Античная философия в целом. Значение античной философии

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и современной Европы. Хронологически история античной философии охватывает период св. 1200 лет, с 6 в. до н.э. по 6 в. н.э. Географически перед нами – восточная половина Средиземноморья, где в течение указанного периода времени успели смениться полисная демократия Древней Греции времен независимости, эллинистические монархии, возникшие после распада империи Александра Македонского, Рим республиканский и Рим императорский. Все это время языком античной философии был греческий, хотя безусловно важно постепенное оформление латыни как философского языка (Лукреций, Цицерон, Сенека). Кроме того, для позднего периода, когда античная философия сосуществовала с христианским вероучением, принципиальной особенностью был ее «языческий» характер – соответственно, христианские мыслители 2–6 вв. оказываются за рамками курса истории античной философии (см. Патристика ).

Условная дата начала античной философии – 585 до н.э., когда греческий ученый и мудрец Фалес из Милета предсказал солнечное затмение, условная заключительная дата – 529 н.э., когда эдиктом христианского императора Юстиниана была закрыта Платоновская Академия в Афинах – последняя философская школа античности. Условность этих дат заключается в том, что в первом случае Фалес оказывается «родоначальником философии» (впервые так его назвал Аристотель в «Метафизике», 983b20) задолго до появления слова «философия», а во втором случае история античной философии считается завершенной, хотя несколько выдающихся ее представителей (Дамаский, Симпликий, Олимпиодор) продолжали свою научную работу. Тем не менее эти даты позволяют определить то пространство, внутри которого возможно схематичное изложение разнообразного и разнородного наследия, объединяемого в понятии «античная философия».

Источники изучения. 1. Корпус философских текстов античности, сохранившийся в средневековых рукописях на греческом языке. Лучше всего сохранились тексты Платона, Аристотеля и неоплатоников – философов, представлявших наибольший интерес для христианской культуры. 2. Тексты, ставшие известными ученым только в Новое время благодаря археологическим раскопкам; наиболее важные находки – эпикурейская библиотека папирусных свитков из Геркуланума (см. Филодем из Гадары ), каменная стелла с высеченным на ней эпикурейским текстом (см. Диоген из Эноанды ), папирусы с «Афинской политией» Аристотеля, найденные в Египте, анонимный комментарий 2 в. н.э. к платоновскому «Теэтету», папирус из Дервени 5 в. с толкованием Гомера. 3. Античные тексты, сохранившиеся только в переводе на другие языки: латынь, сирийский, арабский и еврейский. Отдельно можно упомянуть античные историко-философские тексты, которые одновременно являются и перво- и второисточниками по античной философии. Наиболее распространенные жанры античной историко-философской литературы: философские биографии, компендии мнений, в которых учения философов группировались тематически, и школьные «преемства», совмещавшие первые два метода в рамках строгой схемы «от учителя к ученику» (см. Доксографы ). В целом от античности до нас дошла сравнительно небольшая часть текстов, и та выборка, которая сохранилась в силу исторических обстоятельств, может быть признана репрезентативной с оговорками. Исследователям часто приходится обращаться к методам реконструкции источников для восстановления более полной картины философской мысли древности.

Для удобства первоначального обозрения историю античной философии можно разделить на следующие периоды: ранняя греческая философия; софисты и Сократ; Платон и Аристотель; эллинистическая философия; философские школы в эпоху Римской империи; неоплатонизм.

РАННЯЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ИЛИ «ДОСОКРАТИКИ» (6–5 вв. до н.э.). Основные философские центры: Иония (западное побережье Малой Азии), Сицилия, Южная Италия.

Содержательно для этого периода характерен интерес к космологии и натурфилософии: размышление о начале, причине и составляющих элементах видимого космоса , об источнике его движения и жизни, т.е. о его природе (ср. традиционное название всех сочинений периода: «О природе»). Представления о человеке уже осознаются как собственно философская проблематика, однако включаются в контекст учения о космосе как его дополнительный раздел; учение о человеке постепенно обретает черты самостоятельности и развивается от физиологии (человек как элемент космоса) и психологии (псюхе человека как одушевленный элемент космоса) к рационалистической этике, обосновывающей правила поведения в обществе в связи с некоторым идеалом (благом, счастьем).

СОФИСТЫ И СОКРАТ: ЭЛЛИНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ (2-я пол. 5 в. до н.э.). С этого времени основным философским центром Греции становятся Афины. Для данного периода характерен перенос внимания с натурфилософских проблем познания мира на этико-социальные проблемы воспитания человека. Софисты не составляли единой «школы», но вместе их позволяет объединить общее для них стремление к публичным диспутам, профессиональной педагогике, особое внимание к риторике как форме выражения любых идей. Частным образом и по официальному приглашению они посещали различные города (полисы) Греции и за плату давали уроки по различным дисциплинам, которые ныне принято называть «гуманитарными». Воспитание (пайдейа̲ ) как вторая природа человека и как основа человеческого общежития – направляющая идея софистики. Среди их излюбленных приемов была демонстрация зависимости норм морали и законов общежития от волевого решения человека (терминологически закреплено оппозицией «природа – закон»), отчего в историко-философском отношении их взгляды считают релятивистскими. Релятивизм софистов был произволен от общериторических установок и не был формой теоретизирования (ср. упражнение Горгия «О небытии», пародирующее трактат Мелисса «О бытии»). Противопоставление природы и закона (номос – фюсис), отражая одну из наиболее ярких особенностей периода, послужило основой для социального реформаторства софистов. Наиболее известные софисты: Протагор , Горгий , Гиппий , Антифонт , Продик .

Существенно изменился характер философского преподавания: вместо школы как общины единомышленников, с единым укладом жизни и постоянной близостью учителя и ученика, ведущих устный диалог, школа становится профессиональным институтом, а философию начинают преподавать профессиональные педагоги, получающие жалованье от государства (императора). В 176 н.э. император Марк Аврелий учреждает (выделяет государственные субсидии) в Афинах четыре философские кафедры: платоническую, перипатетическую, стоическую и эпикурейскую, что четко ограничивает главные философские течения периода. Основное внимание в разных школах уделялось одному – восстановлению авторитетного корпуса текстов для той или иной традиции (ср. издание Андроником текстов Аристотеля, Трасиллом – текстов Платона). Начало эпохи систематического комментирования: если предыдущий период можно обозначить как эпоху диалога, то этот и следующий этап в истории античной философии – период комментария , т.е. текста, созданного по поводу и в соотнесении с другим, авторитетным, текстом. Платоники комментируют Платона, перипатетики – Аристотеля, стоики – Хрисиппа (ср. Эпиктет, «Руководство» § 49; «Беседы» I 10, 8 – о стоической школьной экзегезе, в отличие от платонической и перипатетической, представленной сохранившимися текстами, мы можем судить только по намекам). По замечанию перипатетика Александра Афродисийского (2 в. н.э.) · обсуждение «тезисов» было в обычае у древних философов, «они давали уроки свои именно таким образом – не комментируя книги, как это делают ныне (тогда еще не было книг такого рода), а выставляя тезис и приводя доводы за и против, тем самым они упражняли свою способность находить доказательства, основанные на посылках, принимаемых всеми» (Alex. Aphrod. In Top., 27, 13 Wallies).

Разумеется, устные упражнения не могли быть отброшены, – но теперь это упражнения по объяснению письменных текстов. Разница хорошо видна в новой школьной постановке вопроса исследования (не о предмете, а о том, как понимали предмет Платон или Аристотель): напр., не «вечен ли мир?», а «можно ли считать, что по Платону мир вечен, если в «Тимее» он признает демиурга мира?» (ср. «Платоновские вопросы» Плутарха из Херонеи).

Стремление к систематизации и упорядочиванию наследия прошлого проявилось также и в огромном количестве доксографических компендиев и биографических историй, созданных как раз в этот период с 1 в. до н.э. (наиболее известный – компендий Ария Дидима) до нач. 3 в. (наиболее известные – Диогена Лаэртия и Секста Эмпирика ), и в широком распространении школьных учебников, предназначенных корректно и доходчиво посвящать как учащихся, так и широкую публику в учение великих философов (ср. особенно платонические учебники Апулея и Алкиноя ).

ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: НЕОПЛАТОНИЗМ (3–6 вв. н.э.). Завершающий период истории античной философии характеризуется доминированием неоплатонизма , синтетически усвоившего элементы аристотелизма, неопифагореизма и стоицизма при сохранении традиционной платонической догматики (средний платонизм ). Новый синтез имел существенные отличия от предшествующей традиции платонизма, что дало основание ученым в 19 в. ввести в обиход термин «неоплатонизм». Сами неоплатоники называли себя платониками и полагали, что находятся в русле единой традиции, идущей от «божественного Платона». Основные философские центры поздней античности связаны с деятельностью школ неоплатонизма: Рим (Плотин, Порфирий), Апамея в Сирии (где учили Амелий, ученик Плотина, и Ямвлих, возглавивший школу после Амелия, – Сирийская школа), Пергам (Пергамская школа, основанная учеником Ямвлиха Эдесием), Александрия (Александрийская школа : Гипатия, Гиерокл, Гермий, Аммоний, Иоанн Филопон, Олимпиодор), Афины (Афинская школа : Плутарх, Сириан, Прокл, Дамаский, Симпликий).

Плотин считается основателем неоплатонизма, потому что в корпусе его сочинений («Эннеады» ) содержатся все основные понятия неоплатонической философии, которые выстроены им в стройную онтологическую иерархию: сверхбытийное начало – Единое -благо, вторая ипостась – Ум-нус , третья – Мировая Душа и чувственный Космос . Единое недоступно мысли и постигаемо только в сверхумном экстатическом единении с ним, выразимом не обычными языковыми средствами, а негативно, через отрицание (ср. апофатическая теология). Переход от единого к другим уровням бытия описывается в терминах «излучение», «раскрытие», позднее основной термин – «исхождение» (проодос), см. Эманация . Каждая нижняя ступень существует благодаря обращенности к высшему началу и подражает высшему тем, что творит следующее за собой (так ум выступает как начало для души, а душа – для космоса). В дальнейшем эта схема будет подвергнута уточнению и тщательной разработке. В целом для позднего (пост-ямвлиховского) неоплатонизма чрезвычайно характерны систематизм, схоластицизм, мистицизм и магия (теургия). Примечательно отсутствие социально-политической проблематики, так важной для самого Платона; неоплатонизм – это всецело метафизика и теология.

Среди авторитетных для неоплатоников текстов помимо текстов Платона (комментарии на платоновские диалоги составляют основную часть наследия этой традиции) были сочинения Аристотеля, Гомер и «Халдейские оракулы». Комментарии на Аристотеля – вторая по объему часть сохранившегося наследия неоплатонизма; ключевой для комментаторов-неоплатоников стала проблема согласования учений Платона и Аристотеля (см. подробнее Аристотеля комментаторы ). В целом курс философии Аристотеля рассматривался как пропедевтика («малые мистерии») к изучению Платона («большим мистериям»).

В 529 эдиктом императора Юстиниана Афинская Академия была закрыта, и философы вынуждены были прекратить преподавание. Эта дата принимается как символическое завершение истории античной философии, хотя изгнанные из Афин философы продолжали работать на окраинах империи (напр., комментарии Симплики я , ставшие для нас одним из главнейших источников по истории античной философии, были написаны им уже в изгнании).

ФИЛОСОФИЯ – ΦΙΛΙΑ ΣΟΦΙΑΣ. О том, что такое философия, сами античные философы говорили столь же часто, сколь часто им приходилось приступать к начальному философскому курсу. Подобный курс в неоплатонических школах открывался чтением Аристотеля, Аристотель начинался с логики, логика – с «Категорий». Сохранилось несколько «введений в философию» и «введений к Аристотелю», предваряющих школьные комментарии к «Категориям». Порфирий, впервые предложивший рассматривать сочинения Аристотеля как пропедевтику к платоновским, в свое время написал специальное «Введение к Категориям» («Исагог»), которое стало базовым учебником для неоплатоников. Комментируя Порфирия, неоплатоник Аммоний перечисляет несколько традиционных определений, в которых можно различить платоновские, аристотелевские и стоические темы: 1) «познание сущего поскольку оно сущее»; 2) «знание дел божественных и человеческих»; 3) «уподобление Богу, насколько это возможно для человека»; 4) «подготовка к смерти»; 5) «искусство искусств и наука наук»; 6) «любовь к мудрости» (Ammonius. In Porph. Isagogen, 2, 22–9, 24). Наилучшим образом прояснить смысл этих поздних школьных определений, в которых продемонстрированы устойчивость и вместительность традиции, скрепившей собой разнообразные учения более чем тысячелетнего периода в одну «историю античной философии», могли бы все имеющиеся в нашем распоряжении античные философские тексты.

Прекратив свое существование, античная философия стала значимым фактором развития европейской философской мысли (ближайшим образом повлияв на формирование христианского богословия и средневековой схоластики) и остается таковым вплоть до сегодняшних дней. Язык античной философии не утратил живости звучания. В то время как одни термины навсегда остались техническими терминами только философии греков (арете , атараксия ,

Энциклопедии и словари:

1. Pauly Α., Wissowa G, Kroll W. (hrsg.). Realencyclopädie der klassischen Altertumswissenschaft, 83 Bände. Stuttg., 1894–1980;

2. Der Neue Pauly. Enzyklopaedie der Antike. Das klassische Altertum und seine Rezeptionsgeschichte in 15 Bänden, hrsg. v. H.Cancik und H.Schneider. Stuttg., 1996–99;

3. Goulet R. (ed.). Dictionnaire des philosophes antiques, v. 1–2. P., 1989–94;

4. Zeyl D.J. (ed.). Encyclopedia of Classical Philosophy. Westport, 1997.

Подробные изложения истории античной философии:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8 т. М., 1963–93;

2. Guthrie W.К.С. A History of Greek Philosophy in 6 vols. Camhr., 1962–81;

3. Algra K., Barnes J., Mansfeld J. , Schofield M. (eds.), The Cambridge History of Hellenistic Philosophy. Cambr., 1999;

4. Armstrong A.H. (ed.). The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Cambr., 1967;

5. Grundriss der Geschichte der Philosophie, begr. v. Fr. Ueberweg: Die Philosophie des Altertums, hrsg. v. K.Prächter, völlig neubearbeitete Ausgabe: Die Philosophie der Antike, hrsg. v. H.Flaschar, Bd. 3–4. Basel–Stuttg., 1983–94 (тома 1–2 готовятся к печати);

6. Reale G. Storia della filosofia antica, v. 1–5. Mil., 1975–87 (англ. пер.: A History of Ancient Philosophy. Albany, 1985);

7. Zeller E. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung, 3 Teile in 6 Bänden. Lpz., 1879–1922 (3–6 Aufl.; Neudruck Hildesheim, 1963).

Учебные пособия:

1. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1912 (переизд. 1996);

2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981;

3. Он же. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991;

4. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985;

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность (пер. с итал.). СПб., 1994;

6. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995;

7. История философии: Запад – Россия – Восток, кн. 1: Философия древности и средневековья, под ред. Н.В.Мотрошиловой. М., 1995;

8. Адо Пьер. Что такое античная философия? (пер. с франц.). М., 1999;

9. Canto-Sperber M., Barnes J., Brisson L., Brunschwig J., Vlastos G. (eds.). Philosophie grecque. P., 1997.

Хрестоматии:

1. Переверзенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии (Античность, Средневековье, Эпоха Возрождения). М., 1997;

2. Vogel С. de (ed.). Greek Philosophy. A collection of texts selected and supplied with some notes and explanations, vol. 1–3. Leiden, 1963–67;

3. Long Α.Α., Sedley D.N. (eds. and trs.). The Hellenistic Philosophers, 2 v. Cambr., 1987.

Пособия по истории греческой культуры и образования:

1. ЗелинскийФ.Ф. Из жизни идей, 3-е изд. Пг., 1916;

2. Он же. Религия эллинизма. Пг., 1922;

3. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция), пер. с франц., М., 1998;

4. Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека, пер. с нем. М., 1997.

Литература:

1. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927 (переизд. 1993);

2. Он же. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930 (переизд. 1993);

3. Он же. Эллинистически-римская эстетика I–II вв. н.э. М., 1979;

4. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;

5. Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982;

6. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980;

7. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–VI вв. до н.э., Л., 1985;

9. Anton J.P., Kustas G.L. (eds). Essays in Ancient Greek Philosophy. Albany, 1971;

10. Haase W., Temporini H. (eds.), Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt. Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung, Teil II, Bd. 36, 1–7. В.–Ν. Υ., 1987–98;

11. Mansfeld J. Questions to be settled before the study of an author or a text. Leiden–N. Y.–Köln, 1994;

12. Irwin T. (ed.). Classical Philosophy: Collected Papers, vol. 1–8. N. Y, 1995;

13. The Cambridge Companoin to early Greek philosophy, ed. by A.A.Long. N. Y, 1999.

Продолжающиеся издания:

1. Entretiens sur l"Antiquité classique, t. 1–43. Vandoevres–Gen., 1952–97;

2. Oxford Studies in Ancient Philosophy, ed. J.Annas et al., v. 1–17. Oxf, 1983–99.

Библиографии:

1. Marouzeau J. (ed.), L"Année philologique. Bibliographie critique et analytique de l"antiquité gréco-latine. P., 1924–99;

2. Bell A.A. Resources in Ancient Philosophy: An Annotated Bibliography of Scholarship in English. 1965–1989. Metuchen–N. J., 1991.

Средства Internet:

1. http://cailimac.vjf.cnrs.fr (разнообразная информация по классической античности, в т.ч. последние выпуски Марузо);

2. http://www.perseus.tufts.edu (классические тексты в оригинале и переводе на англ.);

3. http://www.gnomon.kueichstaett .de/Gnomon (библиографии работ по античной культуре и философии);

4. http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr (Bryn Mawr Classical Review – обзоры литературы по античности).

Античная философия развивалась на протяжении XII-XIII веков, с VII в. до н.э. по VI в. н.э. Речь идет о философии особого типа.


В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов: 1) натуралистический период, где основное внимание уделялось проблемам природы (фюзиса) и Космоса (милетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики);

2) гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты);

3) классический период с его грандиозными философскими системами Платона и Аристотеля; 4) период эллинистических школ (стоики, эпикурийцы, скептики), занятых моральным обустройством людей; 5) неоплатонизм, с его универсальным синтезом, доведенным до представления о Едином-Благе. Поле проблемных вопрсов постоянно расширялось, а их разработка приобретала все более детальный и углубленный характер. Так, проблемой Космоса занимались не только натурфилософы, в частности милетцы, но и Платон, и Аристотель, и Плотин. То же относится к проблемам этики и логики. Наиболее зримо в античной философии выделяются три части: физика, понимаемая в данном случае как философское учение о природе; этика (философское учение о человеке) и логика (учение о слове, понятии). Перечислим характерные черты античной философии.

1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например, на мир человека и мир природы, для каждого из этих двух миров характерны свои черты. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный же философ, как правило, распространял этические категории на весь Космос.

2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории. Современный же философ, как правило, занимается разработкой "узких" проблем, например проблемы времени, избегая рассуждений о Космосе в целом.

3. Античная философия исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие от средневековой философии не теоцентрична, т.е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством (не личностью); это означает, что античная философия пантеистична.


4. Античная философия многого достигла на понятийном уровне - концепция идей Платона, понятие формы (эйдоса) Аристотеля, понятие смысла слова (лектона) у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности - это преимущественно логика общих имен, понятий. Впрочем, в логике Аристотеля весьма содержательно рассматривается и логика предложений, но опять же на уровне, характерном для эпохи античности.



5. Этика античности - это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. Античные философы характеризовали человека в основном как наделенного добродетелями и пороками. В разработке этики добродетелей они достигли необычайных высот.

6. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия (смотрите, например, тексты, посвященные стоицизму, скептицизму и эпикуреизму). Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни.

Античные философы стремились найти для своих современников дорогу к счастью. Можно спорить о том, в какой степени им это удалось. Бесспорно другое: они обеспечили собственным творениям долгую жизнь в веках. Античная философия не канула в историю, она сохранила свое значение и поныне. Подобно тому, как математики не думают отказываться от геометрии Евклида, философы с почтением относятся к этике Платона или логике Аристотеля. Более того, сплошь и рядом современные философы обращаются к своим великим предшественникам в поисках решений злободневных актуальных проблем.

Глава 1.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философия зародилась практически одновременно в трех самых больших очагах древней цивилизации - в Китае, в Индии, в Греции и Риме. Приблизительно тогда же произошло зарождение философии в Древнем Вавилоне и Древнем Египте. Однако здесь философская мысль не достигла уровня, присущего более развитым рабовладельческим странам. Рассмотрим совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом (с конца VII в. до н.э. до начала VI в. н.э.) и позднее в древнеримском (с II в. до н.э. до начала VI в. н.э.) обществах. Это так называемая античная философия (от лат. anti- quitas - древность, старина). Именно здесь вырабатывались стиль

философствования и проблематика, определившие дальнейшее развитие философии на европейском континенте.

Философия античного мира выросла из мифологии и эпоса греков, что отразилось на ее развитии. Основные характерные особенности этой философии таковы:

  • наличие в ней значительного количества мифологических и эпических образов;
  • присутствие элементов антропоморфизма (наделение предметов и явлений природы внешностью и физическими свойствами человека);
  • наивный пантеизм, т.е. отождествление богов с силами природы;
  • увязывание естественных процессов с моральной проблематикой и оценка их в категориях «добро», «зло», «справедливость», «благо» и др.;
  • поиски первоначала всего сущего, что в более поздний период, в новоевропейской философии возникнет как проблема субстанции.

В развитии античной философии выделяют три основных этапа: Первый этап охватывает VII-V вв. до н.э. Его называют натурфилософским, или ранней классикой. В центре внимания философов этого периода стояли проблемы физики (природы), Космоса, Вселенной.

Второй этап - высокая классика. Охватывает V-IV вв. до н.э. В этот период происходит антропологический поворот в греческой философии - четко обозначается тема человека в системе других проблем.

Третий этап в развитии античной философии (конец IV в. до н.э. - начало VI в. н.э.) именуется поздней классикой, или завершающим этапом античной философии. К нему относят периоды: эллинистической философии (IV-I вв. до н.э.), александрийской философии (I в. до н.э. - начало VI в.), древнеримской философии (II в. до н.э. - VI в.). Для этого этапа характерно не столько выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение, комментирование идей и учений, созданных мыслителями-предшественниками. Кроме того, если на первых двух этапах развития понятие античной философии совпадает с понятием древнегреческой философии, то на третьем этапе сюда прибавились и философские достижения других, культурно родственных Греции регионов.

Рассмотрим названные этапы развития античной философии подробнее.

Натурфилософский период (ранняя классика). Античная философия начинается с появления натурфилософских идей, т.е. с философского осмысления природы. На греческом языке слово «природа» звучит как «фюзис», поэтому такую философию называли физической, а фи-

лософов этого периода - физиками. Они интуитивно формировали субстанциональную модель мира с помощью выяснения первоосновы всего сущего как основы, сущности.

У истоков формирования натурфилософии стояла милетская школа (г. Милет, Малая Азия, VII в. до н.э.). Основателем школы был Фалес (около 624-547 гг. до н.э.), а его последователями - Анаксимандр (610 - 546 гг. до н.э.) и Анаксимен (585-525 гг. до н.э.). Основное внимание представители этого течения сосредоточили на поисках той первоосновы, из которой возникают все конкретные предметы и явления. Вещи являются чем-то временным, они возникают и исчезают, а их основа вечная, существует всегда. Фалес усматривал такую первооснову в воде, Анаксимандр считал, что ею является неопределенное начало, которое он назвал «апейрон», Анаксимен принял за первооснову воздух (схема 2.1).

Схема 2.1. Античная философия: ранняя классика

Выделение этих конкретных веществ как «первоосновы» мира неслучайно. Именно вода своими наглядными преобразованиями в лед или пар наталкивает на мысль о возможности бесконечного количества метаморфоз, порождений из единой исходной (первой) формы целого множества качественно отличных форм. Воздух в свою очередь своим «всепроникновением» порождает представление о вещественной «заполненности» бытия, которое имеет способность «сгущаться» и «разрежаться», порождая таким образом все многообразие конкретных вещей в мире. Ведь вода, воздух и т.д. как «первоосновы» мира являются не просто обычными «ощутимыми» веществами, они одновременно выступают «видимым», «вещественным» принципом, законом возникновения, существования и исчезновения конкретно-жизненного разнообразия вещей окружающего мира.

Идея «апейрона» также не является отходом от вещественных представлений о первооснове мира, как иногда считают, поскольку эта идея выступает конкретно-чувственным представлением о первоначальном состоянии бытия - хаосе, «смешении», еще не упорядоченном, догармоничном бытии.

Деятели милетской школы высказывали продуктивные идеи и в сфере других проблем. Фалес, например, был выдающимся математиком и астрономом. И все же главное их достижение - разработка идеи о мироздании, которая выявляет движение человеческой мысли от конкретного через абстрактное к углубленному осознанию реальности.

Основные философские принципы милетской школы были развиты Гераклитом Эфесским (544-483 гг. до н.э.). Он усматривал первооснову мира в огне. Все возникает из огня и в огонь превращается. «Мир, единый из всего, - утверждал Гераклит, - не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно затухающим». В этих словах - идея о непостоянном, преходящем характере всего сущего. Гераклит - один из первых философов, заметивших, что одно и то же является вместе с тем и разным, противоположным. Он указывал, что существенное изменение - это преобразование в свою противоположность, что одна противоположность выявляет ценность другой, противоречивость сближает противоположности. Если исчезают противоречия, то исчезает движение, а если исчезает движение, то исчезает все. Постоянный ход развития Гераклит сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Движение - это жизнь. Вот почему Гераклита считают одним из основателей наивной диалектики. Гераклит первым начал размышлять над проблемами познания. Он подчеркивал трудности, которые возникают в процессе познания, неисчерпаемость предмета познания. Гераклитова философия считается вершиной интуитивно-диалектического понимания мира и природы человека.

Следующей известной философской школой, существовавшей в западной части Великой Греции, т.е. в Южной Италии, была школа пифагорейцев. Ее основателем был Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.). Источником и первоосновой мира для Пифагора являлось не то или иное природное вещество, а количественное отношение - число. Оно владеет вещами, моральными и духовными качествами. «Земной порядок должен соответствовать небесному». Основа мира - числа, которые и создают космический порядок. Единица - основа всего, линии создает двойка, поверхности - тройка, а тела - четверка. Числа выступают как самостоятельные сущности. Священной декадой является число 10, так как это подобие Вселенной с десятью небесными сферами и десятью светилами. В отличие от предшествующих философов, которые обращали внимание на качественную сторону вещей, Пифагор утверждал, что качество связано с количеством, и сделал вывод: «Число владеет вещами». Как конструктор новых понятий Пифагор считается первым, кто употребил понятия «философ», «философия».

В VI в. до н.э. в южно-итальянском городе Элее возникает еще одна философская школа - элейская, последователей которой называют элеатами. Если представители милетской школы брали за основу мира какую-либо материальную стихию (воду, огонь и др.), то в элеатской философии впервые в качестве такой основы берется неконкретное: не вещество, а начало, которое обозначается понятием «бытие». Наиболее глубокие идеи этой философии были разработаны Парменидом (около 540-480 гг. до н.э.) и Зеноном (около 490 - 430 гг. до н.э.). Парменид разделял мир на истинный и неистинный. Истинный есть бытие, поскольку оно вечно и неизменно, всегда тождественно самому себе. Мир конкретных вещей есть неистинное бытие, ведь вещи постоянно изменяются, сегодня они отличны от вчерашних, а завтра и вовсе исчезают.

Логическое обоснование выводов Парменида сделал Зенон. Развивая взгляды учителя, он подчеркивал, что логически невозможно представить множественность вещей и допущение движения - это приводит к противоречиям. В соответствии с принципами элейской школы Зенон разводил понятия чувственного и рационального познания. Истинным признается только рациональное познание, а чувственное считается ограниченным, противоречивым. Наиболее известным изложением элейского отрицания движения и неизменности бытия являются апории (логические затруднения) Зенона, которые доказывали: если предположить существование движения, то возникают неразрешимые противоречия.

Современником Парменида и Зенона был Эмпедокл (около 490 - 430 гг. до н.э.) - автор философских поэм, врач, инженер, философ. Он был основателем школы эволюционизма. Эмпедокл принял за первооснову мира все четыре традиционные стихии: землю, воду, воздух и огонь. Эти первоосновы у Эмпедокла не переходят одна в другую, они пассивны. А потому, по Эмпедоклу, источником Вселенной является борьба двух психических начал: Любви и Ненависти. Любовь - космическая причина единства и добра. Ненависть - причина разрозненности и зла.

После Эмпедокла утверждается оригинальная философская школа ноологии, или концепция всемирного разума. Ее разработал Анаксагор (500-428 гг. до н.э.). Вопреки своим предшественникам Анаксагор отвергал стихии как начала. Для него первичны все без исключения состояния вещества. Один из последних представителей элейской школы Мелисс (его акме приходится на 440-е гг. до н.э.) доказывал бесконечность бытия в пространстве и времени, сформу

лировал закон сохранения бытия, сущность которого выразил в формуле «из ничего ничто не возникает».

Значительным этапом в развитии античной философии была школа атомизма. Идеи об атомистической природе мира развивали Левкипп (ок. 500-440 гг. до н.э.) и Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.). Философское наследие Левкиппа и Демокрита сложно разделить (хотя существуют разные точки зрения на эту проблему), поэтому их учение, как правило, рассматривают вместе. Левкипп и Демокрит, в отличие от других философских школ, признают бытие (атомы) и небытие (пустоту). Атом, по их мнению, - это наименьшая частичка бытия, она неделима, вечна и неизменна. Атомы различаются по величине, форме, порядку расположения. Они свободно двигаются в пустоте, а столкнувшись, изменяют порядок движения. Причины движения атомисты не описывают. Атомы сами по себе беска- чественны. Из атомов состоит и душа. После смерти тела атомы души тоже распадаются, поэтому душа является смертной. На поверхности вещей находятся более легкие, летучие атомы. Они «втягиваются» нами при дыхании, и благодаря органам чувств мы имеем определенные образы предметов и представления о них. Познание, по Демокриту, имеет два вида: «темный» путь познания осуществляется с помощью чувств и дает человеку видимый мир предметов, образованных взаимодействием атомов в пустоте; «светлый» путь познания осуществляется с помощью мышления и дает понимание атомов и пустоты, т.е. сущности вещей и мира. К «темному познанию» относятся зрение, слух, обоняние, вкус, осязание: когда органы чувств уже не способны ни видеть весьма малое, ни слышать, ни воспринимать обонянием, осязанием или вкусом, а исследование человеком окружающего мира должно перейти к более тонкому познанию, тогда «на сцену выходит» мышление («светлое познание») - наиболее тонкий познавательный орган. Результатом познавательного процесса для человека является истина - правильное знание о сущности вещей и мира, а конечным следствием - мудрость. Мудрость как талант познания дает три плода: дар хорошо думать, дар хорошо говорить, дар хорошо действовать.

Древнегреческая натурфилософия развивалась динамично, демонстрируя этим некоторые общие закономерности движения человеческого мышления - от простого к сложному, от конкретного - к абстрактному, от недифференцированной проблематики - к дифференцированной, от неосознанного - к осознанному, выдвинув целый ряд продуктивных для европейской цивилизации идей и теорий.

Период высокой классики античной философии берет свое начало во второй половине V в. до н.э. В этот период четко проявляется тяготение к теме человека в совокупности с другими философскими

проблемами. Наиболее ярко эта тенденция выразилась у софистов (от греч. sophisms - мудрость), которые стали первыми платными учителями философии. Позднее софизмом стали называть философское направление, представители которого основное внимание уделяли не систематическому освоению учениками знаний, а использованию приобретенных знаний в дискуссиях. К наиболее выдающимся представителям софистов относятся Протагор (ок. 481-411 гг. до н.э.), Горгий (ок. 483-375 гг. до н.э.) и др.

Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором, звучал так: «Человек - мера всех вещей». То, что приносит человеку удовлетворение, - хорошо, а то, что причиняет страдание, - плохо. В рамках теории познания многие из софистов стали релятивистами. Так, Горгий считал, что в теории познания действуют три тезиса. Первый: ничего не существует. Второй: если что-то и существует, его невозможно познать. Третий: если что-то и возможно познать, то эти знания невозможно передать и объяснить другому. Софисты учили не только риторике и философии, но занимались еще и математикой, поэзией, музыкой, астрономией, исследованием языка.

Софисты положили начало критическому отношению к традициям, обычаям, верованиям греков. Однако их учение содержало и опасные тенденции. Если человек - сам творец своих обычаев, то каждый может претендовать на их создание. Творчество оборачивается своеволием. Подобные выводы из учения софистов делали как непосредственные ученики, так и последователи, отдаленные от них на целые века.

Огромное влияние на античную и мировую философию оказал Сократ (469-399 гг. до н.э.). Он родился в бедной афинской семье, жил и учился в Афинах, а потом и сам обучал в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен, Аристин, Евклид из Мегары. Он активно подвергал критике софистов зато, что те «учат мудрости за плату», утверждал, что существуют такие человеческие качества, которые у человека от Бога и священны (красота, мудрость и др.), поэтому непристойно, аморально торговать ими. Действительные взгляды Сократа реконструировать очень сложно. Он никогда не считал себя мудрым (софос), а лишь философом, который любит мудрость. Одно из известных его выражений «Я знаю, что ничего не знаю» на самом деле является объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Важнейшей задачей Сократ считал «воспитание людей», содержание которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом освоении каких-либо знаний. Сократ не оставил никаких рукописей. Его взгляды изложены в работах Платона, Аристотеля. Строение мира, физическая природа вещей, считал Сократ, непознаваемы, познать мы можем только самих себя. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя» (схема 2.2.). Основная задача познания не теоретическая, а практическая - искусство жить. Знание, по мнению Сократа, есть мысль, понятие об общем.


Схема 2.2. Античная философия: период высокой классики

Центром философии Сократа стали человек, его отношение к семье, обществу, законам и, не в последнюю очередь, к богам. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сущности добродетели, а основными добродетелями считал сдержанность (как подчинять страсти), мужество (как преодолевать опасности) и справедливость (как придерживаться божественных и человеческих законов). Эти добродетели человек получает путем познания и самопознания. В беседах, спорах и дискуссиях Сократа формировался философский метод, названный диалектикой (от греч. dialektikg - вести беседу, разговаривать). Цель метода - достижение истины с помощью выявления противоречий в утверждениях противника путем постановки правильно подобранных вопросов.

Жизнь Сократа закончилась трагически. При очередной смене власти в Афинах философу предъявили обвинение в том, что он «не признает богов, которых признает город, а вводит новые божества, чем развращает молодежь». Сократ был признан виновным и осужден на смертную казнь. И хотя Сократ имел возможность избежать ее путем бегства или отказа от своего учения, он, напротив, принял вынесенный приговор и выпил чашу с цикутой (ядом).

Наиболее выдающимся из непосредственных учеников Сократа был Платон (428-347 гг. до н.э.). Он происходил из афинского аристократического рода. Настоящее его имя - Аристокл, а Платон - прозвище (от греч. platus - широкоплечий). Платон был основателем философской школы, известной под названием «Академия». Это первый известнейший философ, практически все произведения которого дошли до нашего времени. Свои сочинения он писал в форме диалога, среди них: «Апология Сократа», «Законы», «Пир», «Государство», «Федр», «Тимей» и др. В диалогах Платона изложены натурфилософия, учение о Космосе, теория познания и диалектика, рассматриваются проблемы человека и общества.

Главное место в философии Платона занимает оригинальное учение об идеях. В соответствии с этим учением мир чувственных вещей не является миром действительно сущего: чувственные вещи находятся в беспрерывном изменении - то возникают, то гибнут. Всему, что является в них действительно сущим, чувственные вещи обязаны своим бестелесным прообразам, которые Платон называл идеями. Таким образом, он создал учение объективного идеализма : идеи существуют объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени. Они выступают как идеальный образ и идеальная схема создания вещей. Идеи - это совершенные, нематериальные вечные сущности, а вещи являются несовершенными, сотворенными материальными «тенями» идей.

Один из первых переводчиков произведений Платона на русский язык поэт и философ Владимир Соловьев так образно изложил его учение:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени От незримого глазами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий - Только отклик искаженный Торжествующих созвучий?

На идеалистической онтологии Платона основывается и все его учение о государстве, человеке и познании. Он впервые создал концепцию совершенного («идеального») государства. В трактате «Государство» Платон стремился показать, какими должны быть совершенное устройство общества, а также воспитание людей в таком обществе. Анализируя общественную жизнь от древности до современного ему периода, Платон пришел к мысли о том, что материальные условия существования, стимулы и общение людей определяют степень свободы, необходимость объединения их узами дружбы или вражды. Все существующие на основе этого государства являются государствами негативного типа: тимократией, олигархией, демократией, тиранией.

Платон противопоставил им проект идеального государства, в котором власть будет принадлежать небольшой группе людей. Основным принципом устройства такого государства будет принцип справедливости. В соответствии с ним каждому гражданину отводятся особая сфера деятельности и особое положение, которые обусловят гармоничное объединение людей. Взяв за основу различия между отдельными группами людей и присущие им моральные качества, Платон рассматривал эти различия по аналогии с разделением хозяйственного труда. Всем гражданам должны быть присущи не только справедливость, но и сдерживающая мера, которая бы приводила к гармоническому сочетанию их положительных и отрицательных качеств. Некоторым гражданам необходимо мужество и лишь небольшому количеству граждан - мудрость (государственники-философы).

Для Платона государство - макромир, которому отвечает микромир в душе каждого отдельного человека. В душе, по Платону, есть три начала: разумное, аффективное и неразумное (или алчное). Разумное должно властвовать, аффективное - обеспечивать защиту, алчное - повиноваться.

В платоновском проекте - государственной утопии - первостепенное значение придавалось принципу нравственности, имеющему аскетическую окраску. Исходя из того, что материальные интересы отрицательно влияют на поведение людей и являются основной причиной упадка общества, Платон предложил как идеальный образец жизни людей в идеальном государстве определенный уклад жизни воинов-стражей, основанный на лишении их прав иметь собственное имущество. Общее достояние, отсутствие частной собственности, а также условий для ее возникновения, сохранения и приумножения - вот факторы, которые, по Платону, благоприятствуют созданию такого идеала. По учению Платона, человек существует для государства, а не государство для человека. Человек, его воля и счастье, морально-этическое совершенство отдаются в жертву государству. Цель человека - содействовать расцвету государства, его могущества.

В гносеологии Платон отрицал чувственное познание и его формы. С его точки зрения рациональное порождает чувственное. Он так классифицировал знания: достоверные априорные знания, данные человеку Богом; близкие к достоверному знанию - это знание чисел и основанных на числах наук; недостоверные знания - эмпирические знания, т.е. полученные на основании ощущений.

В 367 г. до н.э. слушателем Академии Платона становится семнадцатилетний Аристотель - один из величайших древнегреческих философов (384-322 гг. до н.э.). Со временем он стал учителем сына македонского царя Филиппа II - Александра, будущего выдающегося полководца. Аристотель оставил после себя огромное творческое наследие (150 научных работ и трактатов). Известнейшими его произведениями являются «Физика», «Метафизика» («Первая философия»), «Органон» (рассматриваются проблемы логики), психологический трактат «О душе», этические произведения «Евдемова этика», «Большая этика», политико-экономические произведения «Политика» и «Экономика». Основные положения философии Аристотеля наиболее полно изложены в группе работ под названием «Метафизика» . Первейшая философская проблема в метафизике - это предмет философии. Аристотель считал, что философия должна изучать нематериальные, самостоятельные, наиболее общие причины развития материального и духовного миров и недвижимые сущности (законы). Физика изучает материальное, философия - одновременно и материальное, и идеальное. Изучение идеального - конечная цель философии. В этом плане философия становится теологией, поскольку идеальное есть Бог. Так Аристотель пришел к выводу о том, что предмет философии шире, чем предмет теологии, а теология является составной частью философии.

Аристотель был первым критиком теории идей Платона. С критическим отношением к учению Платона и связано известное выражение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель доказывает, что идеи - лишь копии вещей и не отличаются от них по смыслу. Критикуя идеализм Платона, философ вместе с тем критиковал атомистический материализм. В процессе этой критики было выработано дуалистическое учение о бытии, согласно которому для существования мира необходимы два первоначала: материальное и идеальное. Материю Аристотель рассматривал как пассивное начало, которое имеет аморфное содержание и не может самостоятельно развиваться. Активное начало - это форма. Благодаря форме материя превращается во что-то определенное, в реальные вещи. По мнению Аристотеля, форма - первая сущность, а конечной формой всех форм является Бог. Бог - это первичный неподвижный двигатель природы и конечная причина мира. Проблематика человека в философии Аристотеля отражена в трактате «О душе», который посвящен исследованию души, выяснению явлений восприятия и памяти человека. Душа - причина и начало человеческого тела. Все составные части души должны разрушаться так же, как и тело, за исключением разума. Последний - часть души, которая не возникает и не может погибнуть. В душе Аристотель видел высочайшую деятельность человеческого тела, его «действенность», шт энтелехию (осуществление).

В этом трактате Аристотель продемонстрировал материалистический взгляд на независимость предмета от его восприятия, рассматривал работу памяти как воспроизведение представлений, которые уже существовали ранее. Условием воспоминаний он считал связь, с помощью которой с появлением предмета возникает представление об ином предмете.

В гносеологии Аристотель подвергал критике скептицизм предшественников и утверждал возможность познания мира. Он определял явление и сущность как ступени приближения к истине, рассматривал чувственное и рациональное познания. Но Аристотель противопоставлял рациональное чувственному. Разум у Аристотеля может существовать самостоятельно, независимо от ощущений как часть разумной души, присущей человеку и Богу. Чтобы как-то сгладить разрыв между чувственным и рациональным, Аристотель различал пассивный разум, который отражает бытие, и активный разум, способный творить мир. Граница приближения человека к Богу зависит от соотношения в ней пассивного и активного разума. Этические нормы (как и гносеологию) Аристотель выводил из понятия души. Но этические нормы не даются нам от природы, человек приобретает их в процессе своей деятельности, в борьбе со своими недостатками. Этические нормы Аристотеля - аналогия «золотой середины» Конфуция. Мужество, например, Аристотель рассматривал как середину между трусостью и отвагой. Этические нормы у него - это идеал, критерий всех форм человеческой деятельности.

Философия Аристотеля не завершает ни древнегреческой, ни тем более античной философии. Но она завершает наиболее содержательный период в истории философии, который часто называют классикой философии Греции. Эта философия высоко ценилась еще в античный период, ибо сыграла определяющую роль в эпоху Средневековья, без нее невозможно представить европейскую философию Нового времени, так же как и современную философскую культуру.

Поздняя классика. Богатым на разнообразные школы был и завершающий цикл античной философии (поздняя классика). Остановимся на идеях авторитетнейших школ этого этапа (схема 2.3).

Эпикуреизм. Основателем этой школы был последователь Демокрита Эпикур (342 - 270 гг. до н.э.). Основное его произведение - «О природе». Эпикур учил, что главная цель философии - счастье человека, которое достижимо через познание законов мира. Для достижения своей цели философия формирует и включает в себя три вида знания: физику (учение о природе и ее законах), канонику (учение о познании), этику (учение о достижении человеком счастья).

Все явления природы и Вселенной Эпикур объяснял различными соединениями бессмертных атомов, которые различаются не только по форме и величине, как у Демокрита, но и по весу. Их прямолинейное движение сочетается со спонтанными, внутренне обусловленными отклонениями в сторону от прямой линии, которая закладывает основы свободы не только естественной, но и индивидуальной (человеческой) - становится возможным свободный выбор, независимый от предопределенности, т.е. появляется возможность выбора из нескольких жизненных вариантов, возможность «избежать» обреченности.


Схема 2.3. Античная философия: поздняя классика

В теории познания Эпикур, как и Демокрит, придерживался учения об эманации («истечении»), т.е. считал, что образы-копии, отделяясь от предметов окружающего мира, воспринимаются органами чувств, вызывая ощущения - копии. Основные позиции этического учения Эпикура таковы: человек есть чувственное существо, поэтому его чувства выступают критерием нравственности, «ведь всякое благо и зло - в ощущениях». Главная жизненная задача человека - достижение счастья и душевной невозмутимости (т.е. состояния атараксии).

Эпикуреизм довольно активно влиял на сознание мыслителей своей эпохи. Наиболее известным из последователей Эпикура был древнеримский поэт и философ Тит Лукреций Кар (ок. 99-5 гг. до н.э.). До нас дошла полностью его поэма «О природе вещей», в которой он подробно изложил свою философскую позицию. Лукреций считал, что основная цель философии - избавление человека от страха загробного наказания. Освободиться от этого человек может через познание природы, законов ее функционирования. Полученные знания нужны человеку для понимания сложных этических проблем. Особенно важным является понимание двух вопросов: смертности души и невозможности богов повлиять нажизнедеятельность человека. Признавая существование богов, Лукреций отрицал их влияние на природу, ибо природа состоит из наименьших частичек и возникает сама по себе. Наименьшие частицы природы вечны, никем не созданы и являются первоосновой мира. Душа также телесна. Она отличается от других физических тел, по мнению Лукреция, лишь формой атомов. Атомы души более мелкие, подвижные, гладкие и округлые. Жизнь и смерть встретиться не могут. Пока человек живет, смерть ему не страшна, а если смерть настала, человека уже нет; нет души - нет и ощущения страха.

Скептицизм. Как философская школа скептицизм (от греч. skep- tikos -рассматривающий, критикующий) возник в VI - III в. до н.э. Вершины он достиг в учении Пиррона из Элиды (ок. 360 - 270 гг. до н.э.), Энесидема из Кносса (I в. до н.э.), Секста Эмпирика (конец II - начало III в. н.э.) и др. Специфика скептиков состоит в том, что они указывали на относительность человеческого познания, его формальную недоказуемость. В основе всех суждений скептицизма находились три знаменитых вопроса с тремя ответами: 1) какими являются все вещи? - Каждая вещь является не более такой, чем какой-либо иной, поэтому она не может быть названа ни прекрасной, ни безобразной; противоположные суждения о вещи справедливы в одинаковой степени; 2) как человек должен относиться к предметам мира? - Зная, что противоположные суждения о предметах мира в равной степени достоверны, мудрый человек будет воздерживаться от любых суждений о предметах, а значит, и от принятия окончательных решений по поводу своего отношения к этим предметам; 3) какую выгоду получает человек от своего отношения к предметам мира? - Воздерживаясь от суждений об истинной сущности вещей и от окончательного принятия решений по поводу своего отношения к этим вещам, мудрый человек относится к ним равнодушно и невозмутимо, т.е. с позиции апатии и автаркии (самообладания) - только так достигается высшее блаженство. В этом - единственно возможная выгода от отношения человека к предметам и явлениям мира.

Стоицизм. Его основателем был Зенон из Китиона (ок. 336-264 гг. до н.э.), который находился на Кипре. Школа получила имя от слова «Стоя» -названия портика - открытой галереи, которая поддерживается колоннадой. Там, в этом приюте, учил своих приверженцев Зенон Китионский. Духовными наследниками Зенона были Клеанф (331 - 233 гг. до. н.э.) и Хрисипп (ок. 281 - 208 гг. до н.э.). Последний систематизировал учение стоиков в так называемой Старшей Стое, где он оказался наиболее плодотворным мыслителем. Ученики Хри- сиппа распространили стоицизм в Риме. Среди римских стоиков наиболее известны Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), Эпиктет (ок. 50 - 138 гг.), Марк Аврелий (121 - 180 гг.).

Стоицизм - философская школа, в основном этической направленности. Она, как и предшествующие школы, призывала человека к жизненной мудрости и самообладанию, но с позиции совсем иного понимания бытия и человека. Стоики считали, что весь мир - это единое тело, насквозь пронизанное активным началом, которым является Бог. А Бог - это творческий огонь, телесное дыхание («пневма»), жизненное тепло, разлитое в теле природы. Творческий огонь обеспечивает обусловленность всех явлений мира. Каждое событие - необходимое звено незыблемой цепи постоянных преобразований. В этом - необходимость всех вещей и явлений, которую не может нарушить никакая сила. Значит, благодаря «творческому огню», в мире властвует фатум - неумолимый закон судьбы. Судьба является предначертанной, поэтому человеку не следует сопротивляться фатуму. Судьба ведет того, кто добровольно и безусловно ей подчиняется, и тянет силой того, кто неразумно и безрассудно ей сопротивляется. Отсюда следует, что человек должен сознательно, разумно познать свое место в мироустройстве; он должен постичь, какое поведение отвечает его собственной природе и естественному взаимоотношению с другими существами.

Неоплатонизм. Основные творцы неоплатонизма: Плотин (205 - 270 гг.), Порфирий (232 или 233 г. - начало IV в.), Ямвлих (ок. 245 - около 330 г.), Прокл (410-485 гг.). Философским источником неоплатонизма является учение Платона о первичности мира идей и вто- ричности материального мира. Оно было истолковано в духе мистицизма. Концепция возникновения и развития мира у неоплатоников очень сложная. Его творцом выступает сверхчувственное абстрактное «Единое», которое путем эманации (влияния) выделяет из себя мировой разум (мир идей), мировую (божественную) Душу и чувственный материальный мир. Индивидуальная (земная) душа, которая «охвачена» небытием (материей, телом), есть частица мировой Души. Они взаимосвязаны. Земная душа стремится быть максимально подобной мировой. Гармония между ними определяется поступками и деятельностью человека. Чем больше человек руководствуется принципами добра, тем ближе он к божественной Душе. Поэтому смысл жизни человека - повседневное духовное самосовершенствование. Душа, как считали неоплатоники, должна все время очищаться от земного. Очищение достигается отречением от земных потребностей и интересов, постоянными раздумьями о высочайших Божественных истинах. Вершиной очищения является состояние транса, когда душа человека сливается с мировой Душой.

В 529 г. император Юстиниан издал указ о закрытии философских школ в Афинах. Это было свидетельством того, что античная философия завершила свое существование, но она навеки осталась источником философской мысли.

Таким образом, в античной философии были поставлены и частично разрешены основные философские проблемы: возникновения мира и человека, первоосновы всего сущего, соотношения двух основных форм бытия - материальной и идеальной, смысла жизни, смерти и бессмертия. Результаты исследований античных мыслителей существенно повлияли на дальнейшее развитие философской мысли во всем мире.

  • Акме (греч. акте - высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила)назывался период высшего творческого развития у философов, мыслителей Древней Греции.
  • Нужно помнить, что во времена Аристотеля термина «метафизика» небыло. Это понятие ввел систематизатор произведений Аристотеля - Андроник Родосский, который, обработав рукописи Аристотеля, поочереднорасположил после произведений по физике произведения по философии.Отсюда - «то, что после физики», т.е. «метафизика».
Здравствуйте, дорогие читатели!

— это очередная тема для статьи из цикла публикаций по основам философии. мы узнали определение философии, предмет философии, ее основные разделы, функции философии, фундаментальные проблемы и вопросы.

Другие статьи:

Когда появилась философия?

Принято считать, что философия зародилась примерно — в 7-6 веках до нашей эры в Древней Греции и одновременно в древнем Китае и Индии . Некоторые ученые считают, что философия появилась еще в Древнем Египте. Несомненно одно, египетская цивилизация оказала огромное влияние на цивилизацию Греции.

Философия древнего мира (Древней Греции)

Итак, философия Древней Греции. Этот период в истории философии, пожалуй, один из самых таинственных и завораживающих. Его называют Золотым веком цивилизации. Часто возникает вопрос, как и почему философы того времени генерили такое множество гениальный идей, мыслей и гипотез? Например, гипотезу о том, что мир состоит из элементарных частиц.

Античная философия представляет собой философское направление, которое развивалось на протяжении более чем тысячи лет с конца 7 века до нашей эры, вплоть до 6 века нашей эры .

Периоды философии Древней Греции

Принято разделять ее на несколько периодов.

  • Первый период – ранний (до 5 века до н. э.). Он делится натуралистический (в нем самое важное место было отведено космическому началу и природе, когда человек не являлся главной идеей философии) и гуманистический (в нем основное место занимал уже человек и его проблемы, в основном, этического характера).
  • Второй период – классический (5-6 века до н. э.) . В этот период развивались системы Платона и Аристотеля. После них наступил период эллинистических систем. В них основное внимание было уделено моральному облику человека и проблемам, связанным с моралью общества и одного человека.
  • Последний период – Философия эллинизма. Делится на ранний эллинистический период (4-1 века до н. э.) и поздний эллинистический период 1 век до н. э. - 4 век)

Особенности философии античного мира

У античной философии был ряд характерных особенностей, которые отличали ее от других философских течений.

  • Для данной философии характерна синкретичность, то есть слитность самых важных проблем, и в этом ее отличие от более поздних философски школ.
  • Для такой философии характерна и космоцентричность — космос согласно ей, связан с человеком множеством неразрывных связей.
  • В античной философии практически не было философских законов, очень многое в ней было разработано на уровне понятий .
  • Огромное значение в ней имела логика , и ее разработкой занимались ведущие философы того времени, среди них Сократ и Аристотель.

Философские школы Древнего мира

Милетская школа

Одной из самых древнейших философских школ принято считать Милетскую школу. Среди ее основателей был Фалес , астроном. Он считал, что в основе всего лежит некая субстанция. Именно она является единым началом.

Анаксимен считал, что началом всего нужно считать воздух, именно в нем отражается бесконечность и изменяются все объекты.

Анаксимандр является основателем идеи о том, что миры бесконечны и основой всего, по его убеждению, является так называемый апейрон. Он представляет собой невыразимую субстанцию, основа которой остается неизменной, в то время как его части постоянно пребывают в изменении.

Школа Пифагора .

Пифагор создал школу, в которой ученики изучали законы природы и человеческого социума, а также разрабатывали систему математических доказательств. Пифагор считал, что человеческая душа бессмертна.

Элейская школа.

Ксенофан выражал свои философские воззрения в виде стихов и занимался высмеиванием богов, критиковал религию. Парменид один из главных представителей этой школы, разрабатывал идею бытия и мышления в нем. Зенон Элейский занимался развитием логики и боролся за истину.

Школа Сократа .

Сократ не занимался написанием философских трудов, как его предшественники. Он разговаривал с людьми на улице и в философских спорах доказывал свою точку зрения. Он занимался развитием диалектики, занимался развитием принципов рационализма в этическом преломлении и считал, что тот, кто обладает знанием о том, что такое добродетель ни станет вести себя плохо и причинять вред окружающим.

Таким образом, античная философия послужила основой для дальнейшего развития философской мысли и оказала огромное влияние на умы многих мыслителей того времени.

Книги по Философии Древней Греции

  • Очерк истории греческой философии. Эдуард Готтлоб Целлер. Это знаменитый очерк, неоднократно переиздававшийся во многих странах. Это популярное и краткое изложение древнегреческой философии.
  • Философы Древней Греции. Роберт С. Брамбо. Из книги Роберта Брамбо (доктора философии Чикагского университета) Вы узнаете описание жизни философов, описание их научных концепций, идей и теорий.
  • История античной философии. Г. Арним. Книга посвящается исключительно содержанию идей, концепций, античных философских учений.

Философия Древней Греции – кратко, самое главное. ВИДЕО

Резюме

Античная философия древнего мира (Древней Греции) создала сам термин «философия», оказывала и оказывает огромное влияние на европейскую и мировую философию до настоящего времени.


Античная философия (VI в. до н. э.- V в. н. э.). - Возникновение и развитие философии в древней Греции и Риме неразрывно связаны с развитием рабовладельческого строя, сменившего первобытно-общинный строй. Основой всей жизни античного мира был рабский труд. «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки...». Распад родового строя в древней Греции сопровождался возникновением городов, развитием ремесла и торговли. Рост производства, разделение труда между земледелием и промышленностью, ставшее возможным только при рабстве, колонизация и развитие торговых связей с другими народами - всё это привело к расцвету древнегреческой культуры. Под влиянием развития производства, торговли, мореплавания, а также общественной политической жизни растёт интерес к исследованию природы.

Старое религиозно-мифологическое мировоззрение всё больше уступает место стремлению проникнуть в сущность объективной действительности и законов её развития. На этой почве выросла древнегреческая философия. Она выступала как нерасчленённая, всеобъемлющая наука, как наука наук, включавшая в себя вследствие неразвитости научного мышления все области знания. История древнегреческой философии - это история борьбы первоначального, наивного материализма против различных идеалистических учений, это борьба материалистической линия Демокрита и идеалистической линии Платона. Борьба эта была основана на противоположности мировоззрений рабовладельческой демократии и реакционной аристократии.

Можно установить три периода в развитии античной философии. Первый период - VI в. до н. э. Это - философия периода образования рабовладельческого общества. Первоначальный, наивный материализм, который был одновременно стихийно-диалектическим взглядом на мир, представлен на этом этапе (см.) и (см.). Философы милетской школы- Фалес (см.), Анаксимен, Анаксимандр - исходили из признания единого, вечно движущегося материального первоначала.

У Фа-леса это - вода, у Анаксимена- воздух, у Анаксимандра - бесконечная неопределённая материя - «апейрон». Гераклит также считал началом всего сущего материальную стихию - огонь, из которого путём борьбы противоположностей происходят все формы действительности. Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к закономерным преобразованиям вечной материи. Диалектика Гераклита явилась одной из высших ступеней, достигнутых древнегреческой философией. Материалистические школы - милетская и эфесская - боролись с идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и элейской школ. Представители пифагорейской школы (основатель - Пифагор) развивали мистическое учение о числе как сущности всех вещей и учение о «гармонии» в природе и в обществе, исключающей борьбу противоположностей. Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) противопоставили представлению об изменчивости и многообразии природы учение о неподвижном и неизменном бытии. Элейцы своим метафизическим тезисом о неподвижном бытии, исключающем многообразие явлений и изменчивость природы, открывали дверь идеализму.

Второй период - V в. до н. э. Это - философия периода расцвета древнегреческой рабовладельческой демократии. На этом этапе предмет философии расширился и углубился. На первый план выступили вопросы строения материи, теории познания, проблемы общественной жизни. Вопрос о строении материи стал в центре внимания всех трёх материалистических школ V в. до н. э., связанных с именами Анаксагора, (см.) и (см.). Анаксагор принимал за основу существующего материальные частицы -«семена вещей» («гомеомерии»), из сочетания которых образуются качественно подобные им тела.

Для объяснения движения Анаксагор вводит внешнюю силу - «нус» (мировой ум), который понимается им как тончайшее и легчайшее вещество. Эмпедокл учил о четырёх «корнях» всего сущего (огонь, воздух, вода и земля), приводимых в движение двумя материальными силами - «любовью» и «ненавистью». В атомистическом учении Демокрита античный материализм достигает высшей точки своего развития. Демокрит был «первым энциклопедическим умом среди греков»), наиболее выдающимся представителем единой нерасчленённой науки древнего мира. В основе существующего лежат, по Демокриту, два первоначала: атомы и пустота. Атомы, т. е. неделимые частицы материи, вечны и неизменны. Возникновение и уничтожение бесконечных миров и всех природных вещей - результат сочетания атомов, движущихся в пустоте.

Учение Демокрита об атомах было механистическим. У (см.), первых профессиональных учителей «мудрости» и красноречия, центром философских исследований является человек и его отношение к миру. Основная группа софистов по своим социально-политическим взглядам примыкала к рабовладельческой демократии, по философским - к материалистическому лагерю. Для другой группы софистов характерны реакционные, антидемократические воззрения. Наиболее яркий представитель софистов материалист Протагор объявляет человека «мерой всех вещей», а ощущения. - единственным источником познания. В противоположность материалистическому учению Демокрита складывается философия (см.) - главы идеалистического лагеря античной философии, идеолога аристократической реакции. Непосредственным предшественником Платона был (см.),- представитель идеалистического, религиозно-этйческого мировоззрения.

В основе философии Платона лежит противопоставление выдуманного им мира вечных и неизменных идей изменчивому, несовершенному, согласно его взгляду, миру вещей, являющемуся лишь тенью мира идей. Борясь против достижений античной науки, Платон учит о сотворении мира божественным творцом, о бессмертии и переселении душ, сводит познание к воспоминанию души о мире идей, созерцавшихся ею до вселения в тело. Общественно-политические взгляды Платона, как и его философские взгляды, были реакционными. Борьба между материалистической философией Демокрита и идеалистической философией Платона составляет центральный пункт всей истории древнегреческой философии. Уже в этой борьбе в полной мере сказались всё прогрессивное значение материализма в истории науки и реакционная роль идеализма. Борьба между философскими взглядами Демокрита и Платона была выражением политической борьбы между рабовладельческой демократией и аристократией.

Итог достижений древнегреческой философии и естествознания подводит «энциклопедическая наука Аристотеля» . (см.) выступил с опровержением платоновской теории идей. В решении основного вопроса философии Аристотель колебался между материализмом и идеализмом. Материя рассматривалась им как косная и инертная, а движущим и творческим началом признавалась нематериальная форма. Аристотель сыграл значительную роль в развитии диалектики и логики. Он исследовал формы мышления. Третий период - философия периода кризиса и упадка рабовладельческого общества. В этот, эллинистический, период от философии, выступавшей как всеобъемлющая, нерасчленённая наука, стали отпочковываться положительные науки, частные науки, разрабатывавшие методы точного исследования природы. Материалистическая линия античной философии была продолжена в этот период (см.) и его школой.

Эпикур - материалист, атеист и просветитель - возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его от нападок мистиков и теологов. Эпикур вносит в это учение ряд видоизменений. Основное в них- концепция спонтанного (обусловленного внутренними причинами) отклонения атомов от прямой линии, в силу которого становится возможным их столкновение. Целью философии Эпикур считал счастье человека, для достижения которого надо освободиться от религиозных предрассудков и овладеть знанием законов природы. Последователем и популяризатором учения Эпикура в древнем Риме был (см.) (I в. до н. э.). Начиная с III-II вв. до я. э. в результате общего кризиса и разложения рабовладельческого строя происходит упадок философии. Разнообразные школы эллинистической и римской эпохи (академики, стоики, скептики и др.) выражают явную деградацию философской мысли в сторону идеализма и мистики.

Представители идеологии империализма прибегают к фальсификации античной философии для борьбы с современным материализмом и наукой. Особую ненависть реакционеров вызывают материалистические учения. Демокрит, Эпикур и другие античные материалисты объявляются безнравственными и не достойными названия философов. Одновременно делаются попытки возродить реакционное учение Платона об идеях и «идеальном» государстве, приспособить это учение для пропаганды религиозной мистики и политики эксплуататорских классов.

Классики марксизма-ленинизма высоко оценили представителей древнегреческого материализма и диалектики. Энгельс указывал, что древнегреческие философы были «прирожденными стихийными диалектиками» («Анти-Дюринг», 20) и рассматривали природу без идеалистических шор. Ленин в своём конспекте гегелевских «Лекций по истории философии» клеймит все попытки идеалиста Гегеля принизить значение материалистических идей Демокрита и Эпикура. В работе « » (см.) Ленин противопоставляет линию Демокрита и линию Платона в философии как выразителей материализма и идеализма. И. В. Сталин в своей работе «О диалектическом й историческом материализме» отмечает значение древнегреческой диалектики.