Что такое парламент определение по истории. Парламент РФ состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации

История становления парламента

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler - говорить) - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.

В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Понятие, признаки парламентов, их классификация

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 12 декабря 1993 г.: «Федеральное Собрание - парламент России - является представительным и законодательным органом Российской Федерации» (ст. 94).

Парламенты (легислатуры), квазипарламентские учреждения - как органы, осуществляющие одновременно и функции представительства общества, и, одновременно - законотворческие функции - созданы в подавляющем большинстве государств современного мира, независимо от формы правления и политического режима: не только в конституционных, но и абсолютных монархиях; не только при демократических, но и чрезвычайных, военных и революционных режимах. Специалисты считают, что страны, где нет подобного рода учреждений, являются, скорее, исключением из правила.

Официальные наименования, применяемые для обозначения высших органов законодательной власти... чрезвычайно разнообразны. Как пишет известный российский специалист по конституционному праву зарубежных стран Н. С. Крылова: «Чаще всего употребляется термин «парламент». Классический пример - британский парламент. Некоторые конституции используют термин «легислатура». Распространены и иные наименования: Федеральное Собрание в Швейцарии, Конгресс - в США, Стортинг - в Норвегии, Альтинг - в Исландии, Генеральные Кортесы - в Испании, Кнессет - в Израиле, Народное Собрание - в Египте, Верховный Совет (Рада) - на Украине, Всекитайское собрание народных представителей и т. д. В России, как видим, согласно формуле Конституции РФ 1993 г. используется «двойное» название: Федеральное Собрание - парламент России.

Термин «парламент» происходит от латинского слова и в буквальном смысле означает «говорильня», «собеседование», «серьезный разговор». Термин «легислатура» также происходит от латинского слова «lex» - закон. Первые прародители парламентов появились еще в XII-XIII вв. - испанские кортесы и английский парламент. Само выражение «парламент « вошло в обиход примерно в то же время. В Англии, которая считается родиной парламента (где возникло первое употребление понятия «парламент»), это слово первоначально использовалось для наименования послеобеденной беседы монархов. Позднее этим словом в Англии стали обозначать любые совещания при монархах, а еще позднее - периодически проводимые собеседования (консультации) короля с магнатами «по великим делам королевства». Вместе с тем, как отмечал известный российский государствовед, профессор конституционного права А. А. Мишин: уже в XII-XIII вв. чаще всего под словом «парламент» «разумеют постоянный совет из государственных мужей и судей, который получал петиции, рассматривал жалобы и вообще регулировал осуществление правосудия».Таким образом, исторически концепция парламента претерпела значительную эволюцию. Наряду с Англией сословные (сословно-представительные) учреждения, ограничивающие власть монарха, но несколько позже во времени возникли в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах, где они также в процессе эволюции и революций развились в представительные учреждения современного типа или были заменены ими.


Однако действующие в современных государствах модели законодательных учреждений не однородны, не все они является парламентами. В частности, законодательные органы социалистических государств не являются образованиями парламентского типа. Так, не являлись парламентами органы государственной (законодательной) власти в СССР и РСФСР. Более того, как отмечают одни из авторов известной серии учебников «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» Б. А. Страшун и В. А. Рыжов: «Социалистическая концепция государства и демократии избегала даже термина «парламент», ибо основоположниками марксизма-ленинизма, особенно В. И. Лениным, этот институт был со всех сторон охаян как фактически безвластная говорильня, призванная «надувать простонародье». Не является парламентом и Всекитайское Собрание Народных Представителей - законодательный орган в Китайской Народной Республике, так как «в действительности решения таких органов лишь придают государственное оформление решениям узких руководящих органов (политбюро, центральных комитетов) коммунистических партий. Наконец, «в развивающихся странах, особенно в Африке и Азии парламенты даже в тех случаях, когда формально строятся по модели развитых стран Запада, на деле обычно также безвластны, регистрируют решения внепарламентских центров подлинной власти», т. е. не являются парламентскими образованиями по своей сути. Во всех указанных случаях использование термина «парламент» для обозначения высшего представительного органа возможно лишь в целях практического удобства, как элемент технологии, но по сути такое словоупотребление очень условно.

Квалифицирующим признаком парламента является и тот, что, как и в суде, в деятельности парламента, в отличие от органов исполнительной власти, должны строго соблюдаться правила надлежащей правовой процедуры. Такой специфической процессуальной формой деятельности парламента является законодательный процесс, все стадии которого четко расписаны в законе (регламенте парламента), а важнейшие стадии - законодательной инициативы, голосования по законопроекту - как правило, определены в конституции государства. Законодательная функция - главная, но не единственная функция парламентов. Наряду с законодательными, парламенты осуществляют и контрольные функции. Минимальный парламентский контроль - это бюджетный и финансовый контроль.

Разные научные позиции отражают разные способы определения объема и характера законодательной компетенции парламентов и указывают на необходимость различать понятия «относительно ограниченная компетенция» и «относительно определенная компетенция». Поэтому наряду с тремя указанными выше можно говорить еще об одной, четвертой, модели организации парламентов - о парламентах с относительно определенной компетенцией. Дифференциация парламентов на такие виды как: с абсолютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относительно ограниченной компетенцией - учитывает разницу объемов компетенции парламентов. А выделение парламентов с относительно определенной компетенцией связано с новой идеей - о подвижных ситуативно и во времени границах компетенции парламента. Поэтому одно и то же государство может попасть в разные классификационные группы (например, и в третью, и в четвертую).

Парламенты с относительно определенной компетенцией характеризуются следующими признаками. При этой модели организации парламента в конституции государства бывают закреплены как минимум три перечня полномочий в законодательной сфере: Федерации, ее субъектов, и третья сфера - совместного ведения или конкурирующей компетенции. По этому, третьему перечню вопросов законы может издавать как федеральный парламент, так и парламенты субъектов федерации. Таким образом, федеральный Парламент обладает не только сферой своего исключительного ведения, но и сферой законодательных полномочий, которую он делит с парламентами субъектов Федерации. Отсюда - «скользящая», относительная определенность компетенции и федерального парламента и парламентов субъектов Федерации.

Как высший представительский орган общественных интересов парламент выполняет ряд важных функций. К его основным функциям относятся: представительская, властная, законотворческая, контрольная (контроль над бюджетом и деятельностью правительства); учредительная (принятие конституции, участие в формировании органов судебной и исполнительной власти); гласности и легитимности.

Представительская функция проявляется в выражении дифференциации общества по интересам и сопоставлении установок, которые диктуются этими интересами. Парламент призван раскрывать конфликты интересов и находить возможные компромиссы.

Эту функцию парламент осуществляет на основе демократического избирательного права и демократической системы выборов; осуществление этой функции обеспечивается функционированием партий как организованной политической силы, которая является выразителем и посредником интересов и воли избирателей. Гарант реализации представительской функции парламента - демократическая избирательная система в совокупности с конкуренцией в условиях многопартийности. Содержание и характер представительства интересов в современном парламентаризме отличаются комплексностью и наличием множества принципов. Важнейшие из них - партийное представительство, территориальное представительство, корпоративное представительство интересов и этническое представительство.

Партийное представительство заключается в парламентском представительстве разных общественно-экономических альтернатив пропорционально той поддержке, которую они имеют в обществе. Этот принцип может быть гарантирован, как в руках, так и в двопалатній парламентской системе. Для реализации других принципов представительства - территориального, корпоративного и этнического - необходима система простого или сложного двухпалатного парламента. Простая двухпалатная система имеет место в случае, когда рядом с палатой депутатов, которая возникла путем прямых выборов, членство в другой палате обусловлено единственным (например, генеалогическим) персональным принципу. Типичные примеры тому - палата лордов, верхняя палата, сенат и т. д. Вторая палата может основываться и на другом едином принципе - территориальном, в интересах пропорционального представительства отдельных федераций, провинций и т.д. Основана на нескольких принципах вторая палата характеризуется сочетанием персонального и территориального принципов друг с другом или с какими-нибудь другими. Например, с позиционным, ведомственным, когда депутатами второй палаты являются также лица, которые занимают соответствующее положение в сфере науки, культуры или религии, но депутатство в данном случае не персонифицировано, не наследуется и не делегируется, а просто обусловлено занимаемым положением в обществе. Самым распространенным является однопалатный парламент, который основывается на прямых выборах и характеризуется одним принципом, или так называемая простая двухпалатная парламентская система, при которой одна палата возникает в результате прямых выборов населения, а вторая - на основе территориальной пропорциональности.

Функции власти парламент реализует через принятие политических решений. Он выбирает альтернативы общественно-экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем, их структуру, политическое содержание.

В современных политических системах социально-политические альтернативы формулируются парламентскими партиями. Избиратели отдают свои голоса согласно оценке политических альтернатив, отраженных в их программах. Поддерживают именно партии, участие которых в парламенте отражает волю избирателей, легитимизирует стратегию и программу партий, победивших на выборах.

После победы на выборах и получения парламентского большинства политическая программа партии (партий) трансформируется в парламентские решения. Эта трансформация происходит в рамках специфической процедуры принятия решений. Повседневное функционирование и реализация парламентской власти обусловлены этой процедурой, при которой одновременно сочетаются правовая и профессиональная рациональность и целесообразность принятых решений, а также требования парламентской демократии.

Правотворческая, законодательная функция парламента является одной из приоритетных. Конечным следствием деятельности парламента является преимущественно создания какой-либо правовой нормы. Законодательные полномочия парламент осуществляет в соответствии с процедурой, предусмотренной регламентами палат. Первой стадией законодательного процесса является внесение законопроекта. Парламент обязан принять законопроект к рассмотрению только при условии, что его внесла в соответствии с установленными правилами лицо или орган, которые обладают правом законодательной инициативы. Различают такие виды законодательной инициативы: 1) правительственную инициативу; 2) парламентскую инициативу; 3) народную инициативу; 4) специальную инициативу (внесение законопроекта органами, которые указаны в конституции). Наибольшую значимость имеют правительственная и парламентская инициативы.

Законодательный процесс делится на стадии, последовательность и содержание которых в разных странах немного отличные. Начальной стадией законодательного процесса является внесение законопроекта на рассмотрение в парламент. Содержание этой стадии связан с правом законодательной инициативы, круг субъектов которой зависит от формы правления.

В президентских республиках субъектами права законодательной инициативы признаются лишь отдельные парламентарии, а коллективную законодательную инициативу запрещено. Представители исполнительной власти также лишены права законодательной инициативы. Однако исполнительная власть здесь не отстранена от законодательного процесса. В частности, президент может действовать через доверенных депутатов, которые якобы будут осуществлять собственную инициативу, или обращаться с посланиями к конгрессу и со специальными посланиями к председателей палат. Послание имеют целью ознакомить парламентариев и общественность с позицией главы государства относительно важных политических проблем, а специальные послания предназначены для проявления законодательной инициативы со стороны парламентских комитетов.

В странах с парламентской и смешанной формами правления субъектами законодательной инициативы признаются отдельные депутаты парламента и члены правительства, а иногда (в частности в странах Бенилюкса) - глава государства. Правительственные в этих странах принадлежит доминирующая роль в реализации права законодательной инициативы. Он может вносить законопроекты непосредственно или через депутатов, которые составляют парламентское большинство. Законопроекты правительства признаются приоритетными во время рассмотрения в парламенте. Кроме законодательной инициативы отдельных депутатов в таких странах, как Австрия, Испания, Германия и Япония, допускается коллективное внесении законопроектов, под которыми должна стоять такое количество подписей депутатов, равное числу членов парламентских фракций.

В некоторых странах, в частности в Австрии, Испании и Италии, существует народная законодательная инициатива, которая означает, что парламент должен рассмотреть законопроект, предложенный избирателями. Основанием для таких инициатив является количество избирателей, которая меняется в зависимости от количества населения. Если, например, в Италии нужно пятьдесят тысяч подписей, то в Испании - в десять раз больше. Однако народная законодательная инициатива не распространяется на все без исключения законопроекты.

Субъектами законодательной инициативы могут быть и отдельные административные единицы (например, в Швейцарии - кантоны, в Италии - области).

Процедура реализации законопроекта тесно связана с внутренним строением представительных органов. В -- двухпалатного парламентах, где палаты равноправные, законопроект может быть внесен в каждой из них. Такая практика существует в законодательных органах Австрии, Бельгии, Италии, США, Швейцарии и Японии. В странах, где палаты парламентов неравноправные, законодательный процесс начинается в нижних палатах и касается, прежде всего законопроектов, относящихся к бюджетной сферы.

Работа над законопроектом в палате начинается с принятия его к рассмотрению. Инициирован и разработан законопроект передается в палату для регистрации. После этого руководящий орган палаты включает законопроект в повестку дня и распространяет среди депутатов.

Первая стадия рассмотрения законопроекта в парламенте называется первым чтением. На этой стадии в общем дебаты по законопроекту не проводятся, и его судьба зависит от руководящего органа палаты: она может быть решена уже во время голосования по повестке дня.

Следующая стадия законодательного процесса - второе чтение - предусматривает обсуждение законопроекта. Дебаты в зависимости от регламента проводятся до (Великобритания, Германия) или после (Италия, США, Франция) рассмотрения законопроекта в постоянной парламентской комиссии (комитете). Если законопроект направляется в комиссию после общих дебатов, то она действует согласно концептуальной линией палаты, а если к обсуждению, то сама комиссия определяет содержание этого законопроекта.

Если общие прения по законопроекту предшествующих рассмотрению в комиссиях, то он рассматривается дважды: во время общего обсуждения до передачи в комиссию и во время постатейного - после возвращения из комиссии. Иногда вводится стадия третьего чтения, в процессе которой законопроект выносится на голосование и принимается почти без обсуждения.

Принят палатами (или однопалатным парламентом) законопроект должен получить санкцию главы государства, чтобы стать законом. В конституционном праве зарубежных стран (за исключением Швейцарии и Швеции) существует особая стадия законодательного процесса, которая называется промульгацією, - провозглашением принятого парламентом закона. Промульгация предусматривает подписание законопроекта главой государства и торжественное провозглашение его.

Глава государства (президент или монарх) может промульгувати закон или наложить на него вето, после которого закон должен быть рассмотрен в парламенте повторно. Чтобы преодолеть президентское вето, парламент должен повторно проголосовать за законопроект простым большинством или, в некоторых странах, двумя третями всего состава (США, Португалия).

Конечным этапом законодательного процесса является публикация закона, т.е. официальное доведения его до всеобщего сведения. С этой процедурой связано вступления закона в силу, хотя иногда закон начинает действовать сразу после промульгации.

Одним из важных полномочий парламента является участие в формировании правительства и судебной власти. В странах с парламентской и смешанной формами государственного правления существует два способа формирования правительства:

  • 1) парламент формирует его из партии парламентского большинства или коалиции партий (Великобритания);
  • 2) глава государства назначает премьер-министра с согласия парламента и на предложение последнего - других членов правительства (Италия, Франция, Греция).

Внепарламентский способ формирования правительства применяется во всех президентских республиках. Парламент тут не принимает непосредственного участия в процессе формирования правительства или его роль в этом отношении ограничена. Примером могут служить США, где президент назначает членов правительства с согласия сената.

В англоязычных странах парламент наделен судебными полномочиями. Например, палата лордов в Великобритании является одновременно и в высшей апелляционной инстанцией и в отдельных случаях выполняет функцию суда первой инстанции. Она может привлечь к судебной ответственности как своих членов, так и посторонних лиц за преступления, совершенные против парламента. Подобная практика существует в США, где каждая из палат может возбудить судебное дело против лица, обвиняемого в неуважении к конгрессу.

В формировании судебных органов участвует парламент вместе с исполнительной властью. Так, в США членов верховного суда назначает президент по "совету и согласия" сената. Во Франции членов верховного суда избирают сами палаты с собственного склада, а конституционный совет - орган конституционного контроля в составе девяти человек назначают поровну президент и председатели палат парламента. В Германии членов верховного суда назначает министр юстиции совместно со специальной комиссией по выборам судей, в которую входят министр юстиции и представители, избранные бундестагом. А конституционный суд выбирают поровну бундестаг и бундесрат. В Италии одна треть конституционного суда избирается палатами парламента, вторая треть назначается президентом, последнюю треть назначает высший совет магистратуры - орган управления общими и административными судами.

В системе разделения властей наряду с наличием механизмов торможения и противовесов парламент к тому же наделен определенными полномочиями: в одних случаях исключительными (привлечение к ответственности президента республики), в других - особыми (виражання недоверия правительству) или специальными (например, лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей, интерпелляция и др.). Правомочности парламента в сфере контроля, отчета и привлечения к ответственности чрезвычайно велики, но используются они по сути как исключительные.

Так, процедура вотума недоверия правительству имеет разные аспекты. В Великобритании предложение о вотуме недоверия правительству (резолюция порицания) вносит оппозиция. Если палата проголосует за это предложение, то правительство должно уйти в отставку или предложить ей распустить парламент. Правительство может поставить вопрос о доверии к нему.

В Италии каждая из палат принимает мотивированное резолюцию о доверии или недоверии правительству на основании поименного голосования. Резолюция о недоверии должно быть подписано не менее чем одной десятой частью постоянного состава палаты и поставлена на рассмотрение по истечении трехдневного срока с момента внесения ее.

Во Франции только нижняя палата одной десятой частью депутатов может вынести резолюцию о недоверии правительству и проголосовать только через двое суток с момента вынесения ее.

В Германии бундестаг может путем вотума недоверия устранить с должности канцлера и тем самым вынудить уйти в отставку все правительство. Однако при этом бундестаг должен выбрать из своего состава преемника канцлера и обратиться к президенту с просьбой о соответствующую кадровую смену.

Президент обязан удовлетворить такую просьбу только в том случае, когда предложение самого канцлера о вотуме доверия не поддержал бундестаг, в противном случае он может распустить бундестаг.

Противовесом вотумові недоверия правительству есть право роспуска парламента главой государства. Реализация этого права зависит не только от конституционного права главы государства распускать парламент, но и от реального соотношения политических сил в парламенте. Досрочный роспуск парламента возможен при следующих обстоятельствах:

  • 1) сам президент распускает парламент (как в России и Франции);
  • 2) распадается правительственная коалиция;
  • 3) правительство партийного большинства заинтересован в роспуска парламента, имея целью укрепить свои позиции благодаря победе правящей партии на парламентских выборах.

Лишение полномочий главы государства через процедуру импичмента применяется к высшего должностного лица, если она совершит государственный преступление. Эта процедура имеет разные формы в разных странах.

Так, в Великобритании процесс импичмента происходит в стенах парламента: палата общин формулирует обвинение и возбуждает дело, а палата лордов выносит окончательное решение.

Американская процедура импичмента немного отличается от английского: после вынесения решения сената о лишение президента полномочий его может привлечь к уголовной ответственности обычный суд.

Во Франции обвинения президента или членов правительства выносят обе палаты, а само дело рассматривает верховный суд.

В Австрии, Италии и Германии парламент обвиняет высших должностных лиц, а окончательное решение выносит конституционный суд.

Отношения между парламентом и судебной властью проявляются в том, что, с одной стороны, парламент может выполнять судебные функции, а с другой - принимать участие в формировании судебной власти.

Современный парламент - главный форум политической гласности, ее концентрированное проявление. Парламент - это тот институт, где представители партий, независимые депутаты, правительство, депутаты, которые предлагают различные альтернативы решения, парламентские фракции и комиссии обязаны открыто заявлять о своей позиции и намерения, профессионально, политически аргументируя и развивая их. Если этого не происходит, то любого депутата, будь-яку комиссию или фракцию (или представителя таких) любого члена правительства можно заставить открыто аргументировать свою позицию.

Парламент как форум политической гласности требует от партий, правительства и депутатов открытой политической полемики. Парламентское ограничения гласности на пленарных заседаниях и заседаниях комиссии приемлемо только в чрезвычайных случаях и строго оговорено определенными условиями. Демократически избранный парламент, который осуществляет свои функции - важнейший институт легитимации. Современный парламент как целое, как организация и система институтов осуществляет свою легитимную функцию посредством юридически закрепленного и регулируемого функционирования. Парламентская легитимация - это легитимация организации, института, а не отдельной личности; эта функция не принадлежит депутату и не депутатам, а парламенту в целом.

С одной стороны, парламентская легитимация - это следствие демократического избрания парламента, демократизма его функционирования и гласности, с другой стороны, легитимный эффект парламента распространяется на всю политическую систему, включая внепарламентские государственные институты.

Как вывод по данному вопросу следует отметить: власть парламента - производное от суверенитета народа на основе демократических выборов. В интересах выполнения определенных функций парламент наделяется легитимной властью; в системе разделения властей парламентская власть - обособлена от других подсистем власти, но вместе с тем вынужден взаимодействовать с ними; власть парламента - конституционная, нормативно гарантирована власти; парламентская власть соединена с выполнением определенных функций. Она имеет гарантированный масштаб и характер, а сами функции объективно обуславливают как широту полномочий парламента, так и их пределы; парламентская власть и парламентаризм как специфическая структура и система власти является частью партийной политической системы, в условиях которой партии ведут борьбу друг с другом за власть в парламенте.

Сущность современного парламентаризма исчерпывается данным критериям, все другие существующие характеристики - их производное. Это - парламентские выборы, внутреннее функционирование парламента, его структура, организационная система, его связь с другими факторами власти, статус депутата и др. В Украине полноценный развитие парламента и парламентаризма как системы представительных органов власти стал возможным с провозглашением независимости и самостоятельности. Весь предыдущий период за годы советской власти Верховная Рада была сессионно действующим органом, а ее полномочия в период между сессиями фактически принадлежали таким органам, как Президиум Верховной Рады и ЦК Компартии Украины, что делало невозможным четкое распределение функций законодательных и исполнительных органов, действительного представительства интересов граждан.

С принятием Конституции Украины в 1996 г. Верховная Рада приобретает статус постоянно действующего органа, становится единственным законодательным органом государства, который создается на основе избрания гражданами 450 депутатов.

Полномочия Верховной Рады Украины определены в ст. 85 Конституции, где утверждены соответствующие законодательные, бюджетно-финансовые, контрольные и кадровые полномочия (см. тему "Государство как основной институт политической системы").

Все рассмотренное выше позволяет прийти к выводу, что современный парламент - это институт власти, который имеет множество функций, особую внутреннюю и организационную структуру.

Конституционное определение статусов парламента и депутата, круга вопросов, которые регулируются исключительно законом, не развязали на данном этапе проблемы отставание украинского парламентаризма от требований современности. Это прежде всего касается ограничения олигархических привилегий депутатов, которые противоречат современной цивилизованной практике парламентаризма:

  • - бюджетные расходы на одного депутата (зарплата, расходы на референтов и технически-коммуникационные и бытовые услуги, отдых) превышают среднюю зарплату более чем в 20 раз;
  • - депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, в отношении него не могут применяться меры административного воздействия без согласия Верховной Рады;
  • - не допускается осмотр, обыск личных вещей, багажа, транспорта, жилого или служебного помещения депутата;
  • - депутату после окончания его полномочий предоставляется прежняя или равноценная работа, на период трудоустройства в течение одного или двух лет выплачивается депутатская зарплата;
  • - в случае невозможности трудоустройства и наличии 20-летнего стажа депутаты получают 50 процентов депутатской зарплаты;
  • - в течение пяти лет после прекращения своих полномочий депутат без согласия парламента не может быть уволен с работы;
  • - независимо от срока пребывания в законодательном органе депутат получает пенсию в размере 80 процентов от депутатской зарплаты, сохраняет право на бесплатное медицинское обслуживание.

Кроме этого, депутаты парламента пытаются в изменениях к закону о статусе депутата закрепить право собственности на служебную квартиру, их зачисления в кадровый резерв правительства. Такие привилегии стимулируют приход к власти людей не соціоцентристської, а користолюбної ориентации.

Нерешенными остаются и такие вопросы, как четкое определение дисциплинарной ответственности депутата перед парламентом; доступность для общественности материалов об авторстве законопроектов и голосования депутатского корпуса, участие депутатов в работе комиссий; усовершенствование процедур законодательного процесса, разграничение его стадий, обсуждение законопроектов и голосование по ним. Это приводит:

  • - во-первых, до смещения акцентов с работы в комиссиях на работу в пленарных заседаниях;
  • - во-вторых, к тому, что депутаты непосредственно не причастны к разработке законопроектов, чем создается возможность изменения концептуального содержания законопроектов;
  • - в-третьих, к ослаблению фракционной ответственности за качество законопроекта;
  • - в-четвертых, к голосованию за себя и за своих "единомышленников";
  • - в-пятых, к усилению коллективного давления на позицию депутата в ситуациях особого эмоционального подъема во время парламентских дебатов.

Остаются не разработанными процедуры учета экспертных оценок, позиций лоббистских групп во время обсуждения законопроекта.

Кроме этого, следует заметить, что цивилизованный уровень парламентаризма зависит не только от юридических процедур, регулирующих этот процесс, а прежде всего от зрелой социальной структуры и партийной системы, политической культуры элиты и электората. В переходных обществах парламенты в основном отражают всю сложность и противоречивость общественного положения, не всегда успевают за калейдоскопической динамикой политических событий и поэтому становятся тормозом общественных трансформаций как через свои олигархические привилегии и нелегальное лоббирование интересов экономически доминирующих групп, так и через популистское заигрывания с избирателями.

Формирование государства происходило на протяжении большого количества времени. По сути, с момента достижения человечеством пика своей эволюции оно начинает осуществлять попытки организации групп. Постепенно созданные формации расширяются. Но в данном процессе возникла одна достаточно серьезная проблема - регулирование деятельности больших социальных групп. Ведь, по мере своего развития, люди смогли создать настолько громоздкие структуры, что их функционированием стало трудно управлять. Поэтому начал постепенно развиваться вопрос власти в государстве.

Следует отметить, что наиболее древние формации государственного типа в большей части случаев управлялись посредством власти, воплощённой в лице единого правителя. Незначительные попытки создания республик, примерами которых является Древняя Греция и Рим, не увенчались успехом. В итоге представленные государства управлялись посредством власти единого лидера.

Такой социальный строй управления просуществовал вплоть до конца XVIII века. В это время в Европе начинаются революционные движения. Единовластие полностью показало свою беспомощность в некоторых социальных вопросах. Поэтому в данный период возникает идея о создании универсального коллективного органа, который будет выполнять основные

На сегодняшний день данная структура существует практически в каждом государстве. Её называют парламентом. Функции и задачи этого органа имеют свою специфику. Помимо того, парламент является наглядным проявлением принципа о чем будет более детально рассказано далее в статье.

Суть разделения власти

Основные функции парламента и его характерные особенности невозможно рассматривать без анализа принципа разделения власти, о котором уже упоминалось ранее.

Что касается последней категории, то она характеризуется учением о том, что власть в любом государстве должна быть распределена между соответствующими и независящими друг от друга органами. Это позволит намного эффективнее координировать жизнедеятельность населения страны, а также даст возможность избежать злоупотребления властью, что достаточно часто, можно увидеть в государствах с монархической формой правления и тоталитарным режимом.

Созданию принципа предшествовала череда важных исторических событий. Помимо того, учение было создано на основе знаний и опыта государств древности и Средневековья.

История развития принципа разделения власти

Идею разделения власти, которая сегодня живет во многих государственных структурах, ученые заимствовали у таких государств как Древняя Греция и Рим. Именно в них коллективный способ правления был изобретен раньше всего. Например, римская власть была полностью разделена между комициями, консулами и сенатом. При этом последний элемент отыгрывал роль современного парламента.

В эпоху Средневековья доминировал что исключало наличие коллективной власти. Однако в эпоху просвещения такие ученые как Джон Локк и Шарль Луи Монтескье разработали принцип разделения государственного управления. Согласно их учению, власть в стране должна существовать в лице трех типов органов:

  • исполнительных;
  • законодательных;
  • судебных.

Данный принцип приобрел такую популярность, что нашел свое применение во многих государствах. На сегодняшний день принцип разделения власти функционирует практически во всем мире. При этом парламент - это орган именно законодательной власти. По мнению многих ученых, это самая важная роль, ведь нормотворчество, по сути, создает акты, которые непосредственно регулируют деятельность населения государства.

Особенности парламента

Итак, парламент, функции которого будут рассмотрены в статье, является высшим представительным органом. Однако его форма комплектования в данном случае не является самым главным характеризующим фактором. Более важным является тот факт, что парламент имеет возможность издавать законы - нормативные акты наивысшей юридической силы после конституции державы.

На сегодняшний день этот орган в том или ином виде существует практически в каждом государстве. Что касается полномочий законодательного органа, то они могут меняться в зависимости от формы правления конкретно взятой страны. В классическом виде парламент (виды, функции его представлены в статье) может выносить вотум недоверия правительству, что свидетельствует о его контроле центрального исполнительного органа, а также освобождать главу государства, то есть президента, от его полномочий в порядке импичмента.

Следует отметить, что этот орган может существовать практически в любом государстве, вне зависимости от формы правления в нем. Иными словами, даже в монархических державах наличие парламента не вызывает каких-либо недоумений. Отличным примером тому является парламентская монархия. В подобных государствах власть главы державы ограничивается законодательным органом, который реализует одноименную функцию.

Если мы говорим о республиканской форме правления, то в этом случае парламент, структура, функции которого могут несколько меняться, отыгрывает ключевую роль. По сути, именно он является воплощением республиканской демократии, а также принципов свободы и равенства, потому что большая часть вопросов решается коллективно представителями народа.

Что же касается политического режима в государстве, то эта категория достаточно сильно влияет на деятельность законодательных и иных органов государства. Однако в некоторых случаях именно посредством законодательной структуры можно существенно сдерживать негативное влияние тоталитаризма или же авторитаризма.

Структура главного законодательного органа

Парламент, функции, полномочия которого мы с вами рассматриваем, представляет собой достаточно сложную и действенную структуру. Иными словами, современный орган данного типа не является чем-то подобным народному вече. Это достаточно упорядоченный механизм, главной целью которого является издание законов, о чем детальнее пойдет речь далее в статье. Таким образом, парламент имеет свою внутреннюю структуру. Нужно отметить, что она может меняться, в зависимости от специфики политического режима и территориальных особенностей государства.

В первоначальном, классическом виде любой парламент имеет двухпалатную структуру. Следует помнить, что она зародилась в Великобритании - родине мирового парламентаризма. Двухпалатная структура была создана для обеспечения компромисса между буржуазией и, конечно же, аристократами - высшим сословием. В данном случае двойственная система вполне оправдывается необходимостью рассмотрения идей и взглядов всех без исключения сословий. Ведь дворянство, как основная сила монархического строя, стало существенно терять свои позиции в период буржуазной революции в Европе. Поэтому с влиянием этого сословия необходимо было смириться.

Под действием революционных движений, в некоторых странах появились Они отлично подходят для мобильного решения определенных проблем, однако достаточно часто используются в качестве поддержания тоталитарного лидера. Тем не менее однопалатные парламенты существуют и в современном мире. Отсюда возникает вполне логичный вопрос: "Какие виды структур существуют на сегодняшний день?" В XXI веке в мире можно встретить следующие системы парламента, а именно:

  1. Двухпалатные.
  2. Однопалатные.

Первый вид наиболее популярен в современном мире. Однако стоит учитывать тот факт, что палаты имеют свои четко разграниченные полномочия. При этом в подавляющем количестве случаев они являются абсолютно равными по своему юридическому статусу.

Особенности двухпалатной структуры

Давайте рассмотрим двухпалатный парламент. Виды и функции его имеют большое количество особенностей. Главной из них является процесс принятия законов.

Например, имеет двухпалатную структуру. Её главной особенностью является тот факт, что любой законопроект должен быть рассмотрен и принят в обеих палатах. Если хотя бы в одной из них его отвергнут, то он автоматически не принимается. Таким образом двухпалатный парламент позволяет учесть особенности практически всех социальных слоев. Помимо того, во многих случаях, на каждый структурный элемент законодательного органа возлагаются иные специфические функции. К примеру, нижняя палата может отвечать за финансовые вопросы в государстве, а верхняя, в свою очередь, назначает людей на определенные должности, ратифицирует проводит импичмент и т. п.

Следует отметить, что все представленные моменты могут отличаться в зависимости от конкретного государства. Как показывает практика, идентичных по своим функциям и полномочиям парламентов не существует.

Двухпалатные структуры на сегодняшний день в большей части существуют в федеративных государствах. С учетом данной формы территориального устройства, парламент, состоящий из двух элементов попросту необходим. Ведь в федерации вторая палата, как правило, представляет интересы прежде всего субъектов. К числу подобных государств можно отнести Австралию, Российскую Федерацию, Индию, Мексику, Соединенные Штаты Америки, Великобританию и т. п.

Однако двухпалатные парламенты можно также встретить и в унитарных странах. Как правило, даже в таких случаях законодательный орган организовывается по принципу территориальности, что позволяет учитывать интересы отдельных элементов державы.

Внутренние органы законодательного центра

Следует отметить тот факт, что парламент, функции которого будут представлены далее, для реализации своих основных задач используют внутренние органы специального назначения. В большей части случаев организация структуры этих парламентских ведомств имеет общие черты во многих государствах. Стоит выделить главные задачи парламентских органов:

  1. Координация работы законодательного центра.
  2. Организация всех необходимых условий для реализации парламентом своих непосредственных функций.

Эти задачи являются ключевыми в деятельности законодательного органа. Их исполнение, как уже указывалось ранее, возлагается на плечи внутренних ведомств. Ключевым парламентским органом является спикер или же председатель. Как правило, деятельность этого элемента воплощается в отдельном лице, то есть, конкретном человеке. При этом роль спикера достаточно важна для всей деятельности парламента того или иного государства. Он исполняет ряд специальных функций, к числу которых относятся следующие:

  • представление законодательного органа на международной арене;
  • обеспечение рассмотрения тех или иных важных вопросов;
  • определение повестки дня;
  • обеспечение рассмотрения законопроектов;
  • определение конкретных видов процедур обсуждения законопроектов либо иных вопросов;
  • руководство парламентскими обсуждениями;
  • предоставление слова депутатам;
  • определение типа голосования и его итогов и т. п.

Достаточно важной функцией парламентского председателя является руководство денежными средствами этого органа, а также парламентскими подразделениями полиции. Для облегчения работы спикера, ему, как правило, предоставляются заместители - вице-председатели.

Такая форма организации управляющего парламентского органа чаще всего встречается в двухпалатных парламентах. Помимо того, далеко не во всех государствах роль спикера столь важна. Например, в Швейцарском парламенте председатель и его заместители избираются лишь на время проведения соответствующих сессий. В данном случае спикер не является важной политической фигурой вообще.

Еще одним важным элементом внутренней организации законодательного органа являются парламентские комиссии. Они представляют собой специализированные органы, создающиеся из депутатов. Их главной целью является оценка и непосредственное создание законодательных актов, контроль за деятельность власти исполнительной, а также решение специфических задач.

При этом существует два основных вида комиссий, а именно: временные и постоянные. Последние создаются на срок деятельности соответствующей парламентской палаты. В подавляющем большинстве случаев постоянные комиссии создаются по вопросам обороны, финансов, законодательства и законотворчества, международного сотрудничества и т. п.

Что касается временных органов, то они, как правило, занимаются решением конкретных задач. Подобными комиссиями являются следственные, специальные, ревизионные и т. д. Следует заметить, что парламентские органы имеют широкий ряд полномочий. Чаще всего они проявляются в процессе законотворчества, потому что именно в составе комиссий происходит разработка законопроектов, а также их научный регламент.

Фракции парламента

Внутренняя деятельность многих законодательных органов обеспечивается его фракциями. Они, по сути, представляют собой депутатские объединения. Численное количество каждой в отдельности фракции, как правило, влияет на политическую программу государства.

Ведь депутаты той или иной партии в законодательном органе пытаются провести интересующие их законопроекты. Что касается образования фракций, то этот процесс, как правило, происходит на основе регламента в каждом отдельном государстве.

Парламент: функции, полномочия

Как основной законодательный центр любого государства, представленный в статье орган наделен определенными полномочиями, а также имеет ряд специфических функций. Эти категории, по сути, показывают его реальные возможности в том или ином государстве.

Но если основные функции парламента, как правило, практически везде одинаковы, то полномочия бывают как полные, так и ограниченные. Как правило, конкретные возможности парламента обуславливаются основным государственным законом, то есть конституцией. На основе этого все без исключения полномочия главного законодательного органа можно распределить между тремя группами:

  1. Неограниченными полномочиями наделены далеко не все парламенты. В данном случае, законодательный орган может заниматься решением даже тех вопросов, которые не закреплены в конституции.
  2. Противоположностью первого вида органов являются парламенты с ограниченными полномочиями. Как правило, их возможности четко перечислены в конституции государства. К числу подобных относятся парламенты Франции, Сенегала и др.
  3. Наиболее специфическим видом парламентских возможностей являются консультативные полномочия законодательного органа. Подобные структуры, чаще всего, возникают в странах мусульманского права. Суть в том, что в них главой государства является монарх, а парламент существует для помощи в процессе его правления. Иными словами, данный орган лишь консультирует главу страны в некоторых вопросах и не осуществляет свою первостепенную функцию.

Помимо представленной ранее классификации, функции парламента можно также разделить в зависимости от сфер деятельности данного органа. Например, рядом универсальных возможностей законодательные органы многих стран наделены для регулирования финансовой, налоговой системы, обороны, международных отношений и т. п.

Кроме упомянутых полномочий, необходимо рассмотреть также основные направления деятельности законодательного органа. Каковы функции парламента? В научной среде существует множество подходов к рассмотрению данной проблемы. Но в большинстве случаев выделяют основные полномочия этого органа, состоящие из четырех элементов. К ним относятся следующие:

  1. Наиважнейшей функцией парламента, бесспорно, является функция законотворчества. Ведь данный орган изначально был создан именно для создания нормативных актов высшей юридической силы. Функция позволяет учесть мнение большинства, а также исключает возможность издания антисоциальных законов, которые бы угнетали права той или иной группы людей. При этом законодательная функция парламента состоит из ряда специфических стадий, а именно: создания законопроекта, обсуждения, поправок и принятия, согласования интересов и подписания. Таким образом, процесс создания нормативных актов высшей юридической силы имеет профессиональный характер. Помимо того, законодательная функция парламента, фактически утверждает юридическую систему государства. Так как именно законами регулируются наиважнейшие общественные отношения.
  2. Представительская функция парламента заключается в том, что избранные в данный орган депутаты, должны защищать интересы той части населения, которая отдала за них свои голоса.
  3. Функция обратной связи основана на том, что депутаты проводят брифинги, круглые столы и званые вечера для обсуждения насущных государственных проблем, которые требуют решения.
  4. Одной из наиболее важных парламентских функций является формирование бюджета. По сути, именно законодательный орган отвечает за создание надлежащего уровня жизни населения страны.

Функции парламента РФ

Федеральное собрание - это законодательный орган Российской Федерации. В соответствии с действующей Конституцией государства, парламент РФ осуществляет следующие функции:

  1. Создание законодательных актов.
  2. Назначение на должности и освобождение от них председателя Счетной палаты и Центрального банка.
  3. Проведение импичмента.
  4. Объявление амнистии.
  5. Осуществление контроля над органами исполнительной власти.
  6. Представительство народа.

Таким образом, функции российского парламента в целом имеют общий характер с классической тенденцией функционирования законодательных органов в мире. Это достаточно позитивный фактор. Ведь он свидетельствует прежде всего о том, что функции парламента РФ воплощают лучшие европейские тенденции. Но это далеко не все позитивные моменты представленной структуры. Ведь сам парламент, его признаки и функции позволяют говорить о реальном народовластии в государстве. Если в стране нет представленного органа, или же он действует не должным образом, то о демократии не стоит и говорить.

Заключение

Итак, в статье мы выяснили, что такое парламент и его функции. Кратко мы рассмотрели ключевые полномочия законодательных органов, их структуру, а также историю становления парламентаризма и принципа разделения власти в мире.

Следует отметить, что функционирование представленного в статье органа играет ключевое значение для многих держав, поэтому разработка теоретических концепций о деятельности парламента необходима для развития всех без исключения государств.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Каждый из нас живет по законам , которые регламентируют деятельность граждан и юридических лиц в различных сферах общества.

Для их разработки и принятия существует специальный законодательный орган – парламент. В нем работают депутаты, ответственные за содержание законов, которые иногда могут иметь судьбоносное значение для всех людей.

Парламент (фр. parler – говорить) это – высший представительный орган государства, наделенный полномочиями . Осуществляет представительство интересов ключевых социальных групп населения во власти, поэтому работающих в нем депутатов часто называют «народными избранниками».

Исторически он играл роль своеобразного «амортизатора» между и обществом. По мере своей эволюции превратился в высший орган государства.

Древнейшим парламентом планеты считается исландский альтинг – он впервые был созван в 930 году. К числу старейших «говорилен» (так дословно переводится парламент с французского) относится парламент Великобритании , созданный графом Симоном де Монфором в 1265 году. Несколько позже, в 1302 году были созваны Генеральные Штаты во Франции.

В практике парламентаризма встречаются два вида представительных органов:

  1. Однопалатные – работает только одна палата, характерны (Швеция, Финляндия, Монголия, Украина, Болгария и другие).
  2. Двухпалатные (бикамерализм) – часто создаются в федеративных государствах, исторически образованы для представления интересов аристократии и широких слоев населения.

Главные функции парламента

Основная роль представительного органа – законотворческая , которая связана с разработкой, обсуждением, принятием поправок и утверждением законопроектов.

Также он реализует следующие функции :

  1. представительская – защита и представление интересов граждан;
  2. обратной связи с избирателями;
  3. принятие бюджета государства;
  4. внешнеполитические (принятие военной доктрины, объявление войны/заключение мира).

Парламент РФ - это Федеральное собрание

Действующий парламент РФ Федеральное собрание был образован в 1993 году. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В верхней палате (Совете Федерации) работают 170 человек, которые делегированы от исполнительной и законодательной власти регионов. Также в соответствии со ст.95 Конституции в Совфеде могут работать назначаемые главой государства представители РФ в количестве не более 10% от числа членов палаты.

Госдума (нижняя палата ) состоит из 450 депутатов и формируется выборным путем на 5 лет по смешанной избирательной системе (225 по округам + 225 по партийным спискам).

Полномочия и статус главного законодательного органа страны (парламента) закреплены в V главе .

Структурно Совет Федерации состоит из 10 комитетов и трех комиссий, а депутаты Госдумы подразделяются на 29 профильных комитетов, отвечающих за качество проходящих через них законопроектов. На протяжении нескольких последних созывов в Нижней палате формируются 4 фракции:

  1. «Единая Россия»;
  2. КПРФ;
  3. ЛДПР;
  4. «Справедливая Россия».

Попробовать свои силы в работе депутатом может каждый россиянин, достигший 21 года .

Парламент играет ключевую роль в политической системе государства. В нем работают люди, представляющие интересы своих избирателей во власти, от решений которых зависит качество жизни всего общества.

Как называются парламенты в разных странах

В мире не существует единого названия парламента. В каждой стране он называется по-разному, эти наименования нередко меняются.

На слуху такие названия как Конгресс (США), Кнессет (Израиль), Федеральное собрание (Россия) или Бундестаг (Германия). У других стран представительный орган называется следующим образом:

  1. Индия – Сансад.
  2. Латвия – Сейм.
  3. Норвегия – Стортинг.
  4. Сербия – Скупщина.
  5. Хорватия – Сабор.
  6. Туркмения – Меджлис.
  7. Швеция – Риксдаг.

История российского парламентаризма

В России представительный орган власти, по меркам развитых стран, появился довольно поздно. Историческое заседание состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце. Выборы в однопалатную Государственную думу проходили в условиях полыхавшей Первой российской революции (1905—1907 гг.)

Избиратели был разделены на курии – особые разряды, выделяемые по социальному и имущественному критерию. Тогда их было 4 – помещики, крестьяне и рабочие. Выбирать могли далеко не все – права голоса были лишены подданные моложе 25 лет, женщины, военные, которые состояли на действительной службе и многие другие.

Вес голоса представителей курий был неодинаков, например, на один голос помещика приходилось 260 голосов крестьян или 543 рабочих. Это позволяло царю формировать «удобный» парламент, в котором преобладали его политические сторонники.

Однако в Думе была и оппозиция, о чем свидетельствует двукратный роспуск Николаем II парламента в 1906 и 1907 годах. Всего до момента падения монархии в Российской империи избиралось 4 Госдумы . Последняя была сформирована в 1912 году и распущена императором в конце февраля 1917 года во время тревожных дней Февральской революции.

Что такое парламент знали немногие, так как он не играл определяющей роли в политической системе, где решающее мнение всегда оставалось за вождем. Однако в период с 1938 по 1989 годы представительный орган существовал под названием Верховный Совет .

Он состоял из двух палат – верхней Совета Союза и нижней Совета Национальностей. Выборы в него нередко проводились на безальтернативной основе, а избранные депутаты часто молчаливо соглашались с решениями Генерального секретаря и Политбюро.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Ратификация: что это, причины появления и как она проводится Что такое республика и какие они бывают (виды республик — президентская, парламентская, смешанная и другие) Что такое импичмент простыми словами: примеры из истории и современности (импичмент Трампа) Лобби, лоббизм и лоббирование - что это такое, зачем нужно и есть ли лоббисты в РФ Что такое муниципалитет Местное самоуправление - что это, функции, права и обязанности Что такое унитарное государство - примеры и признаки Что такое референдум Исполнительная власть в государстве: функции и система органов Что такое инаугурация и как она проводится Резолюция: что это и какие функции она выполняет в обществе

Без общих выборов, свободы печати и собраний, свободной борьбы мнений в любом общественном институте жизнь затихает, становится лишь видимостью, и единственным активным элементом этой жизни становится бюрократия.

Р. Люксембург

Немного об истории парламентаризма. Родиной парламента является Англия, где начиная с XIII в. власть короля была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей городов и графств. Затем парламенты появились и в других европейских странах. В современном мире они существуют в несколько измененном виде во многих государствах мира.

В России это "изобретение" человечества прижилось не сразу. Вспомним, что 17 октября 1905 г. царь Николай II подписал Манифест, в котором было заявлено о создании парламента, только под сильнейшим давлением демократически настроенной общественности России.

Судьба первых Государственных Дум была печальна, а после Революции 1917 г. парламентаризм в России долгое время и вовсе существовал только формально (согласно Конституции СССР законодательным органом страны был Верховный Совет СССР).

Возрождаться парламентаризм стал только в 1990 г. Разумеется, наладить работу парламента за такой короткий срок невозможно, и пока парламент в России находится в стадии становления. Называется наш парламент Федеральным Собранием.

Общая характеристика Федерального Собрания

Отметим главные черты российского парламента.

  • 1. Федеральное Собрание – это представительный орган. Это означает, что он должен выражать интересы и волю всего народа, а не только лиц, участвовавших в избрании депутатов. Справедливо говорят, что парламент – это срез общества (население выбирает тех, кому доверяет представлять свои интересы).
  • 2. Парламент – это законодательный орган. Принятие законов и бюджета – его основная задача.
  • 3. Федеральное Собрание – постоянное действующий орган, где депутаты работают на профессиональной основе, т.е. участие в работе парламента является их основной работой. Депутаты имеют короткие зимние каникулы и более продолжительные летние.
  • 4. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации утверждает или отклоняет законы, принятые Государственной Думой, поэтому часто его называют верхней палатой парламента, хотя в Конституции РФ термины "верхняя палата" и "нижняя палата" не употребляются.
  • 5. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Совместные заседания проводятся для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации – одна из палат законодательного органа РФ – Федерального Собрания. В отличие от Государственной Думы, которую с полным правом можно назвать органом, представляющим в парламенте весь народ России, Совет Федерации прежде всего представляет интересы субъектов РФ. Дело в том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ.

Основной функцией Совета Федерации как палаты парламента является участие в законодательной деятельности. Хотя все законопроекты попадают сначала в Государственную Думу, одобренный ею законопроект обязательно в дальнейшем поступает в Совет Федерации. В течение 14 дней эта палата может одобрить или отклонить законопроект. Если в течение этого срока она не выскажется по поводу законопроекта, он считается принятым. Однако Совет Федерации должен обязательно собраться и обсудить федеральные конституционные законы, законы о государственном бюджете, о налогах, вопросы о международных договорах, о войне и мире и др.

Кроме того, Совет Федерации:

  • – утверждает изменения границ между субъектами РФ;
  • – утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории России;
  • – назначает выборы Президента РФ;
  • – решает вопрос об отрешении Президента РФ от должности;
  • – назначает судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, Генерального прокурора РФ.