возвращает на землю бог Зал;
  • Бадз, божество, которое олицетворяет Луну. Представлено в виде прекрасной девушки. Существует сказание о пятнах на Луне: Базд и Берхи любили друг друга, но Бадз начала хвастаться, что она красивее Берхи и смотрят на нее больше, чем на него. Тогда Солнце бросило на Луну комки грязи, которая не смывается, от чего на ней образовались пятна. Луна обиделась и убежала от Солнца, которое позже признало свою вину и теперь пытается всегда догнать Бадз;
  • Абдал, или Авдал, покровитель оленей, туров, диких коз и бог охоты. Он заботится о диких животных, доит и пасет их, ограничивает их отстрел. Для удачи люди приносили ему жертву в виде печени или сердца убитого животного. Кости не выбрасывали и не сжигали, чтобы Абдал по ним оживил зверя.

Вся жизнь представителей этого народа с рождения до смерти сопровождается религиозными обрядами. Даргинцы верят, что мораль и религия - это две неразделимые вещи.

В жизни даргинцев особое место занимают мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Каждая семья по обычаю празднует Мавлид ан-Наби - день рождения пророка Мухаммеда. Важной частью обрядности является Зикр.

Еда

В кухне даргинцев, проживающих на равнине, преобладала растительная пища. В высокогорье предпочитали в основном пищу из молока и мяса. Самые распространенные мучные изделия - это хинкал и около 50 вариантов пирогов чуду с различными начинками. Муку использовали ржаную, просяную, кукурузную, ячменную и пшеничную. Из говяжьего и бараньего мяса производят колбасы, мясо сушат и коптят. Из молока делают несколько видов сыра. Супы у народа очень популярны, их готовят с фасолью, овощами, молотой пшеницей. Очень популярен шашлык, плов, соусы и курзе (аналог пельменей и вареников). Из сладостей даргинцы часто делают яблочные карамели - яблоки, сваренные в карамели целиком. Дополнением в рационе являются зелень, овощи, фрукты, ягоды.

В даргинской кухне распространены общекавказские блюда. Давно научились представители этой народности консервировать фрукты и овощи. Пища подается к столу на общем большом блюде, из которого едят все. Раньше у даргинцев дома были ручные мельницы, в которых они сами мололи муку из зерновых. В домах была специальная комната очага, где готовили еду. Существовали целые квартальные пекарни, где выпекали пироги и хлеб чурек. Любимый напиток даргинцев - квас буза.


Жизнь

Издавна даргинцы занимаются скотоводством, земледелием, обработкой дерева, камня, кожи и шерсти, вышивают золотыми нитями и шелком. В селе Сулевкент занимаются гончарным делом. Даргинцы обрабатывают металлы, распространено у них гончарное, медночеканное, бронзолитейное и кузнечное дело. Производят ювелирные украшения и оружие. Каждый в Кубачах, от мала до велика, владеет ювелирным делом. Это передается из поколения в поколение. Издают они парадную посуду, подсвечники, потрясающие украшения для женщин, работают с костью, медью, эмалью и серебром. Парадное оружие, рукоятки для кинжалов и ножны мастера украшали серебром и позолотой, узорчатыми пластинами из кости. Распространено это искусство и сегодня. Кубачинские ювелиры известны во всем мире.

Славятся и Кубачинские мастера, которые изготавливали шлемы, кольчуги, пистолеты и ружья. Кожаные мужские ремни всегда богато украшены подвесными бляхами, звеньями из серебра и металла.

Значительной была роль женщины в хозяйстве. В ее обязанности входил уход за крупным рогатым скотом, убор урожая, приготовление пищи, заготовка продуктов, изготовление предметов домашнего обихода и одежды. Мужчина пахал, сеял, занимался овцеводством.

Девочек начинали обучать пошиву национальных костюмов, производству головных уборов, плетению нагрудных украшений, различных ожерелий, которые состояли из монет и бусин. Даргинские женщины искусно ткут ковры, валяют войлок и вяжут.

Современные даргинцы занимаются виноградарством и садоводством. Во многих местах построены консервные заводы, где перерабатывают ягоды, овощи и фрукты. Крупные фруктово-консервные заводы и промышленные комбинаты расположены в селениях Маджалис, Серкжала, Ходжа-Махи и Цудахар. Построены заводы по переработке животноводческой продукции и предприятия по производству сыров и сливочного масла.


Жилище

Традиционно даргинцы проживали сельскими общинами, которые назывались джамаат. Общины были объединены в союзы сельских обществ, часть их входила в Аку-шимскую конфедерацию. Сегодня у народа распространены малые семьи, которые в прошлом были большими и неразделенными. Распространены на территории Дагестана и тухумы - группы семей, которые вели происхождение от одного предка. После Октябрьской революции в селениях открылись школы, больницы, клубы, сельсоветы и избы-читальни.

Селения в горах террасообразные, скученные. Основные типы жилища в предгорьях и горах - многоэтажные дома с плоской кровлей. В советское время были построены более современные селения из многоэтажных домов.

Современные дома даргинцы строят из камня, песчаника, известняка и глинистого сланца. В некоторых селениях используют саман. Стоят дома на фундаменте или скалистом основании. Кладка камня осуществляется в основном на растворе из глины. У более старых зданий кладка сухая. Полы в жилищах шиферные, глинобитные или деревянные. Потолок мастерят из досок, шиферных плит, хвороста или жердей. В селениях, расположенных в предгорных зонах, чаще начали использовать двускатные черепичные или железные крыши. Фасады в жилищах обычно имеют открытую галерею или веранду.

Если дом состоит из нескольких этажей, нижний отводится под хлев, конюшню, сеновал, место для склада дров и кладовые. На верхних этажах жилые комнаты. В селениях, расположенных в более высоких горных местностях, жилища зачастую неправильной конфигурации и подстраиваются в строительстве под склон, на котором они стоят. Из-за этого у комнат неправильные формы, иногда с пятью углами или закругленными углами. Все дома у даргинцев благоустроены, содержатся в чистоте и достаточно оснащены удобствами.


Внешность

Национальная одежда даргинских мужчин состояла из туникообразной рубахи «хевы» и штанов «шарбар» простого кроя. Использовали эти вещи не только как нательную, но и как часть верхней одежды. Шили ее из плотной хлопчатобумажной или шерстяной ткани темного цвета: синего, черного или серого. Мужчины в Нижнем Кайтаге носили белую рубаху и белые штаны.

Поверх рубахи надевали бешмет (каптал) на подкладке, сшитый из темного плотного материала. Для пошива нарядного бешмета, покупали шелковую или шерстяную ткань черного, темно зеленого или синего цвета. Шили каптал в талию, по фигуре. Спереди, сверху донизу был прямой разрез. Длина одежды была чуть ниже или выше колен, по желанию мужчины. Ниже талии, в основном сзади и по бокам, вшивали несколько клиньев, узких и расширяющихся к низу, они образовывали фалды. Таких клиньев было до 10.

У бешмета стоячий невысокий воротник, по бокам, ниже талии, располагались внутренние карманы. На груди карманы были нашивные. Бешмет спереди застегивался на мелкие пуговицы и петли, от воротника до пояса. Петли изготавливали из самодельной тонкой тесьмы. Этой же тесьмой обшивался воротник, рукава, вырезы на боковых карманах и верх на нагрудных карманах. Зимний бешмет шили на вате. В каптале мужчина ходил в поле, мог выходить в нем на улицу и ходить дома. Когда было прохладно, поверх него надевали черкеску.

Важной частью верхней одежды была шуба из овчины, ее надевали зимой поверх бешмета и черкески. На одну шубу уходило от 6 до 9 овчин молодого барашка. В ненастную погоду надевали бурку. Обязательный атрибут даргинского мужчины - длинный и широкий кинжал.


На голове носили папахи и войлочные шляпы. Зажиточные шили себе шапки из среднеазиатского каракуля. Обувь у даргинцев была достаточно разнообразной. Многие даргинцы, особенно жители селений Цудахарской области, были прекрасными мастерами кожевенно-обувного дела. Дома носили шерстяные носки, которые умела вязать каждая женщина. Для прочности к ним пришивали сафьян, холст или сукно. Поверх носков надевали сафьяновые мягкие сапоги. Носили галоши, сапоги и башмаки.

Женская одежда состояла из нательной рубахи, широких или узких штанов, верхнего туникообразного или цельнокроенного платья. На голове носили в основном платки, черное или белое покрывало «каз», которое оборачивалось вокруг головы, свисало низко на шее, плечах и груди. Во многих местностях такие покрывала украшали каймой и вышивкой. На ноги надевали вязаные чулки и чувяки. Обязательный элемент женского костюма - кушак белого цвета или в тон штанов. Длина кушака от 2 до 5 метров, его оборачивали вокруг талии и бедер. Можно было заменять его металлическим или кожаным поясом.

Обязательно носили передник. Верили, что он защищает женщину от дурного глаза. На него нашивали обереги: украшения, монеты и подвески из металла, делали вышивку в виде трезубца или руки с растопыренными и направленными вниз пальцами. Обувь носили из войлока или кожи.

Сегодня даргинцы носят в основном одежду и обувь городского типа. И по сей день существует правило, в соответствии с которым одежду ярких цветов могут носить только молодые девушки. Замужние носят спокойные тона и материи одного цвета. Пожилые женщины надевают одежду коричневого, синего и черного оттенка.

Культура

Даргинская литература до 20 века была основана только на устной словесности. В начале 20 века был выпущены первые сборники стихов. После Октябрьской революции даргинская литература начала развиваться. Поначалу удалось собрать и перевести в письменный вид памятники устного творчества, начиная с мая 1925 года начала выходить первая газета «Дарган», которая выпускалась на даргинском языке. В 1961 году был открыт первый драматический даргинский театр.


Фольклор

В фольклоре народности основными направлениями являются:

  • сказки
  • героические песни
  • легенды
  • предания
  • поговорки
  • пословицы

Агач-кумуз является основным музыкальным инструментов даргинского народа. Струны инструмента музыканты настраивали разными способами и получали в результате различные созвучия и мелодии. Есть у народа и другие инструменты для музыки:

  • чунгур
  • кеманча
  • гармоника
  • мандолина
  • бубен
  • зурна

Традиции

Раньше мужчины и женщины в семье принимали пищу по отдельности. Сегодня все члены семьи садятся за стол совместно. В большей части даргинского общества и сегодня есть обычай женских собраний, которые для мужчин являются запретом. В селе Кубачи даже были специальные помещения, которые называли домом женщин или домом девушек. Там собиралась вся часть женского населения. Существуют у народа и праздники только для женщин. Но, несмотря на это, положение даргинских женщин раньше было очень тяжелым. Они не имели права принимать участие в общественных делах селения, ходить на общественные сельские праздники, разговаривать с мужчинами и общаться при посторонних с мужем. Мужчина был в доме главным, и без его согласия жена не могла ничего продать, приобрести и дарить. Все что принадлежало ей в доме мужа, это только ее приданое.

Женщина не имела права принимать раньше мужа пищу, ложиться спать, пока он не пришел домой. Не принято было мужчине заниматься воспитанием детей, это делала только жена. Принимали участие и старшие члены семьи. На людях отец не имел права проявлять чувств к своему ребенку, приласкать его и успокоить, если он заплакал. Но когда дети вырастали и вставал вопрос о каком-либо важном решении, связанном с ними, участие принимал только отец. Мать не имела никакого слова. Очень значительной была роль женщины в хозяйстве.


Браки у даргинцев заключались в пределах тохума - определенной социальной группы или категории. Вопросы о браке решали только отцы, без детей. Предпочтения и интересы детей не учитывались. Важность имело социальное положение и приданое невесты. Из-за того, что требовалось большое приданое, часто девушки не могли выйти замуж. Подобные проблемы были и у юношей, от которых требовались дорогие подарки для невесты и ее родственников. У зажиточных мужчин нередко было несколько жен, что делало жизнь женщин еще сложнее. У второй и третьей жены не было права на самостоятельность, так как хозяйкой была первая жена.

В дом мужа женщина входила с покрытой головой, семья мужчины проводила ритуал, который защищал молодых от несчастий. Приносили в жертву барана, считалось, что его кровь отгоняет злых духов.

Даргинцы очень гостеприимны, для них гость - самый важный в доме человек. Все ему подается самое лучшее: еда, место за столом и постель. Гостеприимство для этого народа является великой добродетелью. Принимать гостей и быть гостеприимным считается большой обязанностью, которую любой даргинец выполнит с удовольствием.

Очень уважают даргинцы старших, для них это основа этики. Родители и другие старшие в семье всегда занимают почетные места за столом, первыми начинают речь. Молодые в их присутствии должны стоять, всегда уступать при необходимости место.

Детям обычно дают имена пророков или умерших родственников. Все даргинцы чтят родственные связи, для них важно не осрамить семью, не опозорится. Мальчиков с детства учат стоять за себя и своих близких. Они должны хорошо учиться, уважать старших, быть для других примером. Девочек воспитывают как будущих хранительниц очага и ценностей семьи.

***
Впрочем, у себя на родине даргинцы, как любой другой народ, открываются прежде всего с лучшей стороны. Обычаев у даргинцев много, но самыми важными являются два: обычай гостеприимства и почитания старших. Конечно, гостеприимство в той или иной степени присуще всем народам. Но даргинцы относят его к числу величайших добродетелей. Гость в горах всегда появляется неожиданно. Но он никого не застает врасплох, потому что его ждут всегда. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом - все для гостя.
Даже если маленький ребенок нечаянно обнаруживает в доме запас конфет, то он непременно спрашивает у взрослых для кого эти конфеты: для гостей или для домашних?

Даргинец из Цудахара.

У многих народов старость считается не лучшим периодом жизни. Совсем другое дело у даргинцев. Старость здесь во всех случаях жизни имеет преимущество. Старший первым говорит, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. Старику первому подают еду, его советам внимают.

Неуважение к старшим осуждается даргинским обществом. Поэтому наиболее суровым считается проклятие: «Чтоб твоя старость была никому ненужной!».

Что касается многоженства, которое дозволяет шариат, то в прошлом оно было привилегией богатых, состоятельных людей. И сегодня так называемые «новые даргинцы» тоже чаще всего многоженцы. Полигамия принимается некоторой частью молодых девушек, которые не против того, чтобы быть вторыми и третьими женами.
К природе, к животным и птицам даргинцы относятся трепетно, с любовью. Свой рассказ об этом народе я закончу одной даргинской притчей:

В одном из горных аулов случился пожар: загорелся дом. Всем аулом, кто в чем, кто чем, таскали воду из единственного родника и тушили пожар. Вдруг заметили, как ласточка летит к роднику, набирает в клюв капли воды, прилетает к дому, который горит, и, капнув свои капли, летит за следующей порцией воды. Люди спросили ее:
— Весь аул таскает воду и не может потушить огонь. Что сделают твои капельки?
— В этом доме мое гнездо. Кроме того, каждое утро хозяин слушал мои песни, - ответила ласточка и полетела за новыми каплями.

More you might like


Ворота Кийамат-капы (Ворота Судного дня) Кийамат-капы - «Ворота Судного дня» или «Ворота Воскресения» (араб. Баб ал-Кийсша, тюрк. Кийамат-капы, перс. Дар-и Кийамат) - ранее существовавшее мусульманское культовое место в Дербенте, располагавшееся около одной из башен северной городской стены (VI век) с наружной стороны, за пределами средневекового шахристана. Возникло в IХ-Х веках на месте функционировавшего здесь в позднесасанидский и раннеарабский периоды хорошо охранявшегося узкого прохода с арочным сводом в оборонительной стене. Как установлено археологическими раскопками, в указанное время проход был заложен со стороны города и превращен, таким образом, в помещение (4,5 квадратных метра), а прилегающая к нему территория (около сорока квадратных метров) у стыка башни и стены была ограждена каменными столбиками с поперечными деревянными балками заграждения и с входом, оформленным двумя резными столбами Еще в конце 1920 - начале 1930-х годов здесь располагалось почитаемое, святое место, носившее на¬именование азерб. Бурундж пир («Угловой пир»). В последующее время этот культовый памятник и его наименование были забыты. В 2002-2004 годах на этом месте проводились археологические рас¬копки.


25 февраля в гимназии поселка Белиджи состоялся первый этап школьной лиги КВН, организаторами которого выступили РУО Дербентского района и отдел по делам молодежи и туризма. На мероприятии присутствовали начальник отдела по делам молодежи и туризма Рафиль Гаджиахмедов, специалист отдела по делам молодежи и туризма Кемран Исаев, главный специалист отдела культуры, национальной политики и религии Максим Кичибеков, директор ООШ поселка Белиджи Кахриман Ибрагимов и т.д. В первом этапе состязались 4 районные команды: «Корпорация смеха» (гимназия пос. Белиджи), «Утомленные школой» (СОШ №1 села Белиджи), «Солнышко» (СОШ №2 села Белиджи) и «Другая жизнь»(СОШ села Нюгди). «Участники КВН выполняют важную социальную задачу, показывают, насколько яркая, интересная, умная, энергичная молодежь в нашем районе. Одним из важнейших приоритетов любого государства должно быть обеспечение условий для развития молодежи. Необходимо дать подрастающему поколению возможность реализовать себя, найти свое призвание, обрести достойное место в обществе. Администрация Дербентского района всегда поддерживало, и будет поддерживать талантливых, целеустремленных и энергичных учащихся, тех, кто стремится к образованию, проявляет инициативу в учебе, творчестве, спорте и других сферах жизни. Успехи молодых - залог завтрашнего процветания нашего района и республики»- отметил Рафиль Гаджиахмедов. В полуфинал вышла команда «Корпорация смеха» (гимназия поселка Белиджи). Следующий этап состоится в ближайшее время.


Ворота Кала-капы Кала-капы (XVI - XVIII века) в переводе с тюркского языка означает «ворота в крепость». В отличие от других ворот, эти ворота ведут не в город, а непосредственно к входу в цитадель. Это первые ворота от цитадели на южной городской стене. На северном фасаде к востоку от ворот в стене устроена каменная лестница, которая ведет в боевое помещение, размещенное в башне на высоте 3 метра от земли. Стена над воротами и башней имеет парапет с бойницами. С восточной стороны ворот расположена полукруглая сторожевая башня. Несмотря на некоторую схожесть ворот Кала-капы с более древними воротами, они более позднего происхождения. Сооружение ворот специалисты относят к XVIII веку - к периоду вхождения Дербента в состав Кубинского ханства и приписывают Фет-Али-Хану.

Три дагестанских проекта стали победителями второго ежегодного Всероссийского градостроительного конкурса, сообщил корреспонденту РИА «Дагестан» первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РД Магомед Османов.

По его словам, в номинации «Лучший генеральный план города» победителем стал проект города Избербаша.

«В конкурсе на применение правил землепользования и планировки лучшим признано МО “сельсовет Бурдекинский” Сергокалинского района. А в номинации “Лучший реализованный проект сохранения объектов культурного наследия” единогласно был признан проект реставрационно-восстановительных работ Цитадели “Нарын-Кала” в городе Дербенте», - сообщил собеседник агентства.

Награды победителям конкурса вручил министр строительства РФ Михаил Мень. Как отметил глава Минстроя России, конкурс набирает популярность - в текущем году участников заявлено значительно больше.

Всего на конкурс было подано 194 заявки, из них 57 оказались в финале. В 2016 году оргкомитет конкурса учредил новую номинацию «Лучший реализованный проект развития застроенной территории», на которую претендовало сразу 18 проектов. Среди участников конкурса - органы власти, представители бизнес-структур - застройщики, технические заказчики.

Конкурсные заявки оценивало экспертное жюри, в состав которого вошли специалисты-практики, представители ведущих научных организаций нашей страны, руководители национальных объединений и объединений работодателей в строительной сфере.

Напомним, ежегодный градостроительный конкурс объявлен Минстроем России 10 декабря 2014 года. Его основная цель - определение лучших практик реализации проектов в сфере градостроительства и их внедрение в других регионах страны.


ГКОУ «Общеобразовательная школа - интернат №6» г. Дербента была официально открыта 2 октября 1959 года. Она располагалась в двухэтажном здании нынешней школы №16 по адресу: ул. Ленина №103 . На втором этаже был спальный корпус, на 1-ом классы. В первый год было принято 150 детей из дальних районов в 1а,1б,2,3,4 классы - всего 5 классов.

2 апреля 1962 года интернат перевели в специально построенный комплекс, состоящий из нескольких корпусов: трехэтажного здания школы на 300 учащихся, трехэтажного общежития, столовой, хозяйственных построек(прачечной, котельной), жилого дома для учителей. Школа получила статус общеобразовательной восьмилетней школы- интерната №6. В том же году в интернат прибыли дети из Табасаранского, Акушинского, Буйнакского и других районов Республики Дагестан. Учителям и воспитателям пришлось глубоко изучить нравы, культуру, обряды и традиции народов Дагестана, чтобы найти подход к каждому ребенку, находящемуся далеко от родного дома. Первым директором, взявшим на себя ответственность за этих детей, был Ильягуев Пинхас Ильич. В 1962 году ему на смену приходит

Герейханов Абдулла Герейханович, которого затем сменяет на посту Фаталиев Уружбек Фаталиевич.

В1964году эстафету принимает и до 1986 года бессменно несет эту вахту Сеидов Миркерим Султанович,человек большой души, до последних дней своих жизни отдавший себя детям и делу просвещения, ветеран войны, награжденный орденом Красной Звезды и Отечественной войны первой степени, многими орденами и медалями. Учитель, воин, гражданин.

Трагическая случайность оборвала жизнь этого прекрасного человека. В дань памяти 24 ноября 1999 года коллектив школы выступил с ходатайством перед Государственным Советом Республики Дагестан о присвоении школе-интернату №6 имени Сеидова Миркерима Султановича. Указом Государственного Совета РД от 19 сентября 2000 года за №286- «Общеобразовательной средней школе-интернату №6» г. Дербента присвоено имя Сеидова Миркерима Султановича.

Ты нас учил быть стойкими в борьбе,

Учил трудиться, не жалея сил.

Учитель наш, земной поклон тебе

За все,чему нас научил.

С особой любовью и теплотой вспоминают коллеги и выпускники школы-интерната №6 своих русских учителей, работавших с самого его основания. Это Золотарева Вера Александровна, Сеидова Мария Яковлевна, Воротилина Вера Степановна, Сулейманова Мария Григорьевна, Чепраковы Марина Федоровна и Юрий Михайлович, Рамазанова Валентина Павловна, Воронцова Нина Михайловна, Арситова Валентина Николаевна, Козлова Клавдия Степановна Камышанская Нелля Федоровна, Толпегина Ольга Петровна. Молодыми людьми по окончании учебных заведений они прибыли в нашу республику по распределению и остались здесь на долгие годы,а.многие создали свои семьи и навсегда связали свою жизнь с Дагестаном.

Бок о бок с ними трудились Аппажева Мина Рустамовна, Мамедова Шаргия Кадыровна и ныне работающая Бабаева Роза Мардахаевна.

За 55лет сменилось много учителей и воспитателей. Если в 1959-60 учебном году их было 11 человек, то в 1966-67 учебных годах 30 учителей и воспитателей. Сейчас нас более 70 человек.

В 1963 году был первый выпуск, всего за этот период было 45 выпусков, это 1250 выпускников.

В 1986 году на смену Сеидову М.С. пришёл Зотов Виталий Павлович,ныне заместитель начальника ГУО.

1986 году школа - интернат №6 получает статус « Общеобразовательной средней школы -интернат №6 » г.Дербента.С этого момента началась новая эпоха и новая волна воспитания и обучения детей.

С 1992 года школа работает под руководством Н.С. Казимова.

В июне 2012 года руководство школой-интернатом №6 принимает кандидат исторических наук, Заслуженный учитель РД, Кулиев Вадим Джафарович.

В 2011 году школа- интернат получает новый статус: Государственное образовательное учреждение«Общеобразовательная средняя школа - интернат №6 » г. Дербента Республики Дагестан. В 2013 в соответствии с постановлением правительства РФ ГОУ «Общеобразовательная средняя школа- интернат №6» г. Дербента получила статус Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа-интернат №6» г. Дербента,Республики Дагестан, имеющего свой Устав, и руководствующегоя в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации, Федеральным законом №273Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативно- правовыми актами Правительства Республики Дагестан, решениями (приказами) Министерства Образования и науки Республики Дагестан.

Представители национальности даргинцев живут на территории современной республики Дагестан. Это один из крупнейших народов в этих местах. Они относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Верующие представители этого народа исповедуют ислам суннитского толка.

Народность в Дагестане

К национальности даргинец сегодня относится значительное число жителей республики Дагестан, входящей в состав России. По результатам последней переписи населения, на территории нашей страны проживает почти 600 тысяч представителей этой народности. В Дагестане их больше всего - около 16,5 %, или, приблизительно, полмиллиона человек.

Преимущественно они живут в кавказских горах. Их селения отличаются скученностью, дома террасообразные, в предгорьях селятся более свободно, имеют большие и просторные дворы.

Внешность

Характер, внешность даргинцев большинству россиян могут напомнить классических представителей кавказских народностей.

У них сильное и волевое лицо, выдающийся нос, квадратный подбородок. Часто мужчины, представляющие национальность даргинцев, предпочитают носить бороды.

Традиционный костюм

Национальный костюм даргинцев - это одежда общедагестанского типа. Мужчины предпочитают длинные штаны, туникообразную рубаху, черкеску, бешмет, овчинные шубы-накидки, бурки, папахи, войлочную и кожаную обувь. Обязательным атрибутом национального костюма является длинный и широкий кинжал.

В этом проявляется характер народа даргинцы. Как и большинство из тех, кто проживает на востоке, они крайне импульсивны и вспыльчивы. Традиция ходить с кинжалом для самообороны родилась в древности, когда этого требовала неспокойная обстановка на Кавказе.

Для женщины национальным костюмом даргинцев - это, так называемая платье-рубаха (она в форме туники, а талия отрезана). В некоторых местах платье может быть распашным, тогда его называют архалук. Приветствуются широкие или узкие штаны, войлочная или кожаная обувь. Обычный женский головной убор - чухта, также должно быть белое или черное покрывало, выполненное из бязи или полотна, в торжественных случаях используют шелк. В некоторых районах, например, Кубачи или Кайтаг, применяют кайму и вышивку.

В наши дни даргинцы, которые живут в городах, носят обычную современную одежду, ничем не выделяясь на фоне всех остальных. В традиционных костюмах можно увидеть пожилых людей или тех, кто проживает в сельской местности.

Диаспора

Представители национальности даргинец проживают в совершенно разных регионах России. Их крупнейшая диаспора за пределами самого Дагестана существует в Ставропольском крае. За последние годы их численность в этом регионе значительно увеличилась. Если в 1979 году проживали около 16 тысяч даргинцев, то во время перестройки - уже почти 33 тысячи человек, а по последним данным - 50 тысяч.

Также крупные диаспоры этой национальности можно встретить на территории Ростовской области (более 8 тысяч человек), Калмыкии (около 7,5 тысяч человек), Астраханской области (более 4 тысяч), около трех тысяч представителей даргинской общины живут в Москве.

Примечательно, что несколько сотен представителей этого народа уже давно обосновались вдалеке от своей исторической родины - в Красноярском крае. Первые даргинцы тут появились в 30-е годы прошлого века. В 2000-х годах их тут насчитывается почти 400 человек. В основном, они осели в самом Красноярске, а также в Норильске, Шарыпово и одноименном районе.

В странах бывшего Советского Союза проживает совсем небольшая группа даргинцев. Относительно заметными их можно считать только к Киргизии. Там почти три тысячи представителей данной национальности, что составляет одну десятую процента от общего количества жителей в стране. Около полутора тысяч даргинцев живут в Туркмении.

Этноним

Само слово "даргинец" производное от понятия "дарг", которое означает "внутренность", то есть человек, противопоставляющий себя внешнему окружению. Как считает филолог Агеева, которая изучала эту проблему, сам этноним "даргинцы" появился относительно недавно. Еще в XVIII-XIX вв. представители этого народа входили в разрозненные политические образования.

Доктор исторических наук, советский этнограф Борис Заходер, внимательно изучал записки арабского писателя аль Бакри. Выяснилось, что у средневекового образования, которое он описывал, было наименование "дайркан", которое также могло быть самоназванием даргинцев.

До Октябрьской революции эта народность была известна под другими названиями. В первую очередь, как хюркилинцы и акушинцы.

Во времена Советского Союза даргинские района оказались в составе созданной Дагестанской АССР, а с 1991 года входят в состав республики Дагестан. За этот период часть даргинцев переселилась из гор на равнину.

Происхождение

Народность относится к европеоидной расе, кавкасионному типу. Относительно происхождения даргинцев высказывается две версии.

Первую называют гипотезой длительного автохтонного развития. Она подразумевает определенный уровень изоляции, в котором народность находилась в условиях труднодоступного высокогорья. Это подтверждает ряд находок, сделанных в данных районах. Сторонник гипотезы археолог и антрополог Валерий Павлович Алексеев считал, что кавкасионная группа сложилась на территории, которую она занимает и в настоящее время. Произошло это в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, которое проживало в этих местах. Возможно, она сформировалась в эпоху верхнего палеолита или неолита.

Внешний вид древних даргинцев описан еще в арабского географа из Ширвана аль Бакуви. Исследователь, живший вначале XV века, отмечал, что тут обитали люди высокого роста, белокурые и с острыми глазами.

Вторая гипотеза миграционная, она была предложена доктором биологических наук, антропологом Георгием Францевичем Дебецем.

Народы Дагестана

Национальный состав республики Дагестан считается одним из самых разношерстных на всей территории России. Тут проживает 18 достаточно крупных диаспор. Уникальность данного положения заключается в том, что ни одна из национальностей не имеет большинства, а некоторые, кроме как в Дагестане, практически нигде больше не встречаются.

Народы, населяющие Дагестан, отличаются своим разнообразием. Например, сложно где-то еще найти территории, где проживают лезгины, лакцы, табасараны, агулы, рутульцы, цахуры.

В самом Дагестане больше всего проживает аварцев, но даже у них нет большинства. Их около 850 тысяч человек, что примерно 30 % от общей численности населения. Даргинцев - 16,5 %, кумыков - 14 %, лезгин - 13 %, численность других национальностей не превышает 10 %.

Культура

Примечательно, что до XX века письменной даргинской литературы просто не существовало. Ранее все произведения существовали только в устной форме. Первые стихотворные сборники на даргинском языке были изданы в 1900-х годах. В языковом и грамматическом отношении они оставались полударгинскими и полуарабскими, содержали произведения исключительно религиозного содержания.

После Октябрьской революции даргинская литература начала стремительно развиваться. Сначала собирались и записывались памятники устного творчества этого народа, в 1925 года начала выпускаться первая газета на даргинском языке, которая называлась "Дарган".

В 1961 году на базе первой даргинской студии, открытой при художественно-театральном институте в Ереване, появился первый профессиональный драматический театр даргинцев. Он получил имя основателя даргинской литературы, поэта, жившего в XIX веке, Омарла Батырая.

Язык

Интересно, что представители этого народа разговаривают на даргинских языках, которые относятся к нахско-дагестанской ветви. Это северокавказская языковая семья.

Сам по себе даргинский язык распадается на большое количество диалектов. Среди них можно выделить урахинский, акушинский, кайтагский, цудахарский, чирагский, кубачингский, сиргинский, мегебский.

Современный литературный язык этого народа сложился на основе акушинского диалекта. Также среди даргинцев весьма распространен русский язык.

Первые сведения о собственном языке среди даргинцев относятся ко второй половине XVIII века. В 1860-х годах появляется описание урахинского диалекта. На протяжении прошлого столетия основы письменности менялись дважды. В 1928 году арабица была заменена латинским алфавитом, а с 1938 года стала использоваться русская графика. В современном алфавите у даргинцев 46 букв.

Музыка

В наше время большое распространение получили даргинские песни. Существует большое количество музыкантов и профессиональных певцов с соответствующим репертуаром.

Один из самых популярных исполнителей даргинских песен - Ринат Каримов. В его репертуаре есть произведения "Для вас, даргинцы", "Исбахи", "Любовь придет", "Моей даргинке", "Пойми сердце мое", "Родник любви", "Сон", "Черноглазая", "Красивая", "Будьте счастливы", "Не могу без тебя", "Свадебная", "Шуточная".

Традиции даргинцев

О традициях этого народа можно составить определенное представление, основываясь на фольклоре этого народа. Он изобилует проклятиями и благими пожеланиями, так что принципы менталитета этого народа становятся понятны. Интересно, что самые страшные даргинские проклятья иллюстрируют то, какие обычаи главенствуют в их иерархии ценностей.

Если внимательно изучить то, что желают даргинцы другу или врагу, то можно понять, что здесь почитают старших, семейные традиции и всегда рады гостям. Например, среди даргинцев распространено грозить тем, чтобы старость оказалась никому не нужной, переломались кости у того, кто не любит гостей, родные рассыпались, как бусы с порванной нити.

Одна из главных добродетелей этой кавказской национальности заключается в почитании возраста. Старшему принято всегда уступать место, а когда он начинает говорить, молодежь должна обязательно слушать его стоя. За столом первым будет наполнено блюдо самого пожилого человека, невнимание к старости осуждается в обществе.

Практически также трепетно в традициях даргинцев относятся и к гостям. Как и везде на Кавказе, тут принято всегда быть готовым к тому, что на пороге дома может появиться путник, которого следует обязательно окружить соответствующими почестями.

Для гостя в доме устраивают идеальный порядок, предоставляют лучшее место. Его нужно непременно угостить, поэтому у даргинцев дома всегда хранится на случай появления в доме путника. Об этом знают даже маленькие дети, поэтому когда находят конфеты, всегда интересуются у родителей, не предназначены ли они гостям. При появлении в доме чужих не принято прибираться, суетиться, все должно быть неторопливо и чинно.

Семья

Среди обычаев этого народа одно из главенствующих мест занимают семейные традиции. Тут привычен патриархальный уклад, который подразумевает главенство мужчин над женщинами, а старших над младшими.

Любой неправедный поступок сразу ложится позором на всю его семью. Поэтому каждый стремится соответствовать этическому кодексу, его правила передаются из поколения в поколение. Больше всего ценятся честность, благородство, смелость и трудолюбие.

Свадебные традиции этого народа типичны для остального Кавказа. Существуют обряды сватовства, затем следует получение согласия на женитьбу, пребывание невесты в "другом " доме, которому предшествует обручение. Только после этого девушку вводят в общую комнату и отправляют к роднику за водой.

Большой ценностью в семье считаются дети. Пожелание бездетности считается одним из самых суровых и жестоких проклятий. Детей принято называть в честь пророков, уважаемых в роду людей или давно умерших родственников. При этом каждый знает, что он будет обязан соответствовать этому имени.

Даргинцы – коренные жители Дагестана. Первое упоминание о даргинцах (самоназвание – дарган) относится к XV веку. Уже в XVI веке сложились три типа даргинцев, различающихся по месту проживания и занятиям: нижнепредгорный, среднегорный и высокогорный.

В начале XIX века Дагестан был включён в состав Российской Империи, что привело к началу так называемой освободительной войны. Даргинцы принимали в ней участие на стороне Шамиля, но не активное (из-за сильной зависимости от русских). Однако во время антиколониального восстания 1877 года они уже были более воинственны.

В 1921 году даргинцы вместе другими народами оказались в составе Дагестанской АССР. После этого часть даргинцев переселилась . В 1991 году была образована Республика Дагестан.

Быт даргинцев

Основным занятием даргинцев были и остаются и скотоводство (в основном крупный рогатый скот и овцы). Разница между прошлым и настоящим заключается лишь в том, что теперь в этих отраслях внедряются новые высокопродуктивные культуры и породы.

Традиционно даргинцы жили сельской общиной, которая имела местное название джамаат. Общины объединялись в союзы сельских обществ. Часть их в свою очередь входила в Аку-шимскую конфедерацию.

В настоящее время среди долгинцев распространены малые семьи, хотя ещё в прошлом веке встречались большие неразделённые. В Дагестане также распространены тухумы — группы семей, ведущих происхождение от одного предка. Горные селения даргинцев в основном скученные, террасообразные.

Основной тип горного жилища в горах и предгорьях — многоэтажные дома с плоской крышей. В советские времена были построены достаточно современные селения с многоэтажными домами.

Мужская традиционная одежда даргинцев походит на одежду других народов Северного Кавказа: рубаха, штаны, бешмет, бурка, шуба-накидка, кожаная и войлочная обувь, чухта (головной убор).

Основная традиционная пища даргинцев мучная, мясная, молочная. В качестве дополнения в рацион также входили овощи, фрукты, зелень, ягоды. Одно из национальных блюд даргинской (северокавказской) кухни – чуду. Это пирог, приготавливаемый из пресного теста с разного рода начинкой — мясной, творожной, овощной. Чуду могут быть как закрытыми, так и полузакрытыми, наподобие больших ватрушек. Как и все народы Кавказа, даргинцы сдержаны в пище, но гостеприимны.

Основные виды даргинского фольклора: предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни. Сохранились некоторые древние обряды.

Из развита обработка шерсти, металла, дерева, камня, кожи. Разные виды творчества развивались в определённой местности. Так, высоко ценилось оружие из Кубачи, Харбука и Амузги, гончарные изделия из Сулевкента, деревянные орудия и домашняя утварь из Кайтага и так далее.