Чем революция отличается от переворота. Разница между переворотом и революцией

вооруженный захват государственной власти, осуществленный незаконными, «неконституционными», средствами и (в отличие от революции или восстания) силами небольшой группы людей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

(coup d´?tat) Внезапное, насильственное и незаконное смещение правительства, производимое обычно военными; нередко ему предшествуют длительные массовые волнения, а непосредственным поводом служит прямой выпад против военных. В большинстве случаев переворот приводит к замене одной правящей группы другой. Он может стать первым шагом к одной из форм правления военных – с большим или меньшим участием гражданских лиц (возможно, требующей сотрудничества государственных чиновников, специалистов и представителей среднего класса, сочувствующих политиков, партий и профессиональных групп, скажем, крестьянских объединений и профсоюзов). При государственном перевороте в центре внимания находится устранение нанесенного военным ущерба, поэтому он обычно не приводит к широкомасштабным изменениям в общественном устройстве. Чаще государственный переворот представляется как эффективное средство предупреждения революционных изменений "снизу" посредством проведения некоторых преобразований "сверху". Тем не менее вмешательство военных редко способствует решению накопившихся социально-экономических проблем. Было бы неправильным утверждать, что в развитых индустриальных странах не бывает государственных переворотов, тем не менее они исключительно редко случаются там, где правительство, независимо от его популярности, существует на легитимной основе и где широко практикуется регулярная и организованная смена администрации. В Европе случаи военного вмешательства были спровоцированы либо неудачами политики деколонизации (Франция в 1958 г. и Португалия в 1974 г.), либо стремительными экономическими переменами и политической поляризацией (Греция в 1967 г.), либо кризисом коммунизма в Восточной Европе (Польша, 1981 г.). Усиление Европейского Союза, непременным условием членства в котором является демократия, также рассматривается как стабилизирующий фактор. Более того, здесь в распоряжении военных имеются конституционные средства отстаивания своих корпоративных и профессиональных интересов. Однако в развивающихся и слаборазвитых странах вмешательство военных в политику было обычным явлением вплоть до 1980-х гг. Характер и частота государственных переворотов зависят от страны и конкретных условий. Латинская Америка имеет наиболее "богатый", начиная с зарождения республик; опыт вмешательства военных в политику; случались они и в таких сравнительно развитых странах, как Бразилия, Чили и Аргентина. В африканских странах, получивших независимость, при отсутствии системы свободных и регулярных выборов, и в условиях, когда правительства в значительной степени персонифицированы, обладают ограниченной властью и практически не имеют законной базы, государственные перевороты быстро стали распространенным средством их смены. Существует несколько различных, но связанных между собой теоретических школ, занимающихся исследованием характера и причин государственных переворотов. Одни пытаются объяснить их общественными потрясениями, экономическим упадком, политическими и институциональными неудачами. Согласно этой точке зрения, вмешательство военных в политику связано с их реакцией на сильные социальные и политические волнения в обществе с низким или минимальным уровнем политической культуры. Военные действуют почти что "заочно", заполняя вакуум центральной власти. Другие исследователи ищут объяснения вмешательства военных в политику в организационных преимуществах армии (дисциплина, централизованная командная структура, сплоченность) по сравнению с гражданскими институтами слаборазвитых стран. С их точки зрения, вмешательство в политику скорее всего порождено глубоким разочарованием в гражданском руководстве, вызванным его некомпетентностью и коррупцией. Некоторые обращают внимание прежде всего на внутреннюю политику вооруженных сил, настаивая на том, что перевороты, инспирированные личными амбициями, корпоративными интересами, соперничеством избирателей и нередко бурными проявлениями этнической и групповой преданности, в большей или меньшей степени случайны. В то же время возникновение в Латинской Америке в 1960–80-х гг. авторитарных военных режимов приписывается неудачной модели экономического развития, основанной на идее замены импортных товаров отечественными и необходимости привлечения крупных иностранных капиталовложений в восстановление основанной на экспорте экономики. Военные же были полны решимости оставаться у власти для перестройки общества и создания благоприятных условий для иностранных инвесторов. Сомнительно, чтобы рассматриваемый сложный и изменчивый феномен можно объяснить одной или несколькими переменными факторами. Между тем сами военные режимы все больше обеспокоены тем, как уйти со сцены; каким образом отстраниться от управления, не вызвав новый переворот. С 1980-х гг. ситуация еще более обострилась из-за долгового кризиса и ужесточения требований государств-кредиторов наладить эффективное управление. Международные валютные организации также начали настоятельно требовать создания многопартийной демократии в качестве условия дальнейшего предоставления помощи. Как следствие этого, в странах Третьего мира (Third World) резко уменьшилось число попыток военных государственных переворотов. Особенно заметна эта тенденция в Латинской Америке, но в других регионах военное руководство продолжает сопротивляться требованиям отдать власть. А вот например, в Гане, военные согласились на проведение выборов и вновь оказались у власти.

Госуда́рственный переворо́т, в конституционном праве насильственное и совершенное в нарушение конституции свержение или изменение конституционного (государственного) строя, захват государственной власти. Если государственный переворот совершен при решающем участии армии, он называется военным переворотом. Под государственным переворотом понимают внезапную нелегитимную смену правительства, предпринятую организованной группой для смещения законной власти. Отличием переворота от революции является в то, что революция совершается в результате протестных действий в интересах значительной группы населения, и приводит к радикальной смене политического режима.

Термин «государственный переворот» (coup d’Etat) впервые ввел в оборот Габриель Ноде (библиотекарь кардинала Ришелье) в своем труде «Политические соображения о государственном перевороте» (1639). Описывая события Варфоломеевской ночи (1572), он оправдывал право власти прибегать к насилию. В российской истории период с 1725 до 1762 год называется «эпохой дворцовых переворотов». Последним дворцовым переворотом можно считать убийство 11 марта 1801 года непопулярного в дворянской среде императора Павла I Петровича группой гвардейских офицеров, приведших к власти Александра I Павловича.

В Новом времени классическим образцом государственного переворота считается свержение Наполеоном Бонапартом власти Директории 18 брюмера 1799 года. Изменения конституции и политического строя Бонапарт осуществлял при сохранении старых республиканских правовых форм, а затем отбросил и их, установив, в конце концов, режим монархического правления. Термин как «ползучий государственный переворот» означает, что нелегитимная смена власти происходит не сразу, а по растянутому во времени плану, в результате многоходовых политических комбинаций. При этом достигается цель легитимации власти, которая отрицает обвинения в узурпаторстве и представляет себя защитницей конституционного строя.

В 20 веке теория «государственного переворота» стала частью революционной стратегии последователей марксизма-ленинизма. Сравнительно-историческое исследование государственного переворота проделал итальянец Курцио Малапарте в книге «Техника государственного переворота» (1931). Он доказывал, что в массовом обществе в условиях социального кризиса сложная бюрократизированная инфраструктура государственного управления упрощает захват власти политическим меньшинством при умелом использовании специальной технологии переворота.
Нестабильность политических режимов обусловила многочисленность успешных и безуспешных попыток государственных переворотов в «банановых республиках» - небольших, экономически слаборазвитых государствах Латинской Америки и Африки. Государственный переворот является показателем нестабильности, перекосов во внутреннем развитии общества, свидетельствует о слабости демократических институтов, неразвитости гражданского общества, ненадежном механизме передачи власти законным путем. Даже удачный государственный переворот грозит долгосрочными негативными последствиями, является искусственной попыткой обогнать или замедлить эволюционное развитие страны, часто приводит к человеческим жертвам и репрессиям, а также бойкоту со стороны мирового сообщества.

В ноябре 2017 года будет сто лет, как в России произошло событие, которое стали называть октябрьской революцией. Некоторые утверждают, что это был государственный переворот. Дискуссии по этому поводу продолжаются и поныне. Эта статья призвана помочь разобраться в проблеме.

Если происходит переворот

Век прошедший был богат на события, которые происходили в некоторых слабо развитых странах и назывались переворотами. Они имели место преимущественно в африканских и латиноамериканских странах. При этом силовым путем захватывались основные государственные органы. Действующие руководители государства от власти отстранялись. Их могли устранить физически или арестовать. Некоторые успевали скрыться в эмиграции. Смена власти происходила быстро.

Предусмотренные для этого законные процедуры игнорировались. Затем новый самоназначенный руководитель государства обращался к народу с разъяснением высоких целей переворота. В считанные дни происходила смена руководства государственных органов. Жизнь в стране продолжалась, но уже с новым ее руководством. Подобные перевороты собой ничего нового не представляют. Их суть – в отстранении от власти тех, кто нею наделен , при неизменности самих институтов власти. Такими были многочисленные дворцовые перевороты в монархиях, главными инструментами которых были заговоры узкого числа лиц.

Нередко перевороты происходили с участием вооруженных сил и силовых структур. Они именовались военными, если перемен власти требовала армия, выступавшая движущей силой изменений. При этом заговорщиками могли являться некоторые высокопоставленные офицеры, поддерживаемые небольшой частью военных. Подобные перевороты получили название путчей, а офицеров, захвативших власть хунтой. Обычно хунта устанавливает режим военной диктатуры. Порой руководитель хунты оставляет за собой функции руководства вооруженными силами, а ее члены занимают ключевые позиции в государстве.

Некоторые перевороты в дальнейшем приводили к кардинальному изменению социально-экономического уклада в стране и по своим масштабам принимали революционный характер. Произошедшие в минувшем веке события в некоторых государствах, которые назвали переворотами, могут иметь свои особенности. Так, для участия в них могут привлекаться политические партии и общественные организации. А сам переворот может быть средством узурпации власти ее исполнительной ветвью, которая берет на себя все властные полномочия, в том числе и представительных органов.

Многие политологи полагают, что успешные государственные перевороты являются прерогативой экономически отсталых и политически независимых стран. Этому способствует высокий уровень централизации управления государством.

Как построить новый мир

Иногда общество оказывается в ситуации, когда для его развития необходимо осуществить коренные изменения в нем и порвать с тем состоянием, которое существует. Главное здесь — качественный скачок, позволяющий обеспечить прогресс. Речь идет о фундаментальных изменениях, а не о тех, где меняются только политические фигуры. Такие радикальные изменения, затрагивающие коренные устои государства и общества принято называть революцией.

Революции могут приводить к смене одного уклада экономики и социальной жизни другими. Так, в результате буржуазных революций феодальный уклад менялся на капиталистический. Социалистические революции капиталистический уклад меняли на социалистический. Национально-освободительные революции освобождали народы от колониальной зависимости и способствовали созданию независимых национальных государств. Революции политические позволяют перейти от тоталитарных и авторитарных политических режимов к демократическим и пр. Характерно, что революции осуществляются в условиях, когда правовая система свергаемого режима не соответствует требованиям революционных преобразований.

Ученые, исследующие революционные процессы, отмечают несколько причин появления революций.

  • Часть правящих плит начинают считать, что руководитель государства и его окружение обладают значительно большими полномочиями и возможностями, чем представители других элитарных групп. В результате недовольные могут стимулировать возмущение общества и поднять его на борьбу с режимом.
  • Из-за уменьшения поступления средств в распоряжение государства и элит ужесточается налогообложение. Снижается денежное содержание чиновничества и военных. На этой основе возникает недовольство и выступления этих категорий работников государства.
  • Растет возмущение людей, которое поддерживается элитами и не всегда вызывается бедностью или социальной несправедливостью. Это следствие утраты положення в обществе. Недовольство людей перерастает в мятеж.
  • Формируется идеология, отражающая требования и настроения всех слоев общества. Не зависимо от ее форм, она поднимает людей на борьбу с несправедливостью и неравенством. Она служит идейной основой консолидации и мобилизации выступающих против этого режима граждан.
  • Международная поддержка, когда иностранные государства отказываются от поддержки правящей элиты и начинают сотрудничество с оппозиционерами.

В чем отличия

  1. Переворот в государстве — это силовая замена его руководства, проводимая группой лиц, организовавших заговор против него.
  2. Революция является мощным многоплановым процессом радикальных преобразований в жизни общества. В результате него разрушается существующий общественный строй и рождается новый.
  3. Организаторы переворота ставят целью свержение руководителей государства, которое происходит быстро. Обычно у переворота нет существенной народной поддержки. Революция предполагает глубинное изменение действующей системы государственного управления и общественного строя. Революционный процесс проходит долго, с постепенным нарастанием протестных настроений и расширением участия масс. Нередко его возглавляет политическая партия, не имеющая возможности получить власть легальным путем. Это часто заканчивается кровопролитием и гражданской войной.
  4. У переворота обычно нет идеологии, которой руководствуются его участники. Революция осуществляется под влиянием классовой идеологии, изменяющей сознание значительной части людей.

Однако в политической истории понятие «революция» применяется к масштабным и продолжительным процессам («глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания» ), в то время как «переворот» применяется собственно к событию смены власти, последствия которой совсем не обязательно являются революционными по своим масштабам. Аналогичное соотношение между «переворотом» и «революцией» наблюдается в паре терминов: «Промышленный переворот - Промышленная революция ».

Условия успешного переворота

Американский политолог и историк Эдвард Люттвак в своей ставшей классической книге «Государственный переворот » выделяет три обязательных условия успешного государственного переворота:

Типология

Дворцовые перевороты

Помимо событий, наиболее известных из так называемой эпохи дворцовых переворотов в истории России, дворцовые перевороты имели место в истории других стран - например, Дворцовый переворот в Румынии (1866). Отличительной чертой дворцовых переворотов является обязательное отрешение от власти лица, наделённого этой властью формально или неформально, при том, что сами институты власти в стране остаются в основном неизменными. Дворцовые перевороты организуются путём заговоров , в которых участвует ограниченное число лиц, поддерживающих претендента на соответствующий пост.

Революционные перевороты

Крупнейшими по своим масштабам, социальным последствиям и степени вовлечённости народных масс в политические процессы были

  • Нидерландская революция - восстание населения Северных провинций против владычества Испанской империи . Привело к образованию в Европе нового государства с официально республиканской формой правления - Нидерландской республики . Успех восстания и новый вид политико-экономических отношений в Республике стал примером для остальных наций Европы.
  • Английская революция - своего рода следствие революции в Нидерландах. В результате революции возникла новая для Европы форма правления - Конституционная монархия .
  • Французская революция , начавшаяся взятием Бастилии 14 июля 1789 года и приведшая к свержению Старого порядка , ликвидации во Франции монархии и установлению республики. При этом Термидорианский переворот 27 июля 1794 года, завершивший Французскую революцию, в настоящее время не рассматривается как революция, хотя и провозглашалась таковой термидорианскими лидерами.
  • Февральская революция в России, также приведшая к ликвидации в стране монархии и созданию 14 сентября (1 сентября) Российской республики .
  • Октябрьская революция в России, начавшаяся с вооружённого восстания 25 октября (7 ноября) года и приведшая к установлению в России Советской республики .

Военные перевороты

Армии (в известных случаях и иностранные), регулярные и нерегулярные вооружённые формирования, включая полицейские, в той или иной степени могут быть вовлечены в государственные перевороты различных типов. Однако это не является достаточным основанием для классификации переворота как военного. К военным переворотам относятся те, в которых

  • значимая часть армии выступает в качестве самостоятельной, а иногда и единственной движущей силы, требующей перемен во власти (например, в эпоху «солдатских императоров » Древнего Рима 235-285 гг.)
  • минимально необходимая часть армии мобилизуется для поддержки заговора группы военных высокого ранга, претендующих на узурпацию власти в стране. Такой переворот часто называют путчем ; группу, захватывающую власть - хунтой , а устанавливаемый ею режим - военной диктатурой .

Лицо, занимающее в результате военного переворота место главы государства, чаще всего является военным. Однако возможны и исключения: не все «солдатские императоры» Древнего Рима были военными. Глава хунты впоследствии также может принимать на себя должность главнокомандующего вооружёнными силами. Как правило, члены хунты принимают на себя руководство лишь ключевыми звеньями институтов власти в стране.

Современная специфика

В современную эпоху планирование и осуществление государственных переворотов предполагает консолидацию заинтересованных в них общественных сил в партии и другие формы политической организации. Выбор переворота как инструмента прихода к власти может быть обусловлен отсутствием легальных (то есть, в соответствии с действующим законодательством) процедур. Выборы могут отсутствовать вообще либо быть фактически недоступными: партия запрещена, наличие административных барьеров на пути к выборам и т. п.

Как государственный переворот рассматривается и узурпация одной ветвью власти (обычно исполнительной) всех властных полномочий в стране - имеется в виду прекращение деятельности органа представительной власти, если оно принимает формы, не предусмотренные в конституции государства.

Неоднозначности

В публицистике или с целью акцентирования негативных эмоциональных оценок термины «государственный переворот», «путч», «хунта», «мятеж» иногда могут использоваться в переносном смысле. При обратном переводе с иностранных языков следует иметь в виду достаточно широкий разброс явлений, подводимых под определение англ. и фр. coup d’état . Здесь иногда под coup d’état подразумеваются прежде всего военные перевороты, в которых выделяются как характерные признаки аресты и покушения в отношении бывших лидеров . В перечни переворотов иногда включаются эпизоды свержения древних монархов, которые принадлежат не внутри- а внешнеполитическому контексту истории тех или иных стран, отражая экспансию их соперников. Другой вариант расширительной трактовки coup d’état - смена партии власти, достигаемая в рамках конституционных норм, например, путём кабинетных перестановок (обычно эти случаи характеризуются более корректным термином англ. takeover «взятие власти»).

Со времени получения независимости в 1825 году в Боливии произошло около 200 переворотов.То есть более одного переворота в год.

В тридцати трех африканских странах в 1952-2000 годах произошло 85 государственных переворотов, из них сорок два - в

Перевороты и революции всегда совершаются с целью внесения кардинальных изменений в существующее положение дел. Однако происходящие процессы неодинаковы по своей сути. Чем отличается переворот от революции? Попытаемся в этом разобраться.

Определение

Государственный переворот – насильственная замена действующего руководства, производимая по инициативе организованной группы лиц.

Революция – мощный процесс, влекущий за собой радикальные преобразования в жизни социума вплоть до полного разрушения старого общественного строя и его замены на новый.

Сравнение

И в том и в другом случае проявляется недовольство установленным порядком. Однако отличие переворота от революции можно заметить уже в преследуемых целях. Главное намерение зачинщиков переворота – свергнуть тех, кто стоит у руля государства. При этом привлекаются силы для захвата центров сосредоточения власти и осуществления физической изоляции действовавших до этого момента руководителей. Как правило, все происходит стремительно с предварительным созданием заговора.

Между тем подобная ситуация не связана с глобальными изменениями в устройстве общества, в то время как целью революционных действий является глубинное качественное преобразование существующей государственной системы. Если усилия протестантов направлены на реорганизацию политического режима, такая революция называется, соответственно, политической. Когда дело касается смены всего общественного строя, грандиозные события классифицируются как социальная революция.

Весь революционный процесс длится достаточно долго. Сначала внутри государства зарождается волнение, причиной которого является ущемление в правах людей, принадлежащих к определенным слоям и классам общества. Процесс развивается, его динамика нарастает, все больше накаляется атмосфера. Логическим завершением становится непосредственно революция, нередко сопровождаемая кровопролитием и переходом в гражданскую войну.

Итак, революция – это гораздо более масштабное явление. Она представляет собой движение крупных народных масс, составляющих немалую часть всего населения страны. Переворот же не подкрепляется в такой мере народной поддержкой. В его планировании и осуществлении участвует ограниченный круг лиц. Иногда процессом руководит какая-либо политическая партия, которой не удается пробиться к власти традиционным путем – через выборы.

В чем разница между переворотом и революцией кроме сказанного? В том, что последняя происходит под влиянием сформировавшейся классовой идеологии, способной полностью изменять сознание людей. Переворот же, подобно бунту или восстанию, несколько не дотягивает до классовых идеологических принципов. В этом отношении он намного проще.