Агностицизм направление в философии. Агностицизм и проблема самоидентификации атеизма

Само по себе слово «агностицизм» давно стало привычным для современного человечества, однако верность его трактовки зачастую вызывает сомнения. Попробуем разобраться: агностик - кто это?

Как правило, большинство отвечающих на этот вопрос приравнивают людей таких убеждений к неисправимым скептикам, а иногда и вовсе атеистам, что в корне неверно. Утверждение, что агностики - это люди, не верящие в бога, свидетельствует лишь о недостаточности культурного развития.

Филологический контекст

До того как мы углубимся в суть данного явления, обратим внимание на весьма схожее по написанию слово - «гностицизм». Оба определения восходят этимологически к греческому gnosis - знание. Это и можно назвать ключевым концептом обоих определений.

Так, последователи гностицизма, распространение которого началось в третьем-четвертом веке нашей эры, утверждали, что обладают неким сакральным знанием, полученным непосредственно от бога. Изначально этот тип мировоззрения резко противопоставлялся религии в привычном для нас смысле этого слова. Для гностика главенствующим, единственно верным доказательством существования Всевышнего было это самое знание, полученное свыше в виде некоего озарения. Наследование же церковной доктрины для таких людей казалось чем-то более низким и несовершенным.

Но есть и такое понятие, как агностик. Кто это? Несмотря на общий греческий корень, приставка отрицания уже сама по себе свидетельствует о противопоставлении. Агностики совершенно не отрицали существование бога как такового, как это можно воспринять на первый взгляд. Наоборот - в этом не было сомнений. Тем не менее, возможности познания данного Абсолюта они не видели.

Чуть больше о сути понятия

Для того чтобы понять в полной мере смысл данного термина, обратимся снова к этимологии. Уже при зарождении агностицизма к заимствованному из греческого языка корню была добавлена морфема отрицания. Так из gnosis получилось agnostos, что в переводе означает «недоступный познанию».

Что же скрывается за словом «агностик»? Определение его было окончательно сформулировано относительно недавно - в 1869 году, однако это вовсе не свидетельствует об отсутствии агностицизма как явления и точки зрения до этих пор. Еще во времена Античности данная позиция имела место, а со временем она укреплялась, развивалась и совершенствовалась. В частности, в философии Протагора, в античном скептицизме и у софистов четко прослеживались ключевые идеи данного направления.

В большей же мере взгляды такого рода были присущи философам-идеалистам.

Истоки агностицизма

Первоначально божественная составляющая в данном философском учении практически отсутствовала. Первыми предпосылками возникновения агностицизма были сомнения, возникшие в отношении абсолютности познания, изменчивости мира как такового. «Я знаю лишь то, что ничего не знаю» - вполне вписывалось в концепцию и во многом определяло ее.

Словом, философскую основу данного мировоззрения заложили еще античные агностики. Представители того времени, такие как Сократ или тот же Протагор, не говоря о софистах и скептиках, говорили только о невозможности полного проникновения в суть вещей как таковых. Только потом, с течением времени, в парадигме изучаемых ими явлений возник бог.

Философы и агностицизм

Данная концепция излагалась огромным количеством мыслителей, однако в самом простом и общем виде она была представлена в работах Юма. Этот философ ставил во главу познания опыт, что вполне естественно. Тем не менее, вполне закономерно возникал в таком случае вопрос о том, насколько опыт человека совпадает с действительностью, сутью вещей.

Далее философы-агностики развивали эту идею, привнося в нее все больше и больше нового. Так, один из классиков философии, Иммануил Кант, ввел понятие «вещи в себе», которую нельзя познать в полной мере. Он настаивал на разнице между представляемым и действительным, разводя эти понятия весьма строго и принципиально.

Тем не менее, несмотря на разность точек зрения, мыслители сходились в одном: воплощение этого самого Абсолюта, как и полноценное его постижение, попросту невозможны ни при каких условиях. Таким образом, человек, с точки зрения агностицизма, не может утверждать, что бог есть Аллах, Иисус Христос или Будда, поскольку сама суть бога не может быть воплощена и познана.

Почему не стоит путать понятия

Как уже говорилось, приверженцев невозможности познания Абсолюта часто путают с атеистами, что в корне является неверным. Агностик - кто это? Это человек, верящий в существование высшей силы (в данном случае - бога), но утверждающий, что его нельзя познать или же доказать его существование научно.

Атеист же утверждает, что бога, как и любой другой высшей силы, попросту не существует. Он не требует доказательств, не стремится к познанию - только отрицает данную точку зрения. Таким образом, между агностиком и атеистом есть огромная разница, о которой нельзя забывать.

Кроме того, философия агностицизма намного шире вероисповедания, поскольку в ее основе лежит концепция знания как такового и способа познания всего мира в целом.

Подводя итог

Итак, агностик. Кто это? Это человек, способный сомневаться в силе своего разума, воспринимающий мир куда более сложным, чем может показаться на первый взгляд. Это мыслитель, стремящийся к познанию Истины и осознающий невозможность ее познания. Это Кант, Гегель и Дэвид Юм. Это человек, верящий в бога, но не привязанный к религии.

Агностици́зм («непознаваемый, непознанный») - направление в , считающее невозможным объективное окружающей действительности посредством собственного опыта .

Агно́стик - это человек, отказавшийся от связанной с Богом веры и убеждённый в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано. Другими словами, агностик - это человек, который считает, что доказать существование или несуществование Бога невозможно. Термин применяется к учению Герберта Спенсера, Гамильтона, Джорджа Беркли, Давида Юма и др.

История

Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности у Протагора, софистов, в античном скептицизме.

Термин был введён в употребление профессором Томасом Генри Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году.

Отношение к религиям

Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования Бога или вечной жизни, что исключают для него принадлежность к религиям или философским течениям, которые дают однозначный ответ на эти вопросы. Однако, агностицизм принципиально не исключает существования божественных сущностей.

Термин «агностик» также может быть использован для описания тех, кто полагает, что вопрос о существовании Бога может быть разрешён, но считает приводимые аргументы в пользу существования или несуществования Бога неубедительными и не достаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу.

Чтобы уменьшить неоднозначность, связанную с употреблением термина «агностицизм» иногда используют понятия «строгий агностицизм» для первоначального понимания слова, и «эмпирический агностицизм» для современного определения.

Взаимосвязи с другими философскими течениями

Агностицизм развивается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм.

Агностицизм в теории познания

Агностицизм также можно определить как учение, основанное на следующем утверждении: поскольку весь процесс познания основан на опыте, а опыт субъективен, то субъект не сможет постичь суть исследуемого объекта, «вещь в себе». Таким образом, роль науки сводится к познанию опыта, а не сущности вещей и явлений. В этом смысле, агностицизмом является любое философское учение, отрицающие возможность достижения абсолютной истины, например, кантианство.

Агностицизм - идеалистическое философское учение, утверждающее, что для человеческой души невозможно познание как сверхчувствтвенного, так и объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и, следовательно, невозможно богопознание (!). Всякое познание, по мнению агностиков, приобретается только при посредстве органов чувств, познанием явлений. Следовательно, предметом человеческого познания может быть лишь то, что доступно этим чувствам, т.е. один чувственный мир. Создаваемые человеком нравственные принципы и представления о высшем существе, о Боге, суть не более, чем результат того же опыта и деятельности души и ее естественного стремления найти вездесущую и всепроникающую силу, которая обуславливает и сохраняет мировой строй.
Термин "агностицизм" был введен в 1869 г. английским естествоиспытателем Т.Гексли.
Основные идеи агностицизма можно найти уже в античной философии, в частности в софизме и скептицизме. Учение агностицизма было создано английскими философами, которых делят на агностиков "старых", или доэволюционистов (Джон Стюарт Милль), и "новых", т.е. эволюционистов (Герберт Спенсер). Основное различие между ними заключается в том, что первые видят образование в человеке нравственных принципов делом личного опыта, а вторые - наследственного опыта. Последовательный агностицизм представлен в учениях Джона Беркли и Дэвида Юма. Иммануил Кант, положив в основу свой теоретико-познавательной концепции разграничение "вещи в себе" и "вещи для нас", фактически принял позицию агностицизма. Позиции агностицизма характерны для различных школ позитивизма, неопозитивизма, критического реализма. В XX веке представление об агностицизме было несколько видоизменено, преимущественно под влиянием его критики, в основном социалистами и коммунистами, пропагандирующими диалектическую познаваемость мира.

Основные идеи агностицизма сформулированы в трудах Беркли, Юма и Канта.

Агностицизм отрицает возможность познания материального, объективного мира, познание истины, отвергает объективное знание.

По отношению к богу, агностицизм отрицает возможность “богопознания”, т.е. получения знаний (любой достоверной информации) о боге и уж тем более отрицает даже саму возможность решения вопроса о существовании бога.

Особенности развития науки XIX века (диалектизация естествознания, эволюционная теория Ч. Дарвина, клеточная теория, закон сохранения и превращения энергии, вклад Д.И. Менделеева, А.И. Герцена и Ф. Энгельса, выдающиеся открытия в физике).

Суть научной революции второй половины XVIII - XIX вв. составил процесс стихийной диалектизации естествозна­ния. Начало этому процессу положила работа немецкого ученого и философа Иммануила Канта (1724-1804) «Все­общая естественная история и теория неба». В этом труде, опубликованном в 1755 году, была сделана попытка истори­ческого объяснения происхождения Солнечной системы.


Гипотеза Канта утверждала, что Солнце, планеты и их спутники возникли из некоторой первоначальной, бесфор­менной туманной массы, некогда равномерно заполнявшей мировое пространство. Кант пытался объяснить процесс воз­никновения Солнечной системы действием сил притяжения, которые присущи частицам материи, составлявшим эту ог­ромную туманность. Идеи Канта о возникновении и разви­тии небесных тел были несомненным завоеванием науки середины XVIII в. Его космогоническая гипотеза пробила первую брешь в метафизическом взгляде на мир.

Геологический эволюционизм оказал немалое влияние на дальнейшее совершенствование эволюционного учения в биологии. В 1859 г. вышел главный труд Чарльза Роберта Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов в результате естественного отбора». В нем Дарвин, опираясь на огром­ный естественнонаучный материал, изложил факты и при­чины биологической эволюции. Он показал, что вне само­развития органический мир не существует и поэтому орга­ническая эволюция не может прекратиться. Развитие - это условие существования вида, условие его приспособления к окружающей среде.

Наряду с фундаментальными работами, раскрывающи­ми процесс эволюции, развития природы, появились новые естественнонаучные открытия, подтверждавшие наличие всеобщих связей в природе.

К числу этих открытий относится клеточная теория, со­зданная в 30-х годах XIX века. Ее авторами были ботаники Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), установивший, что все растения состоят из клеток, я профессор, биолог Теодор Шванн(1810-1882), распространивший это учение на жи­вотный мир.

Еще более широкомасштабное единство, взаимосвязь в материальном мире были продемонстрированы благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии. Первооткрывателями этого закона считаются немецкий врач Юлиус Роберт Майер (1814-1878) и английский исследова­тель Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889). В отстаива­нии данного закона и его широком признании в научном мире большую роль сыграл один из наиболее знаменитых физиков XIX века Герман Людвиг Фердинанд Гелъмгольц (1821-1894). Признавая приоритет Майера и Джоуля в от­крытии закона сохранения энергии, Гельмгольц пошел даль­ше и увязал этот закон с принципом невозможности вечного двигателя. Доказательство сохранения и превращения энергии утверждало идею единства, взаимосвязанности ма­териального мира. Вся природа отныне предстала как не­прерывный процесс превращения универсального движения материи из одной формы в другую.

Еще одним поистине эпохальным событием в химичес­кой науке, внесшим большой вклад в процесс диалектизации естествознания, стало открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым-химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907). Он об­наружил, что существует закономерная связь между хими­ческими элементами, которая заключается в том, что свой­ства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов. Обнаружив эту закономерную связь, Менделеев расположил элементы в естественную систему, в зависимости от их родства.

Из вышесказанного следует, что основополагающие прин­ципы диалектики - принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи - получили во второй половине XVIII и особен­но в XIX в. мощное естественнонаучное обоснование.

Одним из первых начал говорить о союзе философии и естествознания Герцен. Он оценил законы Гегеля и применил их к развитию природы.

Следующим представителем, самой значимой фигурой, был Энгельс. Знаменитая работа «Диалектика природы» является самым доступным изложением. Энгельс рассматривает развитие естествознания, начиная с 15 в, и утверждает, что если до 19 в метафизический метод не мешал развитию науки, то с 19 в метафизика начинает тормозить развитие естествознания. В «Диалектике природы» дается определение диалектики, рассматриваются 3 закона диалектики о развитии природы, доказывает, что диалектические законы являются законами самой природы, анализирует содержание основных естественных наук и применяет законы диалектики к каждой науке. Диалектику природу Энгельс рассматривает как начало истории естествознания.

В середине 19 в появляются новые научные данные в физике, которые полностью подрывают механистическую картину мира. Открытие электромагнитного явления Ш.Кулона, французского инженера. Положительный и отрицательный заряды притягивают друг друга. Эти открытия доказали, что механистическая картина мира знала только 1 вид материи – вещество, которое обладает массой.

В 19 в к числу свойств частиц стали относиться и электрические заряды. Англ. Физик Фарадей вводит понятие «электромагнитное поле» и доказывает, что между электричеством и магнитом существует диалектическая связь. В естествознании было доказано, что кроме вещества материя обладает полем. Теоретически эту идею создал Максвел, математически описал действие этого закона. Т.о. в естествознании утвердились диалектические начала: общая природа, все взаимосвязано.

Формирование неклассической науки и новой картины мира конца XIX-XX вв. (открытия в физике, научные достижения в исследовании мегамира и органической природы, учение о биосфере и ноосфере)

Открытия в конце 19 – начале 20 вв начинают 4-ю научную революцию, которая коренным образом изменила картину физической реальности. Это открытия Беккереля, Пьера и Марии Кюри, открытие электрона Томсона – доказывает, что атомы делимы, материи нет и здесь начинаентся глубинный мировоззренческий кризис в философии, эту ситуацию пытается разрешить Ленин « Материализм и эмпириокритицизм», где он объясняет, что произошло и доказывает, что исчезло наше представление о мире, а не материя. Дал определения материи - объективная реальность, которая существует независимо от нам и дается нам в ощущениях, независимых от них.

Открытия Резерфорда – создание модели атома, подобно планетарной системе. Эту модель продолжает развивать М.Планк, Борроу предлагает квантовую теорию строения атома. Доказывает, что в любом атоме существует несколько стационарных орбит электронов и двигаясь по этим орбитам, электрон может не излучать энергии, а при переходе из одного состояния в другое может излучать энергию.

В 1924 г фран. Ученый Л.Брой выдвинул идею волновых свойств материи. Вскоре его идеи были подтверждены американскими учеными на основе эксперимента и эта теория становится обоснованной.

Одним из представителей явл. Вернадский, который выдвигает теории ноосферы, как продолжение теории биосферы. Термин биосфера начинает употреблять Зюссен – сфера обитания ограничена во времени и пространстве. Вернадский, используя этот термин, доказывает, что биосфера – организованная оболочка земной коры, которая связана с жизнью, она охватывает 8 ка вглубь океана и до 20 км над землей. Эта оболочка вписана в географические и геологические процессы. Биосфера сыграла определенную роль в становлении др. геосфер. Биосфера – атмосфера – геосфера – литосфера. Он доказывает, что жизнь в биосфере существовала миллиарды лет, возраст жизни на планете равен возрасту Земли – 4 млрд. лет. Жизнь вечна и существовала всегда. Для того, чтобы простейшие организмы возникли из неживой природы требуется много времени. У Земли по современным данным не было столько времени для зарождения жизни. Поэтому считается, что жизнь существовала на Земле всегда. Размышляя о том, как зародилась жизнь, Вернадский выдвинул 3 возможных варианта:

1) Жизнь возникла при формировании планет в космосе;

2) Жизнь вечна и была до космической стадии;

3) Жизнь вообще извечна, но укоренилась в благоприятных условиях, при расширении Вселенной.

Доказывает, что возникновении жизни – естественный процесс. Вернадский пошел дальше и выдвинул учении о ноосфере. Доказывал, что появление человека с его разумом – это не случайность, это закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что влияние научной мысли и коллективный труд, который направлен на удовлетворение потребностей всего человечества, приводит к тому, что биосфера земли перейдет в новое состояние – ноосфера или сфера разума.

Впервые этот термин применил Леруа и его соавтор Тейяр де Шарден. Они пришли к выводу, что биосфера должна подняться до нового состояния. И этот термин развивает Вернадский, создавай свое представление. Считает, что ноосфера более глобальное понятие. Шарден считает, что это коллективное сознания, а Вернадский считает, что это биосфера, которая переработана научной мыслью, а не кратковременное логическое явление.

В 70-е 20 в начинает формироваться синергетика, как междисциплинарная область исследования. Сам термин происходит от греч. «содействие, соучастие». Истоки синергетики находятся еще в исихазме. Год рождения в 1973 г. Синергетика исследует совместное действие многих систем, кооперирует усилия различных научных дисциплин. Синергетика занимается изучением открытых нелинейных систем. Закрытые системы – физические абстракции, т.е. то, что есть только в разуме, ибо закрытые системы находятся в равновесном устойчивом состоянии. Открытая система способна обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Исследования открытых систем начинается в термодинамике. В открытой системе иногда происходит прирост. Системы бывают линейными и нелинейными.

Линейные системы, свойства которых не зависят от того, что будет на нее влиять. Нелинейные системы, свойства которых зависят от воздействия внешней среды.

Процессы самоорганизации начинают проявлять себя в том случае, когда система находится в неравновесном состоянии и когда ее свойства оказываются зависимыми от воздействия сил, т.е. под влиянием различных сил система может развиваться в различных направлениях.

Продолжение синергетики в России – Пригожин и новосибирская академия наук. Синергетика – это продолжение, развитие диалектики. Но диалектика – это идеальная закрытая система.

27. Наука как вид познавательной деятельнос­ти.

Наука Особый вид познавательной деятельнос­ти, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Познание не ограничено сферой науки (обыденное познание, философское, художественное, религиозно-мифологическое). Различают формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Наука выступает в 3 основных ипостасях:1.Форма деятельности. Наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

2.Система или совокупность дисциплинарных знаний , отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.

3. Социальный институт. Это понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Но то, что она является институтом, где тысячи нашли профессию, - результат недавнего развития.

Наука была и остается прежде всего средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование науки как специфического социального института, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что наука призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию научного знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.

от греч. agnostos - недоступный познанию, неизвестный) - учение о непознаваемости истинного бытия, объективного мира, его сущности и закономерностей. Агностицизм отрицает метафизику как науку; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АГНОСТИЦИЗМ

греч. а - отрицание, gnosis - знание) - философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно - выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. английским естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного. (Следует отличать А. от античного скептицизма. В философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е. релятивизируется всякое бытие, неважно сенсибельное или интеллигибельное. На этом основании скептики, придерживаясь гераклитовской позиции "все течет", предлагают употреблять вместо "существует" слово "кажется". Для А. же характерно понимание истинного как всецело сенсибельного бытия, так что сомневаться следует только в бытии интеллигибельном). Традиция А. берет начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности. Вслед за ним Юм выступает с последовательным отрицанием истинного познания, начиная с критики основополагающего закона познания - причинности, который, с его точки зрения, - лишь представление, характеризующее восприятие мира человеком. Человеческое познание, с этой точки зрения, - цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму (идеал - математическое естествознание). Юм насчитывал три "ряда опыта": "впечатление", "вера в существование предмета", "идея". Впечатления возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее яркие впечатления. Все интеллигибельное, т.е. чисто мировоззренческие вопросы, оказываются лишенными смысла. Например, вопрос об объективной реальности сенсибельных предметов выходит за пределы чувственного опыта, поэтому "спрашивать, существуют ли тела или нет, бесполезно". Немецкая классическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта, познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельных объектов (нельзя помыслить немыслимое). Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как выстраивания мира (феноменов) и избеганию вопрошания о мире вообще (вещь-в-себе) лежит в русле, задаваемом Юмом. Существенный вклад в эволюцию А. внесло "открытие" сфер, участие сознания в которых ограничено (в частности - воля или бессознательное, интуиция). А. развивается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм - признание, что невозможно "проверить" понятие на практике, оно - функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. Традиция позитивизма, порывая с метафизикой, продолжает линию юмовского А. Идеалом истинного знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук, отрицая гносеологическую ценность интеллигибельных объектов. Прагматическая философия и критический реализм рассматривают истину как произведение нерефлексивной веры. Крайней степени А. достигает в современной философии, призывающей отказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только различные модификации человеческого сознания и языка в их относительности.

Наиболее последовательно в истории философии А. проведен в системе Юма, к-рый полагал, что все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Положив в основание своей теоретико-познават. концепции резкое разграничение «вещи в себе» (к-рая недоступна познанию как таковая) и «вещи для нас», т. е. фактически приняв позицию А., Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутр. активности познающего мышления. Показав, что чисто логич. путем невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без спец. анализа познават. возможностей субъекта, Кант - и именно в силу свойственного ему А.- фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой.

В нек-рых направлениях и школах послекантовской бурж. философии элементы А. оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма. Еще в нач. 20 в. В. И. Ленин подверг критике А. махизма и эмпириокритицизма. В наст, время одним из характерных выражений А. является гносеологич. позиция т. н. конвенционализма, согласно к-рой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием - чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Другой характерной для неопозитивизма формой А. является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания к действительности под тем предлогом, что этот вопрос относится к числу «метафизических» и не допускает «строгого» решения.

Позицию А. защищает и критический реализм. Один из гл. представителей этого направления Дж. Сантаяна утверждает, напр., что познание носит принципиально символич. характер, а убеждение в истинности познания коренится в конечном счете в свойств, человеку животной вере. Эта форма А. основывается на преувеличении отд. сторон процесса познания, на игнорировании органич. взаимосвязи мышления и предметно-практич. деятельности.

Диалектич. материализм, развивая проблему активной природы познания, подверг последоват. критике кантовский А. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность мышления нельзя установить, оставаясь на т. зр. созерцат. подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувств. деятельности человека, причем сам человек должен быть понят как исторически-конкретный обществ, субъект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и деиствительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если обществ.-историч. практика позволяет человеку все более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать обществ, отношения, развивать методы и средства мыслит, деятельности, то это значит, что познание все более адекватно отражает действительность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ученый приходит к выводу, что по большому счету он не соответствует ни одному из перечисленных категорий, за исключением последней.

Возникает определение агностика – человека, в полной мере, не отвергающего сотворения мира Богом, вместе с тем не принимая сторону какой-либо религии или веры. Новую мысль с видимым энтузиазмом поддержали видные деятели науки:

  • Герберт Спенсер.
  • Уильям Гамильтон.
  • Джордж Беркли.
  • Давид Юм и другие.

Взгляды на происхождение понятия в истории несколько расходятся. По мнению ученого П. А. Кропоткина, слово «агностик» впервые вошло в обиход группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала «Девятнадцатый век» Джеймса Ноульса, решивших называть таким образом отрицавших атеизм людей.

Агностицизм обнаруживается в философии античности у софиста Протагора, утверждавшего невозможность доказательства действительного существования богов и в скептицизме у мыслителя из Древней Индии Санджая Белаттхапутта, как и Протагор проживавшего в V в. до нового летоисчисления.

Обозначение термина

В ту эпоху слово «агностик» не приветствовалось в обществе, неся собой, скорее, негативный смысл по причине обстоятельства, что почитатели данного направления отказывались от традиционной веры в существование Бога и абсолютно не принимали учение и постулаты церкви. Агностики придерживались взглядов о неизведанности первичного возникновения всех вещей по причине невозможности их познания. Учение не воспринимается последователями данного направления как таковое или на определенном этапе эволюции общества.

Современный агностик

Проповедующий подобные установки человек сомневается в религии и в крайней степени не убежден в толковании сущности Бога, преподносимом ему различными религиозными учениями. Все же он полностью не отрицает сути божественного начала, но не верит в его существование в реальной, каждодневной действительности из-за недостаточной доказательной базы. Вопрос сотворения мира Богом является для данного рода людей открытым с верой в то, что в будущем возникнет настоящее знание в данной области.

Отличие атеистов от агностиков

Между людьми атеистических взглядов и агностиками в настоящей жизни действует весьма принципиальная разница. Причисляющий себя к верующим людям атеист полностью отрицает сотворение мира Богом, полагаясь исключительно на материальность окружающего пространства. Количество атеистов на планете не велико – всего около 70% от общего состава населения. Тем не менее учение агностиков набирает силу, постоянно включая в собственные ряды новых приверженцев.

Агностицизм подразделяется на 2 течения:

  1. Теологический.
  2. Научный.

Первый тип отделяет элементы мистического любой религии от культурно-этических составляющих. Чрезвычайно важными при этом в среде людей являются нормы морали и сложившегося поведения. Вера в сверхъестественные силы и потусторонний мир категорически не принимаются.

Научная или философская ветвь подразумевает не постижение и не составление конкретным лицом полной картины мира. По мнению агностиков, в природе не существует предмета или явления, способных до конца быть понятыми и интерпретированными человеческим сознанием, поскольку познание исходит лишь от личного опыта отдельно взятого индивидуума.