Антисоциальные семьи. Семья как социальный институт

В Вологодской области признанные асоциальными семьи с детьми до года будут ежедневно проверять медработники или полиция. Решение об этом принял департамент здравоохранения Вологодской области по согласованию с руководством управления МВД, передает cherinfo.ru.

«Списки неблагополучных семей с маленькими детьми есть не только в лечебных учреждениях, но и в скорой помощи. Если бригада поедет в населенный пункт, она попутно навестит семью из группы социального риска, - рассказала корреспондентам начальник отдела детства департамента здравоохранения области Татьяна Артемьева .

Таких семей достаточно. В них бывают случаи гибели детей. Поэтому ребенка одного или вместе с матерью временно помещают в детское отделение, чтобы изолировать от опасности. Ребенок находится в больнице, пока в семье не нормализуется ситуация».

«Если ничего не изменится, мы подключим органы опеки. Мы пытаемся найти максимально щадящие меры, чтобы минимизировать риски для детей. Здравоохранение отвечает за показатель младенческой смертности, но на многие ситуации мы не можем по закону воздействовать», — пояснила представитель облздрава.

«Сложно с уверенностью сказать, что здесь имеется в виду под «асоциальными» семьями. представляющими угрозу, — прокомментировала сообщение о принятом в Вологодской области решении директор БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская . — Если я правильно понимаю, речь идет о семьях, злоупотребляющих алкоголем, в которых воспитываются маленькие дети.

В таком случае это — попытка решить проблему совершенно не подходящими средствами. Если они хотят контролем вылечить зависимость, то это «ноу хау», конечно. Но тогда ситуацию в семьях можно было бы проверять не только каждый день, но и каждый час — мало ли, может быть, родители напьются сразу после ухода проверяющих? Как те, кто это придумал, надеются повлиять на родителей, у которых алкогольная зависимость — напугать их?

На самом деле, если есть пьющая семья с младенцем — конечно, он может подвергаться опасности. Но помочь здесь может не непрерывный контроль, а социальные технологии. Нужно понять, что это за семья, почему и как давно в ней пьют, готовы ли родители и родственники меняться ради детей.

Нужно помочь людям справится с зависимостью, помочь в медицинской и социальной реабилитации. Пытаться избавить от алкогольной зависимости с помощью ежедневных визитов врачей и полиции — оригинальная идея, но вряд ли она будет работать. Медики, конечно, могли бы помочь маме научиться адекватно ухаживать за младенцем — но, судя по всему, они не так видят свою задачу в этом проекте.

Трудно также понять, на какие средства планируется осуществлять этот проект. В принципе, он требует значительных трудозатрат, которые должны быть оплачены. Скорая не будет ежедневно выезжать в деревни, и вряд ли все семьи ежедневно сможет обходить участковый. Если у вологодских властей много лишних денег — надо выстраивать социальные технологии работы с зависимыми семьями, развивать профилактику.

Конечно, семьи, где есть угроза для жизни младенцев, обязательно должны быть на контроле, с ними должна вестись постоянная работа. Но вести ее должны в первую очередь социальные службы.

Если семья действительно опасна для ребенка, если взрослые не собираются бросать пить, а в нетрезвом состоянии не могут адекватно заботиться о нем и опасны для него — его необходимо передавать под опеку адекватным родственникам, а при их отсутствии — в приемную семью.

Конечно, хорошо, что в регионе озаботились защитой жизни маленьких детей в неблагополучных семьях. Но проблему нужно решать не с помощью ежедневных проверок и госпитализации без показаний».

Наибольшую тревогу за здоровье, психологическое состояние, развитие ребёнка вызывает его нахождение в асоциальной или аморальной семье. Родителей именно из этих семей в основном лишают прав на своих детей.

Как уже отмечалось, асоциальные семьи отличает злоупотребление алкоголизмом, склонность к наркомании, занятием проституцией и другими девиантными действиями. Аморальные же семьи характеризует использование её членами насильственных мер воздействия по отношению к близким людям. В реальной жизни асоциальные и аморальные проявления нередко сочетаются, что усугубляет положение наиболее беззащитных членов таких семей. В ряде исследований прослежена связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией. Показательно, что среди семей, в которых наблюдается инцест, 35% - семьи алкоголиков. Такие родители имеют низкую самооценку, они теряют уверенность в своих родительских способностях, чувствуют себя неудачниками. Отцы с отрицательным чувством самооценки могут проявлять насилие в ярости, чувствуя себя отвергнутыми.

Следует заметить, что в общественном мнении семейное неблагополучие ассоциируется, прежде всего, с асоциальностью. Судя по данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в июне 2013 г., главные критерием, по которому россияне относят конкретную семью к разряду неблагополучной, является пьянство родителей (41% респондентов). Наркоманию в семье назвали 6% опрошенных, 4% респондентов считали, что основным проявлением семейного неблагополучия является аморальной образ жизни и только 1% опрошенных считал, что виной всему семейные конфликты, ссоры.

Причины злоупотреблением алкоголя могут быть разные. К типичным из них исследователи относят:

  • - семейная предрасположенность;
  • - личностные особенности;
  • - условия жизни и др.;

Важнейшим фактором появления семей алкоголиков является влияние родительской среды. Исследователи считают, что склонность к спиртному может идти от пьющих родителей или прародителей, среди которых рос ребёнок. В его сознании закрепляются образы позитивного отношения к распитию алкоголя. Например, после ужина со спиртным у отца улучшалось настроение, он становился более добрым. В результате у взрослеющего подростка вырабатывалась установка, что «пить - это хорошо». А со временем появлялась и алкогольная зависимость.

Способствовать пристрастию к спиртным напиткам могут и особенности личностного статуса человека. К спиртному могут располагать следующие качества: инфантилизм, зависимость, неустойчивость психики, слабость характера. С помощью бутылки люди с такими чертами характера зачастую пытаются «снять стресс», преодолеть проблемные ситуации на работе, в семье.

Ещё одним фактором, способствующим частому употреблению спиртного, являются неблагоприятные условия жизни. А это может быть отсутствие благоустроенной квартиры, холостяцкая жизнь после развода, низкая заработная плата при нелюбимой работе, неумение организовать свое свободное время и др.

Выше отмеченные причины усиливают риски пристрастия человека к спиртному. Однако они вовсе не являются априорными. Немало есть случаев, когда в семье алкоголика вырастал ребёнок с крайне негативной установкой к спиртному. И во взрослой жизни он практически не пил алкогольные напитки.

Исследователи, занимающиеся проблематикой асоциальных семей, выделяют определенные типы семей алкоголиков. Основными из них являются: семьи с пьющим отцом, семьи с пьющей матерью и семьи с пьющими обоими родителями} В количественном отношении преобладает первый тип. Дети в таких семьях или сильно боятся своих отцов, пытаясь угодить им, или, напротив, грубят, мстят за обиды путем высмеивания и пренебрежения. Нередко эти семьи распадаются. В ещё более сложном положении находится ребёнок в условиях второго и третьего типов данных семей. Часто у детей пьющей матери развивается комплекс неполноценности, они перманентно испытывают чувство стыда, унижения, обиды. Очевидно, что в семьях, где пьют оба родителя, все эти беды усугубляются. Нередко, что в такой ситуации возникает угроза здоровью, а иногда и жизни ребёнку. У него формируются искаженные представления о ценностях и нравственных устоях.

Социальная работа с семьями алкоголиков проводится специализированными социальными учреждениями, призванными оказывать позитивное содействие в решении проблем неблагополучных семей. Эта

работа включает в себя определённые этапы. На первом этапе проводится диагностика, которая нацелена на выявление причин злоупотребления спиртными напитками. Для этого используются психологические тесты, беседы, изучение социальной биографии членов семьи.

На втором этапе социальной работы составляется коррекционная программа. Одним из важнейших её направлений является усиление личностного ресурса лица, склонного к алкоголизму. Для этого могут использоваться психологические тренинги, психодрама и др. методы. В некоторых случаях целесообразным является использование социально-трудовой реабилитации алкоголика. Следующий этап работы с семьей, где злоупотребляют спиртным, является подведение промежуточного итога реализации коррекционной программы. Затем специалистом вносятся необходимые коррективы и продолжается процесс социального сопровождения проблемной семьи до получения позитивных результатов.

Огромные испытания приходится претерпеть семье, член которой испытывает наркотическую зависимость. Более всего страдают его самые близкие люди - родители, супруга (супруг), сёстры, братья, дети. Многие специалисты считают, что, чем болезненнее их эмоции в связи с данной проблемой, тем менее адекватной от них будет помощь. Нельзя помочь наркоману бросить приём наркотиков, если не побуждать его внимательно отслеживать свои реакции, пытаться решительным образом изменить себя и свой образ жизни.

Социальная работа с семьями наркоманов предполагает проведение профессионального консультирования. Важно убедить наркомана и его семью, что реальную помощь в решении их проблемы следует искать вне круга родственников, друзей, соседей, знакомых. Она должна прийти от лиц, специально подготовленных для такой работы. В различных регионах России действуют специальные программы профилактики наркомании и помощи наркозависимым людям. Использование их возможностей может стать действенным подспорьем в решении проблем семей наркоманов.

Игнорирование жизненно необходимыми потребностями ребёнка, использование насильственных мер по отношению к нему формирует аморальный облик семьи. В современной России пока ещё сохраняются значительные масштабы насилия в отношении детей. От преступных посягательств ежегодно страдают примерно около 100 тыс. детей и подростков. Причём возраст пострадавших детей

снижается. Сегодня жертвами насилия в среднем являются подростки, которым не более 12 лет. 1

Насилие в нашей стране является уделом не только асоциальных и материально неблагополучных семей. По данным ряда психологов (С.А. Беличевой, Е.В. Княжко, И.В. Воробьевой), среди детей, пострадавших от семейного насилия, 50% - из внешне благополучных семей. Это практически в два раза выше, чем из тех семей, которые ведут аморальный образ жизни. В последних выявлено 36% детей, пострадавших от жестокого обращения родителей.

По данным Института социологии РАН 40% насилия в нашей стране осуществляется в семье. Только за первую половину 2015 г. в российских семьях было зафиксировано 2 тыс. убийств и 5 тыс. фактов тяжёлого умышленного причинения вреда здоровью.3 При этом люди, потерпевшие в семейных конфликтах, не часто обращаются в правоохранительные органы. По справедливому мнению ряда аналитиков, семейное пространство становится у нас опасным для жизни, как и улица.

В последние годы в нашей стране наблюдается тенденция роста числа зарегистрированных преступлений, совершённых в отношении несовершеннолетних детей. С 2013 по 2015гг. их количество увеличилось на 10 тыс., составив 96,5 тыс. человек.

Семейное насилие является разнообразным по объекту. По этому критерию можно выделить три его вида:

  • насилие родителей в отношении детей;
  • межсупружеское насилие;
  • насилие детей и внуков в отношении родителей, бабушек, дедушек и других старших родственников.

В течение уже многих лет наиболее распространённым остается первый вид семейного насилия. На рубеже XX-XXI в. в Российской Федерации при семейных конфликтах родители осуществляли насилие в отношении своих детей в 65% случаев, а дети в отношении родителей в 35% случаев.

Применительно к межсупружескому насилию жертвами в большинстве случаев являются женщины. К началу XXI столетия в нашей стране ежегодно от рук своих мужей погибало примерно 15 тыс. женщин, а среди изнасилований каждое шестое приходилось на мужей. 1

В современной России 36 тыс. женщин в день подвергаются избиениям в семье. Около половины избиваемых женщин подвергались нападению в то время, когда были беременны, кормили грудью, имели

маленького ребёнка или испытывали физические, моральные страда- ния, находились в состоянии беспомощности.

помощью в полицию, в медицинские учреждения или к юристу.

Сравнительно «новым» явлением в России стал рост насилия в семье в отношении мужей. По некоторым данным из 100 случаев домашнего насилия примерно в 40 случаях агрессором является женщины.

В условиях ослабления традиционных семейных ценностей определённое распространение получил третий вид семейного насилия. По данным американских исследователей (Бартол и др.), в среднем около 1 миллиона пожилых американцев (от 500 тысяч до 2,5 миллионов) ежегодно подвергаются жестокому обращению со сто- роны тех, кто за ними ухаживает.

Материалы исследований, проводившихся в Российской Федерации, свидетельствуют, что в отношении пожилых членов семьи психологическое насилие применяется чаще, чем физическое, составляя от 46 до 58 процентов случаев насилия. Тогда как побои и другие формы физического насилия в отношении этой категории членов семьи отмечаются в 15-38 процентах случаев.

Как уже отмечалось, из вышеназванных видов семейного насилия преобладает тот, который направлен против детей. В зависимости от субъектного выражения таких насильственных действий их можно классифицировать на различные типы. По мнению большинства исследователей основными из них являются:

  • - психологическое насилие;
  • - физическое воздействие на детей;
  • - сексуальное насилие;
  • - пренебрежение нуждами ребёнка.

Некоторые авторы (М. Роттер и др.) психологическое насилие рассматривают чрезмерно расширенно, включая в него многие аспекты и проявления, связанные с пренебрежением интересами детей. Однако всё же более распространённой является четырёхзвенная типологиза- ция детского насилия в семье.

Данные российских служб экстренной психологической помощи детям и подросткам (телефонов доверия) свидетельствуют, что самой распространённой формой семейного насилия является психологическое. 1 Это подтверждают и материалы различных социологических исследований. Несколько лет назад учеными Мурманского государственного педагогического университета совместно со специалистами областного кризисного центра для женщин «Приют» был проведен социологический опрос с целью выявления общественного мнения о проблемах семейного насилия. Опросили тогда 239 человек. Известные респондентам случаи проявления жестокого обращения осуществлялись в следующих формах: психологическое насилие (угрозы, оскорбления, запреты и др.) - 66%, физическое насилие (избиение, издева- тельства с применением силы и др.) -62%, сексуальное насилие - 25%. Следовательно, наиболее массовой формой насилия в семье является психологическое.

Психологическое или эмоциональное насилие выражается в частых унижениях, оскорблениях, угрозах, насмешках в отношении ребёнка. В этом случае с ним разговор осуществляется на повышенных тонах, раздаются угрозы его физической расправы, присваиваются унизительные клички.

Современные исследователи к проявлениям психологического насилия относят также преднамеренную изоляцию ребёнка, предъяв-

ление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям. 1 Даже частая, почти постоянная критика ребёнка вполне может рассматриваться как начальная форма эмоционального насилия.

Психологическое насилие крайне негативно сказывается на психическом развитии ребёнка, его настроении и общем самочувствии. Можно выделить определённые личностные и поведенческие особенности ребёнка, подвергшегося эмоциональному насилию. К их числу специалисты относят: инфантильность, нерешительность, боязливость ребёнка; низкую самооценку; его тревожность, нарушение сна, нервные тики; уступчивость ребёнка, склонность к уединению или, напротив, проявление агрессивности в отношении сверстников, взрослых и др.

Следующей по распространенности формой семейного насилия в отношении ребенка является физическое воздействие, приводящее к повреждениям на теле или их рискам. Для физического насилия характерен неслучайный характер такого воздействия. Оно может осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами и др. На страницах «Российской газеты» приводился один из вопиющих фактов физического истязания матерью своего ребёнка. Девочка оказалась в Алтуфьевском приемнике Москвы, куда попадают самые тяжелые по своей судьбе дети и проводят иногда по полгода. У неё на щеке были видны ожоги от затушенных сигарет. Она рассказала, что это мама привела любовника, они хорошо выпили, и потом по очереди ей на щеках тушили сигареты.

К проявлениям физического насилия над детьми относятся и такие случаи, когда ребёнка без теплой одежды выгоняют на мороз, держат в холодном подвале, запирают на длительное время (в ванной комнате, на балконе и пр.), лишают воды, еды. К данному виду насилия может быть отнесено и грубое нарушение режима жизнедеятельности ребёнка, включая лишение сна.

Мотивация физического насилия может быть разной. В качестве ведущих причин такого воздействия на детей специалисты называют следующие три:

  • - личностная специфика ребёнка (наличие неизлечимой болезни, инвалидность, умственная отсталость, нарушение психического и физического развития, недоношенность детей, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителей, гиперактивность, импульсивность, агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребенка и др.);
  • - личностные особенности родителей (их повышенный уровень тревожности, высокая импульсивность, ригидность в поведении, взаимоотношениях, низкий уровень контроля собственных действий и поступков, признание необходимости использования в процессе воспитания системы физических наказаний, низкий уровень самооценки и образования, опыт жестокого отношения к себе в детстве и др.);
  • - сложная психологическая атмосфера в семье (отсутствие у членов семьи умения адекватно выражать свои чувства и эмоции, неуважение и недоверие по отношению друг к другу, насаждение домостроевских принципов в семейной жизни и др.) 1

Во многих странах мира, включая Российскую Федерацию, физическое воздействие на своих детей в виде наказания остаётся довольно распространенной практикой. Некоторым родителям кажется допустимым и оправданным наказывать ребёнка путем шлепков по «мягкому месту», использовать подзатыльники, тычки, удары ремнём.

Социологические исследования отношения взрослых к применению различных видов насилия над детьми, проведенные отечественными и зарубежными учеными и практиками, позволили установить, что 60% респондентов - опрошенных родителей считали, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством кон- тролирования детского поведения." По данным опроса 120 родителей, имеющих детей 3-7 лет, проведенного В.В. Солодниковым и Н.И. Симоненко на рубеже XX-XXI вв. в Рязанской области, лишь 6% респондентов - мужчин и 15% респондентов - женщин осуждали себя за применение физических наказаний при воспитании ребенка. Все опрошенные женщины и 86% мужчин считали, что без физических наказаний в воспитании дошкольников не обойтись.

С целью предотвращения физического воздействия в отношении своих детей частью родителей социальные работники, социальные педагоги, психологи призваны убеждать их не допускать такой практики. Им важно предложить иные, альтернативные физическому насилию формы наказания детей (нахождения в углу, временный запрет на просмотр мультфильмов, на посещение детских аттракционов и др.)

Родителям необходимо отдавать себе отчёт в том, что из-за физического воздействия на ребёнка у него могут возникнуть устойчивые невротические проявления (нарушение сна, моргание глаз, энурез и др.) Кроме того физическое насилие зачастую не даёт ожидаемого результата. Если, например, нарушение поведения ребёнка обусловлено гиперактивностью, то физическое воздействие на него может лишь усугубить проблему.

Зачастую родители, особенно молодые, просто не знают, что пройдут годы, и они будут корить себя, а в некоторых случаях и расплачиваться за удары ремнём по «мягкому месту» своих детей. Ведь последствием такого воспитания может стать в будущем недопонимание между ними и их повзрослевшими детьми, отсутствие доверительных отношений. Более того ребёнок, который подвергался физическому наказанию, во взрослой жизни зачастую использует этот опыт в отношении своих детей. И логически здесь всё укладывается в установку: «Меня воспитывали так, значит и я могу это делать».

Следует заметить, что в некоторых странах (Япония) и у отдельных народов нашей страны (горцы Кавказа) существуют запреты на применение физического насилия в отношении детей. Они формировались в течении многих веков и являются устойчивой традицией. Например, горцы хорошо понимали, что, унижая достоинства ребёнка, нельзя из него вырастить мужественного, честного, уверенного в себе человека. Не случайно сегодня психологи подтверждают, что у ребёнка, который подвергался физическому насилию, может сформироваться заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, склонность ко лжи, жестокости, ощущение одиночества и др. Родителям, склонным к физическим наказаниям детей, необходимо это знать.

Одной из наиболее постыдных форм насилия над детьми является сексуальное. Оно означает вовлечение взрослым человеком ребенка в действия сексуальной направленности. Сексуальное насильственное поведение наряду с изнасилованием включает в себя такие действия, как демонстрация половых органов (эксгибиционизм), скабрезные оскорбления и замечания, ощупывание частей тела, осуществление полового сношения в присутствии ребёнка, принуждение к проституции, демонстрация ребенку порнографических фильмов и другое. Следовательно, сексуальное насилие над ребёнком в семье может проявляться не только в виде полового сношения, но и в форме развратных действий в отношении его.

Масштабы сексуального насилия над детьми значительны. По данным Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел нашей страны ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми. В 2012 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 8800 таких случаев. 1 В реальной жизни численность эта выше. Ведь далеко не всегда подобные факты становятся известны правоохранительным органам.

Более заниженные данные о численности детей, признанных в Российской Федерации пострадавшими от действий сексуального характера, приводит Росстат. Это связано с различиями в подсчётах. Данные МВД включают в себя всех лиц, в отношении которых обратились в ведомство, а Росстат, вероятно, фиксирует лишь тех из них, против кого вынесено официальное признательное решение. В 2013 г. Росстат насчитал по стране около 1 тыс. детей, признанных пострадавшими от действий сексуального характера. В 2014 г. их было уже 2,4 тыс., а в 2015 г. число таких детей увеличилось до 3,7 тыс.“ Даже несколько заниженная статистика статистического ведомства свидетельствует о тенденции значительного роста числа сексуальных жертв среди российских детей.

Некоторые исследования, проводившееся по проблеме сексуального насилия детей, показали, что одна из четырех девочек и один из восьми мальчиков подвергались сексуальному насилию в возрасте до 18 лет, а дети-инвалиды подвергаются сексуальным домогательствам в 2-10 раз чаще, чем нормальные дети. Наиболее частый (модальный) возраст жертв сексуального насилия из числа детей - 8-12 лет.

В абсолютном большинстве случаев насилия над детьми совершают знакомые и родные для них люди. По разным источникам от 75 до 90 процентов всех случаев насилия в отношении детей осуществляется известными им лицами. В 35-45 процентов случаев насильником является родственник (отец, брат, отчим, свекор, дедушка и др.), а в 30-45 процентов - знакомый (сосед, друг семьи и др.)

Печальная статистика свидетельствует, что сексуальные преступления чаще совершаются в неполных семьях, а также в семьях, созданных после второго брака. По данным, приведенным в одной из публикаций журнала «Российская юстиция», девять процентов от общего числа таких деяний были на рубеже XX-XXI в. совершены в полных семьях, 23% - в неполных семьях и 68% - в семьях, где мать или отца заменяли отчим или мачеха. 1 Именно последняя категория семей имеет наибольший риск сексуального насилия в отношении ребёнка (детей).

Во взрослой жизни последствия сексуального насилия могут появляться в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотиками, алкоголем, лекарственными препарата- ми), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела." У таких лиц иногда отмечаются нарушения в сексуальных отношениях. Кроме того, специалисты полагают, что для определенной части людей, подвергшихся в детстве сексуальному насилию, характерна склонность к агрессии. Они порой в своих семьях проявляют насильственные действия различных видов (психологическое, физическое и др.)

Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит во многом от возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов. С целью выявления случаев сексуального насилия работниками социальных служб, специализированных центров необходимо знать поведенческие проявления , которые могут свидетельствовать об этом или вызывать подозрения на данный счёт. К ним можно отнести: регрессивное состояние ребёнка (возврат к былой плаксивости, к преодолевшим с возвратом страхам и др.); побег из дома; несоответствующие возрасту ребёнка знания о сексе; соблазняющее поведение со взрослыми противоположного пола; чрезмерная замкнутость или агрессивность, истеричность; суицидальные мысли и попытки; пристрастие к алкогольным напиткам, наркотикам и др.

Для оказания помощи жертвам семейного насилия существуют специализированные службы - кризисные центры. В последние годы значительный опыт их работы накоплен в Санкт-Петербурге, Оренбургской области, в Ханта-Мансийском автономном округе. В г. Ростове-на-Дону функционирует кризисный центр «Афина», где специалисты оказывают поддержку не только подросткам - жертвам насилия, но и женщинам, нуждающимся в помощи и временном убежище.

Социальная работа с детьми-жертвами сексуального насилия имеет свою специфику. Как считают психологи, наиболее сложным и ответственным её этапом является проведение расспроса ребёнка. Он включает в себя пять основных стадий:

  • 1. Установление эмоционального контакта и доверительных отношений с ребенком. Целесообразно начать беседу с безопасных для него тем, например, с рассказа психолога о себе и своей роли.
  • 2. Оценка развития ребёнка, уровня его психологической зрелости, в том числе способности понимать произошедшее событие.
  • 3. Получение необходимой информации. Если не удается вызвать ребёнка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившимся. Беседа начинается с открытых общих вопросов, а затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (времени и обстоятельствах, характере насилия, о человеке, совершившим его). Вопросы с несколькими заданными вариантами ответов, прямые и наводящие можно задавать, если все остальные возможности получения сведений от ребенка не дают эффекта.
  • 4. Завершение беседы. В конце её необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество, вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Кроме того, необходимо успокоить ребёнка, если он взволнован, укрепить уверенность в его защищенности.
  • 5. Анализ полученных сведений. Важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Для этого необходимо получить сведения о семье ребёнка, включая информацию об отношении родителей между собой, родственников с ребенком, о распорядке его дня, интересах и увлечениях ребёнка, о его отношениях со сверстниками... и др. Эти сведения могут помочь дополнить рассказ ребенка и увидеть случившиеся в более широком контексте.

Пренебрежительное отношение к нуждам детей , являясь видом семейного насилия, представляет серьёзную угрозу для жизнедеятельности ребенка, его нормальной социализации. Такое отношение к ребёнку проявляется в неисполнении родителями или лицами, его заменяющими, обязанностей по уходу за ним, по его защите и присмотру, обеспечению ребёнка пищей, одеждой, жильем, необходимыми медицинскими нуждами, доступом к начальному и общему образованию.

К разновидностям пренебрежения нуждами ребёнка можно отнести и постыдную практику передачи его третьим лицам. Бывают случаи, когда «родители» с целью получения денежного вознаграждения передают своего ребёнка для занятия проституцией, для пособничества в мошенничестве, воровстве или пытаются вообще продать. Несколько лет назад в прессе сообщалось о попытке женщины из г. Ростова-на- Дону (неоднократно судимой) продать шестилетнюю дочку. Своего ребёнка эта женщина оценила в 4 млн. руб. Сразу после передачи оперативниками денег её задержали, а ребёнка передали под защиту органов опеки. 1

Недостаток заботы о ребенке со стороны родителей может быть и непреднамеренным. Он иногда мотивирован их болезнью, чрезмерной бедностью, неопытностью. Отсутствие должного внимания со стороны родителей к обеспечению ребёнка всем необходимым может являться следствием социальных потрясений, например, гражданских войн, стихийных бедствий (наводнение, землетрясение и др.) Конечно, это иная ситуация. Вынужденное ограничение ребёнка по обеспечению его пищей, одеждой, жильем зачастую носит временный характер.

Социальные работники, призванные профессионально оказывать помощь детям, нуждами которых пренебрегают, должны уметь своевременно выявлять такие семьи. Среди особенностей психического состояния и поведения ребёнка, позволяющих заподозрить пренебрежительное отношение к нему, специалисты выделят: постоянный голод или жажду; кражу пищи; стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых; требование ласки и внимания; подавленное настроение, состояние апатии; пассивность или, напротив, агрессивность и импульсивность; делинквентное (антиобщественное) поведение вплоть до вандализма; неумение общаться с людьми, дружить; неразборчивое дружелюбие; регрессивное поведение; трудности в обучении, слабую успеваемость, недос- таток знании; низкую самооценку.

В решении проблем семейного насилия важная роль принадлежит профилактической работе. Наиболее уязвимой целевой группой здесь являются дети и подростки. С учетом наработок по данной проблеме некоторых авторов можно выделит три уровня деятельности по предупреждению семейного насилия. Первый уровень ориентирован на профилактику насильственных действий путем формирования неагрессивной модели поведения в обычных семьях. Для этого могут использоваться такие методы, как психологические тренинги, ролевые игры, направленные на повышения уровня самооценки, психологической устойчивости ребенка, подростка. Второй уровень профилактики направлен на предупредительную работу в неблагополучных семьях и семьях социального риска. Он предусматривает меры по выявлению детей, испытывающих жестокое обращение со стороны близких и родных людей. Третий уровень профилактики можно лишь условно назвать предупредительным. Он по сути своей носит коррекционнореабилитационную направленность, будучи нацелен не только на прекращение насильственных действий, но и на проведение реабилитационных мер в отношении ребенка, испытавшего насилие. В таком случае социальная работа может включать в себя коррекционные, психотерапевтические методы и медико-социальные средства.

Деятельность по предупреждению и преодолению негативных последствий семейного насилия в отношении детей достигает необходимого эффекта при обеспечении координированной работы специалистов (социальных педагогов, педагогов-психологов и др.) с воспитателями детских садов, учителями школ. На рубеже XX-XXI в. в Российской Федерации лишь о 7% случаев жестокого обращения с детьми становилось известно правоохранительным органам. При этом учителя и воспитатели детских садов были в 8-10 раз лучше осведомлены о таких фактах, чем сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних (отделов профилактики правонарушений). 1

Таким образом, сохранение значительного числа детей, находящихся в социально опасном положении является одной из важнейших социальных проблем. В современной России более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывается в неблагополучных семьях, где «нормой» являются ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство, разврат. Осмысление специфики проблем конфликтных, педагогически несостоятельных, асоциальных и аморальных семей, а также анализ возможных негативных последствий на судьбы детей, проживающих в этих семьях, создают необходимую теоретическую основу для выработки действенных мер по профилактике и преодолению семейного неблагополучия.

Страница 2

Ряд исследователей (С.В. Титова, О.П. Потапенко, Е.Ю. Фисенко и др.) выделяют следующие типы неблагополучных семей исходя из ос­нований, отрицательно характеризующих семью.

1. Неблагополучные семьи группы социально-экономического и психоло­го-педагогического риска - это, в первую очередь, малообеспеченные семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными дохо­дами родителей (и нежеланием родителей увеличивать свои доходы), плохими жилищными условиями, эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Существенной харак­теристикой данной категории семей является потребительское от­ношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику мате­риального дохода (денежное пособие, дополнительное питание, социальный пакет и т. п.)

Как следствие, в таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие, не осуществляется необходимый контроль за поведением и жизнью ребенка. Общая негативно-эмоцио­нальная атмосфера в семье отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и результаты его обучения. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые специально или непро­извольно втягивается ребенок. Отчетливо вырисовывается педагоги­ческая несостоятельность родителей, которая порождает серьезные проблемы в поведении и психосоматическом здоровье ребенка.

Ситуативно, семьей морально-нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод родителей или смерть одно­го или обоих родителей.

3. Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми. Стиль семей­ных отношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях и лишении ребенка нищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с це­лью «эффективного воспитания». Одним из основных факторов, про­воцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство одного или обоих родителей. Любой вид жестокого обращения с деть­ ми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) на­рушает физическое и психическое здоровье ребенка, препятствует его полноценному развитию. В таких асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью ро­дителей имеют место случаи особой семейной жестокости.

Неблагополучные семьи с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально-кон­фликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, ли­цемерие и другие отрицательные человеческие черты.

Часто эти явления имеют место по причине педагогической несо­стоятельности родителей: воспитанием занимаются малообразован­ные, малокультурные люди, унижающие личное достоинство ребенка и других членов семьи, транслирующие уничижительное отношение к людям, не принимающие иную точку зрения и настаивающие на соб­ственном негативном отношении к жизни. Как правило, в таких семь­ях психологические переживания родителей из-за бедственного ма­териального положения, безработицы выливаются в жестокое обра­щение с детьми. Нередко отклонения в психике родителей приводят к деспотизму, вызывают сильное недовольство своими детьми из-за невыполненных ими завышенных родительских требований. Зачас­тую усталость и депрессия родителей является результатом их психо­логической жестокости, которая затем передается и детям, порождает конфликты подростков со сверстниками и педагогами.


Из книги Н.П. Фетискин, В. В. Козлов «ТРУДНЫЕ ДЕТИ».

Классификация разных типов семей на основании разных признаков, их основные характеристики, необходимые для изучения психолого-педагогических процессов.

Основные характеристики традиционных и девиантных семей.

Молодая семья. Для стабильности молодой семьи опасны два кризисных периода: первичная супружеская адаптация и адаптация к появлению первого ребенка. Приоритетной сферой внимания социаль­ного работника в молодой семье могут быть представления супругов о способах самореализации; репродуктивные установки; круг общения; тип взаимоотношений; лидерство, устройство быта, отдыха и др.

Бездетная или инфертильная семья . В нашей стране около 16% бездетных семей (во всем мире их не более 30%). Обычно без­детными бывают поздние браки (всего 1% всех семей не хотят иметь детей). Социально-психологические опросы показывают, что дело чаще не в нежелании супругов иметь детей, а в невозможности их содержать.

Многодетная семья . Она отличается большой сплоченностью, разводы в таких семьях довольно редки и происходят в основном из-за несостоятельности мужей в материальном обеспечении и воспитании детей, невыполнении семейно-бытовых обязанностей. В этих семьях складывается разновозрастный детский коллектив, берущий на себя многие хозяйственные заботы, во взаимоотношениях проявляется ува­жительное отношение к старшим, их лидерству по возрасту.
Каждая четвертая многодетная семья – неблагополучная. Социологические исследования.

Малодетная семья. К ним относят семьи с 1–2 детьми. Иногда выделяют однодетные семьи. В таких семьях есть благоприятные возможности формирования у детей (и родителей) положительных социально-психологических качеств, адекватных полоролевых типов поведения, ответственности за свои действия и поступки.


Сложная семья. Семей из нескольких поколений (из двух и более брачных пар) становится все меньше. Чаще встречаются такие ее разновидности, как один или оба родителя кого-либо из супругов, супружеская пара и молодая семья. При этом удельный вес молодых пар, проживающих в таких семьях, составляет 75-80%, а число семей среднего возраста в сложных семьях не превышает 20%.
Однако в сложной семье не все так однозначно: много разнообраз­ных проблем таит в себе межпоколенное общение, выбор целесообраз­ных способов воспитания ребенка, ведение домашнего хозяйства и т.п. Нередко проблемы такой этиологии переходят на область супружеских взаимоотношений и создают условия для распада молодой семьи.


Сложная семья – это многоуровневый, многоцелевой и разновоз-растный коллектив близких людей, тем не менее возможны противо­речия во взаимоотношениях кого-либо из супругов и родителей. В такой семье являются нормой высказывания типа: «Мой муж очень хороший», «Моя жена самая лучшая». В благополучных семьях недо­статки обладают свойством обращаться в достоинства: «Он не жадный, а бережливый», «Он не зануда, а заботливый, пунктуальный».


Неблагополучная семья . Такие семьи не способны противостоять воздействию дестабилизирующих вне- и внутрисемейных факторов. К ним относятся: смешанные (как правило) и внебрачные, неполные семьи, проблемные, конфликтные, кризисные, невротические, педаго­гически слабые, дезорганизованные. В таких семьях чаще преобладает культ личных, эгоистичных интересов, сосредоточенность каждого из членов семьи на себе.


Социально-психологические цели неблагополучной семьи обычно сводятся к индивидуальному самоутверждению, достижению соб­ственных эгоистических потребностей, в том числе в избранной сфере деятельности и в будущем своих детей.
Психологическая обстановка в таких семьях способствует по­явлению «трудных» детей (до 90% их имеют отклонения от нормы в поведении).


Проблемы неблагополучных семей самые разнообразные: трудно­сти супружеских взаимоотношений; противоречия во взаимоотношени­ях родителей и детей, подростков; разногласия во взглядах на воспи­тание детей и роли в этом каждого из родителей; гипертрофированные потребности одного или обоих супругов и др. Все это и многое другое создает условия для хронического неблагополучия, семья балансирует на грани распада. Поэтому для социальной работы неблагополучные семьи являются основным объектом.


Смешанная семья или семья повторного брака . Выделяют три типа таких семей:


– женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей, семья состоит из жены, детей жены, мужа и бывшего мужа жены;


– мужчина с детьми женится на женщине без детей: в состав семьи входят муж, дети мужа, жена и бывшая жена мужа;


– оба – и мужчина, и женщина, – заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров: семья состоит из жены, детей жены, бывшего мужа жены, мужа, детей мужа и бывшей жены мужа.


Весьма редко эти люди живут вместе под одной крышей, но в жизни друг друга в той или иной степени присутствуют. Смешанная семья живет и развивается благополучно при условии, если каждый ее член важен и нужен. Многие люди пытаются жить так, будто прежних, разорванных связей не существовало. Но так не бывает: все эти люди в той или иной степени влияют на жизнь семьи. Проблемы возникают тогда, когда они утрачивают общий язык, ссорятся или считают друг друга врагами.


У каждого члена семьи повторного брака была прошлая жизнь, и многое из того, что происходит с ним сегодня, имеет свои корни в прошлом. У них остаются прежние друзья и контакты, в число старых связей входят: свекор и свекровь, тесть и теща, бабушки и дедушки, другие родственники.


Внебрачная семья («конкубинат»). Это существующий длитель­ное время юридически не оформленный союз мужчины и женщины с детьми или без них, а также добрачные устойчивые и продолжительные семейные отношения молодых людей, что может привести к заключе­нию брака или возникновению материнской семьи – внебрачной.
Возраст матерей при внебрачных рождениях имеет два пиковых значения – до 20 и 30–35 лет. Первый отражает снижение возраста начала половой жизни, рост добрачных беременностей, второй – во многом осознанное материнство при отказе от регистрации брачных отношений как со стороны мужчин, так и со стороны женщин.
Социально-психологические цели внебрачной семьи: достижение чувства облегчения и разрешение возникших проблем межличностного общения с противоположным полом; стабильность отношений; стрем­ление «пожить в свое удовольствие» и испытать романтику свободной любви.


Предметно-практическая деятельность такой семьи по содержанию ограниченна, хотя периодически не отличается от обычной семьи. В ней доминируют досуговые формы, а благоустройство носит эпизодический характер, наполнение семейного бюджета нестабильно.


Для семьи присущ замкнутый характер жизнедеятельности. Круг общения ограничен и как бы раздвоен – у каждого свои, устойчивые связи и контакты между их близкими отсутствуют. В этом случае микроокружение «супруга» более открыто для общения. Если решаются основные вопросы жизнедеятельности семьи, то со временем начинает сказываться дискомфорт отношений и статуса каждого из партнеров. Возможен рост общей нервно-эмоциональной напряженности и рас­пад союза.


Неполная семья. Образуется после развода супругов, овдовения, при рождении ребенка женщиной вне брака («материнская» семья) либо при официальном усыновлении (удочерении) ребенка одинокими мужчиной или женщиной.
В подавляющем большинстве (94%) – это материнские семьи без отца; одного ребенка имели в своем составе 69% неполных семей, двух – 25, трех и более – 6%.
Социально-психологические цели неполной семьи: приобретение чувства защищенности и надежности в системе общественных отно­шений; формирование полноценного во всех отношениях ребенка и достижение им жизненных высот, развитого чувства взаимопомощи среди членов семьи; установление взаимопонимания между родителем и ребенком, детьми; оберегание ребенка от воздействия негативных явлений, обусловленных разводом супругов.


«Материнская» семья. Это разновидность неполной семьи, когда женщина рождает (усыновляет) ребенка, не состоя в браке. Основными факторами, оказывающими воздействие на психологию семьи, являют­ся: наличие второго родителя и характер отношений с ним, отношение родителей матери к внебрачному ребенку и самой матери к нему.


Более 78% матерей-одиночек характеризуют свое материальное положение как неудовлетворительное, 20% из них не получают посо­бия, около 60% не имеют отдельного жилья, а 20% вынуждены жить в общежитии. Почти 30% таких женщин испытывают на себе негативное отношение со стороны своих родственников и сотрудников, из-за чего имеют место конфликты на работе. Нередки случаи отказов матерей-одиночек от ребенка. В целом по России 35% женщин-отказниц рожают в результате внебрачных связей (более 50% отказниц в возрасте до 25 лет, около 30% – 30–50 лет и 8% – несовершеннолетние). Причем до 70% отказниц ведут асоциальный образ жизни и злоупотребляют алкоголем, половина из них жестоко обращаются со своими детьми.


Неполная семья как следствие развода. На каждую 1000 заре­гистрированных браков, как свидетельствуют данные Госкомстата, приходится 665,5 развода. В настоящее время 38% браков распадаются еще до истечения первых пяти лет супружеской жизни. На одну разво­дящуюся пару среднее число детей составляет 0,88. В целом по России за год число детей, оставшихся без одного из родителей в результате развода, составляет 588,1 тыс., в то время как число ежегодных рож­дений составляет 1 325 тыс. человек.
Развод и распад семьи травмируют психику ребенка, из-за этого не­редко нарушаются взаимоотношения матери и ребенка. Успеваемость таких детей в школе ниже, чем детей из полных семей, они сравни­тельно мало читают, большую часть времени проводят вне дома. Около половины правонарушителей среди несовершеннолетних живут в не­полных семьях. Многие психологи считают, что разводы передаются по наследству: ребенок, выросший в неполной семье, усваивает нега­тивные черты поведения и манеры отношения к противоположному полу. Впоследствии он не может сохранить свою семью.


Неполная семья, возникшая в результате овдовения. Потеря спутника жизни переживается часто как катастрофа, человек на не­которое время теряет всякий смысл жизни, что болезненно сказывается на ребенке. Его круг общения постепенно ограничивается рамками микроокружения родителя. Абсолютизируется прежняя жизнь, обо­жествляется умерший супруг или супруга, и все живущие надолго блекнут перед этими стереотипами. Восстановление социальной актив­ности членов такой семьи своими силами довольно затруднительно.


Неполная семья при официальном усыновлении (удочерении).
Характерной особенностью такой семьи является повышенный ин­терес к жизни как следствие альтруистской направленности родителя. Среди женщин, длительное время стремившихся приобрести, таким образом, ребенка, может развиться ряд психогенных отклонений типа «чрезмерная опека» или «фобия утраты» ребенка. Однако скоро на смену им приходят устойчивые родительские чувства.


Дистантная семья. Жизнь в ней проходит для каждого из супру­гов отдельно из-за специфики профессии одного или обоих брачных партнеров (моряки, полярники, геологи, нефтяники, военные, артисты, спортсмены, бортпроводники поездов дальнего следования и др.). Число таких семей достигает 4–6% от общего количества.
Социально-психологические цели дистантных семей сосредоточены на обретении чувства стабильности и целостности семьи; устранении тягостного состояния расставания и ожидания встречи; стремлении заняться воспитанием ребенка и поднять свой авторитет в его гла­зах; исключить возможные расхождения жизненных установок и ценностных ориентаций супругов и детей. В таких семьях возникают проблемы воспитания и развития детей, поскольку этим занимается один из супругов (чаще мать). Среди супругов нередки споры о мето­дах воспитания детей и причинах их девиантного поведения, если оно наличествует.


Разнородная семья (социально-гетерогенная). В ней супруги имеют разный уровень образования и профессиональной ориентации. Количество таких семей достигает 38% и имеет тенденцию к увеличе­нию. В таких браках взаимоотношениям супругов присуща конфликт­ность: нет общих интересов, взглядов, установок, нет единства миро­воззрения. Повышенный нервно-эмоциональный фон члены семьи принимают за норму.
Каждый из супругов имеет свое микроокружение, интересы которо­го пересекаются редко. Взаимоотношения родителей и молодых часто натянуты из-за авторитарного типа общения и его педагогической на­правленности. К интегрирующим условиям таких семей можно отнести создание интеллектуально однородного микроокружения; сохранение личного достоинства супругов и равенства их социальных ролей.


Межнациональная семья. Такие семьи возникают преимуще­ственно в нестандартных обстоятельствах, на их формирование значи­тельное влияние оказывают этнографические особенности социума. Это наиболее тревожный тип семей с повышенным нервно-эмоциональным фоном взаимоотношений. Если успешно преодолены первые годы се­мейной жизни, то эти браки обычно становятся устойчивыми, так как создавались по любви.
Социально-психологические цели межнациональной семьи состоят в достижении социально-психологической (национально-психологической) совместимости супругов; интеграции лучших тради­ций, культуры различных наций в личных качествах детей; обретении чувства гармонии и комфортности жизнедеятельности в национальном социуме; развитии способности взаимозащиты супругов в своей на­циональной среде.
Актуальными для социальной работы проблемами межнацио­нальной семьи являются: совместимость национальных, религиозных ценностей и установок; отношение супругов к традициям, нравам и обычаям нации своего избранника (избранницы); приобщение детей к национальной культуре, двуязычие детей; взаимоотношения супругов с национальным микроокружением партнера; выбор детьми нацио­нальной принадлежности одного из родителей и др.


Как видим, разновидность и тип семьи имеют присущую ей психолого-педагогическую характеристику. Причем каждая семья в процессе своей жизнедеятельности неизбежно видоизменяет свое место в классификации семей, а следовательно, изменяются и параметры ее психолого-педагогического обеспечения.


Некоторые авторы семейную дифференциацию увязывают как с функциональными, так и психологическими критериями. В этом слу­чае характеристики семей включают показатели конфликтности или гармоничности отношений родителей к детям, родительской асоциаль­ности, готовности родителей к сохранению семьи, сохранности детей в семье.

С учетом этих критериев выделяются следующие типы семей:

Благополучная семья характеризуется здоровыми взаимоотношениями между родителями и детьми, предполагающими ува­жительное и бережное отношение друг к другу. Благополучная семья определяется не отсутствием в ее жизнеустройстве проблем, а консоли­дацией в их решении. При этом признаются и решаются все имеющиеся проблемы как в целом семьи, так и отдельных ее членов. В благополучной семье поощряется не только свобода мыслей, чувств, творчества, но, что самое важное, – ответственность. Ее членов отличает эмоциональная и физическая близость.

Благополучная семья – это семья, выработавшая свою «персональную среду», позволяющую ей позитивно развиваться и растить детей, вследствие чего имеющие место в такой семье конфликты не приводят к тяжелым последствиям. Благополучную семью отличают собственные традиции, ритуалы, что разнообразит жизнь семьи, улуч­шает психологический климат, настраивает ее членов на «семейное долголетие».

Конфликтная семья определяется тем, что отношения между родителями и детьми нестабильны, вследствие чего члены семьи не способны последовательно, аргументированно противостоять деструк­тивным влияниям социума. В этих семьях есть основание говорить об эгоистичности ее членов по отношению друг к другу и преобладании личных интересов и ориентации перед семейными. Своеобразен стиль общения между членами семьи – невыдержанность, стихийность реак­ций. В отдельных случаях есть основание говорить о психологической несовместимости членов таких семей. Проблемы в этих семьях связаны с разногласиями во взглядах на воспитание детей, с противоречиями в точках зрения на позицию материального обеспечения семьи или ее отдельных членов, получения образования и др.


Кризисная семья находится в ситуации, требующей немедлен­ного и экстренного вмешательства извне (психическое расстройство родителей, аффективное состояние: запой, агрессия и т. д.), так как сама семья, в большинстве случаев пребывая в состоянии стресса, не может стабилизировать создавшееся положение и принять решение.

Круг общения такой семьи ограничен, что затрудняет получение информации о положении дел в семье. Эмоциональная близость членов семей отсутствует, создавшаяся ситуация сопровождается периодическим уходом детей из семьи на непродолжительное время. Следствием этого довольно часто выступает поспешное и потому не всегда оправданное решение о лишении родителей (или одного из них) родительских прав, ребенка – семьи, хотя, как показывает практика, в большинстве случаев есть все основания к принятию действенных мер (лечение родителей, временный вывод ребенка из семьи).

Функционально несостоятельная семья – семья, не выпол­няющая или значительно сократившая выполнение основных своих семейных функций. К ним мы в первую очередь относим те, которые имеют непосредственное отношение к взаимодействию родителей и детей, а именно:


●функция жизнеобеспечения (в т.ч. принятая в большинстве клас­сификаций хозяйственно-бытовая функция) – удовлетворение жизненноважных потребностей членов семьи (в первую очередь не имеющих возможности удовлетворять их самостоятельно) – в пропитании, одежде, в предоставлении крова, обеспечении физи­ческой безопасности, в сохранении здоровья, в создании условий для сна, отдыха и бодрствования и др.


●Воспитательная функция (в т.ч. принятые в большинстве класси­фикаций функции первичного социального контроля и духовного общения) – формирование личности ребенка, развитие его ин­теллекта, способностей, умений, навыков и интересов, передача накопленного обществом социального опыта; нравственное и эстетическое развитие; содействие укреплению здоровья и выра­ботке навыков санитарно-гигиенической культуры; обеспечение выполнения социальных норм; удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, духовном обогащении.


●Эмоциональная функция – удовлетворение потребностей в при­нятии, симпатии, уважении, признании, эмоциональной под­держке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабильность, активно содействует сохранению психического здоровья.


Степень нарушения функционирования семьи может варьировать – от сохранности или незначительных нарушений отдельных сторон жизнедея­тельности семьи до частичного и значительного нарушения.
Вследствие невыполнения взрослыми членами семей своих обязан­ностей в функционально несостоятельной семье назревают конфлик­ты во взаимоотношениях родителей (либо одного родителя) и детей.

Функциональную несостоятельность семьи обусловливает не только отсутствие навыков воспитывать, взаимодействовать с детьми, но и социальная несостоятельность родителей (или одного из них), которая формирует у взрослых членов такой семьи чувство неудовлетворен­ности, нарушающее психологический климат семьи, ослабляющее ее воспитательный потенциал.

Подобная ситуация достаточно часто сопровождается на начальном периоде несистематическими уходами ребенка из семьи (сначала – к друзьям, затем – в приютившие его группы на вокзалах, в подворотнях, подвалах) на краткое время, а за­тем продолжительными. Именно в этих семьях наибольший процент беспризорных детей и детей-беглецов. Практика работы с семьями позволяет отметить, что и в функционально несостоятельных, и в кри­зисных семьях родители могут быть уже лишены или только находятся на стадии лишения их родительских прав.

Асоциальная семья . Пребывание детей в асоциальной семье опасно для их жизни и здоровья. Проблемы этих семей, как показывают исследования, носят хронический характер и связаны с аморальным образом жизни: алкоголизмом, проституцией, психическими расстрой­ствами. Родителей из этих семей отличает низкий образовательный уровень, асоциальные и антиобщественные взгляды.

Характеризуя данную группу, целесообразно отметить, что социально-педагогическая поддержка такой семьи в большей степени относится к детям и свя­зана с организацией защиты прав ребенка, между тем как работа с взрослыми членами семей в основном касается правоохранительных органов, системы исполнения наказаний.

Гражданские или «гостевые» семьи. Для начала XXI века наиболее характерными тенденциями развития семьи являются граж­данские («гостевые») браки, независимость супругов и их автономность, нежелание вступления в брак или нежелание юридического оформле­ния отношений даже при наличии совместных детей, снижение цен­ности ребенка в браке и как следствие – ранние уходы детей из семьи